Концертный зал имени П.И. Чайковского / Москва
Московская Филармония
Абонемент №16 «Пятая симфония»
Расписание концертов абонемента №16
Концерт №1
28 сентября (ср) 2022 – начало в 19.00
Дирижер: Валерий Полянский
Солистка: Екатерина Мечетина (фортепиано)
Государственная академическая симфоническая капелла России
В программе: Сергей Рахманинов, Три русские песни для хора и оркестра; Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром;
Дмитрий Шостакович, Симфония №5
Концерт №2
21 октября (пт) 2022 – начало в 19.00
Дирижер: Валерий Полянский
Государственная академическая симфоническая капелла России
В программе: Сергей Рахманинов, «Колокола» – поэма для солистов, хора и оркестра на слова Эдгара По;
Петр Чайковский, Симфония №5
Концерт №3
21 ноября (пн) 2022 – начало в 19.00
Дирижер: Валерий Полянский
Солистка: Полина Осетинская (фортепиано)
Государственная академическая симфоническая капелла России
В программе: Сергей Прокофьев, «Здравица» – кантата для смешанного хора с оркестром;
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром;
Густав Малер, Симфония №5
В сентябре – ноябре Московская филармония приглашает посетить три концерта Государственной академической симфонической капеллы России, которые пройдут в рамках абонемента №16 «Пятая симфония» в Концертном зале имени П.И. Чайковского. В концертах примут участие дирижер Валерий Полянский и известные пианистки Екатерина Мечетина, Полина Осетинская.
Концерт №1
28 сентября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится первый концерт в рамках этого абонемента. Откроют вечер произведения Сергея Рахманинова – Три русские песни для хора и оркестра, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Особое место в программе первого концерта займёт Симфония №5 Дмитрий Шостаковича. Произведения прозвучат в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением маэстро Валерия Полянского и заслуженной артистки России Екатерины Мечетиной.
Рапсодия на тему Паганини относится к позднему периоду творчества Сергея Рахманинова. Это произведение сочетает в себе элементы «старого» стиля, унаследованного Рахманиновым от композиторов XIX века, и черты «новой» музыки – джаза. Рапсодия состоит из 24 вариации на темы из двух произведений – знаменитого Каприса №24 Никколо Паганини и средневекового католического песнопения «Dies Irae». «Обе темы, неся в себе шлейф «старых» смыслов и значений, встречаются в Рапсодии Рахманинова и начинают свое загадочное путешествие во времени и пространстве – жанров, стилей, эпох», – пишет музыковед Владимир Горячих.
Симфония №5 Дмитрий Шостаковича. Произведение, написанное в 1937 году, являлось художественным изображением времени, отражением жизни людей и трагедий тех лет. Впервые симфония была исполнена Ленинградским филармоническим оркестром 21 ноября 1937 года в Ленинградской филармонии, дирижировал Евгений Мравинский. Премьера прошла с грандиозным успехом. «Мне хотелось показать в симфонии, как через ряд трагических конфликтов большой внутренней душевной борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение», – говорил композитор перед московской премьерой в 1938 году.
«…Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца. Финал симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане», – писал Дмитрий Шостакович.
Концерт №2
21 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится второй концерт абонемента Московской филармонии №16 «Пятая симфония». Валерий Полянский и Государственная академическая симфоническая капелла России представят произведение для солистов, хора и оркестра «Колокола» Сергея Рахманинова и Симфонию №5 Петра Чайковского.
Сергей Рахманинов написал «Колокола» в 1913 году на слова одноименного стихотворения Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Сочинение посвящено Виллему Менгельбергу и оркестру Концертгебау. Первое исполнение состоялось 30 ноября 1913 года в Петербурге с участием хора и солистов Мариинского театра.
Симфония №5 Петра Чайковского была написана в 1888 году, композитор посвятил ее немецкому музыканту Теодору Аве-Лальеманту. В этом сочинении Чайковский ставит перед собой глубокие философские вопросы и обращается к теме судьбы и неумолимого рока. «Путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств. Финал Пятой симфонии впечатляет своей мощью, широтой размаха и замечательным мастерством соединения разнохарактерного тематического материала в одно прочно спаянное целое», – писал музыковед Юрий Келдыш.
Концерт №3
21 ноября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится заключительный концерт абонемента Московской филармонии №16 «Пятая симфония».
В программе сочинения Сергея Прокофьева – кантата для смешанного хора с оркестром «Здравица», Концерт № 3 для фортепиано с оркестром и Симфония №5 Густава Малера.
Сергей Прокофьев написал кантату «Здравица» op. 85 на народные тексты в 1939 году по заказу Всесоюзного радио к 60-летию Иосифа Сталина.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева впервые прозвучал в Чикаго 16 декабря 1921 года в авторском исполнении и исполнении Чикагского симфонического оркестра под управлением Фредерика Стока.
Симфония №5 – одно из наиболее исполняемых сочинений Густава Малера. Премьера пятичастной симфонии состоялась в 1904 году в Кёльне под управлением композитора. Густав Малер открыл чисто инструментальный цикл и зарождение новых принципов музыкального развития, за которыми последовал следующий этап его творчества. По мнению музыковедов Аллы Кенигсберг и Людмилы Михеевой, в структуре сочинения находится «принцип развития, внешне воспроизводящий формулу: от мрака к свету, через борьбу к победе». «Композитор предлагает нам иллюзию преодоления злых сил добрыми силами, символом которых становится гармоничность классического художественного мироощущения», – пишет о симфонии доктор искусствоведения Инна Барсова.
Полина Осетинская – одна из ярчайших пианисток своего поколения. Первый сольный концерт Полина Осетинская дала в возрасте шести лет, а двумя годами позднее состоялся ее дебют с Камерным оркестром Литвы. Полина Осетинская выступает с ведущими российскими коллективами, в числе которых Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова, Симфонический оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр «Новая Россия», Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Пианистка участвует в таких престижных фестивалях, как Зальцбургский фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Звезды белых ночей» и Дягилевский фестиваль.
Екатерина Мечетина – одна из самых ярких пианисток, педагог, лауреат международных конкурсов. Екатерина Мечетина выступала с камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Национальным филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром и другими коллективами под управлением Мстислава Ростроповича, Владимира Спивакова, Владимира Федосеева, Саулюса Сондецкиса, Павла Когана.
«…Ярчайший, блистательный талант! Она – просто чудо! Сенсация!» – говорил о Екатерине Мечетиной композитор Родион Щедрин, доверивший молодой пианистке премьеру своего последнего фортепианного концерта. Также Екатерина Мечетина сотрудничает с Алексеем Рыбниковым, Кузьмой Бодровым и другими современными композиторами.
Валерий Полянский – народный артист России, дирижер, профессор Московской консерватории, основатель, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России. Полянский известен как интерпретатор творческого наследия Сергея Рахманинова, осуществил записи всех симфонических и хоровых сочинений композитора, а также опер в концертном исполнении. В дискографии дирижера более 80 записей.
Государственная академическая симфоническая капелла России – российский коллектив, объединяющий хор, оркестр и солистов-вокалистов, насчитывающий более 200 артистов. Коллектив образовался в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР (художественный руководитель Геннадий Рождественский) и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. Репертуар капеллы составляет русская и западная классика XVIII – XX века, музыка современных композиторов.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.