Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор наиболее значимых, с нашей точки зрения, оперных и балетных постановок, которые пройдут на сценах Москвы и Санкт-Петербурга в январе 2022 года. Конечно, отразить в одном обзоре все проходящее в российских столицах, увы, невозможно, поэтому мы просим вас следить за новыми публикациями на нашем сайте и на страницах в соц.сетях.
Музыкальные спектакли (опера и балет) в Москве в январе 2022
Новогодние показы балета «Щелкунчик» на Исторической сцене Большого театра
2, 3, 4, 5 и 6 января 2022
Большой театр, Историческая сцена
Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Хореография: Юрий Григорович
Либретто: Юрий Григорович с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа
Дирижеры: Павел Сорокин/Павел Клиничев/Антон Гришанин/Алексей Богорад
https://www.binoculars-travel.ru/balet-schelkunchik-bolshoi-teatr/
Со 2 по 6 января Большой театр приглашает зрителей на новогодние показы балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича.
Балет «Щелкунчик» – неотъемлемая часть новогоднего и рождественского репертуара ведущих мировых театров. Зрители всех возрастов с неизменным восторгом смотрят этот знаменитый балет, поставленный по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Историческая премьера балета «Щелкунчик» состоялась на сцене Мариинского театра в 1892 году. Спектакль был поставлен Львом Ивановым по либретто Мариуса. Петипа. Первоначальная версия «Щелкунчика» вполне отвечала духу балетов ХIХ века – балетмейстер сосредоточил внимание не на сюжетной линии, а на богатстве хореографического материала.
На сцене Большого спектакль ставился трижды: Александром Горским (1919 года), Василием Вайноненым (1939 год) и Юрием Григоровичем (1966).
На предстоящих показах зрители увидят самую позднюю редакцию балета, которую осуществил выдающийся балетмейстер Юрий Григорович. Спектакль стал новым и наиболее удачным осмыслением музыки Чайковского. В постановке нашли отражение философские раздумья о недостижимости идеального счастья, появились гофманский мистицизм и таинственность, что превратило незамысловатый детский спектакль в классику ХХ века. Художественное оформление постановки принадлежит известному театральному художнику, многолетнему соавтору Юрия Григоровича – Симону Вирсаладзе. Первыми исполнителями партий Маши-Принцессы и Щелкунчика-Принца в новой постановке стали легендарные Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Вот уже более полувека яркий и захватывающий балет Юрия Григоровича не сходит со сцены Большого театра.
Опера для детей в Большом театре
2 и 3 января 2022
Большой театр, Новая сцена
Опера «История Кая и Герды»
Композитор: Сергей Баневич
Либретто Татьяны Калининой
Сценография: Валерий Левенталь
Режиссер: Дмитрий Белянушкин
Дирижер: Антон Гришанин / Филипп Чижевский
https://www.binoculars-travel.ru/istorija-kaja-i-gerdy-2020-21/
2 и 3 января Большой театр приглашает зрителей на оперу Сергея Баневича «История Кая и Герды». Этот сказочный спектакль для всей семьи погружает зрителей в атмосферу волшебства, любви и теплоты, не оставляя равнодушным ни детей, ни взрослых!
Сергей Баневич – знаменитый российский композитор, автор произведений в жанрах вокальной и хоровой музыки. Ученик Галины Уствольской и Ореста Евлахова, которые, в свою очередь, учились у Дмитрия Шостаковича, Сергей Баневич по праву носит звание истинного продолжателя традиций петербургской композиторской школы. Особое место в творчестве композитора занимают многочисленные произведения для детей. Наиболее известные среди них – оперы «Белеет парус одинокий» и «Городок в табакерке», оперетты «Остров сокровищ» и «Судьба барабанщика», музыкальный спектакль «Земля детей».
Работу над оперой «История Кая и Герды» Сергей Баневич завершил в 1979 году. Основой для либретто оперы стала сказочная повесть Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». «Эта опера равно адресована и детям, и взрослым, она о потере и нахождении себя», – писал о своем произведении композитор. Историческая премьера «Истории Кая и Герды» состоялась на сцене Мариинского театра в 1980 году. Стоит отметить, что эта опера не покидала репертуар Мариинского театра на протяжении более 30 лет.
В Большом театре премьера «Истории Кая и Герды» с большим успехом прошла в 2014 году. «Музыка Сергея Баневича очень мелодична и легко воспринимается детьми, при этом в каждом его произведении есть что-то и для взрослых. В «Истории о Кае и Герде» Баневич говорит о вечном: о человеческих взаимоотношениях, любви, умении надеяться и верить», – рассказывает режиссер спектакля Дмитрий Белянушкин.
Дирижерский пульт на предстоящих показах разделят между собой Антон Гришанин и Филипп Чижевский. Оба дирижера служат в Большом театре много лет, заняты и в проведении спектаклей основного репертуара и в работе над новыми новыми постановками.
Новогодние показы балета «Щелкунчик» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского
2 и 3 января 2022
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Основная сцена
Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Хореография: Василий Вайнонен
Либретто: Мариус Петипа
Дирижеры: Владимир Басиладзе / Роман Калошин
Сценография и костюмы: Владимир Арефьев
https://www.binoculars-travel.ru/schelkunchik-teatr-stanislavskogo/
2 и 3 января Музыкальный театр им. К.С. Станиславского приглашает зрителей на новогодние показы балета «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена.
Балет «Щелкунчик» – неотъемлемая часть новогоднего и рождественского репертуара ведущих мировых театров. Зрители всех возрастов с неизменным восторгом смотрят этот знаменитый балет, поставленный по повести великого сказочника Гофмана. Искрящаяся волшебством, чарующая музыка Петра Чайковского напоминает всем нам, что в мире еще есть место для чуда.
«Щелкунчик» – это симфония о детстве. Вернее, о том, когда детство – на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное – в жизнь, только предчувствуемую» – отмечал композитор и музыковед Борис Асафьев.
Историческая премьера балета «Щелкунчик» состоялась на сцене Мариинского театра в 1892 году. Спектакль был поставлен Львом Ивановым по либретто Мариуса Петипа. Первоначальная версия «Щелкунчика» вполне отвечала духу балетов ХIХ века – балетмейстер сосредоточил внимание не на сюжетной линии, а на богатстве хореографического материала.
Выдающийся балетмейстер Василий Вайнонен представил свою редакцию «Щелкунчика» в 1934 году. Партию Маши-принцессы на премьере этого спектакля исполнила легендарная балерина Галина Уланова. Подлинным шедевром хореографа стал «Танец снежинок», который часто исполняется как отдельный концертный номер. Самобытность и разнообразие хореографии стало залогом долгой сценической жизни «Щелкунчика» в постановке Василия Вайнонена.
За дирижерский пульт оркестра Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в разные дни показов встанут Роман Калошин и Владимир Басиладзе. Оба дирижера служат в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко много лет, заняты не только в проведении спектаклей основного репертуара, но также в работе над новыми оперными и балетными постановками.
Знаменитый балет «Снегурочка» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского
4 и 5 января 2022
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Балет «Снегурочка»
На музыку Петра Чайковского
Хореография: Владимир Бурмейстер
Дирижеры: Роман Калошин / Владимир Басиладзе
https://www.binoculars-travel.ru/balet-snegurochka-teatr-stanislavskogo-2021/
4 и 5 января Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко приглашает зрителей на балет Владимира Бурмейстера «Снегурочка».
Сюжетом для «Снегурочки» послужила одноименная пьеса Алексея Островского, написанная по мотивам народных сказок. Она повествует о мифической дочери Весны и Мороза — Снегурочке.
«Снегурочку» часто называют «четвертым балетом Чайковского», однако композитором была написана лишь музыка к пьесе Островского. Именно ее взял для своей постановки выдающийся российский танцовщик и хореограф Владимир Бурмейстер. В музыкальную партитуру «Снегурочки» также вошли Первая симфония Чайковского, оркестрованные романсы и фортепианные пьесы композитора.
Российская премьера «Снегурочки» состоялась в 1963 году на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Однако первое исполнение балета прошло не в России, а в Лондоне, куда Владимир Бурмейстер поехал по приглашению Лондонского фестивального балета, чтобы поставить спектакль на музыку Чайковского. Этим спектаклем и стала «Снегурочка».
Владимир Бурмейстер – народный артист СССР, главный балетмейстер труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко с 1941 года по 1971 год. Поставленные во время Великой Отечественной войны Владимиром Бурмейстером балеты «Лола» и «Шехарезада» были удостоены Сталинской премии. Среди спектаклей хореографа такие известные постановки, как «Жанна д’Арк», «Вариации», «Аппассионата», «Эсмеральда», «Снегурочка». В 1953 году Владимир Бурмейстер предложил новую редакцию «Лебединого озеро», премьера которого увенчалась триумфом. Спектакль был настолько успешен, что Бурмейстера пригласили поставить «Лебединое озеро» для Парижской оперы. Эта редакция балета до сих пор в репертуаре театра.
За дирижерским пультом оркестра Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в разные дни показа Роман Калошин и Владимир Басиладзе. Оба дирижера служат в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко много лет, заняты не только в проведении спектаклей основного репертуара, но также в работе над новыми оперными и балетными постановками.
Опера для детей в Большом театре
5, 6, 7, 8 и 9 января 2022
Большой театр, Новая сцена
Опера «Сказка о царе Салтане»
Композитор: Николай Римский-Корсаков
Либретто: Владимир Бельский по одноименной сказке А.С. Пушкина
Режиссер: Алексей Франдетти
Дирижер: Туган Сохиев
https://www.binoculars-travel.ru/detskie-novogodnie-spektakli/
В дни новогодних каникул Большой театр приглашает юных зрителей и их родителей на оперу «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.
Постановка Алексея Франдетти веселая и почти по-цирковому эффектная: тут и воздушный бой летающих на тросах Лебеди и коршуна, и фантастические морские звери, и белка-акробат, и потешная армия из одиннадцати трехголовых богатырей – и ненавязчивые переплетения пушкинской сказки с учебником по истории России, сделанные без назидательности и покушения на оригинальный сюжет.
Дирижер Туган Сохиев с большой тщательностью и теплотой показывает в этом спектакле все тембровые красоты и прелести знаменитой партитуры Римского-Корсакова.
Театрализованный концерт для детей «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» в Большом театре
6, 9 января 2022
Большой театр, Новая сцена
Театрализованный концерт для детей «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных»
Композиторы: Бенджамин Бриттен («Путеводитель по оркестру»), Камиль Сен-Санс («Карнавал животных»)
Режиссер-постановщик и автор текста: Алексей Франдетти
Дирижеры: Антон Гришанин
https://www.binoculars-travel.ru/putevoditel-po-orkestru-karnaval-zhivotnyh-bolshoj-teatr/
6, 9 января на Новой сцене Большого театра покажут театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных».
