Артем Варгафтик проведет цикл просветительских лекций-концертов «История одного шедевра» (абонемент №65) в Концертном зале им. П.И.Чайковского, октябрь 2021-май 2022, Москва

Артем Варгафтик

Концертный зал имени П.И. Чайковского / Москва
Абонемент №65 Московской филармонии «История одного шедевра»

Расписание концертов

23 октября (сб) 2021 – начало в 14.00

«Пасторальная симфония» Бетховена»
Ведущий: Артем Варгафтик
Дирижер: Петер Феранец
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова
В программе:
Людвиг ван Бетховен, Симфония № 6 («Пасторальная»); Увертюра «Кориолан»; «Именинная» увертюра

19 февраля (сб) 2022 – начало в 14.00

«Море» Дебюсси»
Ведущий: Артем Варгафтик
Дирижер: Илья Гайсин
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
В программе:
Клод Дебюсси, Симфонические эскизы «Море», Сюита «Детский уголок» (в переложении для оркестра)

2 апреля (сб) 2022 – начало в 14.00

«Третья симфония Брамса»
Ведущий: Артем Варгафтик
Дирижер: Арсентий Ткаченко
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
В программе:
Иоганнес Брамс, Симфония № 3; «Песнь судьбы» для хора и оркестра; «Песнь парок» для хора и оркестра

21 мая (сб) 2022 – начало в 14.00

«Моцарт. Большое путешествие в Париж и обратно»
Ведущий: Артем Варгафтик
Дирижер: Андрей Рубцов
Российский национальный оркестр
В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт, Концертная симфония для гобоя, кларнета, валторны и фагота с оркестром; Финал из Симфонии № 31 («Парижская»); Йозеф Мысливечек, I часть из Симфонии фа мажор; Кристиан Каннабих, Финал из Симфонии си-бемоль мажор

 

С 23 октября 2021 года по 21 мая 2022 года Московская филармония приглашает посетить цикл просветительских концертов, которые пройдут в рамках абонемента №65 «История одного шедевра» в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

«История одного шедевра» – знаменитый абонементный цикл субботних дневных концертов для детей от 12 лет и взрослых. Автор цикла и ведущий – известный музыкальный критик и журналист Артем Варгафтик. На протяжении многих лет Артем Варгафтик является ведущим телеканала «Культура» и радио «Эхо Москвы». Его авторские передачи были отмечены премией «ТЭФИ». Концерты абонемента «История одного шедевра» – это уникальная возможность не только насладиться симфонической музыкой, но и узнать больше о знаковых произведениях великих композиторов.

Программа абонемента

Первый концерт цикла «История одного шедевра»

Людвиг ван Бетховен23 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится первый концерт в рамках абонемента Московской филармонии №65 «История одного шедевра».

В концерте примет участие Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из ведущих симфонических коллективов России и мира. За долгие годы существования этот коллектив приобрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. С середины 1965 по 2000 год пост главного дирижера оркестра занимал Евгений Светланов. В 2005 году оркестру было присвоено имя прославленного дирижера. С оркестром сотрудничали выдающиеся маэстро разных поколений – Игорь Стравинский, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Евгений Мравинский, Юрий Темирканов. Дискография оркестра насчитывает несколько сотен альбомов, выпущенных ведущими российскими и зарубежными звукозаписывающими компаниями, среди которых «Мелодия», «Deutsche Grammophon», «EMI Classics» и другие.

За пульт Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова встанет знаменитый словацкий дирижер Петер Феранец. Маэстро сотрудничает с ведущими оркестрами и оперными театрами Чехии, Германии, Великобритании, Италии. В прошлом Петер Феранец занимал пост главного дирижера в Большом театре и Михайловском театре. Также маэстро был музыкальным руководителем и главным дирижером Словацкого филармонического оркестра и Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Шестая симфония, известная также под названием «Пасторальная», занимает особое место в творчестве Людвига ван Бетховена. Заглавия, которые композитор дал отдельным частям симфонии, делают ее одним из первых образцов программного симфонизма в истории музыки. По своему настроению «Пасторальная» симфония резко отличается от предшествующей ей Пятой симфонии. В Шестой симфонии Бетховен не сражается с неумолимой судьбой, а восхищается величием природы и прославляет простые радости жизни. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека», – писал композитор.

Увертюра «Кориолан» была написана Бетховеном специально для постановки трагедии «Кориолан» австрийского драматурга Генриха Коллина. Биография римского полководца Гая Марция, прозванного Кориоланом, произвела на композитора глубочайшее впечатление. История жизни Кориолана была впервые описана в любимой книге Бетховена – труде античного историка Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Трагическая фигура горделивого полководца-изгнанника, отвергнутого соотечественниками, вдохновила Бетховена на создание этого полного драматизма произведения. Эмоционально насыщенная музыка увертюры погружает слушателя в мир неразрешимых противоречий, терзающих душу Кориолана.

«Именинная» увертюра Бетховена стала первым произведением подобного жанра, которое композитор написал не для театральной постановки. Увертюра была написана в 1914 году и предназначалась для исполнения в день празднования именин императора Франца. Однако этим планам было не суждено сбыться, и премьера «Именинной» увертюры прошла лишь спустя год после ее создания. Стоит отметить, что еще в 1809 году Бетховен упоминал о начале работы над «увертюрой торжественного характера, предназначенной для любого случая». Музыка «Именинной» увертюры отличается праздничным характером, а величественность в ней гармонично сочетается с легкостью и оживленностью.

Второй концерт цикла «История одного шедевра»

Клод Дебюсси19 февраля 2022 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится второй концерт абонемента Московской филармонии №65 «История одного шедевра».

В концерте примет участие Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Коллектив был создан в 1943 году и считается одним из старейших симфонических оркестров России. На протяжении уже более 30 лет художественным руководителем оркестра является выдающийся дирижер Павел Коган. Маэстро провел масштабное обновление репертуара оркестра, включив в него знаменитые произведения русских, европейских и американских композиторов. Также в репертуар коллектива вошли редко исполняемые произведения классиков и сочинения современных композиторов.

За пультом – известный скрипач и дирижер Илья Гайсин. Он сотрудничает со ведущими российскими и зарубежными коллективами – Оркестром musicAeterna, Оркестром Юго-Западного радио Германии, Камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром. На гастрольной карте музыканта – Германия, Австрия, Италия, Франция, Великобритания, США, Япония, Индия, Бразилия и многие другие страны.

Симфонические эскизы «Море» Клода Дебюсси создавались под впечатлением от путешествия по берегам Атлантики и Ла-Манша. Биографы композитора не раз отмечали, что морская стихия на протяжении всей жизни вызывала у Дебюсии восхищение. «Море – это все, что есть наиболее музыкального», – говорил композитор. Важную роль в создании цикла сыграли картины французских импрессионистов, а также ксилографии японского художника Кацусики Хокусая. Копия знаменитой гравюры Хокусая «Волна» по настоянию Дебюсси была помещена на обложке партитуры «Моря». Цикл состоит из трех симфонических эскизов – «От зари до полудня на море», «Игры волн» и «Диалог ветра и моря». Если первые два эскиза пронизаны умиротворением, радостью и светом, то в заключительной части море предстает мрачным, мятежным и грозным.

Сюита «Детский уголок» – цикл из шести фортепианных пьес, которые Дебюсси посвятил своей дочери Эмме. В цикле представлен целый ряд музыкальных жанров: серенада, колыбельная песня, народный танец, токката, лирический танец. Партитура «Детского уголка» была опубликована в 1908 году, и обложку издания украсили оригинальные рисунки, выполненные самим композитором. «Дебюсси изображает изящные игры и скромные шалости городской девочки и даже парижанки, уже кокетливой и немножко женщины», – писал о сюите пианист и дирижер Альфред Корто.

Третий концерт цикла «История одного шедевра»

Иоганнес Брамс2 апреля 2022 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится третий концерт в рамках абонемента Московской филармонии №65 «История одного шедевра».

В концерте примет участие Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из ведущих симфонических коллективов России и мира.  За пульт Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова встанет яркий молодой дирижер Арсентий Ткаченко. Он выступает с ведущими российскими оркестрами, в числе которых Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Симфонический оркестр радио «Орфей». Дирижер участвовал в концертных программах таких знаменитых музыкантов, как Борис Березовский, Александр Гиндин, Полина Осетинская, Дмитрий Маслеев.

