Концертная афиша марта: Нью-Йорк, Москва, Милан, Вена, Лондон
1 марта в нью-йоркском Карнеги-холле (в «камерном» зале — Занкель-холл) выступят Даниил Трифонов и Сергей Бабаян – два выдающихся пианиста, ученик и учитель. С 18 лет Даниил занимался в Кливлендском институте музыки в классе Бабаяна. Их первый большой успех – III премия студента Трифонова на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (2010). Спустя год Даниил покорил один из современных музыкальных эльбрусов: он стал триумфатором XIV Международного конкурса имени Чайковского в Москве, получив I премию, Гран-при, приз зрительских симпатий, приз за лучшее исполнение концерта с камерным оркестром. И для Даниила, и для Сергея мартовское вступление – не дебют в Карнеги-холле. Но саму возможность услышать этот фортепианный дуэт организаторы называют редкой. В программу вошла, что называется, классика дуэтного жанра высшего пилотажа: Анданте и Вариации Си-бемоль мажор Шумана, Фантазия фа минор Шуберта, две Сюиты Рахманинова. Премьера композиция «Нью-Йорк» итальянского композитора Мауро Ланцы — эксклюзив от Карнеги-холла, выступившего в роли созаказчика новинки. Ланца известен как автор очень непростой музыки к постановке Анжелена Прельжокажа «Сон Медеи». Будет интересно услышать, как зазвучит его «Нью-Йорк» в столь одухотворенном окружении…
5 марта в Москве, в Концертном зале имени Рахманинова («Филармония-2») и 6 марта в Концертном зале имени Чайковского Люка Дебарг исполнит сочинения Шопена и Бетховена. Французский пианист – один из любимцев российской публики. В 2015 году, выступив на XV Международном конкурсе имени Чайковского, он вызвал в России такой же восторг, какой в 1958 году в СССР вызвал Ван Клиберн. И хотя Люка не стал первым, он получил не только IV премию и премию Ассоциации музыкальных критиков Москвы, но и армию преданных поклонников (среди которых, к примеру, президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова). Пианист отвечает нашей публике взаимностью, признаваясь в любви к музыке Мусоргского и отмечая душевность, искренность россиян. Он нередко говорит даже, что мечтает о переезде в Россию. И Шопен, и Бетховен – авторы, сочинения которых пианист постоянно включает в свои программы. Их музыка – в числе той, что Люка записал на диски с Sony Classical.
12 марта в миланском «Ла Скала» камерную вокальную программу представят сопрано Диана Дамрау и пианист Хельмут Дойч. Дивные колоратуры Дианы, которые могут быть изящными, как в Джильде, а могут агрессивными, как в Царице ночи, — праздник для поклонников оперы. Новые качества колоратурного сопрано демонстрирует певица в вердиевской Виолетте, своей любимой партии. Удивительно, что Диана — еще и преданная поклонница камерной музыки. Она давно работает над вокальными миниатюрами Шумана, Брамса, Малера. Диск с песнями Рихарда Штрауса, записанный певицей и оркестром Мюнхенской филармонии под управлением маэстро Тилемана в 2011 году, получил множество наград. С Хельмутом Дойчем Диана сотрудничает уже несколько лет. В «Ла Скала» они исполнят избранные пенсии Хуго Вольфа и Рихарда Штрауса. 19 марта эту программу можно будет услышать также в Цюрихском оперном театре.
15 марта в Musikverein — легендарном зале Венской филармонии – Евгений Кисин представит сольную программу, в которую вошли сочинения Бетховена и Рахманинова. Пианист ворвался в музыкальный мир совсем еще ребенком: его исполнение фортепианных концертов Шопена в 1984 году стало событием, о котором помнят до сих пор. И сегодня, освоив колоссальный репертуар и продолжая поиски нового, Кисин признается, что Фредерик Шопен остается одним из самых близких ему композиторов. При этом пианист называет себя «всеядным». Важно, что каждый композитор имеет у него свою интонацию: совсем разные у Кисина Шуберт и Шуман, по-особому звучит у него Брамс, Прокофьев. Хотя пианист часто повторяет в интервью, что музыка выше слов, огромная любовь к литературе очень помогает ему в творчестве. Без колоссального литературного опыта не освоить такой феномен, как Двадцать девятая соната Бетховена (1819). Она больше известна как «Hammerklavier» (дословно — «молоточковый клавир», близкий родственник современного фортепиано). Именно этой разновидности клавира Бетховен доверил сонату, которую «исполином» называли так же часто, как и «бредом». Достойное дополнение программы – избранные прелюдии Сергея Рахманинова, не лишенные литературных и живописных аллюзий. Бетховенско-рахманиновскую программу Евгений Кисин исполнит также на Фестивале Эмиля Гилельса во Фрайбурге 24 марта.
21 марта в Большом зале Московской консерватории камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета представит изысканно красивую программу-панораму. Ее следовало бы назвать как литературный бестселлер Умберто Эко — «Историей красоты». Моцарт, Шуберт, Брамс, Шнитке – ничего буднично-шлягерного, только волнующая и трепетная музыка XVIII—XX веков. На этот концерт стоит прийти, чтобы отдохнуть, вдохновиться и удивиться, как понятный всем Моцарт (Концерт для двух фортепиано с оркестром №10) может мирно соседствовать с понятным не всем Малером (Adagietto из Пятой симфонии), а также с мало кому понятным Шнитке (Трио-соната для струнных). Кстати, последнее сочинение представляет собой переложение Струнного трио Шнитке, выполненное маэстро Башметом под наблюдением композитора. Программа позволит заметить, что трепетная красота Шуберта и Брамса смелее, чем хотелось бы их современникам, предчувствует эстетические коллизии ХХ века.
В концерте принимают участие не только «Солисты», но и солисты — представители двух музыкальных династий: Юрий Башмет (конечно, альт!), Ксения Башмет (фортепиано), Абисал Гергиев (фортепиано). Самый юный из них, пианист Гергиев, еще продолжает образование, но при этом уже дебютировал в нескольких проектах Мариинского театра.
24 марта в Лондоне, в Королевском фестивальном зале – Royal Festival Hall — прозвучат сочинения Игоря Стравинского. Композитор всегда дорожил русским элементом в своем творчестве, однако никогда не стремился к славе «экзотического» русского музыканта на Западе. Стравинский провел за рубежом большую часть жизни, попробовал себя в разных музыкально-эстетических сферах: это и увлечение католической музыкой, и увлекательные игры с неоклассицизмом, и провокационная додекафония. Чтобы слушатель-неофит понял, кто же такой Стравинский, ему нужно посетить по крайней мере пять концертов и пять спектаклей. Программа «Лондон: Стравинский с Лондонским филармоническим и Ороско-Эстрадой» — хороший способ начать знакомство с музыкой мэтра. Андрес Ороско-Эстрада (главный приглашенный дирижер ЛФО) вообще неравнодушен к новой и новейшей музыке. К сочинениям Игоря Федоровича маэстро обращается часто и весьма успешно, поэтому в воображаемом квесте под названием «Пойми Стравинского» он должен стать хорошим помощником. В программу лондонского «квеста» вошли произведения разных жанров: Концерт для скрипки с оркестром, «Pater Noster», «Credo», «Ave Maria», «Симфония псалмов». Солирует в Скрипичном концерте большая нелюбительница традиций Патриция Копачинская. Критики испытывают затруднения, когда пишут о ее необычных выступлениях. Неудивительно, что возникают такие экстравагантные эпитеты, как «артистический терроризм».
Органично дополнят блок сочинений Стравинского «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна, названные в честь Кафедрального хора города Чичестера. Слушателей удивит оригинальная композиторская трактовка традиционного жанра псалма.
Стоит подчеркнуть, что Лондонский филармонический хор – столь же важный участник программы, как и Лондонский филармонический оркестр.
27 марта в Большом зале Московской консерватории открывается IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Это серьезный культурный проект – дань памяти музыканту, которому 27 марта 2018 года исполнился бы 91 год. «Сказать, что он был гениальным музыкантом, — ничего не сказать. Он был масштаба возрожденческого. Он был во всех проявлениях своих великая личность», — так говорит о Ростроповиче маэстро Юрий Темирканов.
Художественным руководителем фестиваля является Ольга Ростропович, старшая дочь музыканта. Она делает особый акцент на том, что это событие не в честь Мстислава Ростроповича и не в память о нем: «Это именно его фестиваль; это люди, которых он любил, артисты, которых он уважал, качество, которое он всегда требовал от всех, и в первую очередь от себя». Концерт-открытие в полной мере отвечает высоким требованиям маэстро. Это монографический вечер, вдохновленный музыкой Сергея Прокофьева. Для Мстислава Ростроповича общение с великим композитором было источником художественной радости, школой высочайшего мастерства. Галина Вишневская говорила, что Прокофьев и Ростропович, общаясь, могли обменяться не только профессиональными советами, но и остроумными репликами.
В монографическую программу включены Симфония-концерт для виолончели с оркестром, посвященная Ростроповичу, симфоническая сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» (со знаменитым Маршем), и последняя, Седьмая, симфония великого композитора. Сочинения прозвучат в исполнении симфонического оркестра Берлинского радио под управлением Томаса Сондергаарда (Дания). Солист – лауреат международных конкурсов, участник крупнейших музыкальных фестивалей Пабло Феррандес (Испания). Российским слушателям запомнилось его яркое выступление на XV Международном конкурсе имени Чайковского. Важный штрих: Пабло играет на виолончели «Лорд Эйлсфорд» работы Страдивари, предоставленной Nippon Music Foundation.
Столь же содержательна и вторая программа фестиваля. 29 марта в исполнении Камерного оркестра «Вена-Берлин» в Большом зале консерватории прозвучат Серенада Соль мажор, Десятая и Двадцать девятая симфонии Моцарта и Первый концерт для виолончели с оркестром Гайдна. Солист — Готье Капюсон (Франция), дирижер – Райнер Хонек (Австрия).
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»