Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор наиболее значимых, с нашей точки зрения, оперных и балетных постановок, продолжающих новый театральный сезон в октябре 2022 года в Москве и Санкт-Петербурге.
Мы выбрали 17 спектаклей и расположили их в календарном порядке. Конечно, отразить все, даже проходящее только в российских столицах, увы, невозможно, поэтому мы просим вас следить за новыми публикациями на нашем сайте и на страницах в соц.сетях.
Если вы захотите посетить событие не из этого списка, дайте, пожалуйста, знать и мы постараемся подтвердить для вас места.
Афиша оперных и балетных постановок в Москве в октябре 2022
№1
Одноактные балеты Акрам Хана, Шарона Эяля и Максима Севагина в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского
3 октября 2022
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Основная сцена, Москва
Вечер одноактных балетов
- Балет «Нет никого справедливей смерти»
На музыку Альберто Хинастеры
Хореография: Максим Севагин - Балет «KAASH»
На музыку Нитина Соуни
Хореография: Акрам Хан - Балет «Autodance»
На музыку Ори Личтик
Хореография: Шарон Эяль
https://www.binoculars-travel.ru/malenkaja-smert-autodance-kaash-mamt/
3 октября Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представит программу одноактных балетов «Нет никого справедливей смерти / KAASH / Autodance» – постановки хореографов Максима Севагина, Акрама Хана и Шарон Эяль.
«Нет никого справедливей смерти» – постановка художественного руководителя балетной труппы театра, хореографа Максима Севагина. Премьера балета «Нет никого справедливей смерти» состоялась 6 июля 2022 года. На создание балета Максима Севагина вдохновила музыка аргентинского композитора Альберто Хинастеры.
«KAASH» – балет одного из ярчайших хореографов современности Акрама Хана. Созданный в 2002 году, балет «KAASH» стал дебютной постановкой Акрама Хана. Название балета в переводе с хинди означает «если бы». По словам хореографа, отправной точкой в создании спектакля для него послужил образ индуистского бога-творца Шивы. Как и в других своих работах, в «KAASH» Акрам Хан искусно сочетает элементы древнего индийского танца катхак и современную европейскую хореографию.
«Autodance» – балет известного израильского хореографа Шарон Эяль, созданный в соавторстве с Гаем Бехаром для Балета Гётеборга в 2018 году. По признанию хореографа, в «Autodance» она стремилась выразить самую суть движения во всей его чистоте и незамутненности. В 2022 году спектакль принимал участие в конкурсной программе премии «Золотая маска». Лауреат премии в номинации «Балет: современный танец/женская роль» – Оксана Кардаш.
В балетах примут участие ведущие артисты театра – Оксана Кардаш, Георги Смилевски, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова, Дмитрий Соболевский, Ксения Шевцова, Мария Бек.
№2
Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк, Вероника Джиоева, Екатерина Семенчук в опере «Дон Карлос» Джузеппе Верди в Большом театре
12, 13, 14, 15 и 16 октября 2022
Большой театр, Историческая сцена / Россия, Москва
Опера «Дон Карлос»
Композитор: Джузеппе Верди
Либретто Франсуа Жозефа Мери и Камилла дю Локля
Режиссер-постановщик: Эдриан Ноубл
Дирижер: Алексей Верещагин / Антон Гришанин
https://www.binoculars-travel.ru/opera-don-karlos-bolshoi-teatr/
13 и 15 октября на Исторической сцене Большого театра состоятся показы оперы «Дон Карлос» Джузеппе Верди с выдающимся составом исполнителей. Ведущие партии в разных составах исполнят Ильдар Абдразаков, Нажмиддин Мавлянов, Василий Ладюк, Вероника Джиоева, Екатерина Семенчук, Олег Долгов.
«Дон Карлос» – самая продолжительная опера Верди и ее постановка требует большого состава оперных певцов самого высокого ранга.Сюжетная линия оперы частично основана на подлинных исторических событиях, происходивших в Средние века при дворе испанского короля Филиппа II. Драматургия «Дона Карлоса» полна сложных переплетений различных сюжетных линий. Политические и религиозные конфликты разворачиваются на фоне личных трагедий главных героев, где бескорыстная дружба и любовь соседствует с ревностью и вероломством.
Спектакль, который представит Большой театр – постановка знаменитого британского режиссера Эдриана Ноубла. Опера исполняется в «миланской» версии, увидевшей свет в 1884 году.
Роль испанского короля Филиппа II отведена всемирно известному российскому басу Ильдару Абдразакову. Ценители оперы и критики признают его одним из лучших интерпретаторов этой партии. В ней Ильдар Абдразаков продемонстрировал не только безупречный вокал, но и незаурядный драматический талант.
Дон Карлос – в разных составах исполнят блистательные российские оперные певцы Нажмиддин Мавлянов и Олег Долгов.
Партию Елизаветы Валуа исполнит заслуженная артистка России, приглашенная солистка Большого театра Вероника Джиоева. Певица исполняла партии на сценах крупнейших мировых театров. Вероника Джиоева сотрудничает с выдающимися музыкантами, выступает с ведущими музыкальными коллективами.
