Концертная жизнь в Лейпциге, Дрездене, Вене, Баден-Бадене и Москве в июне 2017
С одной стороны, в июне заканчивается действие традиционных сезонных афиш и графиков передвижения музыкантов по музыкальным городам Европы, и еще можно успеть посетить многие концерты в обычном для себя режиме, с другой, уже чувствуется фестивальное настроение, когда филармонические залы больших городов будут пустовать, а меломаны заполнят свои любимые фестивальные Мекки. В июне продолжается Дрезденский музыкальный форум и проходит фестиваль Баха в Лейпциге. Оба форума стоят и отдельного посещения, и серьезной длительной остановки во время путешествия по Восточной Европе. Напомню, что до Лейпцига удобно ехать из Берлина, Праги и Дрездена.
Фестиваль в Лейпциге в этом году проводится с особым размахом в связи с 500-летием Реформации, внутри движения которой Бах выделяется как один из главных музыкальных идеологов. Основной фестивальной площадкой считается Церковь Святого Фомы – сегодня это большой, удобный и акустически правильный концертный зал, в прошлом (1723-1750) – место службы И. С. Баха. В этом году фестиваль длится 10 дней с 9 по 18 июня и называется он «Прекрасная новая песня. Музыка и реформация». Запланировано очень много концертов – по нескольку в день, мы остановимся только на ключевых событиях, когда выступают особо почетные гостевые музыканты и ансамбли. Два интересных концерта пройдут уже 9 июня. Концерт-открытие (17.00) состоится в Церкви Святого Фомы при участии знаменитого Томанерхора (хора мальчиков церкви Св. Фомы), также хора учащихся школы при этой церкви, которой когда-то руководил Бах, солисты, фестивальный генделевский оркестр из Халле, клависинистка и два органиста. Руководитель – кантор церкви св. Фомы Готхольд Шварц (он и занимает сейчас место, которое 250 лет назад занимал Бах). В программе 2 кантаты Баха, его Прелюдия и фуга фа мажор и Вторая симфония Мендельсона. А в 21.00 самый экстравагантный американский органист Камерон Карпентер выступит на площади (Markt) в режиме open air (вход бесплатный). На специально сооруженной сцене он будет играть свободную программу на своем великолепном переносном органе, с которым он традиционно путешествует по миру. 10 июня в субботу весь день будут один за другим играться отличные концерты, но вечером нужно выбирать, куда отправиться. Выбор трудный: в 20.00 в Церкви Св. Фомы с программой «Праздничные мессы» (авторства Баха) выступают гости из Швеции – Дроттнингхольмский барочный оркестр, камерный хор Эрика Эриксона и солисты, а в Большом зале Гевандхауса в те же 20.00 солисты, оркестр и хор Гевандхауса, хор Монтеверди под управлением сэра Элиота Гардинера исполняют произведения Николаи, Мендельсона, Брамса и Вагнера. И совсем вечером после одного из этих двух концертов можно успеть в Церковь св. Николая (Николайкирхе), известную тем, что в школе при церкви учился Рихард Вагнер, и послушать пять григорианских гимнов в их оригинальном виде и затем в транскрипции Мартина Лютера. 11 июня в Большом зале Гевандхауса в 20.00 состоится второй концерт с участием солистов, хора Монтеверди, оркестра English baroque soloists и Гардинера. Программа называется «Кантаты реформации» (Шютц и Бах). 13 июня (20.00) в Большом зале Гевандхауса отмечают 450 лет со дня рождения Клаудио Монтеверди концертным исполнением «Орфея». Оперу исполнят силами Королевской капеллы Каталонии и ансамбля старинных инструментов Le Concert des Nations под руководством Жорди Саваля. В роли Орфея выступит французский баритон Марк Мойон. 16 июня в 20.00 в Церкви Св. Фомы будут исполнены Страсти по Иоанну. Участвуют солисты, Фрайбургский барочный оркестр и Томанерхор. Руководитель Готхольд Шварц. 17 июня в Церкви св. Николая (20.00) пройдет 106-й концерт фестиваля под названием «Сладкое слово – кантаты для Троицы». Прозвучат хоралы Баха в исполнении двух солистов и коллектива из Испании Al Ayre Español / Vozes del Ayre под руководством клавесиниста Эдуардо Лопес Бансо. И заключительный 120-й концерт фестиваля состоится в Церкви Св. Фомы в 18.00. Прозвучит Месса си минор в исполнении оркестра Гевандхауса под управлением Герберта Бломстеда, камерного хора Дрездена и солистов (Кристина Ландсхамер, Элизабет Кульман, Вольфрам Латтке и Лука Пизарони).
Слушание Баха в Лейпциге очень удобно сочетать с концертами Дрезденского музыкального фестиваля, который начался еще в мае и продлится до 18 июня. В настоящий момент Культурный дворец уже открылся после реконструкции, его обновленная акустика протестирована техническими специалистами, журналистами и зрителями. Она признана вполне удовлетворительной, поэтому, если есть возможность посетить фестиваль, который проходит в 40-й раз, бояться былой неуютности зала больше не надо. 4 июня (20.00) там выступает Симфонический оркестр радио Германии вместе с шефом Андресом Ороско-Эстрадой (в прошлом этот выдающийся коллектив, существующий с 1929 года, возглавляли Элиаху Инбал и Пааво Ярви). Солист – Леонидас Кавакос, он исполнит Скрипичный концерт Брамса. Также в программе «Лонтано» Лигети и «Весна священная» Стравинского. Очень хорошая возможность протестировать знаменитый франкфуртский оркестр с его молодым маэстро из Колумбии в столь разнообразной и интересной программе. 10 июня (20.00) во Фрауэнкирхе Вальтрауд Майер споет «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса в сопровождении фестивального оркестра, руководимого Айвором Болтоном. Кроме того в программе заявлены Героическая (Третья) симфония Бетховена и увертюра Вагнера к «Риенци». Оркестр интересно устроен – часть музыкантов играют на обычных инструментах, часть на исторически информированных и многие из них вне фестивального времени являются руководителями групп инструментов в лучших европейских оркестрах. 13 июня (20.00) во Дворце Большого парка выступает испанский Квартет Казальса. Прозвучат струнные квартеты Моцарта, Бартока и Бетховена. В живописно руинированном дворце сохраняется акустика, идеальная для исполнения камерных произведений, и нет эффекта эхо, как в старых церквях. Финальный концерт-закрытие пройдет 18 июня (20.00) во Культурном дворце. Фестивальный оркестр под руководством Болтона, дополненный молодыми музыкантами из фестивальной академии «Богема 2020», исполнит в концертной форме оперу «Леонора» Бетховена, чтобы еще лучше явить публике возможности новообретенного зала. Среди солистов появятся Эрик Калтер (Флорестан), Мириам Кларк (Леонора), Михаэль Купфер-Радецки (Дон Пизарро).
Среди фестивальных городов июня значится также Баден-Баден. В рамках Троицына фестиваля 1 июня в Фестшпильхаусе сольный концерт дает венгерский пианист Андраш Шифф. В двух отделениях он играет пьесы Баха и Бартока, и уже известны «бисы» — это «В тумане» Яначека и Фантазия до мажор Шумана. 3 июня (18.00) пройдет концертное исполнение первой части вагнеровской тетралогии – «Золота Рейна». Свое прочтение культовой оперы покажут Томас Хенгельброк и руководимый им Симфонический оркестр северогерманского радио, который теперь называется оркестр Эльбской филармонии (Гамбург). Солисты заняты первоклассные. Вотана поет Михаэль Фолле, Фрику Катарина Карнеус, Йоханес Мартин Крэнцле выйдет в роли Альбериха, Даниэль Беле в роли Логе. 5 июня (18.00) Троицын фестиваль завершается уникальным в своем роде концертом Анне-Софи Муттер и ее виртузов (точное название гастролирующего ансамбля струнников «Виртуозы Муттер»), к которым присоединяется наш соотечественник Даниил Трифонов. У Трифонова, вообще, идет год необыкновенного творческого роста. Кроме выступлений с топ-оркестрами у него запланированы камерные концерты с разными ансамблями, а также он предстанет в новом амплуа – будет участвовать в лидерабенде знаменитого певца, но об этом в следующем анонсе. В программе этого концерта в Баден-Бадене Трио и Форелленквинтет Шуберта и Времена года Вивальди.
18 июня в Фестшпильхаусе выступает венский пианист Рудольф Бухбиндер. В программе его сольного концерта сонаты Бетховена, в числе которых есть «Аппассионата» и «Патетическая». И на волне венской темы, мысленно переезжаем из Германии в Австрию.
Для тех, кто живет в июне Венской оперой, понадобится информация про три концерта Венских филармоников, которыми в Большом зале Мюзикферайна будет руководить Марис Янсонс. В программе Восьмая симфония Дворжака, «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса и сюита из «Жар-птицы» Стравинского. Концерты пройдут 16 июня (19.30), 17 (15.30) и 18 июня в 11.00. Далее в 19. 30 18 июня в Большом зале сольный концерт играет итальянский пианист Маурицио Поллини. В программе пьесы Дебюсси и Шопена.
И еще немного Вены. 21 июня в Большом зале Венского Концертхауса пройдет лидерабенд Ани Хартерос в сопровождении ее постоянного концертмейстера Вольфрама Ригера. Немецкая дива исполнит песни Шуберта, Шумана, Берга и Рихарда Штрауса.
В финале нашего анонса небольшой обзор интересных концертов, которые можно послушать в Москве. 15 июня (19.00) в Концертном зале имени Чайковского Владимир Юровский встанет за пульт Госоркестра. Это будет концерт из цикла «Истории с оркестром». Юровский продирижирует Седьмой симфонией Малера, предварив ее увертюрой к «Нюрнбергским мейстерзингерам» Вагнера. 20 июня (19.00) в том же зале российский пианист Николай Луганский и греческий скрипач Леонидас Кавакос играют вместе. Музыканты исполнят Сонаты для скрипки и фортепиано Дебюсси, Прокофьева (№ 1) и Франка. И 21 июня в Зале Чайковского состоится сольный концерт английского контратенора Йестина Дэвиса в сопровождении Государственного камерного оркестра под руководством Лоуренса Каммингса. В программе – арии из опер и инструментальная музыка Генделя. Дэвис приезжал в Москву на фестиваль Бриттена в БЗК вместе с Йеном Бостриджем и завоевал сердца российских зрителей своими безупречными английскими манерами и интеллектуальным подходом к пению. Если вы в Москве, то посещение этого уникального праздника Генделя обязательно.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»