Концертные программы сентября. Люцерн-Вена-Москва
Как обещали, продолжаем анонсировать события Люцернского летнего фестиваля, который продлится до 10 сентября. Начало осени – лучшее время для посещения романтичного Люцерна. Кроме музыкальных программ, которые проходят в Концертном зале KKL у вокзала, можно успеть подняться на Пилатус и Риги – любимые вершины Рихарда Вагнера, и осмотреть Веггис – живописное плато, высоко поднятое над озером. В июле и августе здесь слишком жарко, в апреле красиво, но холодновато, а в начале сентября – традиционный бархатный сезон. Концерты все начинаются преимущественно вечером, так что удобно совмещать путешествия и музыкальную программу. Осенняя часть фестиваля открывается 1 сентября (19.30, Концертный зал KKL) концертом оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Российский маэстро весь вечер дирижирует опусами Мусоргского, в том числе и сочинениями для голоса и оркестра. В программу попали «Картинки с выставки», «Ночь на лысой горе», «Песни и танцы смерти» и вступление к опере «Хованщина», известное как «Рассвет на Москве-реке». Вместе с оркестром выступает белорусское меццо-сопрано Оксана Волкова, которая еще вчера была стажером в Большом театре, потом спела ведущие партии меццо-сопранового репертуара в ведущих театрах мира, включая Любашу и Кармен, а в следующем сезоне примадонна исполнит Джульетту в «Сказках Гофмана» в Метрополитен Опере и Сантуццу в «Сельской чести» в Большом театре Женевы.
Те же коллектив и маэстро 2 сентября (18.30, Концертный зал KKL) представляют все фортепианные концерты Прокофьева. Пять концертов поделят между собой россияне Даниил Трифонов и Сергей Редькин и узбекский виртуоз Бехзот Абдураимов. Репертуар Прокофьева – главный из «коньков» петербургского дирижера, который раскрывает свой потенциал особенно ярко на большом объеме музыкального материала, звучащего в один вечер. Начинается концерт раньше, чем обычно, так как его длительность будет серьезной, часа три с антрактами. Утром 3 сентября (11.00, Концертный зал KKL) можно продолжить фортепианное направление своей поездки. Сэр Андраш Шифф представляет в Люцерне программу, которую мы не раз анонсировали, но концерты были в других залах мира. Она называется «Последние сонаты» и включает опусы Моцарта, Шуберта, Гайдна и Бетховена. У венгерского мэтра есть свой взгляд на финальные произведения сонатного жанра у великих композиторов, он не будет высвечивать их мысли о конце жизни, но покажет классиков мудрыми философами, которые поднялись на саму высокую ступень познания мира.
Вечером 3 сентября (18.30, Концертный зал KKL) пройдет концерт Бирмингемского симфонического оркестра. После ухода латвийца Андриса Нелсонса коллектив возглавила юная Мирга Гражините-Тыла из Вильнюса, и в этом сезоне она уже представляет свой коллектив в Люцерне. Программа многослойная – здесь и Кантабиле для струнного оркестра Петериса Васкса, и Концерт для виолончели с оркестром Эдварда Элгара, классика английской композиторской школы, и Третья симфония Сергея Рахманинова. В концерте принимает участие Готье Капюсон – один из лучших виолончелистов мира, достаточно редко играющий музыку Элгара. Вечер обещает стать экстраординарным.
4 и 5 сентября (19.30, Концертный зал KKL) на фестивале гостит амстердамский Оркестр Консертгебау. Под руководством своего шефа итальянского маэстро Даниэле Гатти нидерландцы исполнял в первый вечер In Schrift Вольфганга Рима и Девятую симфонию Брукнера, во второй вечер прозвучат до мажорная симфония Гайдна «Медведь» и Четвертая симфония Малера. Солистка – израильское меццо-сопрано Чен Рейс. Как и его далекий предшественник Бернард Хайтинк на посту руководителя Оркестра Консертгебау, Гатти предпочитает привозить на гастроли большие симфонии, а не концерты с солистами. И он во многом прав – чтобы оценить особое звучание этого чудесного оркестра, лучше слушать большие симфонические полотна Малера и Брукнера.
6 сентября (19.30, Концертный зал KKL) в Люцерне выступит Питтсбургский симфонический оркестр во главе с Манфредом Хонеком. В программе у американцев музыка Чайковского и Дворжака. Прозвучат Шестая симфония («Патетическая»), концерт для скрипки с оркестром и сюита из оперы Дворжака «Русалка». Хонек не пользуется имеющимися сюитами из опер, он сам их заново компонует и записывает диски. До этого он записал сюиты из опер Штрауса, сейчас вот представляет «Русалку». Это всегда интересно услышать, как музыка будет справляться с сюжетом оперы без слов. Скрипичный концерт играет Анне-Софи Муттер.
7 сентября (19.30, Концертный зал KKL) на фестивале снова будет царить камерная атмосфера. Знаменитый россиниевский тенор Хуан Диего Флорес вместе со своим неизменный аккомпаниатором Винченцо Скалерой даст сольный концерт. В программе песни и арии из опер Моцарта, Россини, Пуччини, Верди и Леонкавалло.
Последний концерт фестиваля 10 сентября (17.00, Концертный зал KKL) проведет английский дирижер Даниэль Хардинг. Он встанет за пульт Венского филармонического оркестра, который в этот день празднует свой шестидесятый концерт в Люцерне. В программе Шестая симфония Малера и сюита из оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Грандиозное завершение ведущего музыкального форума Европы.
