Предлагаем вашему внимание обзорную статью, посвященную музыкальным и театральным фестивалям, которые пройдут весной и летом 2021 года в Новосибирске, Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге
Транссибирский Арт-Фестиваль
VIII Транссибирский Арт-Фестиваль, возглавляемый скрипачом Вадимом Репиным, состоится с 25 марта по 26 апреля. Одна из традиций фестиваля – премьеры сочинений композиторов-современников. На открытии 25 марта (Государственный концертный зал им. А.М. Каца, г. Новосибирск) впервые в России прозвучит Концерт для двух скрипок с оркестром «Shadow walker» Марка-Энтони Тёрниджа (2017). Партитура посвящена художнику Марку Уоллингеру, ее название – «Идущий в тени» – заимствовано у одной из его видеоработ, героем которой стала тень художника, а темой – исследование аспектов идентичности. Мировую премьеру концерта в 2017 году осуществили Вадим Репин, Дэниэл Хоуп и Стамбульский филармонический оркестр «Борусан» под управлением Саши Гетцеля. Российскую премьеру представит художественный руководитель Транссиба Вадим Репин и дебютантка Фестиваля, победительница Международного конкурса им. Иоахима и обладательница третьей премии Международного конкурса им. Чайковского Александра Конунова. За пульт Новосибирского академического симфонического оркестра встанет латвийский дирижер Андрис Пога. В программе также прозвучат Увертюра к опере Вебера «Оберон» и Первая симфония Брамса.
4 апреля в ГКЗ им. А.М. Каца (г. Новосибирск) мировая премьера сочинения «Тобольские царевны» новосибирского композитора Елены Демидовой состоится под управлением молодого дирижера, стремительно восходящей звезды Казуки Ямады. В программе вечера Скрипичный концерт № 1 Сергея Прокофьева, сольную партию в котором исполнит художественный руководитель фестиваля Вадим Репин, и Симфония № 4 («Романтическая») Антона Брукнера.
Постоянный гость фестиваля – «романтический герой современного фортепиано» Николай Луганский 6 апреля выступит с сольным концертом из произведений Бетховена и Рахманинова, а 8 апреля исполнит Второй концерт для фортепиано с оркестром Брамса вместе с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Томаса Зандерлинга. Оба концерта пройдут в ГКЗ им. А.М. Каца (г. Новосибирск)
Среди участников фестиваля Пабло Феррандес и Денис Кожухин – музыканты, входящие в мировую исполнительскую элиту. В числе недавних дебютов Пабло Феррандеса – виолончелиста, играющего на инструменте работы Страдивари, – выступления с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля, Симфоническим оркестром Баварского радио и Даниэле Гатти. Пианиста Дениса Кожухина в этом сезоне ждут выступления на престижных площадках Европы и США. Концерты с их участием состоятся 29 марта (Ордынский РДК, р.п. Ордынское), 31 марта (Дворец культуры «Молодость», г. Искитим), 1 апреля (Малый концертный зал филармонии, г. Красноярск) и 2 апреля (Государственный концертный зал им. А.М. Каца, г. Новосибирск).
15 апреля в ГКЗ им. А.М. Каца (Новосибирск) Новосибирский симфонический оркестр под управлением знаменитого маэстро Шарля Дютуа исполнит программу, в которой переплелись традиции Старого и Нового света. Солист – пианист Николас Ангелич концертирует на лучших сценах мира, выступая в ансамбле с такими музыкантами, как Марта Аргерих, Йо-Йо Ма, Готье и Рено Капюсоны, Максим Венгеров и многими другими. В программе: Барбер – «Адажио», Бетховен – Концерт для фортепиано с оркестром № 2, Дворжак – Симфония №9.
19 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского (г. Москва) в рамках фестиваля выступят Вадим Репин, Николас Ангелич и французский «Модильяни-Квартет», созданный в 2003 году четырьмя выпускниками парижской консерватории. Участники Модильяни-квартета играют на выдающихся старинных итальянских инструментах: Филипп Бернар – на скрипке работы Джованни Батиста Гваданьини 1780 года, Луи Рио – на скрипке работы Алессандро Гальяно 1734 года, Лоран Марфэн – на альте работы Луиджи Марианни 1660 года, Франсуа Киффе – на виолончели работы Матео Гоффриллера 1706 года. У программы концерта французская атмосфера: прозвучат произведения Дебюсси, Равеля и Шоссона.
Присоединяясь к чествованию мастера танго Астора Пьяццоллы в год 100-летия со дня его рождения, Транссибирский Арт-Фестиваль представит программу ансамбля «Пьяццолла-studio», созданного в 1993 году по инициативе одного из крупнейших современных баянистов Фридриха Липса. Концерты состоятся 23 апреля в концертном зале ДК «Родина» (г. Бердск) и 24 апреля в Камерном зале филармонии (г. Новосибирск).
На закрытии фестиваля 26 апреля в ГКЗ им. А.М. Каца (г. Новосибирск) впервые совместно выступят оркестры Новосибирской филармонии и Мариинки под управлением маэстро Валерия Гергиева. Прозвучат сочинения двух великих симфонистов: Концерт для скрипки с оркестром №1 Шостаковича и Седьмая симфония Густава Малера.
30 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского (г. Москва) состоится заключительный концерт фестиваля. Вадим Репин (скрипка) и Российский национальный молодежный симфонический оркестр выступят под управлением Шарля Дютуа. Публику ждет яркая программа: Берлиоз – Увертюра «Римский карнавал», Брух – Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль-минор, Стравинский – «Жар-птица» (оригинальная версия 1910 г.).
Фестиваль «Виртуозы Флейты» & «Северная Лира»
С 7 по 12 апреля в Концертном зале Мариинского театра пройдет фестиваль «Виртуозы Флейты» & «Северная Лира» 2021. До пандемии фестивали под названиями «Виртуозы флейты» и «Северная лира» проводились ежегодно независимо друг от друга. В этом году их инициаторы – артисты оркестра флейтист Денис Лупачев и арфистка Софья Кипрская объединили свои усилия.
На фестивале выступят солисты оркестров Большого театра, «Новой оперы», Национального филармонического оркестра России и других признанных коллективов. Среди участников выдающиеся флейтисты (София Виланд, Денис Лупачев, Александр Маринеску, Максим Рубцов) и виртуозы арфы (Софья Кипрская, Елизавета Александрова, Андрес Измайлов, Артемий Измайлов, Елена Класс).
Пять концертов фестиваля охватывают музыку разных эпох – от барочных партитур до современных произведений. двойного фестиваля пять вечеров. На открытии и закрытии флейтисты и арфисты будут играть в сопровождении оркестра. В трех камерных программах прозвучат фантазии на оперные темы и джазовые транскрипции, из раритетов – пьесы из императорских нотных собраний, которые хранит библиотека Российского института истории искусств. Специально для фестиваля были заказаны и написаны новые произведения.
Платоновский фестиваль искусств в Воронеже
XI Платоновский фестиваль искусств в Воронеже представит российскую программу с 16 апреля по 20 июня. События форума ежегодно посещают порядка 100 000 зрителей из разных городов, а федеральные СМИ и туристические рейтинги называют Воронеж в период проведения фестиваля одной из культурных столиц страны.
16 и 17 апреля зрители увидят балет Большого театра России «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке французского хореографа Жана-Кристофа Майо, художественного руководителя Балета Монте-Карло. Труппа Большого театра впервые выступит в Воронеже, показы пройдут на сцене Воронежского театра оперы и балета. Спектакль уже побывал в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и многих других мировых столицах, где прошел с огромным успехом.
Музыкальная программа фестиваля откроется 5 июня в Воронежской филармонии сольным концертом пианиста Николая Луганского. В программе – произведения Бетховена, Глазунова, Дебюсси.
18 июня в филармонии американский виолончелист Златомир Фанг сыграет с российским пианистом Алексеем Мельниковым. Фанг – самый молодой лауреат Первой премии по специальности «виолончель» в истории Конкурса им. П. И. Чайковского. Мельников — яркий представитель поколения молодых российских пианистов, Лауреат III Премии Международного Конкурса им. П. И. Чайковского в 2019 году. В программе концерта произведения Франка, Яначека и Рахманинова.
Еще один фортепианный концерт даст Сергей Тарасов 19 июня в концертном зале Воронежской филармонии. Прошедший сезон для него ознаменовался выступлениями в концертных залах Южной Кореи и Европы, включая участие в VI Международном фортепианном фестивале имени А. Рубинштейна в Лодзе. Пианист исполнит сочинения Шопена, Шуберта, Мусоргского.
20 июня в завершение летней программы фестиваля на сцене Воронежской филармонии выступит дуэт Вадима Холоденко (фортепиано) и Алены Баевой (скрипка) с произведениями Шуберта, Шумана и Респиги. Вадим Холоденко входит в число топовых пианистов современности, он лауреат огромного количества престижных конкурсов, снискавший всемирную славу, получив I премию и золотую медаль на Конкурсе пианистов имени Вана Клиберна в 2013 году. Алена Баева — одна из ярчайших звезд нового поколения российского исполнительского искусства. Безупречная техника и выразительная фразировка сделали ее международной знаменитостью. Она выступала на фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Виртуозы XXI века» (Нью-Йорк), «Академия Сейдзи Озавы» (Швейцария), фестивале в Ментоне (Франция), осуществила ряд фондовых записей на радио и телевидении Европы, Израиля, Японии, Португалии, России и США. Летом 2020 на фирме «Мелодия» вышел новый альбом Алены Баевой с концертами Мендельсона и Шумана, записанный с оркестром «Персимфанс». Выступления дуэта Баева-Холоденко отличают юмор, нежность и эмоциональность.
Одно из главных событий театральной программы фестиваля – спектакль «Братья Карамазовы» Малого драматического театра – Театра Европы в постановке Льва Додина, которая готовилась четыре года. «…Достоевский не рассказывает о человеке, не описывает человека, даже не изучает человека, он блуждает по человеку в ошеломлении восторга и ужаса, восторженного ужаса и ужасного восторга. Мы несколько лет блуждали следами Достоевского, и сегодня делимся блужданиями по Карамазовым, по жизни, по Достоевскому, по самим себе…» – отмечает режиссер. Показы состоятся 18 и 19 июня в Театре драмы им. А. Кольцова.
Впервые в Платоновском фестивале примет участие театр «Школа современной пьесы» (Москва). 9 и 10 июня в Воронежском концертном зале состоится спектакль «Все тут.» Дмитрия Крымова. Режиссер использует пьесу Торнтона Уайлдера «Наш городок» как отправную точку для погружения в прошлое и новой встречи со своими великими родителями – режиссером Анатолием Эфросом и театральным критиком Натальей Крымовой. Американский спектакль по этой пьесе Дмитрий Крымов видел вместе со своими родителями в 1975 году, и это стало для него мощнейшим впечатлением, во многом определившим выбор профессии. Критики сравнивают спектакль Крымова с «Амаркордом» Феллини – это исповедь художника, пропитанная светлой грустью по невозвратному, нежная клоунада сквозь слезы.
15 и 16 июня в Воронежском концертном зале зрители увидят новый спектакль Юрия Бутусова «Сын» (Российский академический Молодежный театр) – один из 10 лучших спектаклей 2020 года, по версии Ассоциации театральных критиков. Режиссер представляет свое прочтение пьесы, замыкающей трилогию французского драматурга Флориана Зеллера «Мать», «Отец», «Сын». Нашедший свой ключ к Шекспиру, Брехту, Чехову, Ибсену Бутусов ищет человеческое содержание и глубину, обращаясь на этот раз к современному материалу.
Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова
Одно из самых крупных и многообещающих событий этого лета – Чеховский фестиваль – состоится в Москве с 14 мая по 17 июля. Чеховский должен стать первым масштабным международным событием посткарантинной эпохи: в программе фестиваля коллективы из Испании, Италии, Индии, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Китая, Австралии и Грузии – настоящее воссоединение мирового театрального пространства.
Двухмесячный марафон откроется 14 и 15 мая на сцене зала Зарядье жизнеутверждающей ораторией Й. Гайдна «Сотворение мира» в постановке каталонской команды «Фура дельс Баус». Режиссер Карлуш Падрисса в 2009 ставил «Троянцев» Берлиоза под музыкальным руководством Валерия Гергиева в Мариинском театре. «Сотворение мира» – оратория XXI века, эпохи высоких технологий и колоссальных мультимедийных возможностей. В масштабном действе об истории создания Вселенной примут участие Государственный симфонический оркестр имени Евгения Светланова и Московский хор под управлением Владимира Минина, а на сцене возникнут гигантские марионетки, огромные гелиевые шары и тысячелитровый аквариум.
18 и 19 мая на сцене Московского драматического театра им. А. С. Пушкина итальянская компании Умберто Орсини представит чеховский «Вишневый сад». Режиссер и сценограф Алессандро Серра относится к русскому классику со священным трепетом. Чеховский «Вишневый сад» режиссер называет «самой большой партитурой душ», так и не воплощенной в музыке. В прошлом году «Вишневым садом» Серры с большим успехом открылась Венецианская биеннале.
Впервые в Москве выступит коллектив известной индийской танцовщицы и хореографа Адити Мангалдас с танцевальным спектаклем «Жизнь» (21, 22, 23 мая, на сцене Театра им. А.С. Пушкина). Мангалдас работает в технике древнего танца катхак, соединяя его с современной хореографией. Постановка, которую привезут в Москву, состоит из двух частей: спектакль-путешествие «Прерван_ная жизнь» и «Праздник жизни» – традиционный катхак в виртуозном и блестящем исполнении. «Мой танец – это праздник, и начинать радоваться надо прямо сейчас, несмотря на тот ужас, в котором оказался мир», – считает Мангалдас.
27, 28, 29 мая на сцене Театра им. Моссовета выступит компания «Ноизм Ниигата» японского хореографа Дзё Канамори. Название труппы означает отказ от всевозможных рамок и «-измов», а еще отсылает к традиционному театру «Но». Впервые Чеховский фестиваль представил спектакль «Ноизма» российскому зрителю в 2007, и с тех пор Канамори стал амбассадором японского современного танца в России. В этом году компания покажет три спектакля Канамори: его авторскую версию «Весны священной» Стравинского, балеты «Последняя роза лета» на музыку немецкого композитора Фридриха фон Флотова и «Фратрес III» на музыку Арво Пярта.
Испанская «Компания Патрисии Герреро» покажет «Антиутопию» — спектакль о женской силе и уязвимости (27, 28, 29 мая, на сцене Театра «Геликон-опера»). Хореографом и исполнительницей главной роли станет сама Патрисия Герреро, которую называют «бриллиантом» молодого поколения фламенко.
Лондонский театр «Сэдлерс Уэллс» привезет спектакль знаменитого хореографа-экспериментатора Сиди Ларби Шеркауи «Сутра» (1, 2, 3, 4, 5 июня на сцене Театра им. Моссовета). В завораживающем шоу сойдутся Европа и Азия: свое танцевально-боевое искусство продемонстрируют настоящие монахи из храма Шаолинь в декорациях британского скульптора-монументалиста Энтони Гормли, а музыку к спектаклю создал молодой польский композитор Шимон Бржоску.
Гамбургский театр «Талия» представит спектакль «Гамлет» Йетте Штекель. Показы пройдут 9 и 10 июня на сцене Театра им. Моссовета. На Чеховском фестивале 2019 года спектакль Йетте Штекель «Буря. Колыбельная для страждущих» стал открытием, как и сама персона режиссера. О «Гамлете» Штекель говорит: «Мы давно мечтали об этой постановке, и, думаю, не нужно объяснять почему. Пьеса полна сюжетов и противоречий, как и сама жизнь. Открою вам только один секрет – та самая “Мышеловка”, что должна была служить королю Клавдию зеркалом, – то есть, “театр в театре”, – в нашем случае сама пьеса “Гамлет”. Иными словами, Гамлет играет у нас в “Гамлете”». В «Гамлете», как и в «Буре» режиссер использовала новый перевод Шекспира, который выполнил ее отец, режиссер Франк-Патрик Штекель.
С 13 по 18 июня 2021 года также на сцене Театра им. Моссовета будет показан спектакль «Фолия», поставленный хореографом Мурадом Мерзуки (французская компания «Анкор эн тур»). Фолия, что в переводе значит «безумие» – удивительный феномен в истории музыки. Эта простая мелодия подарила вдохновение более чем полутора сотням композиторов: от Люлли, Вивальди, Баха, Бетховена, Грига, Листа и Рахманинова до Вангелиса и Майкла Наймана. В постановке Мерзуки соединил барочные мелодии с электронной музыкой, хип-хопом, современным и классическим танцем.
Компания «Чжао Лян Арт» 20, 21, 22 июня покажет на сцене Театра им. Моссовета спектакль «Чайное заклинание». Чжао Лян – молодой китайский художник и хореограф, известный своими пластическими перформансами и спектаклями, соединяющими древние китайские традиции сценического движения и боевых искусств. Изысканная постановка вдохновлена созерцанием старинного чайного сервиза, обнаруженного при раскопках в храме эпохи династии Тан. «Чайный церемониал подобен искусству, – говорит хореограф. – Он преодолевает языковые барьеры и границы государств. Время для чая – это время бесед, уединения и постижения глубинной сути мира. Надеюсь, что наше «Чайное заклинание» напомнит вам глоток хорошего китайского чая».
30 июня, 1 и 2 июля на сцене Театра им. Моссовета грузинский Национальный театр им. Шота Руставели представит свою недавнюю премьеру «Конец игры». Это третье обращение «шекспировского» режиссера Роберта Стуруа к пьесам Сэмюэля Бэккета. Стуруа еще в 2003 году, когда на Чеховском фестивале показывали его «Последнюю запись Крэппа» и «В ожидании Годо», признавался, что считает Бэккета поэтом, на чье творчество сильно повлиял Шекспир. Пьесы Бэккета в интерпретации грузинского режиссера-философа приобретают шекспировскую силу и масштаб. Спектакль «Конец игры» рассказывает о последних минутах существования мира, когда глобальная катастрофа уничтожила цивилизацию, оставив в живых лишь четырех человек. Спектакль посвящен памяти выдающегося композитора Гии Канчели, многолетнего соавтора и друга Роберта Стуруа – музыка Канчели будет сопровождать действие.
Фестиваль завершится 14, 15, 16, 17 июля на сцене Театра им. Моссовета акробатическим шоу «Высокое плато» французской труппы «Руки, ноги и голова тоже». Почти двадцать лет акробат и режиссер Матюрен Болз создает великолепные спектакли. Его фантазия позволяет из любого невыразительного бытового предмета – веревка, стул, занавеска, пылесос – извлечь бесчисленное количество сценариев. «Вы увидите здесь полет поэзии и акробатический полет, который с изяществом разыгрывается в безвоздушном пространстве» – обещает режиссер, призывающий зрителя преодолеть рамки бытового и взлететь к небу и звездам.
Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»