«Крещенский фестиваль» в музыкальном театре «Новая Опера»

Театр Новая Опера

Один из ведущих столичных музыкальных театров – «Новая Опера» открывает календарный год традиционным «Крещенским фестивалем», который пройдет с 19 по 29 января 2023. Впервые он был проведен в 2005 году в память об основателе театра – дирижере Евгении Колобове. Смелый новатор и неутомимый энтузиаст, Колобов основал свою труппу в 1991 году, чтобы исполнять неизвестные и незаслуженно забытые сочинения. Благодаря интересному репертуару и высочайшему мастерству исполнителей «Новая Опера», обосновавшаяся в уютном здании в саду «Эрмитаж», за короткое время превратилась в культовое для театралов место.

«Крещенский фестиваль» – одно из главных событий театра, его визитная карточка. На протяжении почти двадцати лет он проходит ежегодно, и, следуя идеям Евгения Колобова, представляет новую музыку и новые форматы общения зрителей с исполнителями. Стартует музыкальный марафон по традиции в день рождения маэстро– 19 января.

В этом году афиша «Крещенского фестиваля» включает в себя семь музыкальных вечеров. Это российская премьера оперы современного композитора Джона Адамса «Доктор Атом», концертное исполнение всех опер Сергея Рахманинова, приуроченное к 150-летию со дня рождения композитора, хореографический спектакль «Терезин. Квартет» в исполнении танцоров Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина, а также концерты камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки.

Фестиваль откроется концертным исполнением знаменитой оперы Джона Адамса на либретто Питера Селларса «Доктор Атом». Мировая премьера произведения американского композитора-минималиста состоялась в опере Сан-Франциско в октябре 2005 года, а в июне 2007 года в Нидерландской опере в Амстердаме постановка впервые была представлена европейской публике. В России опера ранее никогда не звучала.

Действие «Доктора Атома» происходит накануне первого испытания атомной бомбы на полигоне в штате Нью-Мексико 16 июля 1945 года, а главным героем выступает реальное историческое лицо – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер. Американский профессор был широко известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. В основу либретто легли письма военного времени, мемуары, рассекреченные правительственные документы, петиции, произведения европейских поэтов. В звуковой палитре искусно переплелись голоса солистов, звучание оркестра, электронные шумы, такие как сирена или взлетающая ракета.

За дирижерский пульт в этот вечер встанет обладатель премии «Золотая Маска», один из ведущих российских дирижеров Андрей Лебедев. По его словам, Джон Адамс очень чутко уловил, как сочетать сугубо научную и общечеловеческую темы. Маэстро подчеркивает, что «Доктора Атома» «должен послушать каждый, поскольку в произведении заложена важнейшая тема предупреждения. Опера была написана в память о жертвах для того, чтобы такое больше никогда не повторилось».

В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова, и по случаю этой знаменательной даты в афишу «Крещенского фестиваля» включено концертное исполнение всех опер великого русского композитора. А их у Рахманинова четыре, и представлены они будут в два вечера. 22 января прозвучат «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Созданные одна за другой – в 1903 и 1904 годах, эти одноактные оперы были также впервые исполнены вместе на премьере в Большом театре в 1906 году. Оба произведения отличает краткость и сжатость формы, что было новаторством для оперной драматургии того времени. На написание «Скупого рыцаря» Рахманинова вдохновила одна из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, а основой для сюжета «Франческа да Римини» стала «Божественная комедия» Данте. «Скупого рыцаря» на фестивале представит дирижер «Новой оперы» Евгений Самойлов, а «Франческу да Римини» – дирижер Приморской сцены Мариинского театра Антон Торбеев.

