Концертная афиша ноября: Лондон, Берлин, Гамбург, Монте-Карло, Амстердам, Барселона, Милан

5 ноября Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра выступят в лондонском «Кадоган-холле» – Cadogan Hall – с программой «Приношение Чайковскому и Петипа». В нее вошли фрагменты из балета «Спящая красавица» и Пятая симфония Чайковского. Это первый из трех концертов Гергиева и его оркестра в Cadogan Hall, запланированных в новом сезоне. Программа удачно соединяет два значимых для Мариинского театра и для отечественной культуры имени: в 2018-м отмечается 200-летний юбилей великого хореографа, блестящие образцы творчества которого связаны с балетами Чайковского.

«Приношение» также напоминает о важной дате современной истории Мариинки. В этом году исполняется 25 лет Mariinsky Theatre Trust. Миссия этой организации – поддержка новейших проектов театра и продвижение наиболее значимых из них в Соединенном Королевстве. Что ж, если театр  – это еще и мощный бренд, то промоушен важен почти так же, как и мощные имена его флагманов и фронтменов.

6 ноября Берлинская филармония – Berliner Philharmonie – приглашает на программу, посвященную 120-летию Deutsche Grammophon. Закономерно, что почетными гостями юбилейного вечера стали артисты, плотно сотрудничающие с этой звукозаписывающей компанией: Анне-Софи Муттер и Лан Лан. Весь вечер на сцене оркестр берлинской Staatskapelle под управлением Манфреда Хонека.

Анне-Софи, как бы громоздко это ни звучало по отношению к красивой женщине, сотрудничает с лейблом уже не одно десятилетие. Среди знаковых записей, сделанных на Deutsche Grammophon, – сочинения Пендерецкого, Лютославского, Превина (Превена). Почитая традиционный репертуар, скрипачка очень увлечена коллекционированием свежесозданных сочинений. Она не стесняется просить композиторов «написать что-нибудь» для нее. Трудно представить автора, который  не откликнулся бы на эту просьбу. В ноябрьскую программу Муттер включила опусы из разных эпох – бетховенский Романс для скрипки c оркестром и миниатюру Джона Уильямса «Marking» для скрипки, струнных и арфы, ей посвященную и ею впервые исполненную в 2017 году.

Про Уильямса, знакомого широкой аудитории по музыке к кинохитам («Гарри Поттер» в их числе), и про пьесу Анне-Софи с большой нежностью рассказывала журналу The Boston Globe в преддверии прошлогодней премьеры: «”Marking” – безмятежная, очень поэтичная, преимущественно лирическая пьеса с удивительно остроумным и виртуозным  центральным эпизодом. Увы, она слишком короткая, и я все еще надеюсь, что Mr. Williams, при всей его занятости, сможет найти время и добавить несколько тактов».

Лан Лан – музыкант, оказывающий на критиков экстраординарное воздействие. Пытаясь сформулировать свое мнение, они прибегают к таким нерядовым определениям, как, к примеру, «пианист-симулякр». Едва ли не в каждой рецензии после признания невероятной виртуозности и завораживающего туше следует множество «но…». При этом нельзя не согласиться с замечанием Дмитрия Ренанского о том, что для своих соотечественников Лан Лан является «ролевой моделью и национальным героем», ибо, «наглядевшись на успехи компатриота, тридцать пять миллионов китайских семей бросаются учить своих чад игре на фортепиано». С Deutsche Grammophon пианист сотрудничает с начала 2000-х, то есть с первых резонансных выступлений на международной сцене. Для ноябрьской юбилейной программы он выбрал моцартовский Концерт до минор (№24) – самый романтический из классических образцов этого жанра.

Оркестр под управлением Манфреда Хонека (в прошлом скрипача и альтиста, а сейчас – одного из экспертов в сфере исторического исполнительства) исполнит две увертюры Бетховена. Это два абсолютных разных по музыкальному решению варианта симфонического вступления к опере «Фиделио»: Fidelio Overture и Leonora Overture №3. При постановке оперы чаще предпочтение отдается увертюре «Фиделио», а в концертном репертуаре закрепилась «Леонора №3». Собственно говоря, Фиделио и Леонора – одно лицо: молодая женщина Леонора переодевается в мужской костюм и, назвавшись Фиделио, старается помочь своему мужу, оказавшемуся в тюрьме.

6 ноября в Гамбурге, в Эльбской филармонии выступят Люка Дебарг и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Первое совместное выступления Люки и маэстро состоялось в 2016 году. Тогда они исполняли Второй концерт Рахманинова. И сейчас – снова русская музыка: Первый фортепианный концерт Чайковского.

Рена Шерешевская, педагог Дебарга, говорит, что у него русские корни. Даже если бы этого не было, русская музыка у пианиста в крови –  настолько он увлечен культурой России. А еще ее «Лукаша» (так она называет своего взрослого ученика) стихиен, интуитивен и непостижим, что тоже можно считать проявлениями русского гена.

Владимир Спиваков выбрал правильных спутников для фортепианного концерта: это сюита из «Спящей красавицы» Чайковского и Дивертисмент из балета «Поцелуй феи» Стравинского.

18 ноября в «Опере Монте-Карло», зале Гарнье – Opéra de Monte-Carlo, Salle Garnier – Денис Мацуев представит джазовую программу. Репертуар на афише не указан. Но еще 9 лет назад пианист составил для «Сноба» свой джазовый рейтинг: в него вошли Оскар Питерсон, Эрролл Гарнер, Чик Кориа, Чик Кориа, Арт Тэйтум, Херби Хэнкок. Этот список топовых джазменов вполне можно интерпретировать как источник вдохновения и репертуара. Не будем забывать при этом, что джаз – искусство импровизации.

21 ноября в Гамбурге, в Эльбской филармонии и 22 ноября в Берлинской филармонии Денис Мацуев исполнит сочинения Бетховена, Рахманинова, Чайковского. Эти выступления станут частью небольшого осеннего тура пианиста по Европе.

Программу открывают две бетховенские сонаты – №17 (ре минор, «Буря») и №31 (Ля-бемоль мажор). Стоит обратить особое внимание на предпоследнюю сонату Бетховена: пианист включил ее в свой активный репертуар сравнительно недавно, в 2016 году.

Рахманиновские сочинения Мацуев называет «уникальным материалом, где можно творить в каждом такте». И добавляет: «Каждый раз, когда я играю эту музыку, я самый счастливый человек». Для сольного концерта пианист выбрал Прелюдию соль-диез минор (op. 32, №12) и Этюд-картину ля минор (ор.39, №2, «Море и чайки»).

Завершает программу Большая соната  – Grande Sonate  – Чайковского. Это действительно грандиозное сочинение – и по виртуозному размаху, и по протяженности музыкального действия. Она не принадлежит к категории фортепианных хитов, ее место –  в немногочисленном ряду музыкальных «вещей в себе»: не для всех пианистов, и не для всех слушателей. И, пожалуй, это к лучшему: по крайней мере, Соната никогда не станет «заигранной» и слишком знакомой.

23 ноября в Амстердаме, в «Концертгебау» – Concertgebouw – программу из сочинений Антонио Вивальди представят Чечилия Бартоли и оркестр «Княжеские музыканты» (Les Musiciens du Prince, дирижер – Джанлука Капуано). Коллектив впервые вышел в свет в 2016 году, в «Опере Монте-Карло». Музыкантов  поддерживают князь Монако Альбер II и его сестра, принцесса Каролина Ганноверская. Чечилия видит в этом проекте «возрождение идеи изысканной музыки – придворный оркестр исполняет придворную музыку».

Программы Les Musiciens du Prince и Бартоли не являются сольными концертами дивы: в них вокальные номера чередуются с инструментальными. Основа изысканного репертуара – музыка XVII-XVIII веков. Первый же европейский тур музыкантов имел огромный успех. Певицу удивил энтузиазм, с которым публика воспринимала музыку академической традиции: «как будто это были вступления Мадонны».

Хотя сама Чечилия достойна самого горячего энтузиазма: она каким-то чудесным образом превратила забытые оперные партитуры Вивальди в настоящие вокальные хиты. Во многом благодаря ей «Олимпиада», «Баязет», «Гризельда» и другие оперы «рыжего священника», стряхнув архивную пыль, предстали перед современной публикой как волнующие, чувственные истории.

24 ноября в Барселоне, в театре «Лисео» с сольным концертом выступит польский тенор Петр Бечала. В Gran Teatro del Liceo он уже пел главные партии в «Вертере», «Бале-маскараде». Планируется, что в этом сезоне певец исполнит партию Рудольфа в «Луизе Миллер» Верди. Словом, барселонской публике Бечала хорошо знаком. Российским меломанам он дорог как чуткий Водемон в «Иоланте», трепетный Ленский в «Евгении Онегине». Певец, постоянно обновляя арсенал оперных партий, придает большое значение сольным программам. «Все-таки в рамках спектакля, какой бы сложной ни была партия, ты всегда на одной волне, в одной шкуре. А в концерте ты постоянно переключаешься с одного настроения на другое. Это очень развивает», – признается Петр в одном из интервью. Он убежден: концертные программы позволяют «диагностировать собственные ресурсы в применении к планированию своего движения».  Поэтому, кроме любимых певцом арий Чайковского, Массне, Верди, Пуччини, мы вправе ожидать от выступления в Барселоне чего-то совсем нового, – того, что Петру еще только предстоит воплотить в формате оперного спектакля.

За дирижерским пультом – Марк Пьолле.

30 ноября в «Ла Скала» малеровскую программу представят Теодор Курентзис, оркестр musicAeterna, Пола Муррихи (меццо-сопрано), Флориан Бёш (баритон) и Жанин де Бике (сопрано).

В программу вошли песни из «Волшебного рога мальчика» и Четвертая симфония. Она идеальна для тех, кто пока не готов к безднам Шестой («Трагической») симфонии, кто делает только первые шаги на пути к звучащей вселенной, запечатленной в Восьмой. В авторских рассуждениях о песнях и Симфонии №4 нередко мелькает слово «юмореска».

Конечно, юмор в малеровской картине мира, как и легкость бытия, – явление особое, далекое от развлекательности в современном понимании.  И все же характер этих произведений скорее обаятельный, чем исповедальный.

«Волшебный рог мальчика» –  «Des Knaben Wunderhorn» – сборник немецких фольклорных текстов, составленный в начале XIX века Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано. Малер неоднократно обращался к этим образцам: тексты из «Волшебного рога» звучат в вокальных сочинениях разных лет, во Второй, Третьей и Четвертой симфониях. Незамысловатые стихи-«песенки» привлекали композитора не только своей наивной прелестью: в них, как в сказочном домике, он укрывался от сложностей большого мира.

Песни из «Des Knaben Wunderhorn» исполнят Пола Муррихи и Флориан Бёш. В исполнении Четвертой симфонии  – в финальной ее части – примет участие сопрано Жанин де Бике, хорошо знакомая поклонникам Теодора как Анний в «Милосердии Тита» (режиссер-постановщик – Питер Селларс).

 

Алевтина Бояринцева

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона