Знаковый хореограф XX века, выдающийся теоретик танца, законодатель новой европейской танцевальной парадигмы Морис Бежар (1927-2007) хорошо известен российскому зрителю. Его балеты – эталон технически и концептуально насыщенного современного танца и одновременно чуткий рефрен старой школы. Именно на ее идеалах был взращён гений Бежара: его учителями были две звезды, две жемчужены Императорского балета – Любовь Егорова и Ольга Преображенская. Петербургская академическая техника, исключительное знание классического балета и чуткость к новым танцевальным тенденденциям слились в душе второго Великого марсельца, предвещая культурные открытия европейской сцены.
Самым известным из них становится новое прочтение «Болеро» Равеля (1961), определившее хореографический облик этого сюжета. Этот бессмертный балет – дань модернистской свободной пластике, заложенной Айседорой Дункан и до последнего своего предела раскрытой Бежаром и плеядой великих исполнителей XX-XXI веков, среди которых в первую очередь стоит назвать Сьюзен Фарелл, Майю Плисецкую, Хорхе Донна, Сильви Гиллем, Диану Вишневу. Этот спектакль – путь от последней культурной гармонии к ее диссонансному финалу, ведущий не только босоногого исполнителя, но и зрителя и всю балетную культуру к новому языку, к новой сценической вербальности, чей лексикон был развит Бежаром в пространстве его театра.
На протяжении второй половины XX века Бежар регулярно обращается к русскому наследию. В его коллективах проходят примьеры «Жар Птицы» (1950), «Весны Священной» (1959), «Петрушки» (1977). Ушедший век венчался новой хореографией «Щелкунчика» (1998), вставшей в один ряд с версиями мастеров балетного постмодерна.
Последними знаковыми спектаклями Мориса Бежара стали «Брель и Барбара» (2001) и «Заратустра» (2006). Их концептуальная наполненность стала маяком для труппы мастера после его смерти.
Жиль Роман (Gil Roman) – ученик Бежара, артист балета, танцевавший практически во всех спектаклях своего учителя – в декабре 2007 года становится художественным руководителем лозаннской труппы. Его целями, определяющими настоящее коллектива, становится сохранение богатого наследия, создание новых спектаклей, по духу продолжающих и дополняющих бежаровскую хореографическую мысль. Визионерское сознание Жиля Романа полнее всего проявилось в его балете «Синкопа» (2007), ставшем визитной карточкой коллектива, отображая не только переломный для театра момент, но и дух современной эпохи.
Сегодня Балет Мориса Бежара в Лозанне (Béjart Ballet Lausanne) – это созвездие балетных звезд, таких как Жюльен Фавро, Элизабет Рос, Лиза Кано, Габриэль Аренас Руис. Каждый год под руководством Жиля Романа появляются минимум два спектакля, качественно отточенных и потрясающих мировую общественность.