«Метрополитен-опера» (Metropolitan Opera) — ведущий оперный театр в США (Нью-Йорк). Открыт в 1883 году спектаклем «Фауст». В зале театра 3625 мест. Сезон — с сентября по апрель. С 1966 года театр функционирует в новом здании «Линкольн-центра» (к открытию была приурочена мировая премьера оперы Барбера «Антоний и Клеопатра»). Интерьер театра украшают фрески Марка Шагала. В начале своей деятельности театр ставил преимущественно Вагнера; значительную роль на этом этапе сыграл дирижёр Дамрош, руководитель немецкой труппы театра в 1884–1891 гг. В 1908–1910 гг. здесь работал Малер. Среди его постановок «Пиковая дама» (1910, первая русская опера, шедшая в «Метрополитен-опера»). В 1908–1935 гг. директором «Метрополитен-опера» был Гатти-Казацца. Художественным руководителем театра в 1908–1915 гг. был Артуро Тосканини.
В 1910-х в театре утвердилась традиция ставить оперы на языке оригинала. Успешно развивалась деятельность «Метрополитен-опера» под руководством Бинга (1950–1972), впервые пригласившего в театр негритянских солистов (первой была М. Андерсон, исполнившая в 1955 году партию Ульрики в опере «Бал-маскарад»). В 1975–1985 гг. директором театра был Э. Блисс, с 1990-го — Й. Вольпе. Среди ведущих дирижёров, выступавших на сцене «Метрополитен-опера», — Бернстайн, Вальтер, Караян, Лайнсдорф, Митропулос, Стоковский, Гергиев и многие другие. С 1975 года бессменным главным дирижёром (а с 1986-го и художественным руководителем) является Ливайн, сменивший на этом посту Кубелика (1972–1975).
В «Метрополитен-опера» выступали выдающиеся певцы: Альбани, Зембрих, Имс, Мелба, Я. и Э. де Решке и другие (на рубеже XIX и XX веков). Солистом театра с 1903 года был великий Карузо, который закончил карьеру певца здесь же. В первой половине XX века в «Метрополитен-опера» пели Галли-Курчи, Дестинова, Джильи, Мельхиор, Пинца, Руффо, Тиббет, Флагстад и другие. Здесь же получили известность американские певцы Варни, Стибер, Такер. Во второй половине XX века на сцене театра выступали Бастианини, Гобби, Каллас, Гедда, Гяуров, Дель Монако, Доминго, Кабалье, Лондон, Б. Нильсон, Паваротти, Л. Прайс, Сазерленд, Силс, Скотто, Тебальди, Шварцкопф и другие. В «Метрополитен-опера» пели многие выдающиеся мастера русского вокала, в том числе Литвин (с 1896), Шаляпин (1908), из советских певцов середины XX века отметим Вишневскую (1961), Биешу (1971). В 90-е годы и в начале XXI века в «Метрополитен-опера» выступают Горчакова, Бородина, Раутио, Лейферкус, Чернов и другие.
Среди известных постановок, осуществленных в «Метрополитен-опера», — мировые премьеры оперы Пуччини «Девушка с запада» (1910), цикла одноактных опер «Триптих» (1918), оперы Гранадоса «Гойески» (1916) и другие. В 1913 году Тосканини осуществил постановку «Бориса Годунова». Отметим также «Воццека» Берга (1959), «Турандот» (1961), «Волшебную флейту» (1967), «Троянцев» Берлиоза (1973), «Манон Леско» (1980), «Любовный напиток» (1991) и другие. Здесь прошли премьеры ряда опер американских композиторов, среди них заметным явлением стали спектакли «Ванесса» Барбера (1958), «Эйнштейн на пляже» и «Путешествие» Гласса (1976, 1992), «Призраки Версаля» Д. Корильяно (1991) и другие. Важной страницей в истории театра стало сотрудничество с ним в 1924–1931 гг. крупного русского художника С. Судейкина, оформившего здесь оперы «Соловей» Стравинского (1925), «Волшебная флейта» (1926), «Миньон» Тома (1926), «Садко» (1929), «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского (1930).
«Метрополитен-опера» — один из крупнейших негосударственных оперных театров, он создан на средства акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». В деятельности театра значительную роль играет спонсорство коммерческих фирм и частных лиц.