27 января публика услышит «Алеко» и «Монну Ванну» – первый и последний опусы, написанные Рахманиновым в оперном жанре. Неоконченная опера «Монна Ванна» неизвестна широкой публике. Как полагают исследователи, это произведение по одноименной пьесе М. Метерлинка было задумано композитором в 1906 году. Но создан был лишь первый акт, и то без оркестровки. Ее сделал американский дирижер Игорь Букетов уже после кончины Рахманинова в 1943 году в США, куда композитор эмигрировал с семьей после революции 1917 года в России. Мировая премьера «Монны Ванны» состоялась в 1984 году в Нью-Йорке, а российская – в 2009 году в Москве. «Алеко» же, напротив, считается одним из самых популярных произведений композитора. Написанная по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», эта одноактная опера стала дипломной работой 19-летнего Рахманинова, когда тот в 1892 году оканчивал Московскую консерваторию по классу композиции. Опера, с ее сложной, насыщенной событиями драматургией, очень понравилась П. И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре в апреле 1893-го. Произведения прозвучат под управлением дирижеров «Новой Оперы» – Дмитрия Волосникова («Монна Ванна») и Александра Самоилэ («Алеко»).

Впервые в истории «Крещенского фестиваля» в его афишу включена хореографическая постановка. 28 января на сцене «Новой Оперы» покажут новый спектакль балетной труппы Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина «Терезин. Квартет». Это четыре одноактных балета, созданные молодыми, но успевшими получить признание хореографами, – Татьяной  Багановой, Алессандро Каггеджи, Максимом Петровым и Александром Сергеевым. Основой для спектакля стала музыка чешских композиторов Эрвина Шульгофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса, Ганса Красы. Все четверо были узниками нацистских концлагерей – таких как Терезиенштадт, расположившийся в годы Второй мировой войны в крепости Терезин, что в районе Литомержице в Чехии. По словам авторов постановки, внутри спектакля есть «четыре взгляда на одну очень сложную тему – тему надежды и отчаяния в жизни человека, и каждый хореограф по-своему эту тему раскрывает». Значимым смысловым элементом сценического действа является декорация из металлической сетки, созданная художницей Этель Иошпа. Также полноправным участником спектакля выступает струнный квартет солистов оркестра La Voce Strumentale, отвечающий за музыкальную составляющую. Московский показ приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста.

В программе фестиваля заявлены три концерта камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки. 21 января молодой дирижер Федор Безносиков представит камерную программу «На конец времени», озаглавленную по названию квартета Оливье Мессиана. Она прозвучит в формате «Перевернутого концерта»: и музыканты, и зрители располагаются на сцене, что создает совершенно особенное ощущение звука. Произведение, открывающее концерт – «Квартет на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, – имеет необычную историю. Оно было создано Мессианом в начале Второй мировой войны, когда композитор находился в плену в немецком лагере. Первыми, кто его услышал в январе 1941-го, были заключенные. Также будет исполнена Симфония №7 Антона Брукнера в переложении для камерного оркестра, которое впервые прозвучит на российской сцене. Дополнят концерт оркестровое сочинение Stille und Umkehr («Тишина и возвращение) Бернда Алоиса Циммермана и Струнный квартет №2 Джона Адамса.

26 января дирижер Мариинского театра Кристиан Кнапп презентует программу из произведений, связанных с образом Фауста. «История доктора Иоганна Фауста» для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра Альфреда Шнитке прозвучит в исполнении лауреата конкурса оперных певцов в Метрополитен-опера Андрея Немзера (контртенор) и солистов «Новой Оперы» –  Маргариты Некрасовой (контральто), Дмитрия Пьянова (тенор), Алексея Антонова (бас). Также зрители услышат «Песенки Маргаритки» Александра Локшина – одного из самых самобытных композиторов ХХ века, редко исполняемого в России. Он создал свой индивидуальный стиль, соединив современный музыкальный язык и классические традиции. «Песенки Маргаритки», которые называют кульминацией творчества Локшина, исполнит солистка «Новой Оперы» Мария Буйносова (сопрано).