Из Люцерна не очень удобно ехать в Вену, где после первой, не очень насыщенной музыкальной недели сентября, начинаются полноценные будни меломана, но спасает близость Цюрихского аэропорта (ехать на поезде чуть больше часа) и обилие рейсов в столицу Австрии. В Большом зале Мюзикферайна 8 и 9 сентября (19.30) выступает Саксонская государственная капелла под руководством Кристиана Тилемана. Прозвучит музыка немецко-австрийских композиторов. В первый вечер дрезденцы играют Первую симфонию Брукнера и Первый фортепианный концерт Бетховена. Солист – венский пианист Рудольф Бухбиндер. Во второй вечер играют увертюру Мендельсона «Гебриды, или Фингалова пещера», Вторую симфонию Брамса и Концерт для скрипки с оркестром Макса Бруха. Солист – Николай Цнайдер.
До конца сентября в этом концертном зале грандиозных событий не будет, и первенство захватит венский Концертхаус. Он открывается 12 сентября (19.30, Большой зал) похожим концертом Венских филармоников, которым закрывался Люцернский фестиваль, с Хардингом за пультом, с Шестой симфонией Малера, но без второго отделения с сюитой из «Пелеаса и Мелизанды» — ее оркестр показывает только в Люцерне к праздничной дате.
13 сентября в Концертхаусе (19.30, Большой зал) выступает Теодор Курентзис с программой, которая называется «Реквием», но исполняет пермские хор и оркестр Musicaeterna не только великую поминальную мессу Моцарта, но еще целое отделение сопряженных произведений из разных музыкальных традиций. Прозвучат произведения Перселла, Танеева, Стравинского, Шнитке, Лигети. В концерте примет участие Юлия Лежнева и другие замечательные певцы.
20 сентября (19.30, Большой зал) Семен Бычков выступает здесь с русской программой. Он продирижирует Четвертой симфонией Чайковского и Вторым концертом для фортепиано с оркестром. Солист – Кирилл Герштейн. На сцену выйдет Национальный симфонический оркестр итальянского радио и телевидения (RAI).
24 сентября (19.30, Большой зал) Венский симфонический оркестр и хор Венского Концертхауса представляют «Te Deum» Дворжака. Солисты Адам Плачетка и Симона Шатурова. Во втором отделении прозвучит «Трагическая увертюра» Брамса. За пультом Томаш Нетопил. Совсем не проходной концерт, специально приготовленный для данного вечера, должно быть очень любопытно, в программе заявлены раритеты.
Небольшое отступление для тех путешественников, которые не поедут в Вену, но окажутся в сентябре в Берлине. Концерт «Реквием», который дают Курентзис с хором и оркестром MusicAeterna можно послушать также в рамках Берлинского Мюзикфеста. Они выступают на самой знаменитой площадке столицы Германии – в Берлинской филармонии 7 сентября (20.00, Большой зал).
И в конце нашего обзора расскажу про интересные концерты, которые можно послушать, не выезжая за пределы столицы нашей родины. 14 сентября (19.00, Концертный зал имени Чайковского) российский скрипач Вадим Репин играет на IX Большом фестивале РНО Концерт для скрипки с оркестром шотландского композитора Джеймса МакМиллана. Это будет российская премьера произведения, написанного специально для Репина. Во втором отделении прозвучит Третья («Героическая») симфония Бетховена. За пультом РНО его шеф Михаил Плетнев.
11 сентября (19.00) и тоже в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра в КЗЧ выступит французский пианист Люка Дебарг. Вместе с коллективом Михаила Плетнева он будет играть Первый фортепианный концерт Равеля и поэму Скрябина «Прометей» для фортепиано, хора и оркестра. Также в программе концерта скомпонованная Плетневым сюита из музыки Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» и сюита из музыки балета Равеля «Дафнис и Хлоя».
Борис Березовский играет с ГАСО под управлением Василия Синайского 12 сентября в КЗЧ (19.00). Пианист исполнит Второй фортепианный концерт Рахманинова. Также в программе Третья симфония Чайковского и Восемь народных песен Лядова для оркестра.
Еще 12 сентября в Большом зале консерватории (19.00) можно послушать Николая Луганского. Пианист играет Пятый фортепианный концерт Бетховена с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева. Во втором отделении прозвучит Пятая симфония Бетховена.
Из обязательных концертов сентября также можно назвать сольное выступление в Большом зале московской консерватории Евгения Кисина. Он настолько редко появляется в Москве, что его концерты нельзя пропускать. 8 сентября (19.00) Кисин покажет в Москве программу, которую играл в августе в Вербье и Зальцбурге. Пианист сыграет Сонату № 29 «Хаммерклавир» Бетховена и три прелюдии Рахманинова.
И немного забегая в календарь октября, хочу обратить внимание на концерт с участием французского скрипача Рено Капюсона, брата выдающегося виолончелиста Готье Капюсона. Скрипач выступит 2 октября в БЗК (19.00). Он сыграет Четвертый скрипичный концерт Моцарта с оркестром «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. Также программе «Метаморфозы» Рихарда Штрауса (это этюд для 23-х солирующих струнных инструментов) и Четвертая («Трагическая») симфония Шуберта.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»