Оперы и концерты в июле: Москва, Санкт-Петербург, Стара-Загора, Мюнхен, Берлин, Баден-Баден, Ингольштадт

3 июля в Концертном зале имени Чайковского – первая программа просветительского цикла «Истории с оркестром». Сочетание комфортной (но не простенькой!) для восприятия музыки с увлекательными комментариями — популярный летний микст. Российские филармонии с удовольствием обращаются к нему. Особенность данного цикла заключается в том, что комментировать музыкальные номера будут дирижеры. Благодаря Геннадию Рождественскому мы избалованы высокими образцами жанра дирижерских преамбул, поэтому Михаилу Юровскому будет с кем состязаться в первой июльской программе.

          Госоркестр России имени Светланова под управлением Юровского исполнит сюиту «Летняя ночь» Прокофьева, объединившую эпизоды из оперы «Обручение в монастыре», Девятую симфонию Шостаковича. Безусловное украшение концерта – выступление Ольги Перетятько-Мариотти. Скажем честно и огорченно: в России Ольга поет редко. Тем эксклюзивней возможность услышать ее в Москве. В исполнении певицы прозвучит мотет Моцарта «Exsultate, jubilate» (с колоратурным хитом — «Alleluia»), «Вокализ», «Здесь хорошо» и «Не пой, красавица, при мне» Рахманинова.

          13 июля в берлинском Вальдбюне Йонас Кауфман представит программу «Dolce Vita». Знаменитый тенор выступит в сопровождении Симфонического оркестра Берлинского радио под управлением Йохена Ридера. Кауфман и Ридер часто представляют публике совместные проекты. На этот раз музыканты балуют меломанов итальянским репертуаром. Арии из опер Джакомо Пуччини, Руджеро Леонкавалло, сочинения Эрнесто де Куртиса, Нино Роты – все, что поможет перенестись в Италию и окунуться в сладкую жизнь, прозвучит на сцене Waldbühne.

          18 июля в Ингольштадте, в Музее конкретного искусства — Museum für Konkrete Kunst  — в рамках проекта «Audi Sommerkonzerte» выступят Патриция Копачинская и Пекка Куусисто. Они представят сочинения для двух скрипок Жана-Мари Леклера, Белы Бартока и Дьердя Лигети. Оба исполнителя — приверженцы антиакадемической эстетики, оба — неординарные, экстравагантные. Пекка активно занимается джазом, фольклором. Патриция практически выросла как профессионал на новой и новейшей музыке, а там «академисты» не приживаются.

          Босиком будут играть скрипачи или в обуви, пока не известно. Но бесспорно то, что предстоящий камерный концерт не будет просто концертом: он обязательно превратится в перфоманс. Тем более что сценической стороной вступления занимается режиссер Наташа Урсуляк.

          8 июля Государственная опера Стара-Загоры — Държавна опера Стара Загора — приглашает публику на спектакль под открытым небом: это будет «Набукко» Верди. Музыкально-театральный десант – солистов, хор и оркестр Государственной оперы – примет стадион «Берое». Главные партии исполнят: Йонуц Паску (Набукко, он же Навуходоносор, вавилонский царь), Мария Гулегина (Абигайль, внебрачная дочь Набукко), Петя Петрова (Фенена, законная дочь царя), Ивайло Михайлов (Измаил, племянник царя Иерусалима — и тот, в кого влюблены обе царские дочки), Ивайло Джуров (Захария, первосвященник Иерусалима).

          Спектакль поставлен Огняном Драгановым (директором театра Стара-Загоры). За дирижерским пультом — Ивайло Кринчев. Румынский баритон Йонуц Паску в России бывает нечасто, но нашей публике он все же знаком — по «Сказкам Гофмана», поставленным в Перми. Благодаря этому спектаклю певец стал одним из номинантов премии «Золотая Маска». Публике всего мира Мария Гулегина известна как тотальное сопрано – певица, в одном концерте исполняющая Лючию и леди Макбет. Она обожает и кружевное бельканто Доницетти, и мощь Пуччини, и пассионарность Верди. Но все же партии настоящих героинь (пусть временами и коварных), — таких, как Абигайль, — это ее самое родное в огромном оперном репертуаре.

          15 июля в Мариинском театре будет показан «Фальстаф» Верди. Этим спектаклем открывался XXVI Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Его поставил итальянский режиссер Андреа Де Роза, два года назад выпустивший в Мариинском вердиевского «Симона Бокканегру». Музыкальный руководитель спектакля – Валерий Гергиев.

          Режиссер, хорошо знакомый с сэром Фальстафом по драматической сцене, признается: «Прежде всего, меня вдохновляет многогранный характер главного героя, его стремление жить и получать от жизни удовольствие. Его любовь ко всем и всему». В новом спектакле Мариинского чувствуется, что постановщику очень симпатичен его герой. Может быть, этот «Фальстаф» чуть скуповат на «вкусные» детали, но зато он обошелся и без смысловой надстройки. В спектакле нет ничего такого, что явно не предусмотрено партитурой. В постановке активно задействована молодежь Мариинского театра, что очень украшает сценическое действие.