В заключительный день фестиваля, 29 января, большую симфоническую программу представит двукратный обладатель премии «Золотая Маска», один из наиболее востребованных молодых дирижеров Филипп Чижевский. Его стилю присущи точность и и в то же время оригинальность исполнения музыкальных произведений. Маэстро также известен как основатель ансамбля Questa Musica, с успехом концертирующего на российской и зарубежной сценах. В «Новой Опере» Чижевский выступит впервые, продирижировав оркестровой фанфарой Джона Адамса «Tromba Lontana» для двух труб и оркестра, Концертом №1 для фортепиано с оркестром ре минор Иоганнеса Брамса и Симфонией №3 ре минор Антона Брукнера. В Первом фортепианном концерте Брамса солирует Алексей Мельников, победитель II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке.

Программа «Крещенского фестиваля» в Новой Опере с 19 по 29 января 2023

Дата

Событие

Жанр

Время

19 (чт)

«Доктор Атом» (российская премьера)
Композитор: Джон Адамс
Музыкальный руководитель и дирижер: Федор Леднев
Режиссер: Алексей Вэйро
Хормейстер: Юлия Сенюкова
Художник по свету: Майя Шавдатуашвили

опера в концертном исполнении

18.15

21 (сб)

«На конец времени». Перевернутый концерт
Дирижер: Федор Безносиков
Ведущий: Ярослав Тимофеев
В программе:
О. Мессиан. «Квартет на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1940–1941)
А. Брукнер. Симфония №7, переложение для камерного оркестра:
I и III части – Х. Эйслер, II часть – Э. Штайн, IV часть – К. Ранкл
(сочинение 1881–1883, переложение 1921)
Б.А. Циммерман. Stille und Umkehr («Тишина и возвращение»)
для оркестра (1970)
Дж. Адамс. Струнный квартет №2 (2014)

камерная музыка

20.00

22 (вс)

К 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова
«Скупой рыцарь»
Композитор: Сергей Рахманинов
Музыкальный руководитель и дирижер: Евгений Самойлов
Режиссер: Денис Петров-Жеребченко
«Франческа да Римини»
Композитор: Сергей Рахманинов
Музыкальный руководитель и дирижер: Антон Торбеев
Режиссер: Виктория Агаркова

оперы в концертном исполнении

18.15

26 (чт)

 «История доктора Иоганна Фауста». Кантата для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра, ор. 167 (1983)
Композитор: А.Г. Шнитке.
Дирижер: Кристиан Кнапп
Контратенор: Андрей Немзер
Контральто: Маргарита Некрасова
Тенор: Дмитрий Пьянов
Бас: Алексей Антонов
Сопрано: Мария Буйносова
«Песенки Маргариты» для сопрано и оркестра (1973). На стихи Бориса Пастернака (переводы «Фауста» И.В. фон Гете)
Композитор: А.Л. Локшин.
Дирижер: Кристиан Кнапп
Сопрано: Мария Буйносова

вокальная музыка

18.15

27 (пт)

К 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова
«Монна Ванна»
Композитор: Сергей Рахманинов
Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Волосников
Режиссер: Анна Левичева
«Алеко»
Композитор: Сергей Рахманинов
Музыкальный руководитель и дирижер: Александр Самоилэ
Режиссер: Марианна Автандилова

оперы в концертном исполнении

18.15

28 (сб)

«Терезин. Квартет». Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Ганс Краса. Тема и вариации для струнного квартета (Квартет №2)
Хореограф: Татьяна Баганова
Эрвин Шульгоф. Пять пьес для струнного квартета
Хореограф: Александр Сергеев
Гидеон Кляйн. Партита для струнных
Хореограф: Максим Петров
Павел Хаас. Струнный квартет №3
Хореограф: Алессандро Каггеджи
В спектакле участвует струнный квартет солистов оркестра La Voce Strumentale: Кристина Траулько, Мария Балабух, Мария Евдокимова, Анна Прохорова.

балет

19.15

29 (вс)

«Адамс, Брамс, Брукнер»
Дирижер: Филипп Чижевский
В программе:
Дж. Адамс. Tromba Lontana для двух труб и оркестра
Солисты: Иван Буланкин, Дмитрий Синчинов
И. Брамс. Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор, ор. 15
Солист: Алексей Мельников
А. Брукнер. Симфония №3 ре минор

симфоническая музыка

17.15

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона