В феврале – начале марта очень интересно работает дирижер Владимир Юровский. Он проведет четыре совершенно разных концерта со своими двумя подопечными коллективами, и каждый из концертов заслуживает внимания.
Уже 4 февраля вместе с Госоркестром он показывает в Концертном зале имени П. И. Чайковского оперу Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» в рамках абонемента «Опера! Владимир Федосеев. Владимир Юровский». Заглавную партию в этой концертной версии оперы исполнит немецкая оперная звезда Мелани Динер, которая в 2012 блестяще спела Маршальшу на премьере «Кавалера розы» Рихарда Штрауса в Большом театре и до сих пор время от времени приезжает и радует поклонников. Также в концертном исполнении заняты ведущие молодые певцы из России и СНГ Ульяна Алексюк, Сергей Скороходов, Сергей Радченко, Александра Кадурина, Николай Борчев и др.
Следующая остановка Юровского и ГАСО – Зал имени С. В. Рахманинова в Филармонии-2, новом музыкальном пространстве Москвы в Олимпийской деревне. 8 февраля в их исполнении прозвучит музыка к балету «Лебединое озеро». Концерт приурочен к 140-летию первого исполнения нетленной партитуры Петра Ильича Чайковского, на протяжении полутора веков подвергавшейся по прихоти балетмейстеров и балерин купюрам и претерпевшей внутренние перестановки номеров, несогласованные, мягко говоря, с ее гениальным автором. Владимир Юровский сыграет балет для москвичей в первозданном виде. Для тех, кто не доедет до Олимпийской деревни 8 февраля, есть запасной вариант – 10 февраля те же исполнители повторят концерт в Светлановском зале Дома музыки.
22 февраля Владимир Юровский «переносится» в резиденцию на южном берегу Темзы – Королевский фестивальный зал лондонского Саутбэнк-центра, где выступит со своим вторым оркестром – Лондонскими филармониками. Этот концерт включен в программу проходящего в Саутбэнк-центре фестиваля «Вера и то, что за ее пределами» и называется «Памяти ангела» по ключевому произведению вечера, которое исполнит швейцарская скрипачка-виртуозка молдавского происхождения Патриция Копачинская. Одно из своих любимых и мастерски исполняемых произведений Патриция будет точно играть в экстравагантной манере босиком (ей так удобнее стоять), поскольку намерена весь вечер, посвященный реквиемным мотивам у ключевых композиторов XX века, оставаться на сцене: она примет также участие в исполнении Второй симфонии Эдисона Денисова и Пятнадцатой Шостаковича в качестве первой скрипки. Музыканты ее класса не часто вливаются в коллектив, с которым играют как солисты, но Копачинская всегда была особенной и чем дальше, тем выше ее командная солидарность с умными лидерами оркестра. Это точно будет выдающий концерт, который нужно услышать, так как Копачинская на бис сыграет, и Шостакович у Юровского должен получиться неординарным.
Четвертый концерт Владимира Юровского, который я рекомендую посетить, состоится 4 марта в том же зале на Темзе и он станет главным событием фестиваля «Вера и то, что за ее пределами». В Лондоне прозвучат монументальные «Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого. Они так редко исполняются в мире, что каждый раз воспринимается, как первый и как последний. Российская премьера, вообще, задержалась на пятьдесят лет – состоялась лишь в 2016, и неизвестно, когда будет повторение. Это произведение для солистов, чтеца, трех смешанных хоров, хора мальчиков и оркестра. С Лондонским филармоническим оркестром будут выступать Камерата Силезия, хор Польского радио, Варшавский хор мальчиков и отличные, знающие хорошо материал солисты: сопрано Элизабет Атертон, баритон Дитрих Хеншель и бас Томаш Конечны. Примечательный момент в этих «Страстях» — «болтливый» хор, участники которого по замыслу композитора переговариваются, шумят, свистят, словом делают все то, что делает обычно толпа. Идут «Страсти» полтора часа без антракта, слушаются на одном дыхании.
Для тех, кто собирается провести в Лондоне весь месяц, есть и другие предложения по концертам. 10 февраля за пульт Лондонского филармонического оркестра встанет молодой колумбиец Андрес Ороско-Эстрада, один из самых креативных и перспективных молодых дирижеров нашего времени. Он всегда далек от затертых трактовок популярных опусов и очень темпераментен. Ороско-Эстрада выступает в Королевском фестивальном зале на том же фестивале, что и Юровский, но в разделе «наука». Его концерт называется «Человек и сверхчеловек». Исполнять будут, естественно, «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, и не только. Еще потрясающие «Атмосферы» Лигети, понимание и интересное осмысление которых Ороско-Эстрада демонстрировал в Зальцбурге, Двадцать вторую симфонию Гайдна «Философ» и Концерт Пуленка для органа, литавр и струнного оркестра. Органист – Джеймс О’ Доннелл.
И другой концерт поблизости. 7 февраля израильский скрипач и маэстро Пинхас Цукерман продирижирует Королевским филармоническим оркестром, в котором служит в качестве резидентного дирижера. Программа концерта построена целиком на музыке Бетховена: откроется вечер увертюрой «Эгмонт», затем прозвучит Скрипичный концерт и Седьмая симфония. Не стоит удивляться или возмущаться, что скрипач-интеллектуал выбрал для концерта только хитовые сочинения. У него такой принцип работы – снимать «наросты» традиций с опусов, которые все знают наизусть. Если попадете на этот концерт, скорее всего не услышите ни привычных темпов, ни знакомых мелодий: Цукерман все поменяет – акценты, смыслы, даже громкость. Модифицировать последнюю — его особый конек. Когда он сыграет Скрипичный концерт, который у венского классика написался всего один, станет понятно, почему только один, и почему великий опус «провалился» на премьере, а после был поднят на пьедестал. Музыканта всегда сопровождает сосредоточенность, но не занудная, он будет и лукаво лицедействовать и отпускать музыкальные шуточки на любимой скрипке. Предсказать, какие именно (например, какие-нибудь непопулярные каденции подключит), невозможно, но они точно поднимут настроение.
Из Лондона отправимся в Рим, к тем счастливчикам, которые послушают и посмотрят «Трубадура» в Римской опере. Для них на полную мощность работают удобные и уютные (дерево и мягкие, пурпурного цвета кресла) залы Академии Санта Чечилия – красивейшего сооружения в пиниевом лесу, построенного в 2002 одним из создателей стиля хайтек гениальным Ренцо Пьяно, архитектором парижского Центра Помпиду. 23, 24, 25 и 26 февраля здесь гостит мадридский дирижер Пабло Эрас-Касадо. В Зале Санта Чечилия он дирижирует оркестром и хором Национальной академии Санта Чечилия. В программе оркестровый и хоровой хиты – 41-я симфония Моцарта «Юпитер» и «Хвалебная песнь» (она же Вторая симфония) Мендельсона. Концерты с участием Эрас-Касадо показаны тем, кто не любит слащавость в барочной музыке, помпезность в классицизме и романтические слезы. Испанский дирижер всегда рационален и даже расчетлив, его Моцарт, например, пророчит рождение Стравинского. Концерт 26 февраля – это матине, утренник, Моцарта сыграют без Мендельсона.
2, 3 и 4 марта Андрес Ороско-Эстрада встанет за пульт Оркестра академии. Он покажет, как и в Лондоне, хит Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», но вместо «Атмосфер» сыграет другой, не менее замечательный опус Дьёрдя Лигети – «Лонтано». А вместо концерта Пуленка прозвучит Второй фортепианный концерт Сен-Санса. Партия фортепиано – француз Бертран Шамайю. Сен-Санс входит в число самых часто исполняемых Шамайю композиторов, пианиста из Тулузы можно назвать специалистом в этой музыке.
И последняя информация нашего февральского анонса относится к самым консервативным слушателям. Для них имеются два концерта венского пианиста классического направления – Рудольфа Бухбиндера. Его Бетховен и Брамс всегда излучают спокойствие и безмятежность, внушают уверенность в себе и в завтрашнем дне. 11 февраля Бухбиндер дает сольный концерт в московском КЗЧ (Концертном Зале Чайковского). В программе произведения Баха, Бетховена и Шуберта. А 16 февраля он играет с Венскими филармониками в Большом зале Музикферайна. За пультом экс-шеф Венской Оперы Франц Вельзер-Мест, один из самых замечательных интерпретаторов музыки Белы Бартока. В первом отделении Бухбиндер играет Первый концерт Брамса, а во втором прозвучит Восьмая «неоконченная» симфония Шуберта и концертная сюита Бартока «Чудесный мандарин». Будет чудесно!
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»