Это театрализованная экскурсия в мир симфонического оркестра, объединяющая в себе «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена и «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса – так сказать, английскую и французскую версию нашего «Пети и волка», хотя Сен-Санс совершенно не планировал, что его «зоологическая фантазия» окажется в детском репертуаре (он сочинял эту энциклопедию музыкальных пародий, скорее для знатоков, которые могли оценить отсылки к старинной и современной французской музыке). «Серьезный композитор» Сен-Санс даже запретил во время своей жизни издавать это произведение, написанное в качестве карнавальной шутки, но после его смерти забавные, колоритные и обаятельные музыкальные образы вырвались со страниц партитуры и начали свое путешествие по миру.
Бриттен, напротив, сочинял свой «Путеводитель» специально по заказу британского Министерства образования для фильма «Инструменты оркестра» Джеймса Мьюира Мэтисона. В основе «Путеводителя» – тема английского композитора XVII века Генри Перселла. Развивая ее на протяжении цикла из 13 вариаций, Бриттен показывает возможности разных оркестровых групп и солирующих инструментов.
Автор постановки в Большом – Алексей Франдетти, один из самых заметных мюзикловых режиссеров в нашей стране – нашел оригинальный подход к материалу.
«Задача, которую нам изначально поставил театр, состояла в создании некоего интерактивного действа, в которое мы должны вовлечь маленького зрителя, чтобы помочь ему проложить путь к музыке. Поэтому мы решили отказаться от обычных, традиционных решений. У нас не будет «просто» чтеца и «просто» оркестра. Мы … придумали единую сюжетную конструкцию спектакля. Мы вводим двух главных героев – Папу и Дочку. Он рассказывает ей сказки перед сном, и вот эта «сказка на ночь» и становится связующей нитью двух частей нашего спектакля», — рассказывает режиссер.
Так появилось интерактивное действо для двух актеров, дирижера, оркестра и компьютерных технологий. Январскими спектаклями дирижирует– Антон Гришанин.
Балет «Спартак» на Исторической сцене Большого театра
9 января 2022
Большой театр, Историческая сцена / Россия, Москва
Балет «Спартак»
Композитор: Арам Хачатурян
Хореография: Юрий Григорович
Дирижер: Павел Сорокин
Сценография: Симон Вирсаладзе
Исполняют ведущие артисты балетной трупы Большого театра
https://www.binoculars-travel.ru/spartak-bolshoi-teatr/
9 января 2022 Большой театр приглашает зрителей на балет «Спартак» в легендарной постановке Юрия Григоровича. Ведущие партии в предстоящих показах исполнят знаменитые артисты – Игорь Цвирко, Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов!
Арам Хачатурян начал работу над балетом «Спартак» зимой 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны. «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется важным, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость», – писал композитор.
Легендарный хореограф Юрий Григорович представил свою редакцию балета «Спартак» на сцене Большого театра в 1968 году. Спектакль имел огромный успех и был удостоен высшей награды страны – Ленинской премии. «Спартак» стал одной из «визитных карточек» Большого театра и заслужил признание зрителей во многих странах по всему миру.
«То, что спектакль уже полвека сохраняется в репертуаре Большого театра – случай уникальный. Страстность, эмоциональная сила, никаких получувств и полустрастей – всё значительно, ярко. В этом формула Хачатуряна. Именно этим он близок нам всем. Я думаю, эта музыка ещё долго будет с нами», – отмечает Юрий Григорович.
За дирижерский пульт на предстоящих показах встанет маэстро Павел Сорокин, который сотрудничает с Большим театром на протяжении уже 30 лет. С 2007 года маэстро является приглашенным дирижером Королевской оперы Ковент-Гарден. В обширном репертуаре Павла Сорокина – несколько десятков оперных и балетных спектаклей.
Новогодний концерт «Пласидо Доминго и звезд оперы в Большом театре
13 января 2022
Новогодний концерт «Пласидо Доминго приглашает»
Большой театр, Историческая сцена
Оркестр Большого театра
В концерте примут Анджела Георгиу, Хибла Герзмава, Франческо Мели, Рене Папе и другие всемирно известные оперные артисты и музыканты.
Программа концерта будет объявлена позднее.
https://www.binoculars-travel.ru/placido-domingo-bolshoi-teatr-2022/
13 января, в канун Старого Нового Года на Исторической сцене Большого театра состоится концерт легендарного оперного певца — Пласидо Доминго!
Традиционно в концертах Пласидо Доминго принимают участие всемирно известные оперные артисты и выдающиеся музыканты В концерте 13 январе в Большом театре примут участие всемирно известные оперные артисты — Анджела Георгиу, Хибла Герзмава, Франческо Мели, Рене Папе и другие.
Пласидо Доминго – прославленный исполнитель мирового оперного репертуара, чей диапазон охватывает практически все музыкальные стили. За долгую артистическую карьеру певец исполнил около 150 оперных партий на сценах ведущих театров мира.
В дискографии Пласидо Доминго более двух сотен записей. Многие из его альбомов разошлись тиражом более миллиона экземпляров и стали платиновыми в разных странах мира.
На счету Пласидо Доминго есть работы в кино: в фильмах-операх Франко Дзеферелли «Травиата» и «Отелло» он исполнил ведущие партии.
Певец является обладателем десятков международных наград и званий, среди которых 11 премий «Грэмми», звание «Каммерзенгер», место в зале славы музыкального издания «Gramophone» и именная звезда на голливудской «Аллее славы».
Талант Пласидо Доминго поистине многогранен – он известен не только как блистательный оперный певец, но и как замечательный дирижер. Маэстро активно сотрудничает со многими знаменитыми коллективами: Венским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, оркестром театра Ковент-Гарден, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Метрополитен-Опера и другими.
