1 октября в Висбадене, в зале Фридриха фон Тирша (Курхаус) — Friedrich-von-Thiersch-Saal (Kurhaus) – выступит Йонас Кауфман. Это будет камерный вечер: вместе с прекрасным пианистом Хельмутом Дойчем певец исполнит вокальные сочинения Ференца Листа, Хуго Вольфа, Густава Малера и Рихарда Штрауса. Публика чаще видит и слышит Йонаса в оперном репертуаре: он – один из лидеров вагнеровского репертуара, покоритель вердиевских и пуччиниевских вершин. Тем интереснее познакомиться с его пониманием камерного жанра, или, как сказано в анонсе, «интимного формата вокального вечера».
Кстати, Дойч в годы учебы Кауфмана в мюнхенской Высшей школе музыки был его педагогом по камерному ансамблю. Тогда, как вспоминает пианист, будущей международной звезде было не до тонкостей вокальной лирики: он предпочитал что-то посовременнее и полегче. Но спустя годы пришло время и для очень серьезных успехов певца в очень серьезном репертуаре. Дойч это с удовольствием признает. С первых совместных репетиций уже вне стен Высшей школы он потребовал, что Йонас чувствовал себя не учеником, а партнером. Довольно быстро они определили круг совместных творческих поисков – сочинения, в которых певец может быть собой, а пианист его верным соратником. И это как раз Лист, Штраус, Малер и Вольф.
3 октября в Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича состоится первый концерт абонемента «Юрий Темирканов и его оркестр». Абонемент посвящен юбилею маэстро, которому 10 декабря исполнится 80 лет.
Сам мастер к возрасту, как и ко многим другим категориям, относится рационально и иронично. «Профессия дирижера начинается после 50, — убежден Юрий Хатуевич. — Молодой человек — он все-таки немножко капельмейстер. И только когда ты прожил достаточно, наконец понимаешь, зачем ты стоишь перед оркестром».
И, пожалуй, маэстро еще выскажет свое несогласие с названием абонемента. Он предпочитает не называть заслуженный коллектив России своим оркестром. «Если “мой” — значит, я не нашел с оркестрантами общего языка. Если “наш” — мы все соучастники этого преступления», — убежден Темирканов. «Преступление», о котором говорит ироничный и великий музыкант, — это разгадка тайн партитур, композиторского послания, скрытого в нотных знаках.
В октябрьскую программу маэстро включил Скрипичный концерт Яна Сибелиуса и Тринадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича. Между двумя этими сочинениями и этими мастерами нет явных пересечений – художественных, жанровых, стилевых. Пожалуй, можно вспомнить только о том, что Сибелиус мечтал стать скрипачом, но из-за травмы мечта его не осуществилась, а Шостакович в молодости был одним из самых перспективных пианистов своего поколения. Можно обратить внимание и на симфоничность скрипичного концерта, тем более что дирижер Леопольд Стоковский вообще стер жанровые границы, назвав эту партитуру «одной из лучших симфоний композитора».
Солирует в концерте Сибелиуса Эммануэль Чкнаворян, лауреат XI Международного конкурса скрипачей имени Яна Сибелиуса. В исполнении симфонии Шостаковича – кроме заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии – участвуют хор Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова и бас Петр Мигунов. Хотя слово «участие» здесь не совсем точно: и хор (уточним: хор басов), и солист абсолютно на равных с оркестром раскрывают драматичные смыслы одной из поздних симфоний Шостаковича.
Нельзя не назвать и еще одного героя, почти соавтора симфонии – поэта Евгения Евтушенко. Именно его стихи, честные, жесткие, проникновенные, стали основой Тринадцатой симфонии. И невольной причиной тех невероятных трудностей, с которыми столкнулись первые исполнители произведения. Эта история с большим волнением рассказана Галиной Вишневской в ее книге. Скажем только, что первая строка, которую поет бас-солист, — «Над Бабьим Яром памятников нет…»
9 октября в Концертном зале имени Чайковского выступят Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением
Юрия Башмета и Вадим Репин. Будут исполнены Второй концерт для скрипки с оркестром Прокофьева и Восьмая («Неоконченная») симфония Шуберта.
У прокофьевского концерта довольно любопытная история создания. Даже, скорее, не история, а география. Партитура создавалась во время гастролей композитора. Вот как он говорит об этом: «Главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде». А затем концерт вместе с Прокофьевым и первым исполнителем Робером Соэтаном (в некоторых источниках именуемым Робертом Сетансом) отправился в турне по Испании, Португалии, Тунису, Марокко, Алжиру.
Вообще, музыкальная практика часто рождает любопытные «маршруты». Взять хотя бы вполне дружескую встречу Юрия Башмета и… Мика Джаггера. И сам факт совместного обеда музыкантов с совсем разных планет удивляет, а уж тема застольной беседы просто приводит в изумление. «За обедом вдруг выяснилось, что Джаггер — невероятный фанат Шуберта. И мы с ним полтора часа за обедом разговаривали о Шуберте. Я Мика очень зауважал!» — признается Юрий Абрамович.
Определяя отношение маэстро к шубертовской музыке, можно сказать так: он – посвященный. Башмет чувствует не только красоту, но и трагические бездны партитур Шуберта. «Неоконченная» симфония требует именно такой чуткости.
11, 12, 14 октября в Амстердаме, в «Концертгебау» будет исполняться монументальное сочинение Бенджамина Бриттена – «Военный реквием». Эта партитура предназначена для симфонического оркестра, двух хоров (смешанного и детского) и трех солистов. Важно уточнить: каждый исполнитель должен быть исключительным профессионалом. А для дирижера, как справедливо сказано в анонсе, — это «настоящий вызов».
Бриттен говорил о своем произведении: «В нем много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны»
Текстовая основа реквиема – канонический латинский текст и стихи английского поэта Уилфреда Оуэна, погибшего на фронтах Первой мировой войны. Премьера «Военного реквиема» была приурочена к открытию собора Святого Михаила в Ковентри. Собор был разрушен немецкими бомбами во время Второй мировой. В исполнении произведения, по замыслу Бриттена, должны были принять участие певцы из стран, участвовавших в той страшной войне, — Советского Союза, Германии, Великобритании, что стало бы символическим актом объединения. Увы, исполнительнице партии сопрано Галине Вишневской советское правительство не дало разрешение на выезд за границу. Этот замысел композитора не был реализован.
Важно, что сейчас в Амстердаме в исполнении реквиема примут участие певцы из трех стран – России, Германии, Великобритании. Это Елена Стихина (краса и гордость Мариинки), Михаэль Фолле и Марк Пэдмор. За дирижерским пультом – маэстро Марис Янсонс.
17 и 18 октября в Лейпциге, в Большом зале «Гевандхауса» Андрис Нельсонс, возглавляемый им Gewandhausorchester и Кристине Ополайс представят разножанровую интернациональную программу. Она открывается мировой премьерой оркестровой пьесы латышского композитора Андриса Дзенитиса «Māra». Далее прозвучит ария Лизы «Откуда эти слезы…» из «Пиковой дамы» и два отрывка из «Евгения Онегина» Чайковского — Полонез и Сцена письма. Мощным завершением программы станет Первая симфония Малера.
Вдохновлена «Māra», если интернет ничего не путает, женским образом из латышского фольклора. А непосредственным поводом для появления партитуры стал заказ Бостонского симфонического оркестра и оркестра Gewandhaus. В феврале этого года на своей страничке в Facebook композитор с радостью написал: «Как раз за 30 минут до инаугурационного концерта Андриса Нельсонса в качестве руководителя Gewandhausorchester партитура моей новой пьесы «Māra» завершена! Немного технической работы – и волнительное ожидание осеннего концерта!» Вот, наконец, дождались.
Как дождались мы и возвращения прекрасной Кристины к партии Лизы. Она пела эту партию на заре своей карьеры, а потом решила погрузиться в более лирический и менее драматический сопрановый репертуар. Будем надеяться на скорое появление певицы в интересной и экспрессивной постановке «Пиковой».
Если прочесть хотя бы 2-3 интервью Нельсонса, то можно легко получить вербальное подтверждение того, что мы видим и слышим во время его дирижерских выступлений. Ключевые слова – вдохновлять и вдохновляться. Симфония Малера в интерпретации маэстро, без сомнения, прозвучит вдохновенно, умно, эмоционально.
Автор Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»