Мариинский-2 / Россия, Санкт-Петербург
Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Либретто и сценарный план Мариуса Петипа в обработке Михаила Шемякина по сказке Э.T.A. Гофмана
Хореография: Кирилл Симонов
Декорации, костюмы и постановка: Михаил Шемякин
Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Дирижер: Гурген Петросян (30 декабря 2024, дневной показ) / Андрей Иванов (30 декабря 2024, вечерний показ)
Состав исполнителей
Маша – Кристина Шапран / Екатерина Осмолкина / Мария Чернявская / Елена Свинко / Елена Евсеева / Рената Шакирова (12 января 2025, вечерний показ)
Щелкунчик-принц – Роман Малышев / Александр Сергеев / Ярослав Байбордин / Алексей Тимофеев / Евгений Коновалов
При участии воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана
Даты показа
30 декабря (пн) 2024 – начало в 14.00 и 19.30
3 января (пт) 2025 – начало в 11.30, 15.30 и 19.30
12 января (вс) 2025 – начало в 14.00 и 19.00
Продолжительность ‒ 2 часа 10 минут с одним антрактом. Премьера спектакля на сцене Мариинского театра состоялась 12 февраля 2001 года.
30 декабря 2024 и 3, 12 января 2025 на Новой сцене Мариинского театра покажут балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина и хореографии Кирилла Симонова. В спектаклях примут участие Рената Шакирова, Александр Сергеев, Кристина Шапран, Екатерина Осмолкина, Роман Малышев и другие солисты балетной труппы театра, воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана.
Трудно представить новогодние праздники без давно полюбившегося и детям, и взрослым сказочного и захватывающего балета-фейерии Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», поставленного по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Спектакль прочно вошел в репертуары ведущих театров мира. К нему обращались ведущие хореографы, среди которых Василий Вайнонен, Александр Горский, Джордж Баланчин, Юрий Григорович, Михаил Барышников, Алексей Ратманский.
Историческая премьера балета «Щелкунчик» состоялась на сцене Мариинского театра 6 декабря 1892 году. Спектакль был поставлен Львом Ивановым по либретто Мариуса Петипа.
Сейчас в Мариинском идут две постановки «Щелкунчика»: Василия Вайнонена (возобновление в оформлении Симона Вирсаладзе 1954 года) и в постановке известного российского и американского художника и скульптора Михаила Шемякина и хореографии Кирилла Симонова (2001 год).
— Задача нашей постановки «Щелкунчика» — вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями; соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского. И в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое.
Михаил Шемякин
Хореографическая редакция «Щелкунчика» принадлежит известному российскому хореографу Кириллу Симонову. Выпускник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, солист Мариинского театра, солист Australian Dancers Company, обладатель премии «Золотая Маска» — Кирилл Симонов хорошо известен любителям балета как в России, так и за рубежом. Спектакли Кирилла Симонова идут на сценах Санкт-Петербурга, Лондона, Токио, Вильнюса. Хореограф сотрудничает с такими признанными мастерами, как Теодор Курентзис, Вячеслав Окунев, Стефания фон Граурок. С 2008 возглавляет балет Музыкального театра Республики Карелия, с 2016 — балет Театра Наталии Сац.
Музыкальным руководителем спектакля выступил художественный руководитель и директор Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев. Маэстро поделился своим взглядом на постановку:
— Я предполагаю, что этот балет давно нуждался в том, чтобы с него сняли покров нарочитой “детскости”, и некое ощущение детского утренника. Его музыка неизмеримо глубже, содержательнее, философичнее. Шемякина привлекла новизна музыкального прочтения. Мы открыли купюры, привели в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала совершенно по-иному – ломая стереотипы и раскрывая иные смыслы.
— На мой взгляд, “Щелкунчик” – одна из самых трагических партитур Чайковского. Как известно, балет возник незадолго до Шестой симфонии – предсмертного творения композитора. Музыка «Щелкунчика» многогранна и, как все великое, неисчерпаема. При каждом новом обращении к ней приоткрываются все более неожиданные пласты этой уникальной “балетной симфонии”.
Рената Шакирова – прима-балерина Мариинского театра. Победительница телепроекта «Большой балет» (2016), лауреат премии «Золотой софит». В репертуаре Ренаты Шакировой – ведущие партии в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Кармен-сюита» и других.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.