Симфония №3 Иоганнеса Брамса была написана в 1883 году и посвящалась известному дирижеру и пианисту Гансу фон Бюлову. На первом исполнении симфонии в Вене мнения публики разделились – в прессе появились как восхищенные, так и резко негативные отзывы. Исследователи связывают это с многолетним противостоянием между сторонниками Брамса и Вагнера. Третья симфония стала новаторской в плане драматургического построения – от светлой, мажорной первой части к грозному и драматичному минорному финалу. Как и в других своих произведениях подобного жанра, в Третьей симфонии Брамс одновременно следует и классическим бетховенским, и романтическим шубертовским традициям.

«Песнь судьбы» для хора и оркестра – вокальное произведение, написанное Брамсом на стихи немецкого поэта Иоганна Фридриха Гёльдерлина. «Песнь судьбы» построена на противопоставлении двух контрастных образов. Это «блаженные гении» – небесные создания, которые легко и свободно парят в эфире, и люди – земные создания, страдающие по воле всемогущей судьбы. Образ беспощадного рока в «Песни судьбы» выражен с помощью грозного звучания литавр. Этому мотиву противопоставлена светлая «небесная» тема, которая обрамляет хоровые строфы, описывающие жизнь «блаженных гениев».

Брамс продолжил тему судьбы в «Песне парок» для хора и оркестра. Основой для этого произведения послужила «Песнь парок» из драмы Гёте «Ифигения в Тавриде». Парки – это богини судьбы в древнеримской мифологии. Они предстают в образе трех женщин, которые прядут нити человеческих жизней. В «Песне парок» Брамс сумел передать трагизм положения рода человеческого, чья участь решается богами, беззаботно пирующими на своем вечном празднике. «Гармонические последовательности воздействуют так терпко, сумрачно и с такой отчаянной страстью, как они и должны», – писал в письме Брамсу его близкий друг Теодор Бильрот.

Четвертый концерт цикла «История одного шедевра»

21 мая 2022 в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится заключительный концерт абонемента Московской филармонии №65 «История одного шедевра».

В концерте примет участие Российский национальный оркестр, который по праву считается одним из лучших симфонических коллективов России и мира. Оркестр был создан маэстро Михаилом Плетневым в 1990 году. С коллективом выступали знаменитые дирижеры – Пааво Ярви, Владимир Спиваков, Семен Бычков, Кент Нагано, Владимир Юровский и другие. В 2004 году РНО стал первым российским оркестром, завоевавшим премию «Грэмми».

За пульт встанет гобоист, дирижер и композитор Андрей Рубцов. Его произведения входят в репертуар более 70 ансамблей по всему миру. В качестве дирижера и солиста Андрей Рубцов сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Оркестром Большого театра, Камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Молодежным оркестром Шотландии и другими российскими и зарубежными коллективами.

На концерте прозвучат произведения, написанные Вольфгангом Амадеем Моцартом во время его пребывания в Париже в 1778 году. Первое из них – Концертная симфония для гобоя, кларнета, валторны и фагота с оркестром. Это произведение для солирующих духовых было создано Моцартом по инициативе группы ведущих музыкантов из Мангейма. К сожалению, Концертная симфония так и не была исполнена при жизни композитора, а ее партитура считалась утерянной почти 100 лет.

Второе знаковое произведение, написанное в «парижский» период жизни Моцарта – Симфония №31, также известная как «Парижская». Первое исполнение этой симфонии состоялось на частном концерте в доме графа Карла Генриха фон Зикингена. Сочинение молодого композитора было встречено с восторгом, и вскоре после премьеры «Парижская» симфония еще несколько раз исполнялась на концертах во Дворце Тюильри. Инструментальный состав симфонии отличается своей многочисленностью, что было необычно для произведений конца XVIII века. Примечательно, что «Парижская» стала первой симфонией, в котором Моцарт использовал кларнеты.

В программу концерта также войдут сочинения композиторов-современников Моцарта. Будут представлены фрагменты из Симфонии фа мажор Йозефа Мысливечека и Симфонии си-бемоль мажор Кристиана Каннабиха.

 

Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.

 

ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: 107031, Москва, Большая Дмитровка 32, стр 1, офис 45 (в здании Российской национальной театральной премии "Золотая маска")
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона