Зальцбург, Вена, Люцерн, Берлин, Баден-Баден — музыкальные направления апреля
Зальцбургский пасхальный фестиваль
В Зальцбурге концертная программа превалирует над оперной, она насыщеннее и разнообразнее, и, по сути, является развернутым бенефисом Саксонской капеллы. В камерных программах музыканты этого оркестра предстанут как сольные исполнители наряду с приглашенными знаменитостями, будет специальный «хоровой» концерт Саксонской капеллы. И поскольку этот форум юбилейный (50 лет с момента основания Зальцбургского пасхального фестиваля) и посвящен Герберту фон Караяну, в Зальцбург съедутся музыканты двух ведущих коллективов Европы – Венского филармонического оркестра и Берлинского филармонических оркестров.
Камерных концертов будет два – 9 и 16 апреля в 11.00 утра. Они пройдут в Большом зале Моцартеума. Программа первого отделения у концертов одинаковая – Октет Шуберта для кларнета, валторны, фагота, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса фа мажор. Во втором отделении первого камерного утренника прозвучит Второй фортепианный квинтет Дворжака ля мажор, где к музыкантам капеллы присоединится Лилия Зильберштейн, знаменитая гамбургская пианистка с советским прошлым. А в другом концерте прозвучит Квинтет Шумана, солист – Даниил Трифонов. Оба утренних концерта одинаково интересны и обещают много открытий.
Симфонический концерт с приглашенным дирижером состоится 9 и 15 апреля в 19.00. в Гроссес Фестшпильхаусе. За пульт Саксонской государственной капеллы встанет Франц Вельзер-Мёст, экс — музыкальный руководитель Венской Оперы. В программе Девятая симфония Густава Малера.
Сам Кристиан Тилеман представляет свой коллектив — Саксонскую государственную капеллу — 11 и 16 апреля в 19.00 в Гроссес Фестшпильхаусе. Он продирижирует Романтической (Четвертой) симфонией Брукнера во втором отделении, а в первом будет Концерт № 21 для фортепиано с оркестром Моцарта, солист – Даниил Трифонов. Ехать в Зальцбург стоит уже и для того, чтобы на разных площадках послушать Трифонова, который теперь так редко выступает дома, да еще и в такой авторитетной компании.
Хоровой концерт (10 апреля в 20.00 и 14 апреля в 19.00 в Гроссес Фестшпильхаусе) проведет корейский маэстро Мюнг Вун Чунг. Программа довольная экзотичная, но она очень соответствует интересам и знаниям Мюнг Вун Чунга, традиционно представляющего французскую музыку (15 лет он руководил Оркестром французского радио). Будет исполнен Реквием Габриэля Форе для двух солистов (сопрано Анна Прохазка и баритон Адриан Эрёд) хора и оркестра. А во втором отделении прозвучит Органная (Третья) симфония Сен-Санса. Партия органа – американец Кэмерон Карпентер, приглашенная звезда самых престижных европейских фестивалей.
10 апреля (17.00, Гроссес Фестшпильхаус) состоится особый концерт, приуроченный к фестивальным празднованиям. Кристиан Тилеман продирижирует Девятой симфонией Бетховена в исполнении Венских филармоников, а солистами станут герои «Валькирии» Аня Хартерос, Криста Майер, Петер Зайферт и Георг Цеппенфельд.
Второй особый концерт проведет Саймон Рэттл с Берлинскими Филармониками 12 апреля (19.00, Гроссес Фестшпильхаус). Играют Шестую симфонию Малера.
И последний концерт, так называемый «концерт для Зальцбурга» (13 апреля, 19.00, Гроссес Фестшпильхаус) объединит разные программы и трех маэстро – Кристина Тилемана, Жоржа Претра и Лоренцо Виотти. Кристиан Тилеман встанет за пульт Капеллы, чтобы повторить с Трифоновым концерт Моцарта, Жорж Претр сыграет Увертюру к «Эгмонту» Бетховена и «Болеро» Равеля, а Лоренцо Виотти – Симфонию Эрнеста Шоссона.
* * *
Пасхальный фестиваль в Баден-Баден
Тем временем в Баден-Бадене будет чуть больше оперы, чуть меньше концертов, никаких специальных торжеств, но артисты и музыканты выступят не менее выдающиеся.
Уже 8 апреля (18.00, Фестшпильхаус) Берлинскими филармониками продирижирует их любимый шеф Кирилл Петренко, один их самых интересных молодых маэстро в мире. Наш бывший соотечественник приготовил для своего дебюта в Баден-Бадене два хита – Патетическую (Шестую) симфонию Чайковского и Симфонию «Хаффнер» Моцарта, а также миниатюру Джона Адамса «The Wound-Dresser» для баритона и оркестра (солирует Георг Нигль, лучший исполнитель партии Воццека, в том числе и в постановке Большого театра).
На следующий день – 9 апреля – приготовлен подарок для тех, кто не едет в Зальцбург: Саймон Рэттл и Берлинские филармоники исполнят Шестую Малера сначала здесь (18.00, Фестшпильхаус).
Не стоит пренебрегать и камерными программами солистов Берлинского филармонического оркестра, они будут проходить на разных площадках Баден-Бадена.
8 апреля (14.00) ансамбль медных духовых выступит в церкви Святого Бернарда с оригинальными аранжировками хитов Пёрселла, Брукнера (Аве Мария), Малера, Баха, Доуленда и Пирхнера. «Медные» и без того очень необычно звучат в церковном пространстве, а учитывая, что за дело возьмутся музыканты Берлинского филармонического оркестра, концерт будет незабываемый. 10 апреля в 11.00 утра в Музее Фридера Бурды, лучшем в городе собрании современного искусства, можно послушать барочные импровизации шэна (предок фисгармонии), контрабаса и альта.
11 апреля в 14.00 два скрипача, два альтиста и два виолончелиста – все они также принадлежат Берлинской филармонии – играют струнные квинтеты Мендельсона и Шуберта в Госпитальной церкви.
14 апреля, вечером в 18.00 Саймон Рэттл дирижирует в Фестшпильхаусе концертом с участием Лизы Батиашвили. Знаменитая скрипачка сыграет ля-минорный концерт Дворжака. Во втором отделении прозвучит грандиозный пятичастный «Концерт для оркестра» Бартока.
И еще один концерт, который не стоит пропускать в Баден-Бадене – 15 апреля (18.00) вместе сойдутся Берлинские филармоники, Зубин Мета и Пинхас Цукерман. Прозвучит Пятая симфония Чайковского и скрипичный концерт Элгара. Это будет вечер необычайной виртуозности и обновления трактовок – где играет Цукерман, там всегда надо готовиться к потрясению.
* * *
Люцернский пасхальный фестиваль
Из Баден-Бадена, к слову, не так далеко до швейцарского Люцерна, где также проходит ежегодный Пасхальный фестиваль, которым в отличие от Берлина, Зальцбурга и Баден-Бадена не распоряжаются оркестры-резиденты. За неделю в Люцерне можно послушать три-четыре разные коллектива, представляющие уникальные программы, в которые регулярно включено исполнение Страстей по Матфею или по Иоанну Баха. Этот апрель – не исключение.
5 апреля в концертном зале KKL (модернистское здание рядом с железнодорожным вокзалом, в котором кроме двух концертных залов расположены Художественный музей и несколько ресторанов) в 19.30 выступает оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. В одном отделении музыканты сыграют Героическую (Третью) симфонию Бетховена, а второе отдано музыке Моцарта – прозвучит его ми-минорная Симфония № 25 и скрипичный концерт № 4. Солирует Патриция Копачинская.
6 апреля в 19.30 в том же фантастическом концертном зале KKL с неповторимой акустикой, достигнутой силой высочайших технологий, Томас Хенгельброк и руководимый им хор и оркестр Бальтазара Ноймана исполнят Страсти по Иоанну Баха. 7 апреля Курентзис и musicAeterna в том же зале презентует вторую программу, подготовленную для Люцерна специально, в ней – Семь слов Спасителя на кресте Гайдна и Стабат Матер Джованни Баттисты Перголези.
8 апреля в 18.30 в Люцерне выступит один культовых гостей фестиваля – Марис Янсонс с оркестром и хором Баварского радио. В программе произведения действующего композитора Вольфганга Рима. Среди солистов любимые певцы Вольфганга Рима, для которых он и пишет свои опусы – муза композитора, немецкое сопрано Мойка Эрдман, сопрано Анна Прохазка и баритон Ханно Мюллер-Брахман
.
* * *
Берлин
Далее несколько рекомендаций посетителям берлинских Festtage (музыкальный фестиваль, проходящий в те же дни, что и Пасхальные форумы в упоминаемых выше городах).
Открывается фестиваль в Большом зале Берлинской филармонии. Даниэль Баренбойм и Венские филармоники исполнят две симфонии Моцарта – «Хаффнер» и «Юпитер» (№ 41), а также Камерную симфонию №1 Шенберга. После оперного блока с «Парсифалем» и «Женщиной без тени» в Театре Шиллера продолжится симфонический блок — 11 апреля (20.00) Даниэль Баренбойм и Государственная капелла играют Скрипичный концерт Бетховена (солистка Анне-Софи Муттер), Три пьесы для оркестра Берга, «Ностальгию. Воспоминания об Андрее Тарковском» Тору Такэмицу и «Море» Дебюсси.
12 апреля (20.00) и 15 апреля (16.00) можно посетить Большой зал Берлинской Филармонии, где пройдут два очень интересных концерта, тематически связанные между собой. В программе первого заявлены «Пять пьес для оркестра» Шенберга, «Вариации на тему Гайдна для оркестра» Брамса и Пятый фортепианный концерт Бетховена с солирующим Раду Лупу. А в программе второго камерного концерта – те же произведения Брамса и Шенберга в переложении для двух фортепиано (опус Шенберга переложил Антон Веберн) и две пьесы Листа. За роялями Даниэль Баренбойм и его старинная подруга, аргентинская пианистка-виртуоз Марта Аргерих.
* * *
Вена
Финал анонса обращен к тем, кто всем фестивальным городам на свете предпочитает изысканные развлечения музыкальной столицы Европы. В фокусе – Венский Концертхаус.
3 апреля в 19.30 в Большом зале (Венского Концертхауса) баритон Томас Хэмпсон и бас-баритон Лука Пизарони устраивают вечер «Тенорам вход воспрещен», на котором вдвоем будут петь арии из комических опер и оперетт.
6 апреля (в 19.30) китайская пианистка, достигшая высочайшей степени мастерства Ван Юйцзя сыграет 24 Прелюдии Шопена, а также опусы Брамса и Шуберта. 8 апреля в 19.30 в Большом зале пройдет концерт оркестра musiaAeterna с Теодором Курентзисом (в программе — Перголези и Гайдн)
15 апреля (19.30) в Концертхаусе выступает Венский симфонический оркестр во главе с Филиппом Джорданом. Программа американской музыки называется «Весна в Вене». Прозвучат увертюра к «Кандиду» и «Симфонические танцы» (Вестсайдская история») Бернстайна, Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор Гершвина и его же симфоническая фантазия «Американец в Париже». Солист – французский пианист-интеллектуал Жан-Ив Тибоде.
Там же 23 апреля звезда прошедшей в 2011 году в Москве Опералии, южноафриканское сопрано Претти Йенде дает сольный концерт (Большой зал Концертхауса, 19.30) в сопровождении Симфонического оркестра имени Богуслава Мартину. В программе арии из опер Доницетти, Беллини, Гуно и Массне.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»