В роли Родриго – знаменитый баритон, ведущий солист театра «Новая опера» и постоянный приглашенный артист Большого театра Василий Ладюк. Мировую славу Василий Ладюк обрел после победы на вокальном конкурсе «Опералия». Певец выступал в крупнейших оперных домах мира, в числе которых театр Ла Скала, Королевский театр Реджио, Метрополитен-Опера, Гран Театро дель Лисео, Королевский театр Ла Монне.
Партию принцессы Эболи исполнит всемирно известная оперная певица, ведущая солистка Мариинского театра, обладательница глубокого и выразительного меццо-сопрано, непревзойденная исполнительница вердиевского репертуара – Екатерина Семенчук.
№3
Премьера – Балет «Ромео и Джульетта» в постановке Константина Богомолова в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
13 и 14 октября 2022
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Основная сцена / Москва
Балет «Ромео и Джульетта»
Композитор: Сергей Прокофьев
Хореография: Максим Севагин
Режиссер: Константин Богомолов
Дирижер: Тимур Зангиев / Ариф Дадашев
https://www.binoculars-travel.ru/balet-romeo-i-dzhuletta-mamt/
14 и 15 июля в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко будет показан балет «Ромео и Джульетта» в постановке Константина Богомолова на музыку Сергея Прокофьева, хореография Максима Севагина. Ведущие партии в предстоящих показах исполнят Герман Борсай, Елена Соломянко, Иннокентий Юлдашев, Жанна Губанова В спектакле в разных составах примут участие – народный артист России Георги Смилевски, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова, Алексей Любимов, Джошуа Трия и другие артисты театра.
Балет «Ромео и Джульетта» – революционное произведение Сергея Прокофьева, это яркая, сразу запоминающаяся музыка, обладающая новизной и мелодической необычностью. «Чем больше мы вслушивались, чем больше мы искали, экспериментировали, тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки. И постепенно пришло ее понимание, музыка становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной», – вспоминала легендарная балерина Галина Уланова, ставшая первой исполнительницей партии Джульетты.
Историческая премьера балета «Ромео и Джульетта» состоялась в 1938 году на сцене Национального театра в Брно. Мировую славу балету принесла эталонная постановка хореографа Леонида Лавровского и художника Петра Вильямса на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова, перенесенная позже на сцену Большого театра.
«Ромео и Джульетта» – первое обращение к балету Константина Богомолова и первая полномасштабная постановка молодого хореографа Максима Севагина. Постановка отличается от классического балета. В спектакле нет налета знакомой романтической сказки. Постановщики переносят действие в современное время, актуализируя сюжет. Теперь он развивается по двум параллельным путям. На одном из них герои приходят к трагическому шекспировскому финалу, на другом происходит альтернативная версия развития событий — современные Ромео и Джульетта делают выбор в пользу жизни.
№4
Премьера спектакля «Явь» на Фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva
15 и 16 октября 2022
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva
Музей Москвы
Премьера!
Спектакль «Явь»
Хореография: Анна Щеклеина
Художник: Татьяна Луданик
https://www.binoculars-travel.ru/iav-festival-context-diana-vishneva-2022/
15 и 16 октября в Музее Москвы состоятся премьерные показы спектакля «Явь» в рамках Фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Постановщик спектакля – хореограф Анна Щеклеина.
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva – это платформа поддержки и развития современной российской хореографии. Основателем и арт-директором фестиваля является Диана Вишнёва. В разные годы на фестивале выступали всемирно известные балетные труппы: «Балет Мориса Бежара», «Бат-Шева», «Нидерландский театр танца» и «Национальный балет Канады».
Спектакль «Явь» исследует ландшафт коллективного и индивидуального, затрагивает суть мужской и женской энергии, природы интуитивного знания.
Хореограф Анна Щеклеина о спектакле:
«В «Яви» у меня есть опорные точки: гендер, мужское-женское и явное-неявное. В ней две драматургические линии: человеческая и мифическая.
«Явь» – это проявление одновременно индивидуального и коллективного, проживание одиночества и единения, обнаружение контраста и общности.
Мы про явное и неявное. Про то, что кажется, и то, что существует. Про то, что представляется одним, а на деле оказывается совсем другим. Про миф и действительность.
Тема берется из окружающей реальности. Мне нравится, что в слове «проявление» будто бы кроется «про я», – я это воспринимаю, как способность предъявить миру себя настоящего.
Так много вокруг выдуманности – и концептуальной, и медийной, что хочется вернуться к сути, природе, к тому, что нас объединяет. Отделить искусственное от истинного. Для меня настоящее – это то, на что откликаешься телом»
Постановка – итог программы Context Symphony (инициатива для хореографов современного танца, направленная на создание новой работы крупной формы)
Спектакль представят артисты проектной танцевальной группы фестиваля Context. Diana Vishneva
№5
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva представляет спектакли «Форма ноль» и «Сингулярность» на сцене РАМТ
18 октября 2022
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva
Российский академический молодёжный театр / РАМТ, Москва
Вечер современной хореографии
- Спектакль «Форма ноль»
На музыку Георга Фридриха Генделя, Соломона Грея, Макса Рихтера
Хореография: Павел Глухов
Балетная труппа Музыкального театра Республики Карелия
Продолжительность – 50 минут. - Спектакль «Сингулярность»
На музыку Андрея Чапорова
Хореография: Кирилл Радев
Проектная танцевальная группа Context
Продолжительность – 30 минут.
https://www.binoculars-travel.ru/forma-nol-singuliarnost-festival-context-diana-vishneva-2022/
18 октября в РАМТ состоится вечер современной хореографии, на котором будут представлены спектакли «Форма ноль» Павла Глухова и «Сингулярность» Андрея Чапорова.
Показ спектаклей пройдет в рамках Фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva – это платформа поддержки и развития современной российской хореографии. Основателем и арт-директором фестиваля является выдающаяся балерина Диана Вишнёва. С 2013 года Фестиваль Context. Diana Vishneva открывает российским зрителям актуальные достижения современного танца – самые впечатляющие постановки, созданные как знаменитыми, так и начинающими хореографами.
Спектакль хореографа Павла Глухова «Форма ноль» – это хореографическое размышление, отображение идеи вечного движения в танце. Павел Глухов отталкивался от категории «Дао» («путь») в китайской философии, обозначающее вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единственности и двойственности (Инь и Ян), за возникновение мира. В своей работе хореограф также находит взаимосвязь «Дао» с христианским мировоззрением вечной жизни. Музыкальная основа спектакля – произведения Георга Фридриха Генделя, Соломона Грея и Макса Рихтера.
Автор идеи и хореограф спектакля «Сингулярность» – Кирилл Радев. В его постановке центральным становится философское понятие сингулярности (от латинского singularis «единственный, особенный») – единичность существа, события, явления.
Кирилл Радев: «Танец – это энергия, которая бесконечна, неповторима. Каждый спектакль на самом деле не имеет точных законов, доминант и научных объяснений, и балет «Сингулярность» также не станет историей, рассказанной на сцене, а будет целым миром, рождающимся внутри зрителя».
Автор музыки к спектаклю – Андрей Чапоров, музыкант и артист, выступающий на театральных и концертных площадках с сольными классическими и электронными проектами.
Спектакли представят артисты проектной танцевальной группы фестиваля Context. Diana Vishneva.
№6
Опера «Севильский цирюльник» Джоакинно Россини, режиссура Евгения Писарева, в Большом театре
19, 20, 21, 22 и 23 октября 2022
Большой театр, Новая сцена, Москва
Опера «Севильский цирюльник»
Композитор: Джоаккино Россини
Либретто: Чезаре Стербини по одноименной комедии Пьера-Огюстена де Бомарше
Режиссер: Евгений Писарев
Сценография: Зиновий Марголин
Дирижер: Алексей Верещагин
https://www.binoculars-travel.ru/sevilskij-cirjulnik-bolshoi-teatr/
В октябре в Большом театре, на Новой сцене пройдут показы «Севильского цирюльника» Россини в постановке Евгения Писарева. Премьера состоялась 3 ноября прошлого года, так что спектакль совсем еще юн. Критика приняла его благосклоннее, чем можно было бы ожидать от восприятия спектакля, поставленного драматическим режиссером («немузыкантом»). Все оценили уместность приема «театр в театре», игру и игривость. В рецензии Юлии Бедеровой выявлена, пожалуй, самая главная, пусть и не очевидная, стилевая нота спектакля: «оттенок хулиганской непокорности». Парики – будут, буффонада в старинном стиле – непременно. Но будьте готовы услышать со сцены русскую речь и даже имя Шаляпина — все под контролем: за всем следят помощница режиссера с рацией и тетя уборщица со шваброй.
19, 21 и 23 октября главные партии исполнят: Ярослав Абаимов (Альмавива), Родион Погосов (Фигаро), (Бартоло), Екатерина Воронцова (Розина), Михаил Казаков (Базилио). На спектаклях 20 и 22 октября мы услышим такой состав: Рузиль Гатин (Альмавива), Павел Янковский (Фигаро), Дмитрий Скориков (Бартоло), Анна Аглатова (Розина). .
Режиссер-постановщик Евгений Писарев о спектакле:
Эта история настолько легкая, фантазийная, что ставить ее всерьез нам показалось странно. И мы с Зиновием Марголиным (сценограф) решили сыграть «Цирюльника» в шутливом, «нарядном ключе», для чего взяли на вооружение прием «театр в театре». Действие будет разворачиваться в двух пространствах. Первое — это «сцена», стилизованный театр времен Бомарше, пространство «хореографическое» и в буквальном смысле — возвышенное. Ниже расположено «закулисье», решенное как театр современный. Пока артисты находятся в этом приземленном, «бытовом» пространстве, они ведут себя как совершенно реальные, обычные люди. Кто-то сидит в спортивном костюме, кого-то гримируют, кого-то осматривает фониатр… Но забираясь на «помост», они меняют пластику, способ общения друг с другом, у них появляются аксессуары, на них надеваются костюмы. И все, что затем происходит на «сцене» — драматическое или комедийное, — это театр, буффонада. Комедия дель арте на оперной сцене, подчеркнутая откровенной театральностью костюмов.
№7
Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов в балете «Дочь фараона», постановка Пьера Лакотта в Большом театре
20, 21, 22 и 23 октября 2022
Большой театр, Историческая сцена, Москва
Балет «Дочь фараона»
Композитор: Цезарь Пуни
Либретто Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Мариуса Петипа по повести Теофиля Готье «Роман мумии», редакция Пьера Лакотта
Хореография: Пьер Лакотт (по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа)
Художник-постановщик: Пьер Лакотт
Дирижер: Павел Клиничев
https://www.binoculars-travel.ru/sevilskij-cirjulnik-bolshoi-teatr/
Большой театр приглашает зрителей на спектакль Пьера Лакотта «Дочь фараона» по мотивам знаменитого балета Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни. Показы балета пройдут на Исторической сцене с 20 по 23 октября. В спектакле ведущие партии в разных составах исполнят выдающиеся артисты балета ‒ Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Артём Овчаренко, Семён Чудин, Владислав Лантратов.
Спектакль «Дочь фараона» в Большом театре – балет французского хореографа Пьера Лакотта. Это новая хореография выдающегося балетмейстера, реконструкция танцев исторического балета Мариуса Петипа и балета Александра Горского, музыка итальянского композитора Цезаря Пуни. Пьер Лакотт также создал сценическое оформление, декорации и костюмы для постановки.
Мировая премьера спектакля Пьера Лакотта прошла 5 мая 2000 года в Большом театре. В сезоне 2017-2018, к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, состоялось капитальное возобновление постановки.
Пьер Лакотт – выдающийся французский хореограф, балетмейстер, реставратор старинной хореографии. Среди преподавателей Лакотта были великие русские балерины – Любовь Егорова и Матильда Кшесинская, а также Карлотта Замбелли, Серж Лифарь. Пьер Лакотт занимал пост директора Балета Монте-Карло, руководил кордебалетом театра Арена-ди-Верона и балетом Национальной оперы Лотарингии, преподавал в Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца.
Постановки хореографа транслировались по телевидению. Известна бельгийская трансляция балета 1954 года «Ночь-волшебница» на музыку одного из пионеров новоорлеанского джаза Сиднея Беше и знаменитая реконструкция балета «Сильфида» Филиппо Тальони на музыку Жана Шнейцхоффера, показанная по французскому телевидению в 1971 году.
В числе широко известных работ хореографа реконструкции классических балетов: «Коппелия» Лео Делиба в хореографии Артура Сен-Леона (Парижская опера, 1973), «Марко Спада» Даниэля Обера в хореографии Жозефа Мазилье (Римская опера, 1981), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина в хореографии Михаила Фокина (Балет Монте-Карло, 1986) и многие другие.
№8
Знаменитый балет «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева будет показан на вечере одноактных балетов «Программа №1» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского
23 и 24 октября 2022
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Основная сцена/ Москва
Вечер одноактных балетов «Программа №1»
Дирижер: Феликс Коробов
- Балет «Призрачный бал»
На музыку Фредерика Шопена
Хореография: Дмитрий Брянцев - «Я чувствую»
Хореография: Павел Глухов - «Andantino»
Хореография: Константин Семенов - «Red Deers»
Хореография: Ксения Тернавская - «Именинный вальс»
Хореография: Андрей Кайдановский - «Люсьен и Пахита («Пахита)
Исполняют: Мария Бек, Дмитрий Соболевский - Вариации («Пахита»)
https://www.binoculars-travel.ru/odnoaktnye-balety-programma-1-mamt/
В октябре Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко приглашает на «Программу №1», включающую шедевры классики и постановки современных хореографов.
«Программу №1» представят прима-балерины, премьеры и ведущие артисты Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – Оксана Кардаш, Георги Смилевски, Наталья Сомова, Дмитрий Соболевский, Эрика Микиртичева, Иван Михалев, Сергей Мануйлов, Ксения Шевцова, Мария Бек и другие.
На вечере зрителей ждет смешанная программа, подчеркивающая художественную концепцию театра – «сохранять традиции классики и поддерживать авангардных авторов, черпающих вдохновение в своих мечтах о будущем».
Откроет «Программу №1» одноактный балет выдающегося хореографа Дмитрия Брянцева «Призрачный бал» на музыку Фредерика Шопена, показ знаковой постановки приурочен к 75-летию со дня рождения мастера.
Во втором отделении – постановки современных хореографов «Я чувствую» Павла Глухова, «Andantino» Константина Семенова, «Red Deers» Ксении Тернавской, «Именинный вальс» Андрея Кайдановского.
Завершением вечера станет хореографическая картина, воплощающая величие классического балета – Grand pas из балета «Пахита».
За дирижерским пультом – главный дирижер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов.
№9
В Большом театре состоится возобновление знаменитого балета «Анюта». Постановка Владимира Васильева
25, 26 и 27 октября 2022
Большой театр, Новая сцена, Москва
Балет «Анюта»
На музыку Валерия Гаврилина
Капитальное возобновление балета в новой сценической редакции
Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу Антона Чехова «Анна на шее»
Хореография: Владимир Васильев
Художник-постановщик: Белла Маневич
Дирижер: Павел Сорокин
https://www.binoculars-travel.ru/balet-anjuta-bolshoi-teatr/
25, 26 и 27 октября на Новой сцене Большой театр представит капитальное возобновление легендарного балета «Анюта».
«Анюта» – балет на музыку композитора Валерия Гаврилина, сценическая версия телевизионного фильма-балета «Анюта», поставленного Владимиром Васильевым и режиссером Александром Белинским в 1982 году. Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее». Художник-постановщик Белла Маневич – российский живописец, сценограф, известный художник кино, заслуженный художник России, лауреат премии «Ника».
Идея создания кинокартины появилась у Александра Белинского после прослушивания Вальса Валерия Гаврилина. Были подобраны и соединены сочинения композитора разных лет.
«Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову. Долго «ходил вокруг» рассказа «Скверный анекдот», а потом вдруг как-то услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его, конечно, были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью – «Анна на шее»…», – рассказывала исполнительница главной партии, легендарная балерина Екатерина Максимова.
Фильм-балет «Анюта» имел большой успех в СССР и Европе, получил приз «Интервидения» на международном фестивале телефильмов «Злата Прага», удостоен Государственной премии РСФСР.
В 1986 году Владимир Васильев создал сценическую версию балета, были расширены хореографические номера, дирижером Станиславом Горковенко была добавлена музыка. Мировая премьера балета состоялась на сцене театра Сан-Карло в Неаполе. В Большом театре премьера прошла 31 мая 1986.
Владимир Васильев – прославленный артист балета, хореограф, режиссер и педагог. На протяжении 30 лет Васильев был ведущим солистом Большого театра, где он блестяще исполнил десятки партий в классических и современных балетах. Особенно яркой в его обширном репертуаре стала роль Спартака в одноименном балете Арама Хачатуряна. Именно за исполнение этой партии Васильев был удостоен высшей награды страны – Ленинской премии.
«Васильев – не просто танцовщик редкого таланта, он буквально выдающийся феномен в истории балета. Он настоящий гений танца», – писал знаменитый балетмейстер Касьян Голейзовский.
№10
Премьера последнего сезона в Большом театре — опера Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни»
27, 28, 29 и 30 октября 2022
Большой театр, Камерная сцена им. Б.А. Покровского, Москва
Опера «Линда ди Шамуни»
Композитор: Гаэтано Доницетти
Либретто Гаэтано Росси
Дирижер-постановщик: Антон Гришанин
Режиссер: Роман Феодори
Сценограф, художник по костюмам: Даниил Ахмедов
https://www.binoculars-travel.ru/linda-di-shamuni-bolshoi-teatr/
В Большом театре состоится премьера оперы Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни». Премьерные показы пройдут с 27, 28, 29 и 30 октября на Камерной сцене им. Б.А. Покровского. Постановка оперы – работа режиссера Романа Феодори. Дирижером-постановщиком выступил Антон Гришанин. Над сценографией и костюмами работал художник Даниил Ахмедов. Хормейстер – Павел Сучков.
«Линда ди Шамуни» – опера-семисериа итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Либретто Гаэтано Росси, в основе которого сюжет мелодрамы «Божья милость» – популярной пьесы французских драматургов Адольфа Филиппа д’Эннери и Гюстава Лемуана. Сюжет повествует о любви крестьянской девушки Линды и Шарля (виконт де Сирваль). Действие разворачивается во Франции, в горной долине региона Савойя и Париже.
Грандиозная премьера оперы прошла в венском Кернтнертортеатре (Театр у Каринтийских ворот) 19 мая 1842 года. В Большом театре первая постановка оперы была осуществлена в 1845 году итальянской труппой Дирекции Императорских театров, дирижер-постановщик – Эдуард Бавери.
Роман Феодори – российский театральный режиссер, художественный руководитель Красноярского театра юного зрителя. Роман Феодори лауреат двух премий «Золотая маска». Режиссер ставил спектакли в МХТ им. А.П. Чехова, Театре Наций, Центре им. Вс. Мейерхольда, Русском театре Эстонии, Nottara Theater в Бухаресте и других драматических театрах.
Антон Гришанин – дирижер Большого театра. Удостоен звания Заслуженного артиста России, лауреат премии «Золотая маска», сотрудничает с известными российскими и зарубежными коллективами — Национальный филармонический оркестр России, оркестр Михайловского театра, оркестр Баварской оперы, Шанхайский симфонический оркестр, оркестр Английской национальной оперы.
№11
Светлана Захарова на Новой сцене, в Большом театре – Вечер одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета»
29 и 30 октября 2022
Большой театр, Новая сцена, Москва
Вечер одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета»
Дирижер: Павел Клиничев
Исполняют: Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Ольга Смирнова, Евгения Образцова, Анна Никулина, Артемий Беляков, Семен Чудин, Якопо Тисси, Игорь Цвирко и другие артисты балетной труппы Большого театра
- Балет «Девятый вал»
На музыку Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова
Хореография: Брайан Ариеc - Балет «Всего лишь»
На музыку Дэвида Лэнга
Хореография: Симоне Валастро - Балет «Угасание»
На музыку Энрике Гранадоса
Хореография: Димо Милев - Балет «Тишина»
На музыку Арво Пярта
Хореография: Мартин Шекс
https://www.binoculars-travel.ru/chetyre-personazha-vpoiskah-suzheta-bolshoi-teatr/
29 и 30 октября на Новой сцене Большого театра состоится вечер одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета». Зрителям будут показаны балеты четырех зарубежных хореографов – «Девятый вал» на музыку Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова, «Всего лишь» на музыку Дэвида Лэнга, «Угасание» на музыку Энрике Гранадоса и «Тишина» на музыку Арво Пярта. Ожидается, что в вечере примет участие звезда мировой балетной сцены – Светлана Захарова!
Идея создания новой программы одноактных балетов возникла у руководителя балетной труппы Большого Махара Вазиева в конце апреля этого года. «Я понимал, что во время постепенного возвращения к работе важно не просто начать репетировать текущий репертуар и восстанавливать спектакли, а необходимо придать какой-то импульс, увлечь новым проектом», – рассказывает Вазиев.
Для постановки балетов в Большой театр пригласили четырех молодых хореографов из разных стран – Брайана Ариеcа из Пуэрто-Рико, Симоне Валастро из Италии, Димо Милева из Болгарии и Мартина Шекса из Франции.
Хореографам предоставили полную свободу в выборе темы и музыкального сопровождения для своих постановок. Постановщик балета «Девятый вал» Брайан Ариеc нашел вдохновение в живописи Ивана Айвазовского и музыке Глинки и Римского-Корсакова. «Я был просто поражен, когда впервые увидел работы Айвазовского. Водная стихия, которой он был верен на протяжении стольких лет, показалась мне созвучной нашим непростым взаимоотношениям с природой сегодня», – отмечает Ариеc.
Кроме Светланы Захаровой в предстоящих показах будут заняты Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Ольга Смирнова, Евгения Образцова, Анна Никулина, Артемий Беляков, Семен Чудин, Якопо Тисси, Игорь Цвирко и другие артисты балетной труппы Большого театра
Афиша оперных и балетных постановок в Санкт-Петербурге в октябре 2022
№12
«Материя» – премьера на фестивале Context. Diana Vishneva в Концертном зале «Севкабель Порт»
1 октября 2022
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva
Спектакль «Материя»
Куратор и режиссер: Павел Глухов
Хореография: Константин Кейхель, Эрнест Нургали, Ольга Лабовкина, Константин Семёнов, Ольга Васильева, Ольга Тимошенко, Андрей Меркурьев, Владимир Варнава
https://www.binoculars-travel.ru/materija-festival-context-diana-vishneva-2022/
1 октября в рамках Фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva состоятся показы спектакля «Материя» представителей современной российской хореографии. Постановщики спектакля: Константин Кейхель, Эрнест Нургали, Ольга Лабовкина, Константин Семёнов, Ольга Васильева, Ольга Тимошенко, Андрей Меркурьев, Владимир Варнава. Показы пройдет в Санкт-Петербурге КЗ «Севкабель Порт».
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva – это платформа поддержки и развития современной российской хореографии, основанная выдающаей балериной Дианой Вишнёвой в 2013 году. Фестиваль открывает российским зрителям актуальные достижения современного танца – самые впечатляющие постановки, созданные как знаменитыми, так и начинающими хореографами.
Десятый сезон фестиваля Context. Diana Vishneva пройдет с 23 сентября по 11 декабря. Фестиваль откроет проект Context.10, в который входит итоговый спектакль «Материя».
«Материя» – пластический спектакль-путешествие от макровселенной к микровселенной, спектакль поиск, задающий вечные вопросы — что есть человек в бесконечном мире? — есть ли бесконечность внутри самого человека? — есть ли нечто одушевленное в бесконечном движении, которое поглощает людей, объединяет место и время?…
Это единое произведение с уникальной сценографией, созданное участниками, победителями и финалистами конкурса Context. Diana Vishneva разных лет. Спектакль соединяет разнообразие стилей современного танца и авторских взглядов на хореографию.
Спектакль представят артисты первой танцевальной проектной группы фестиваля: Ксения Бурмистрова, Елизавета Мазуркевич, Алина Костарева, Алена Чудакова, Диана Купрейшвили, Дамир Смаилов, Ильдар Соколов, Ринат Ханджян, Тимур Загидуллин.
№13
Эрнест Латыпов и Фарух Рузиматов в балете «Спартак», постановка Георгия Ковтуна на сцене Михайловского театра
2 октября 2022
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Балет «Спартак»
Композитор: Арам Хачатурян
Либретто, хореография и постановка: Георгий Ковтун
Дирижер: Алексей Репников
https://www.binoculars-travel.ru/balet-spartak-mihajlovskij-teatr/
2 октября Михайловский театр приглашает на балет Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Георгия Ковтуна. Главные партии исполнят ведущие артисты балетной труппы Михайловского театра: Эрнест Латыпов, Ирина Перрен, Валерия Запасникова. В роли Помпея – известный танцовщик и хореограф Фарух Рузиматов.
К написанию балета Хачатурян приступил зимой 1941 года в самые трагические дни Великой Отечественной войны. Затем работа над балетом была прервана. Хачатурян вернулся к партитуре «Спартака» лишь после поездки в Италию в 1950 году. Сюжетная линия балета основана на подлинном историческом событии – восстании рабов в Древнем Риме под предводительством гладиатора Спартака. «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение «…» Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость», – писал композитор.
Первую постановку «Спартака» осуществил Леонид Якобсон на сцене Мариинского театра в 1956 году. В Михайловском театре спектакль был поставлен в 2008 году и возобновлен в 2018 году. Автором постановки стал Георгий Ковтун Он изменил оригинальное либретто Николая Волкова: ввел новых действующих лиц, дал новые имена некоторым героям. В спектакле также появились хоровые сцены, которых не было в оригинальной партитуре Хачатуряна. Во время действа на сцене дважды появляется живая тигрица. «Я пытался сделать спектакль как широкоформатный художественный фильм. Мой принцип: все живое в театре должно двигаться. Это один из самых массовых балетов в стране. На сцене задействованы около 300 человек», – говорит Георгий Ковтун.
№14
Альбина Шагимуратова в опере «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, дирижер Валерий Гергиев на сцене Мариинский-2
5 октября 2022
Мариинский-2 / Санкт-Петербург
Опера «Лючия ди Ламмермур»
Композитор: Гаэтано Доницетти
Либретто Сальваторе Каммарано по роману Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста»
Дирижер: Валерий Гергиев
Режиссер: Андреа Де Роза
https://www.binoculars-travel.ru/lucia-di-lammermur-mariinsky/
5 октября на сцене Мариинского театра состоится показ оперы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Заглавную партию исполнит всемирно известная оперная певица Альбина Шагимуратова. Также в постановке заняты ведущие певцы оперной труппы театра – Владислав Куприянов, Станислав Трофимов, Сергей Скороходов. Режиссер-постановщик – Андреа Де Роза.
«Лючия ди Ламмермур» – спектакль команды итальянских постановщиков — режиссер Андреа Де Роза, сценограф Симоне Маннино, художник по костюмам Алессандро Лаи, художник по свету и видео Паскуале Мари. В Мариинском театре ранее уже были представлены работы режиссера Андреа Де Роза – оперы «Симон Бокканегра» (2016), «Фальстаф» (2018).
В постановке режиссера Андреа Де Роза сюжет романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» перенесен в эпоху первой половины ХХ века. Театральные критики находят в постановке отражения идеи психоанализа, отмечают, что сценография обращается к эстетике кинокартин Альфреда Хичкока.
«Цветовая гамма спектакля – черно-белая, как если бы это был дагерротип, фотоснимок эпохи или опять же фильм Хичкока. И единственный иной в нем цвет – цвет крови. Ключ к спектаклю – свадебное платье Лючии. Им будет смирительная рубашка. То, что должно было быть самым желанным и красивым нарядом для женщины, становится инструментом насилия», – говорит художник по костюмам Алессандро Лаи.
Режиссер Андреа Де Роза: «Для меня история Лючии тесно связана с трудами Фрейда и исследованиями бессознательного. А фильмы Хичкока всегда балансируют на грани реальности и ухода в какой-то кошмар. Лючия — хрупкая юная девушка в ужасных обстоятельствах. Когда я работал над этой оперой, я постоянно вспоминал «Птиц» Хичкока, когда хрупкие существа становятся грозной силой…».
Альбина Шагимуратова – обладательница редкого по красоте и диапазону колоратурного сопрано. Певица покорила сцены таких театров, как Ла Скала, Венская опера, Большой театр, Немецкая опера в Берлине и Метрополитен-Опера. Мировая известность пришла к Альбине Шагимуратовой после ее блестящего дебюта на Зальцбургском фестивале, где она исполнила партию Царицы ночи в опере «Волшебная флейта». Приглашение на Зальцбургский фестиваль певица получила благодаря уверенной победе на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. Творческие заслуги Альбины Шагимуратовой отмечены премиями «Золотая маска» и «Casta Diva».
За пульт оркестра встанет Валерий Гергиев. Маэстро уже более 30 лет является художественным руководителем и директором Мариинского театра.
№15
Анжелина Воронцова в балете «Баядерка» в Михайловском театре
5 и 6 октября 2022
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Балет «Баядерка»
Музыка Людвига Минкуса
Хореография: Начо Дуато по мотивам Мариуса Петипа
Дирижер: Алексей Репников
Состав исполнителей
Никия – Анжелина Воронцова / Анастасия Соболева
Солор – Никита Четвериков/ Виктор Лебедев
https://www.binoculars-travel.ru/bajaderka-mikhailovsky-teatr/
5 и 6 октября приглашаем в Михайловский театр на балет «Баядерка» с участием Анжелины Воронцовой. Постановка знаменитого хореографа, художественного руководителя балета Михайловского театра Начо Дуато по мотивам исторической хореографии легендарного Мариуса Петипа..
В «Баядерке» собраны воедино все характерные для XIX века представления об Индии как о стране таинственных храмов, факиров и заклинателей змей. Основанный на древнеиндийском эпосе, балет представляет собой завораживающую восточную сказку о любви, самоотверженности и коварстве. В центре сюжета находятся двое влюбленных – храмовая танцовщица Никия и знатный воин Солор. Мариусу Петипа удалось создать спектакль, который завораживает магическим контрастом между сценами красочных празднеств и возвышенной отрешенностью знаменитого «Акта Теней».
Заглавную партию в показе 5 октября исполнит прима-балерина Михайловского театра – Анжелина Воронцова. На протяжении нескольких лет Анжелина Воронцова была ведущей солисткой Большого театра, где ее педагогом-репетитором и партнером в спектаклях был Николай Цискаридзе. В Михайловском театре Анжелина Воронцова исполняет ведущие партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель, или Вилисы», «Коппелия», «Баядерка», «Ромео и Джульетта».
За пульт оркестра на предстоящих показах встанет Алексей Репников. Маэстро сотрудничал с ведущими театрами, в числе которых Мариинский театр, Ковент-Гарден и Метрополитен-Опера.
№16
Анжелина Воронцова и Эрнест Латыпов в балете «Ромео и Джульетта», постановка Начо Дуато в Михайловском театре
7 и 8 октября 2022
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Балет «Ромео и Джульетто»
Композитор: Сергей Прокофьев
Хореография: Начо Дуато
Дирижер: Алексей Репников / Александр Соловьев
https://www.binoculars-travel.ru/balet-romeo-i-dzhuletta-mihajlovskij-teatr/
7 и 8 октября Михайловский театр приглашает зрителей на балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке знаменитого испанского хореографа Начо Дуато. В спектаклях, примут участие артисты балета – Анжелина Воронцова, Павел Савин, Валерия Запасникова, Эрнест Латыпов, Виктор Лебедев, Анастасия Соболева.
Балет «Ромео и Джульетта» – революционное произведение Сергея Прокофьева, премьера которого откладывалась на протяжении пяти лет. Историческая премьера «Ромео и Джульетты» состоялась в 1938 году на сцене Национального театра в Брно. В Чехословакии спектакль имел большой успех, однако в СССР балет еще два года оставался под запретом. Поставить «Ромео и Джульетту» на сцене Мариинского театра удалось лишь в 1940 году.
Мелодическая новизна музыки и необычность построения балета была непривычна для хореографического театра того времени и поначалу вызвала отторжение у артистов балета. Однако позднее это отношение изменилось. «Чем больше мы вслушивались, чем больше мы искали, экспериментировали, тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки. И постепенно пришло ее понимание, музыка становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной», – вспоминала легендарная балерина Галина Уланова, ставшая первой исполнительницей партии Джульетты.
Михайловский театр представит зрителям балет «Ромео и Джульетта» в постановке Начо Дуато – известного балетмейстера и художественного руководителя балета Михайловского театра. В своем спектакле Начо Дуато сделал акцент на противостоянии двух разных миров – пафосного окружения семьи Джульетты и театрального игрового мира Ромео, который врывается в мир Джульетты в карнавальной маске. «Ромео и Джульетта» – типично средиземноморская история. Это особый регион – особый темперамент, мироощущение. Я, как испанец, чувствую это очень остро», – рассказывает балетмейстер.
Партию Джульетты в спектакле 7 октября исполнит неподражаемая Анжелина Воронцова. На протяжении нескольких лет Анжелина Воронцова была ведущей солисткой Большого театра, где ее педагогом-репетитором и партнером в спектаклях был Николай Цискаридзе. В Михайловском театре Анжелина Воронцова исполняет ведущие партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель, или Вилисы», «Коппелия», «Баядерка», «Ромео и Джульетта».
№17
Анжелина Воронцова и Эрнест Латыпов в балете «Золушка» на сцене Михайловского театра
26 и 27 октября 2022
Михайловский театр / Россия, Санкт-Петербург
Балет «Золушка»
Композитор: Сергей Прокофьев
Хореография: Ростислав Захаров в редакции Михаила Мессерера
Музыкальный руководитель постановки: Михаил Татарников
Дирижер: Тимур Зангиев
https://www.binoculars-travel.ru/balet-zolushka-mihajlovskij-teatr/
26 и 27 октября Михайловский театр приглашает на балет Сергея Прокофьева «Золушка». Главные партии в разных составах исполнят известные артисты балета – Анжелина Воронцова и Эрнест Латыпов. Также в спектаклях в другом составе заняты ведущие артисты балетной труппы – Анастасия Соболева и Никита ЧетвериковСергей Прокофьев приступил к сочинению балета «Золушка» в начале 1941 года. Однако война помешала композитору окончить партитуру. «Золушка» была поставлена лишь по окончании войны в 1945 году, премьера состоялась 21 ноября на сцене Большого театра. Сюжетом для балета послужила всем известная сказка Шарля Перро.
«Основное, что мне хотелось передать в музыке «Золушки», — поэтическая любовь Золушки и Принца, зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты. Я стремился, чтобы зритель не оставался равнодушным к их невзгодам и радостям. Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета», — писал Прокофьев.
Постановку осуществил известный советский танцовщик, балетмейстер и педагог – Ростислав Захаров. Яркая, праздничная премьера «Золушки» прозвучала как фейерверк в честь Победы. Спектакль оказался настолько удачным, что в 1960 году вышла его экранизация под названием «Хрустальный башмачок». Фильм-балет во многом помог Михаилу Мессереру воссоздать на сцене Михайловского театра атмосферу и художественный замысел оригинальной постановки Захарова. Премьера «Золушки» в Михайловском, прошедшая в сентябре 2017 года, была приурочена к важным датам: 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева и 110-летию со дня рождения Ростислава Захарова. Особенностью спектакля стало гармоничное сочетание классического балета с новейшими цифровыми технологиями, которые не только не мешают восприятию, но, наоборот, удачно дополняют действие.
При использовании материала ссылка на источник обязательна