Концерты маэстро — всегда незабываемое событие для поклонников оперного искусства.
Балет “Лебединое озеро» в Большом театре
14, 15, 16 и 18 января 2022
Большой театр, Историческая сцена
Балет «Лебединое озеро»
Композитор: Петр Ильич Чайковский
Либретто: Юрий Григорович по мотивам сценария Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография: Юрий Григорович (с использованием фрагментов хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского)
Дирижер: Павел Клиничев
https://www.binoculars-travel.ru/bolshoj-teatr-lebedinoe-ozero-2021/
В январе Большой театр покажет легендарный балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича.
«Лебединое озеро» – самый известный в мире балетный спектакль, ставший одним из символов русского искусства.
На предстоящих показах зрители увидят редакцию «Лебединого озера» 2001 года выдающегося российского хореографа Юрия Григоровича. Хореограф переработал балет, создав собственную версию либретто по мотивам сценария Владимира Бегичева и Василия Гельцера. В спектакле появились две пары двойников: Одетта (белый лебедь) и Одиллия (черный лебедь), Зигфрид и Злой гений. Новую постановку также отличает трагический финал: Злой гений одерживает победу, Одетта гибнет, а принц Зигфрид остается один на пустынном берегу озера своей мечты.
Партию принца Зигфрида исполнит премьер Большого театра Денис Родькин. Среди наград Дениса Родькина — премия «Benois de la dance» и звание «Лучший танцовщик 2016 года» (по версии итальянского журнала «DANZA & DANZA»). В репертуаре Дениса Родькина – главные партии в балетах «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Корсар», «Дама с камелиями», «Анна Каренина» и многих других.
Главную женскую партию Одетты-Одиллии исполнит ведущая артистка балетной труппы Большого Алена Ковалева
Премьера оперы «Риголетто» в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского
20 и 21 января 2022
Премьера!
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Опера «Риголетто»
Композитор: Джузеппе Верди
Либретто: Франческо Мария Пьяве по драме Виктора Гюго «Король забавляется»
Дирижеры: Феликс Коробов (20 января) / Ариф Дадашев (21 января)
Режиссер: Владимир Панков
Художник-постановщик: Максим Обрезков
https://www.binoculars-travel.ru/opera-rigoletto-vladimir-pankov-mamt/
20 и 21 января Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представит премьеру – оперу Джузеппе Верди «Риголетто» Спектакль поставил театральный режиссер Владимир Панков. Дирижировать премьерными показами будут Феликс Коробов и Ариф Дадашев.
«Риголетто» – одна из самых известных опер Джузеппе Верди, музыкальный шедевр, одна из лучших опер в истории музыки. Арии из «Риголетто» приобрели широкую популярность, стали отдельными номерами и звучат во всем мире в исполнении как оперных певцов, так и эстрадных артистов.
Впервые постановка оперы «Риголетто» в здании на Большой Дмитровке, 17, где театр находится и поныне, была осуществлена в 1939 году. Над спектаклем работал сам Константин Станиславский, а после его смерти – легендарный Всеволод Мейерхольд и режиссер театра Павел Румянцев.
Сегодняшняя премьера – оперный дебют многогранного режиссера, актера, композитора и музыканта, художественного руководителя Центра драматургии и режиссуры, основателя Студии SounDrama Владимира Панкова. По словам критиков, режиссер «в драму пришел из музыки и с музыкой». Созданный им уникальный жанр «саундрама» – это соединение нескольких жанров: оперы, драматического театра, балета и психологической драмы. Творчество Владимира Панкова отмечено многочисленными наградами. Панков – постоянный участник престижных театральных фестивалей: Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова и Эдинбургского международного фестиваля.
За сценографию «Риголетто» отвечает известный театральный художник Максим Обрезков. У него уже есть опыт сотрудничества с режиссером Вл. Панковым. Среди их совместных постановок: «Я, пулеметчик» Ю. Клавдиева для студии SounDrama, «Переход» в Центре драматургии и режиссуры в Москве и другие постановки. С 2004 года Максим Обрезков является главным художником Театра им Евг. Вахтангова.
За дирижерским в разные дни показа Феликс Коробов и Ариф Дадашев
Феликс Коробов – главный дирижер Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, народный артист России, лауреат премии Москвы и премии «Золотая Маска» 2012 года. С 2017 года сотрудничает со знаменитым итальянским театром «Ла Скала».
Ариф Дадашев – дирижер-постановщик театра «Московская оперетта», сотрудничавший в разное время с Московским академическим симфоническим оркестром, Московским камерным оркестром Musica Viva, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова.
Балет Дж. Баланчина «Драгоценности» в Большом театре
20, 21 и 22 января 2021
Большой театр, Историческая сцена
Балет «Драгоценности»
Хореография: Джордж Баланчин
Дирижер: Павел Сорокин
«Изумруды»
На музыку Габриэля Форе
«Рубины»
На музыку Игоря Стравинского
«Бриллианты»
На музыку Петра Чайковского
https://www.binoculars-travel.ru/balet-dragocennosti-bolshoi-teatr-2021/
В январе Большой театр приглашает зрителей на балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» с участием ведущих артистов балетной труппы ‒ Владислава Лантратова, Екатерины Шипулиной, Семена Чудина, Екатерины Крысановой и Артема Овчаренко.
«Драгоценности» – самое знаменитое творение блистательного хореографа Джорджа Баланчина. Музыкальной основой для этого бессюжетного балета в трех частях стали несколько музыкальных произведений. Это сюиты «Пеллеас и Мелизанда» и «Шейлок» Габриэля Форе, Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского и несколько частей из Третьей симфонии Петра Чайковского. «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты» – это изящные миниатюры, в которых оживают не только драгоценные камни, но и три культуры, три балетных школы. «Изумруды» отражают изысканность и элегантность Франции, «Рубины» напоминают о джазовых, синкопированных ритмах Америки, а «Бриллианты» отдают дань русской балетной школе с ее царственностью и кристальной чистотой.
Премьера одноактных балетов выдающихся хореографов Акрам Хана, Иржи Килиана, Шарон Эяль
23 и 24 января 2022
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Вечер одноактных балетов
Балет «Маленькая смерть»
На музыку Вольфганга Амадея Моцарта
Хореография: Иржи Килиан
Балет «Autodance»
На музыку Ори Личтик
Хореография: Шарон Эяль
Балет «KAASH»
На музыку Нитин Соуни
Хореография: Акрам Хан
https://www.binoculars-travel.ru/malenkaja-smert-autodance-kaash-teatr-stanislavskogo-2021/
В январе Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко приглашает зрителей на премьеру программы одноактных балетов «Маленькая смерть / Autodance / KAASH».
В программе предстоящего вечера собраны работы выдающихся хореографов XX-XXI века – Иржи Килиана, Шарон Эяль и Акрама Хана.
Откроет программу балет «Маленькая смерть» Иржи Килиана на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Эта постановка была создана хореографом для Зальцбургского фестиваля в 1991 году. Иржи Килиан утонченно и деликатно показывает чувственную сторону любви – от невинных прикосновений до страстных объятий, от целомудренности до порочности. «Логика и выразительность килиановского текста столь совершенны в своей музыкальности, что придуманные движения кажутся естественными, как дыхание», – отмечает балетный критик Татьяна Кузнецова.
Второй балет, который предстоит увидеть зрителям – «Autodance» известного израильского хореографа Шарон Эяль. Эта постановка была создана для Балета Гётеборга в 2018 году. По признанию хореографа, в «Autodance» она стремилась выразить самую суть движения во всей его чистоте и незамутненности. «Шарон Эяль обладает узнаваемым почерком и уникальным выразительным пластическим языком. Балет в ее постановке обязательно должен быть в репертуаре такой труппы, как наша», – подчеркивает художественный руководитель балетной труппы МАМТ им. Станиславского Лоран Илер.
Изюминкой вечера станет балет «KAASH» Акрама Хана – одного из ярчайших хореографов современности. Созданный в 2002 году, балет «KAASH» стал дебютной постановкой Акрама Хана. Название балета в переводе с хинди означает «если бы». По словам хореографа, отправной точкой в создании спектакля для него послужил образ индуистского бога-творца Шивы. Как и в других своих работах, в «KAASH» Акрам Хан искусно сочетает элементы древнего индийского танца катхак и современную европейскую хореографию.
Балет знаменитого немецкого хореографа Кристиана Шпука в Большом театре
25, 26 и 27 января 2022
Большой театр, Новая сцена / Россия, Москва
Балет «Орландо»
На музыку Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин
Хореография: Кристиан Шпук
Дирижер: Алексей Богорад
Сценография: Руфус Дидвишус
Художник по костюмам: Эмма Райотт
Художник по свету: Мартин Гебхардт
https://www.binoculars-travel.ru/bolshoj-teatr-balet-orlando-2021/
В январе Большой театр приглашает зрителей на балет немецкого хореографа Кристиана Шпука «Орландо». В показах примут участие ведущие артисты Большого театра – Ольга Смирнова, Семен Чудин и Артемий Беляков.
Основой для балета «Орландо» послужил одноименный роман выдающейся британской писательницы Вирджинии Вулф. Сюжетная линия «Орландо» охватывает период в 350 лет – действие начинается в Англии XVI века и заканчивается в начале XX века. Главный герой – нестареющий юноша Орландо, первую половину этого срока проживает мужчиной, а вторую – женщиной. Музыкальной основой для балета стали произведения Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин. Стоит отметить, что «Орландо» стал первым спектаклем, который Кристиан Шпук поставил для Большого театра.
«В «Орландо» Вирджиния Вулф задается поразительными и очень важными вопросами. Как быстро проходит субъективно воспринимаемое время жизни? Что есть пол человека? Сколько разных «я» живет в личности художника? Ответы она предоставляет дать читателю, и это мне нравится», – отмечает хореограф
Кристиан Шпук – знаменитый танцовщик и хореограф, художественный руководитель Цюрихского балета. Его постановки сочетают в себе черты классического балета, неоклассики и современного танца. В своих спектаклях Кристиан Шпук нередко обращается к литературным источникам. В числе самых известных его балетов – «Щелкунчик и Мышиный король», «Анна Каренина», «Зимний путь», «Ромео и Джульетта», «Фауст».
Афиша оперных и балетных постановок в Санкт-Петербурге в январе 2022
Рождественский гала-концерт
2 января 2022
Михайловский театр
«Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!»
Солисты: Анастасия Барун (сопрано), Ирина Михайлова (меццо-сопрано), Дмитрий Головнин (тенор), Денис Чеколда (бас) и др.
В программе музыка из кинофильмов «Серенада солнечной долины» и «Амаркорд»
https://www.binoculars-travel.ru/rozhdestvenskij-gala-koncert-mihailovsky-teatr/
В снежные рождественские и новогодние дни Михайловский театр приглашает зрителей получить заряд хорошего настроения на концерте «Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow!» («Пусть идет снег»). Праздничную программу 23 декабря 2021 года и 2 января 2022 года исполнят артисты оперной труппы Михайловского театра в сопровождении оркестра и хора.
Балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» в постановке Бориса Эйфмана
3 и 4 января 2022
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана
Спектакль будет показан на сцене Александринского театра
Балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана»
На музыку Вольфганга Амадея Моцарта, Гектора Берлиоза и Жан-Батиста Люлли
Хореография: Борис Эйфман
Художник: Вячеслав Окунев
https://www.binoculars-travel.ru/teatr-borisa-jejfmana-strasti-po-moleru-ili-maska-don-zhuana-2021/
3 и 4 января на сцене Александринского театра будет показан балет «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру» Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана.
Предстоящий спектакль – это переосмысление знаменитой постановки «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру», созданной Борисом Эйфманом в 2001 году. Основой для балета послужила биография великого французского комедиографа Мольера, а также фрагменты из его легендарной пьесы «Дон Жуан, или Каменный пир». Музыкальное сопровождение спектакля состоит из произведений Вольфганга Амадея Моцарта, Гектора Берлиоза и Жан-Батиста Люлли – современника и друга Мольера.
«Наш спектакль – о парадоксальной судьбе творца, о трагическом контрасте личной драмы Мольера и насыщенной приключениями жизни героя его пьесы Дон Жуана. В жизни Мольера на первом месте – творчество, выжимающее все силы, и его театр, с тяжелой каждодневной борьбой за успех у зрителей. При всем трагизме своего существования Мольер относился с юмором к себе и происходящим событиям. Это философ жизни, который через юмор умел передать самые драматические коллизии бытия и своей эпохи», – рассказывает Борис Эйфман.
Декорации для спектакля разработаны художником Вячеславом Окуневым, который уже много лет сотрудничает с Борисом Эйфманом. Художник также оформлял спектакли Михайловского театра, Мариинского театра, Королевского театра Глазго, Венгерского оперного театра и Польской национальной оперы.
Борис Эйфман – знаменитый российский балетмейстер, автор более 40 оригинальных балетов. Его неординарные постановки получили мировое признание и высокую оценку зрителей и критиков разных стран. «Борис Эйфман, вне всякого сомнения, – самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового», – пишет знаменитое французское издание «Le Figaro».
Творческие заслуги Бориса Эйфмана отмечены многочисленными наградами, среди которых премии «Benois de la Danse», «Золотая маска» и «Золотой софит».
Балет «Эффект Пигмалиона» в постановке Бориса Эйфмана
5 и 6 января 2022
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана
Спектакль будет показан на основной сцене Александринского театра
Балет «Эффект Пигмалиона»
На музыку Иоганна Штрауса-сына
Хореография: Борис Эйфман
https://www.binoculars-travel.ru/balet-jeffekt-pigmaliona-sankt-peterburg-2020/
В январе на сцене Александринского театра будет показан балет «Эффект Пигмалиона» Санкт-Петербургского театра Бориса Эйфмана. Стоит отметить, что этот спектакль номинирован в прошлом сезоне на Национальную премию «Золотая маска» сразу в нескольких категориях.
Премьера постановки «Эффект Пигмалиона» состоялась в 2019 году. Музыкальная основа спектакля составлена из произведений «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына.
Борис Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию античного мифа о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Известную историю хореограф перенес в наши дни, при этом соединив сюжетную линию знаменитой пьесы Бернарда Шоу с мифом о Пигмалионе. Пигмалион становится просто Лионом, суперзвездой бальных танцев и представителем высшего общества. Он встречает уличную девчонку по имени Гала – необработанный «алмаз», который ему нужно превратить в бриллиант – новую звезду танцзала.
По признанию Бориса Эйфмана, название балета «Эффект Пигамлиона» он почерпнул из трудов по психологии, где такое понятие означает феномен влияния ожиданий на действительность.
«Эффект Пигмалиона состоит именно в том, что, если внушить человеку, что он гений, что он выдающийся человек, то в конце концов он таким и становится. Человеческая природа бесконечно загадочна. Это сфера неисчерпаемых открытий. В каждом из нас заложена творческая энергия, наделяющая личность способностью к саморазвитию. Впрочем, чтобы изменить себя, человеку нередко нужен тот, кто готов пробудить в нем дремлющий потенциал. И, влияя на других, такие ваятели чужих судеб сами проходят через метаморфозы», – рассказывает хореограф.
Балет «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина в Мариинском театре
6, 7 и 12 января 2022
Мариинский-2
Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Хореография: Кирилл Симонов
Декорации, костюмы и постановка: Михаил Шемякин
Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
https://www.binoculars-travel.ru/balet-schelkunchik-postanovka-shemjakina-mariinsky-teatr/
В январе в Мариинском театре покажут балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина и хореография Кирилла Симонова.
Трудно представить новогодние праздники без давно полюбившегося и детям, и взрослым сказочного и захватывающего балета-фейерии Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», поставленного по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Спектакль прочно вошел в репертуары ведущих театром мира. К нему обращались ведущие хореографы, среди которых Василий Вайнонен, Александр Горский, Джордж Баланчин, Юрий Григорович, Михаил Барышников, Алексей Ратманский.
Сейчас в Мариинского идут две постановки «Щелкунчика»: Василия Вайнонена (возобновление в оформлении Симона Вирсаладзе 1954 года) и в постановке известного российского и американского художника и скульптора Михаила Шемякина и хореографии Кирилла Симонова и (2001 год).
— Задача нашей постановки «Щелкунчика» — вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями; соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского. И в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое.- Михаил Шемякин
Хореографическая редакция «Щелкунчика» принадлежит известному российскому хореографу Кириллу Симонову. Выпускник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, солист Мариинского театра, солист Australian Dancers Company, обладатель премии «Золотая Маска» — Кирилл Симонов хорошо известен любителям балета как в России, так и за рубежом. Спектакли Кирилла Симонова идут на сценах Санкт-Петербург, Лондона, Токио, Вильнюса. Хореограф сотрудничает с такими признанными мастерами, как Теодор Курентзис, Вячеслав Окунев, Стефания фон Граурок. С 2008 возглавляет балет Музыкального театра Республики Карелия, с 2016 — балет Театра Наталии Сац.
Музыкальным руководителем спектакля выступил художественный руководитель и директор Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев.
Балет «Роден, ее вечный идол» в постановке Бориса Эйфмана
7 января 2022
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана
Спектакль будет показан на сцене Александринского театра
Балет «Роден, ее вечный идол»
На музыку Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса, Жюля Массне
Хореография: Борис Эйфман
https://www.binoculars-travel.ru/teatr-borisa-jejfmana-roden-ee-vechnyj-idol-2021/
7 января на сцене Александринского театра будет показан балет «Роден, ее вечный идол» Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. Стоит отметить, что в 2013 году этот спектакль был номинирован на театральную премию «Золотая маска».
В основу балета легла история любви знаменитого французского скульптора Огюста Родена и Камиллы Клодель – его музы и ученицы. В их союзе слились воедино глубокая привязанность, творческая ревность, отчаяние, одержимость. Для Камиллы Роден стал всем – мудрым наставником, единственным возлюбленным и человеком, невольно разрушившим ее жизнь. После разрыва с ним Камилла перенесла тяжелый удар по душевному здоровью и оставшуюся часть жизни провела в психиатрической клинике.
В балете «Роден, ее вечный идол» Борис Эйфман размышляет не только о любви и безумии, но и о таинственной природе творчества. Через пластику человеческого тела хореограф сумел передать магический процесс появления скульптурных образов из неподвижных глыб мрамора. «На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет», – рассказывает Борис Эйфман.
Музыкальной основой балета послужили произведения композиторов-современников Родена – Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса и Жюля Массне. Декорации для спектакля разработаны художником Зиновием Марголиным, который уже много лет сотрудничает с Борисом Эйфманом.
Балет «Щелкунчик» в постановке Начо Дуато в Михайловском театре
7 января 2022
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.-Т.-А. Гофмана в редакции Начо Дуато
Хореография: Начо Дуато
Дирижер: Александр Соловьев
В спектакле участвует хор «Перезвоны» Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М. И. Глинки
В январе Михайловский театр приглашает зрителей на балет «Щелкунчик» в постановке знаменитого испанского хореографа Начо Дуато.
Балет «Щелкунчик» – неотъемлемая часть новогоднего и рождественского репертуара ведущих мировых театров. Зрители всех возрастов с неизменным восторгом смотрят этот знаменитый балет, поставленный по повести великого сказочника Гофмана. Искрящаяся волшебством, чарующая музыка Петра Чайковского напоминает всем нам, что в мире еще есть место для чуда.
В современной постановке хореограф Начо Дуато, совместно с французским художником Жерором Капланом, перенесли время действия балета в дореволюционную Россию. Постановка насыщена экспрессией и построена на контрасте классического балета и современного танца,. «Для меня было важно рассказать эту историю через телодвижения, балет который не удивляет трюками или декорациями, а передает эмоциональное состояние танцоров», – отметил Начо Дуато.
Начо Дуато – знаменитый известный балетмейстер, художественный руководитель балета Михайловского театра. Начо Дуато возглавлял Национальный театр танца Испании и труппу Берлинского балета. Хореография Начо Дуато вошла в репертуары многих ведущих мировых театров, в числе которых Парижская опера, Американский театр балета, Штутгартский балет и других театров.
Премьера балет «Конек-Горбунок» в Михайловском театре
8 и 9 января 2022
Михайловский театр
Премьера балета «Конек-Горбунок»
Композитор: Родион Щедрин
Либретто: Василий Вайнонен и Павел Маляревский по одноименной сказке Петра Ершова
Хореография: Александр Радунский в редакции Михаила Мессерера
https://www.binoculars-travel.ru/balet-konek-gorbunok-mihailovsky-teatr/
В январе Михайловский театр приглашает зрителей на премьеру балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок». Именно этим спектаклем для всей семьи театр открыл этот балетный сезон. Музыка к балету «Конек-Горбунок» была написана Родионом Щедриным в молодые годы во время учебы в консерватории. Это первый балет, созданный Щедриным для балерины Майи Плисецкой. В музыке преобладает светлое, радостное настроение. Балет написан в веселой манере, которая напоминает русское скоморошье действо.
Премьера «Конька-Горбунка» состоялась на сцене Большого театра в 1960 году. Постановку осуществил известный советский танцовщик и хореограф Александр Радунский. На премьере партнером по сцене Майи Плисецкой стал знаменитый Владимир Васильев, а роль царя исполнил сам Александр Радунский.
В своей постановке «Конька-Горбунка» Михаил Мессерер взял за основу спектакль Радунского. «Думаю, зрители оценят пластическое богатство и танцевальную свежесть балета Радунского. А еще, надеюсь, их привлечет добродушная усмешка, юмор, элементы гротеска. Радунский вырос в семье цирковых артистов и, чувствуется, знал толк в хорошей шутке. Персонажи выразительные и живые, действие понятное и четко выстроенное», — отметил Михаил Мессерер.
