Концертный зал имени П.И. Чайковского / Россия, Москва
Московская Филармония
Абонемент №29 «История одного шедевра»
Расписание концертов
16 октября (вс) 2022 – начало в 13.00
«Домашняя симфония» Рихарда Штрауса
Ведущий: Артём Варгафтик
Дирижер: Арсентий Ткаченко
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
В программе: Рихард Штраус, «Домашняя симфония»;
Симфоническая поэма «Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля»
3 декабря (сб) 2022 – начало в 13.00
«Из Нового Света»
Ведущий: Артём Варгафтик
Дирижер: Николай Хондзинский
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
В программе: Антонин Дворжак, Симфония № 9 («Из Нового Света»);
Концертная увертюра «В царстве природы»
16 октября и 3 декабря Московская филармония приглашает посетить цикл просветительских концертов, которые пройдут в рамках абонемента №29 «История одного шедевра» в Концертном зале имени П.И. Чайковского.
«История одного шедевра» – абонементный цикл субботних дневных концертов для детей от 12 лет и взрослых. Автор цикла и ведущий – известный музыкальный критик и журналист Артём Варгафтик. На протяжении многих лет Артём Варгафтик является ведущим телеканала «Культура» и музыкальным обозревателем на радиостанциях. Его авторские передачи были отмечены премией «ТЭФИ». Концерты абонемента «История одного шедевра» – это уникальная возможность не только насладиться симфонической музыкой, но и узнать больше о знаковых произведениях великих композиторов.
Концерт №1
16 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится первый концерт в рамках абонемента «История одного шедевра».
В программе концерта произведения немецкого композитора Рихарда Штрауса в жанре симфонической поэмы – «Домашняя симфония» и «Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля».
«Домашняя симфония» (1903) – «симфоническая поэма, имеющая отчасти лирический, отчасти юмористический характер, которая изображает один день моей семьи», – говорил Рихард Штраус о сочинении. Музыка «Домашней симфонии» обрисовывает портреты жены, сына и самого автора. Впервые симфония была исполнена 31 марта 1904 года в Нью-Йорке под управлением композитора.
«Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля» (1895) – первая в истории музыки симфоническая поэма ярко комедийного характера. В симфонической поэме Рихарда Штрауса, название которой имеет подзаголовок «По старинным шутовским песням в форме рондо для большого оркестра», юмор пронизывает почти каждый такт, партитура воспринимается как хоровод задорных мелодий. В основе произведения – средневековые нидерландские и немецкие легенды о народном герое Тиле Уленшпигеле. Это старинные предания о бродяге, шуте, ловком плуте, насмехающемся над ремесленниками, торговцами, дворянами, попами и учеными, который оканчивает жизнь на виселице.
На музыку симфонической поэмы Штрауса ставили балеты Вацлав Нижинский, Леонид Якобсон, Жан Бабиле, Джордж Баланчин.
В концерте примет участие Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова – один из ведущих симфонических коллективов России и мира. За долгие годы существования этот коллектив приобрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. С середины 1965 по 2000 год пост главного дирижера оркестра занимал Евгений Светланов. В 2005 году оркестру было присвоено имя прославленного дирижера. С оркестром сотрудничали выдающиеся маэстро разных поколений – Игорь Стравинский, Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский, Юрий Темирканов. Дискография оркестра насчитывает несколько сотен альбомов, выпущенных ведущими российскими и зарубежными звукозаписывающими компаниями, среди которых «Мелодия», «Deutsche Grammophon», «EMI Classics» и другие.
За пульт Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова встанет яркий молодой дирижер Арсентий Ткаченко. Он выступает с ведущими российскими оркестрами, в числе которых Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Симфонический оркестр радио «Орфей». Дирижер участвовал в концертных программах таких знаменитых музыкантов, как Борис Березовский, Александр Гиндин, Полина Осетинская, Дмитрий Маслеев.
Концерт №2
3 декабря в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится второй концерт абонемента «История одного шедевра».
Концерт будет посвящен произведениям представителя романтизма, чешского композитора Антонина Дворжака. В программе концерта: Симфония № 9 («Из Нового Света») и концертная увертюра «В царстве природы».
Симфония № 9 «Из Нового Света» (1983) – лирико-драматическая симфония, последняя симфония Антонина Дворжака, отразившая впечатления композитора от природы, поэзии и народной музыки Америки.
Многие исследователи творчества Антонина Дворжака находят в симфонии отголоски эпической поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и индейской музыки, мотивы спиричуэлс и синкопированный ритм как отражение музыкальной культуры афроамериканцев. Исследователи также подмечают в содержании симфонии напоминания об его родной Чехии и Богемии.
Антонин Дворжак: «Я стремился воспроизвести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мелодий. Я не взял ни одной из этих мелодий … Я просто писал собственные темы, включая в них особенности музыки негров или индейцев, и когда я эти темы использовал, то применял все достижения ритмики, гармонизации, контрапункта и оркестровых красок для их развития».
Успех Симфонии «Из Нового Света» был сенсационным. Первое же исполнение произведения Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением дирижера Антона Зайдля 16 декабря 1893 года в Карнеги-холл стало событием в истории музыкальной жизни Америки.
Увертюра «В царстве природы» Антонина Дворжака – лирическое интермеццо, рисующее образы природы. Увертюра повествует о единении человека с природой и о его раздумьях в лесной тиши. «В царстве природы» – часть симфонического триптиха «Природа, жизнь, любовь», написанного Антонином Дворжаком в начале 1890-х годов на вершине славы и в расцвете творческих сил. Части цикла исполняются отдельно как концертные увертюры, имеют названия «В царстве природы», «Карнавал» и «Отелло». Тема природы проходит через все три увертюры.
Произведения прозвучат в исполнении Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Николая Хондзинского.
Николай Хондзинский – московский дирижер, основатель, художественный руководитель и главный дирижер Камерной капеллы «Русская консерватория», музыкального коллектива, снискавшего репутацию первооткрывателей шедевров европейского Барокко и великих страниц малоизвестной русской музыки. Композитор Карэн Хачатурян, назвал дирижерскую работу Николая Хондзинского «блистательной», а самого маэстро – «одним из самых ярких и талантливых музыкантов нового поколения».
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.