          Напомним, что «Фальстаф» Де Розы — Гергиева вышел почти одновременно с вольной сценической фантазией «Фальстаф и принц Уэльский», поставленной Марком Захаровым в родном театре «Ленком». Любопытно было сравнить ощущения от двух сэров Джонов Фальстафов.

          Нельзя пропустить и еще одно вердиевское событие в Мариинке – «Травиату» с участием Пласидо Доминго (6 июля, Мариинский-2). Конечно, сюрпризы возможны, но вероятность того, что Доминго выступит в партии Жермона, исключительно высока. «Травиата» — красивый, живой спектакль, поставленный в 2015 году Клаудией Шолти. В нем много современной энергии, но есть милые романтические детали. За дирижерским пультом – маэстро Гергиев.

          20, 23 июля в Баден-Бадене, в Большом фестивальном дворце будет показана «Адриана Лекуврер» Чилеа. Это недавняя постановка Мариинского театра, осуществленная Изабель Парсьо-Пьери и маэстро Гергиевым. Спектакль впервые выезжает в Германию. Состав – предсказуемо звездный: Анна Нетребко (Адриана), Юсиф Эйвазов (Морис Саксонский), Екатерина Семенчук (принцесса де Буйон). Анна, не очень любящая роли героинь-жертв, в этом спектакле абсолютно на своем месте: она играет не только несчастную красавицу, преследуемую соперницей, но и актрису в ее звездные моменты. Спектакль Мариинского был очень хорошо встречен и критикой, и публикой. Все отметили, что режиссерская концепция корректна и при этом щедра на изящные, порой и весьма экстравагантные находки. Среди последних запомнился… крокодил. Но пугаться хищника не следует — принцесса де Буйон куда опаснее. В спектакле разнообразно обыгрывается идея театра в театре, поэтому и зоологические символы в нем уместны.

          22 июля Баварская государственная опера приглашает на вагнеровскую «Валькирию» с Йонасом Кауфманом в партии Зигмунда – сына грозного бога Вотана, похожего на античного Зевса, и смертной женщины. Напомним, что истории о Зигмунде и Зиглинде, о ссоре Вотана с Брунгильдой предшествует «Золото Рейна» («Das Rheingold») — «предвечерие», или пролог, всего вагнеровского цикла «Кольцо нибелунга». «Das Rheingold» будет показан Баварской опере 20 июля.

          Если отбросить мифологические сложности «Валькирии», получится довольно увлекательная мелодрама о «прежестокой» судьбе влюбленных – Зигмунда и Зиглинды. Они, к тому же, оказываются в детстве разлученными близнецами. Брунгильда – валькирия, дочь Вотана —  изо всех сил помогает влюбленным, за что на нее обрушивается гнев всесильного отца.

          Режиссер-постановщик Андреас Кригенбург не пожелал отказываться от сложного мифологического контекста: его «Кольцо нибелунга» живет в символическом пространстве — со своими эстетическими законами, со своей психологией. Кстати, главной смысловой пружиной грандиозной истории о богах и смертных в концепции Кригенбурга становится внутренний конфликт Вотана, который вынужден играть две, так сказать, социальные роли —  отца и бога. И это мы отчетливо видим в «Валькирии».

          Главные партии в «Die Walküre» исполняют певцы, которые уже давно заслужили почетное звание «вагнеровских»: это уже упомянутый Йонас Кауфман, Вольфганг Кох (Вотан), Аня Кампе (Зиглинда), Айн Ангер (Хундинг), Нина Штемме (Брунгильда). Серьезный опыт исполнения опер Вагнера имеет и наша Екатерина Губанова: в «Валькирии» она исполнит партию Фрики, жены Вотана. За дирижерским пультом — Кирилл Петренко, музыкальный руководитель Баварской оперы.

          24, 25, 26, 27, 28 июля в Большом театре – последняя оперная премьера уходящего сезона: это «Богема» Пуччини в постановке молодого французского режиссера Жан-Ромена Весперини. Дирижером-постановщиком станет Эван Роджистер. Весперини уже работал в Большом, но только как ассистент Петера Штайна. «Богема» — его большой режиссерский дебют в главном театре России. Интересно, что почти параллельно с выпуском спектакля в столице он ставит в Екатеринбурге пуччиниевскую «Турандот». В обоих спектаклях тема любви и невозможности любви звучит весьма остро. Возможно, «Богема» вступит в резонанс с «Турандот», что придаст печальной истории из жизни молодых и беспечных людей новые смысловые тона.

          В премьерных «Богемах» задействованы: Раме Лахай и Антонио Поли (Рудольф), Динара Алиева и Мария Мудряк (Мими), Андрей Жилиховский и Марио Касси (Марсель), Дамиана Мицци и Ольга Селиверстова (Мюзетта), Николай Казанский и Юрий Сыров (Шонар), Дэвид Ли (Коллен).

Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона