Апрельская музыка: концерты в Москве, Оксфорде, Экс-ан-Провансе, Париже, Маастрихте, Берлине, Любляне
1, 2 апреля в Москве, в Концертном зале имени Чайковского в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова под управлением Александра Сладковского выступит Денис Мацуев. Вниманию слушателей предлагаются две рахманиновские программы.
1 апреля в исполнении пианиста прозвучат три масштабных сочинения Рахманинова – Первый и Четвертый концерты, Рапсодия на тему Паганини. Эту программу смело можно анонсировать как пианистический марафон: пройти такую «дистанцию» под силу немногим музыкантам (пусть даже Первый концерт и не относится к категории трансцендентных опусов). Но для Дениса Мацуева в такой программе нет ничего необычного. На одном из Пасхальных фестивалей он вместе с Валерием Гергиевым сыграл в один день концерт Чайковского, концерт Шостаковича, Рапсодию Рахманинова в трех разных (!) городах. Выступления прошли «на ура».
Стоит обратить внимание на то, что вместе с таким хитом, как Рапсодия, прозвучит непопулярный Четвертый концерт (1926; новая редакция — 1941). Некоторые пианисты считают его неудачным. Может быть, смущают необычные «отражения» идей любимого всеми Второго концерта в I части, может быть, — черты джазовой баллады во II части. Но от первой до последней ноты – это абсолютный Рахманинов, мгновенно узнаваемый и мгновенно завораживающий.
2 апреля прозвучит симфоническая фантазия «Утес», Третий и Четвертый фортепианные концерты. Нетрудно заметить, что в этом марафоне появляются уже черты альпинизма, поскольку Концерт №3 иначе как Эверестом музыканты не называют. Даже опытный «альпинист» Мацуев с этим не спорит. Отрадно, что для Дениса Леонидовича каждый концерт – новая высота, а не показательный подъем.
4 апреля, в Оксфорде, в Шелдонском театре — Sheldonian Theatre — состоится концерт Оксфордского филармонического оркестра с двумя замечательными солистами: скрипачкой Анне-Софи Муттер и виолончелистом Пабло Феррандесом.
Когда обворожительная Анне-Софи говорит, что впервые она выступила на Зальцбургском фестивале с Гербертом фон Караяном 41 год назад, кажется, будто вместо интервью с известной скрипачкой смотришь новую экранизацию «Средства Макропулоса», об эликсире вечной молодости.
Анне-Софи Муттер — счастливый пример того, как ранние дебюты не калечат жизнь, а становятся прекрасным стартом для большой, яркой творческой жизни. Первый большой сольный концерт скрипачка дала в 13 лет, вскоре ее заметил маэстро Караян и взял под свое орлиное крыло. Чуть повзрослев, Муттер вступила в борьбу с оперными примадоннами за право называться дивой. Она, пожалуй, первая скрипачка, решившая вступать в открытых платьях и потрясать не только игрой, но и роскошной внешностью. Особенно это изумляло советскую публику 1980-х годов, не искушенную в вопросах звездного шика. Возможно, эликсир молодости Анне-Софи заменяет музыкотерапия: скрипачка играет прекрасную музыку – от Вивальди до Пендерецкого, причем играет в блестящей компании (среди новых компаньонов – наш Даниил Трифонов).
В Оксфорде вместе с лауреатом XV Международного конкурса имени Чайковского Пабло Феррандесом скрипачка исполнит один из самых сложных двойных концертов – брамсовский. Нетрудно предположить, что вместе музыкантам будет комфортно: Пабло играет в ансамбле солистов «Mutter’s Virtuosi», основанном и руководимом госпожой Муттер.
Вторую часть программы организаторы недавно изменили: вместо запланированной Второй симфонии Рахманинова прозвучит Первая симония Брамса, что лучшим образом скажется на целостном впечатлении от концерта.
За дирижерским пультом — Мариос Паподопулос, основатель и руководитель Оксфордского филармонического оркестра.
6 апреля на Пасхальном музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе, в консерватории Дариюса Мийо с камерной сольной программой выступит Владимир Спиваков. Вместе с пианисткой Зоей Аболиц он исполнит Третью сонату Брамса, Сонату Франка и Итальянскую сюиту Стравинского.
Пасхальный фестиваль — в отличие от громкого оперного – молод: он проводится с 2012 года. В течение двух недель в Экс-ан-Провансе можно получить такое количество впечатлений, что хватит на год. В соединении с роскошными ландшафтами и нежным солнцем музыка дает невероятный оздоровительный эффект.
Сольные выступления Владимира Спивакова в последнее время стали редкостью, и уже поэтому концерт в Экс-ан-Провансе приобретает статус особо значимого. То обстоятельство, что Спиваков в этом сезоне дебютирует (!) на фестивале, повышает ценность концерта на несколько каратов.
Маэстро – мастер составлять программы: произведения обязательно должны «рифмоваться» или, как живописные полотна на одной стене, гармонировать друг с другом. Спиваков не допускает, к примеру, соседства Брамса и Чайковского (почему? — ответ найдем в интервью). Зато с брамсовской Третьей сонатой прекрасно соседствует Соната Сезара Франка. Спокойствие Франка уравновешивает порыв Брамса. Не спешите думать о «худшем», увидев на афише фамилию Стравинского: его Сюита — это изящные, услаждающие слух эпизоды из балета «Пульчинелла», вдохновленного музыкой Джованни Перголези (1710-1736).
7 апреля фестиваль продолжится совместным выступлением Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева и Люка Дебарга. Программа будет представлена в «Grand Théâtre de Provence». В ней, как в идеальном решении сложной задачи, учтены все обстоятельства.
Михаил Плетнев воспринимается в мире как посол русской культуры – эмоциональный, последовательный. В одном из интервью маэстро обратил внимание на несостоятельность конкуренции государств по нефтяному признаку. Самый важный аргумент России – ее культурное наследие, убежден Плетнев. Поэтому в пасхальную программу включена Третья симфония Чайковского. Европейцы готовы всю русскую музыку снабдить ремаркой «epic» (видимо, спонтанно возникает ассоциативный ряд: широта русской души, бескрайние просторы и былинные богатыри). Вот и симфонии Петра Ильича приписали «epic breath» — «эпическое дыхание». А там – предчувствия «Пиковой дамы», театральность драматургии…
Приношение хозяевам фестиваля – искрящийся Первый фортепианный концерт Мориса Равеля в исполнении Дебарга. Напомним, что Равель сыграл немаловажную роль в том успехе, который обрушился на Люка во время XV конкурса Чайковского: его оригинальная интерпретация равелевского цикла «Ночной Гаспар» тогда буквально взорвала зал.
И от Плетнева всегда ждут неожиданных решений: музыка польского композитора Мечислава Карловича – одно из последних его открытий. В 2016 году в Москве дирижер исполнил его симфонию «Возвращение», и это стало сенсацией. Маэстро признавался, что сочинения почти неизвестного в России автора поразили его чистотой и благородством. В Экс-ан-Провансе прозвучит изящная Серенада для струнного оркестра: в России она изредка звучит, но, конечно, не сравнится по «индексу исполнений» с Серенадой Чайковского (заметим попутно, что музыка русского композитора оказала сильнейшее влияние на Карловича).
В апреле Люка Дебарг и Российский национальный оркестр с Михаилом Плетневым дадут еще несколько совместных концертов в Германии, Австрии и у нас, в Москве.
8 апреля в Москве открывается XVII Московский Пасхальный фестиваль – один из самых мощных социокультурных проектов современной России. В первый фестивальный день симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева представит две программы. В 12.00 слушателей ждут в Концертном зале имени Чайковского, откуда будет вестись прямая трансляция для Дальнего Востока и других регионов России (в рамках проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал»). А в 19.00 в Большом зале Московской консерватории пройдет официальное открытие фестиваля. Сразу после вечернего концерта музыканты садятся в специальный чартерный поезд: на протяжении фестивального месяца им предстоит вступить почти в 30 российских городах.
В проекте задействована международная сборная солистов. Вот лишь некоторые имена: Денис Мацуев (фортепиано), Кристоф Барати (скрипка), Павел Милюков (скрипка), Нарек Ахназарян (виолончель), Александр Бузлов (виолончель), Юлия Лежнева (сопрано). Репертуар фестиваля будут определять композиторы-юбиляры, поэтому в программы концертов вошли сочинения Вивальди, Гуно, Бизе, Пуччини, Гершвина, Даргомыжского, Бородина Хачатуряна, Хренникова. Также солисты Мариинки исполнят сцены из «Фальстафа» Верди и «Тангейзера» Вагнера.
Самым активным образом участвуют в проекте солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, возглавляемой Ларисой Гергиевой: их услышат в Суздале, Уфе, Улан-Удэ, Перми, Ялте и многих других российских городах. Очень насыщенна хоровая программа фестиваля: она открывается 9 апреля в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя выступлением хора мальчиков и юношей хорового училища имени Свешникова, хора Мариинского театра, Государственного академического Русского хора имени Свешникова. В апрельской звонильной программе участвуют храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Ярославля, Кижей, а также православные храмы в финских городах — Котке, Коуволе, Хамине.
13 апреля в Париже, в Концертном зале Дома Французского радио — Maison de la radio – выступит пианист Борис Березовский. В сопровождении Филармонического оркестра Французского радио под управлением Константина Тринкса он исполнит сочинения Ференца Листа: Первый фортепианный концерт и «Пляску смерти» («Totentanz»). И концерт, и «Пляска» потрясают воображение всемогуществом фортепиано: инструмент царит над оркестром, пассажи звучат как приказы полководца на поле боя. А музыкальные темы произведений столь рельефны, что их будто видишь, а не слышишь. Это и неудивительно: ведь Листа часто вдохновляли произведения изобразительного искусства.
Фреска XIV века «Триумф смерти», увиденная композитором в Кампо Санто, в Пизе, подсказала идею одного из самых ярких сочинений для фортепиано с оркестром – «Пляски смерти». Музыкальной основой «Пляски» стала средневековая тема Dies irae — «День гнева». Удивительно, как из мрачной основы композитор выстраивает эффектное, многокрасочное полотно. Концерт №1 не имеет живописной предыстории, зато как внушителен его музыкальный прообраз – сам «Императорский» (Пятый) фортепианный концерт Бетховена.
Борис Березовский с его колоссальным конкурсным прошлым (включающим I премию и золотую медаль на IX Международном на конкурсе имени Чайковского), концертно-фестивальным и педагогическим настоящим на роль пианиста-полководца подходит идеально.
Во втором отделении оркестр исполнит Первую симфонию австрийского композитора Ханса Ротта (1858-1884) – ученика Антона Брукнера, друга Густава Малера.
15 апреля в Концертном зале Дома Французского радио Борис Березовский примет участие в исполнении Фортепианного квинтета Антонина Дворжака (1887). Пианист много времени посвящает камерному музицированию: это для него родная территория. Квинтет Дворжака Березовский исполнит вместе с музыкантами Филармонического оркестра французского радио.
А затем пианиста встречают в Нидерландах. 20 апреля в Маастрихте, в Театре у Фрайтхоф — Theater aan het Vrijthof — вместе с Филармоническим оркестром Южных Нидерландов под управлением Дмитрия Лисса он исполнит Третий фортепианный концерт Рахманинова. Эти два музыканта уже выступали в Маастрихте вместе в конце 2016-го и имели большой успех. Еще большего от них ожидают в связи с рахманиновским концертом. Березовский считает его одним из самых сложных произведений из того, что имеет в своем репертуаре. В 2005 году в числе других сочинений Рахманинова он записал его с Дмитрием Лиссом и возглавляемым им Уральским академическим филармоническим оркестром для Mirare (Франция). Во втором отделении вечера оркестр исполнит Пятнадцатую симфонию Шостаковича.
Эту программу музыканты представят также в Амстердаме, в «Концертгебау» (21 апреля) и Эйндховене, в «Музикгебау» (22 апреля).
16 и 17 апреля в Большом зале Берлинской филармонии — Berliner Philharmonie – Даниэль Баренбойм, возглавляемая им Берлинская государственная капелла и скрипачка Лиза Батиашвили представят программу, которую хочется назвать «Романтический век: расцвет и прощание». Первая симфония Петра Чайковского («Зимние грезы»), написанная в 1866 году, — золотой период русского и европейского романтизма. Оркестровая прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, вдохновленная эклогой-идиллией Малларме, появилась на свет в 1894-ом. Она стала одним из последних всполохов романтизма (чувственного, живописного) — и одним из ранних лучей импрессионизма. Концерт №1 для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, появившийся в 1916 году, считается первым современным скрипичным концертом, — сочинением, написанным уже на языке нового времени, в стиле модерн. Сам автор очень дорожил этой новизной, хотя не отрицал, что есть в его музыке «возвращение к старому». Слушателей ХХI века концерт Шимановского не потрясет новизной, но заворожит свежестью, терпкостью, фантастичностью.
Даниэль Баренбойм – музыкант, о котором можно говорить: «У каждого он свой». Для одних Баренбойм – великолепный пианист, блестящий интерпретатор Моцарта и Бетховена, для других — соратник весьма провокационного режиссера Дмитрия Чернякова.
Маэстро и Лиза Батиашвили уже встречались в Берлине, работая над концертами Чайковского и Сибелиуса: на Deutsche Grammophon в 2016 году выпущен диск с этими сочинениями. Отклики прессы – самые восторженные. Концерт Шимановского в версии Битиашвили — Баренбойма имеет все шансы привлечь внимание публики, критики и звукозаписывающих компаний.
17 апреля в Любляне, в культурном центре «Cankarjev dom» — Цанкарьев (Канкарьев) дом – в сопровождении Бергенского филармонического оркестра вступит Виктория Муллова. Этот концерт является частью гастрольного тура одного из старейших оркестров Европы: он основан более 250 лет назад. Яркой страницей его истории стало сотрудничество с выдающимся композитором Эдвардом Григом, возглавлявшим коллектив в 1880-1882 годах. Сегодня домашней площадкой оркестра является знаменитый Grieg Hall.
Виктория Муллова поражает современных слушателей тем, что, долгое время, не имея возможности изучать традиции исполнения барокко (железный занавес!), она стала одним из самых убедительных интерпретаторов музыки Вивальди, Баха.
Нельзя не удивиться тому, что в ее биографии тесно сплетаются личное и творческое: в одном ряду оказываются победы на конкурсах, побег из СССР, отказ от советского гражданства и скрипка Гварнери. И сегодня, когда драматично-детективные события 1980-х остались позади, скрипачка по-прежнему больше всего дорожит свободой. Наверное, поэтому не боится по внутренним побуждениям сделать паузу в концертном графике на несколько месяцев. Но в этом сезоне скрипка Виктории не молчит. В Любляне прозвучит Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича (1948), посвященный великому Ойстраху.
Концерт Шостаковича обрамлен двумя симфоническими сочинениями: это редко звучащая в России рапсодия Леоша Яначека «Тарас Бульба» и Первая симфония Иоганнеса Брамса (она же, по образному выражению фон Бюлова, — «Десятая симфония Бетховена»).
За дирижерским пультом – Эдвард Гарднер, главный дирижер Филармонического оркестра Бергена.
20 апреля в Лейпциге, в Большом зале «Гевандхауза» состоится концерт, посвященный 275-летию оркестра Gewandhaus. За дирижерским пультом – маэстро Андрис Нельсонс, новый руководитель оркестра-юбиляра.
Программа праздничного концерта очень удивит российских слушателей, привыкших отмечать юбилеи если не с веселой, то хотя бы с жизнеутверждающей музыкой. В «Гевандхаузе» — свой взгляд на событие. В юбилейный вечер прозвучит «Nähe fern 4» («Близкое далеко») Вольфганга Рима, «Траурный марш» для фортепиано и оркестра Йорга Видманна и Четвертая симфония Брамса. За роялем — Ефим Бронфман.
Однако есть в этой необычной программе по крайней мере два запоминающихся момента (личности музыкантов и класс оркестра даже не обсуждаем – это само собой разумеющееся). Во-первых, два сочинения из трех написаны совсем недавно: «Nähe fern 4» Рима – в 2012-ом, а «Trauermarsch», он же Первый фортепианный концерт – в 2014-ом. Это говорит об исключительной мобильности оркестра, о стремлении слышать голоса современных композиторов (даже если они немелодичны). Во-вторых, сочинение Рима – это своего рода комментарий к Четвертой симфонии Брамса. В соответствии с концепцией Рима его опус должен звучать в паре с брамсовским сочинением. Исполнителям это дает прекрасную возможность соединить несоединимое – два века, XIX и XXI.
Важно, что в исполнении «Траурного марша» принимает участие Ефим Бронфман: он был первым исполнителем этого сочинения Видманна (2014, Берлинский филармонический оркестр, дирижер – сэр Саймон Рэттл).
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»