Балет «Спартак» на сцене Михайловского театра
19 и 20 декабря 2022
Михайловский театр
Балет «Спартак»
Композитор: Арам Хачатурян
Либретто, хореография и постановка: Георгий Ковтун
Дирижер: Алевтина Иоффе
https://www.binoculars-travel.ru/balet-spartak-mihajlovskij-teatr/
В январе Михайловский театр приглашает на балет Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Георгия Ковтуна. Главные партии исполнят ведущие артисты балетной труппы Михайловского театра: Денис Матвиенко, Иван Зайцев, Ирина Перрен и Валерия Запасникова. В роли Помпея – известный танцовщик и хореограф Фарух Рузиматов.
Первую постановку «Спартака» осуществил Леонид Якобсон на сцене Мариинского театра в 1956 году. В Михайловском театре спектакль был поставлен в 2008 году и возобновлен в 2018 году. Автором постановки стал Георгий Ковтун Он изменил оригинальное либретто Николая Волкова: ввел новых действующих лиц, дал новые имена некоторым героям. В спектакле также появились хоровые сцены, которых не было в оригинальной партитуре Хачатуряна. Во время действа на сцене дважды появляется живая тигрица. «Я пытался сделать спектакль как широкоформатный художественный фильм. Мой принцип: все живое в театре должно двигаться. Это один из самых массовых балетов в стране. На сцене задействованы около 300 человек», – говорит Георгий Ковтун.
Заглавную роль в спектакле исполнит премьер Михайловского театра — Иван Зайцев.
Роль римского полководца Красса в показе исполнит Денис Матвиенко – знаменитый артист балета и хореограф, премьер Мариинского театра, приглашённый солист Большого театра, миланского театра Ла Скала, парижского театра Гранд Опера и Американского театра балета.
Роль Помпея исполнит известный артист балета, премьер Мариинского театра в период с 1986 по 2007 гг. – Фарух Рузиматов. Как приглашенный солит сотрудничал с Американским театром балета. В 2007 – 2009 гг. Фарух Рузиматов был удостоен премии «Золотой софит», премии «Балтика», премии «Золотая Маска».
Николай Цискаридзе в балете «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре
27 и 28 января 2022
Михайловский театр
Балет «Тщетная предосторожность»
Композитор: Луи Жозеф Фердинанд Герольд
Музыка в обработке Джона Ланчбери
Хореография: Фредерик Аштон
https://www.binoculars-travel.ru/tshhetnaja-predostorozhnost-mihajlovskij-teatr-2021/
27 и 28 января Михайловский театр приглашает зрителей на балет «Тщетная предосторожность» в постановке Фредерика Аштона с участием Николая Цискаридзе и ведущих артистов балета Михайловского театра – Анжелины Воронцовой и Ивана Зайцева.
Балет «Тщетная предосторожность» – старейший из шедевров хореографического наследия, дошедших до наших дней. Этот балет, созданный выдающимся французским балетмейстером Жаном Добервалем, насчитывает более чем 200-летнюю историю. Премьера «Тщетной предосторожности» состоялась в Большом театре Бордо в 1789 году, всего за две недели до начала Великой французской революции. Музыкальной основой для первоначальной версии балета стали французские народные мелодии.
Михайловский театр представит зрителям постановку классика британского балета Фредерика Аштона. Премьера его версии «Тщетной предосторожности» прошла на сцене театра Ковент-Гарден еще в 1960 году. Специально для этого спектакля британский композитор и дирижер Джон Ланчбери переработал музыку Герольда, а одним из консультантов постановки стала легендарная балерина Тамара Карсавина.
Комическую партию вдовы Симоны, по традиции, исполняют мужчины. В этой роли выступит выдающийся артист балета и педагог Николай Цискаридзе. Он предложил собственную трактовку образа, его Симона – заботливая мать, покоряющая своим обаянием. Николай Цискаридзе мастерски соединил в своей партии образ классического и характерного танцовщика. Одновременно артист добавил в сценарий роли несколько ярких красок – раскладывание карточного пасьянса, чечетку, исполненную в сабо и сцену с зеркалом.
Балет «Дон Кихот» в Михайловском театре
30 января 2022
Михайловский театр
Балет «Дон Кихот»
Композитор: Людвиг Минкус
Хореография: Мариус Петипа и Александр Горский
https://www.binoculars-travel.ru/balet-don-kihot-mihajlovskij-teatr/
30 января Михайловский театр приглашает зрителей на балет «Дон Кихот».
«Дон Кихот» – красочный и динамичный балет, в полной мере отражающий традиции и дух танцевального фольклора Испании. «Казалось, это носится сама Радость и скачет само Веселье», – так описывал народные танцы автор романа «Дон Кихот» Мигель Сервантес. Мариус Петипа сумел воплотить на сцене искрящуюся жизнерадостность, присущую испанским танцам. Премьера «Дон Кихота» с триумфом прошла на сцене Большого театра в 1869 году.
Основой для балета стал лишь один эпизод из многочисленных приключений странствующего рыцаря Дон Кихота. Несмотря на то, что балет носит имя благородного идальго, в центре сюжета оказывается не сам Дон Кихот, а пара молодых влюбленных – Китри и Базиль. Партии этих персонажей состоят из эффектных хореографических номеров, созданных в расчете на юный темперамент, помноженный на искрометную технику.
Партию Китри в вечернем показе исполнит Анжелина Воронцова. На протяжении нескольких лет Анжелина Воронцова была ведущей солисткой Большого театра, где ее педагогом-репетитором и партнером в спектаклях был Николай Цискаридзе. В Михайловском театре Анжелина Воронцова исполняет ведущие партии в спектаклях.
При использовании материала ссылка на источник обязательна