Оперная и балетная афиша в Москве и Санкт-Петербурге в декабре 2021

Светлана ЗахароваПредлагаем вашему вниманию небольшой обзор наиболее значимых, с нашей точки зрения, оперных и балетных постановок, которые пройдут на сценах Москвы и Санкт-Петербурга в декабре 2021 года. Конечно, отразить в одном обзоре все проходящее в российских столицах, увы, невозможно, поэтому мы просим вас следить за новыми публикациями на нашем сайте и на страницах в соц.сетях.

Афиша событий в Москве в декабре 2021

Премьера в Большом театре!Большой театр

Большой театр, Новая сцена
1, 2, 3, 4 и 5 декабря 2021
Балет «Мастер и Маргарита»

На музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара
Хореография: Эдвард Клюг
Либретто Эдварда Клюга по одноименному роману Михаила Булгакова
Дирижер: Антон Гришанин
Сценография: Марко Япель
Художник по костюмам: Лео Кулаш

https://www.binoculars-travel.ru/balet-master-i-margarita-bolshoi-teatr/

С 1 по 5 декабря Большой театр приглашает зрителей на премьеру балета «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова. Музыка Альфреда Шнитке и Милко Лазара. Хореография и либретто постановки создана одним из самых известных и востребованных европейских балетмейстеров — Эдвардом Клюгом.

Основой для балета «Мастер и Маргарита» послужил одноименный роман Михаила Булгакова.

Эдвард Клюг о постановке: «Танец способен создавать метафоры и привносить другие измерения. И нам надо найти не то, что написано, а то, что у Булгакова в романе существует между строк. Это не значит, что я хочу избежать рассказа, но хочу рассказать эту историю, используя другой инструментарий».

Над сценографией постановки работали Лео Кулаш и Марко Япель. Их плодотворный творческий союз с хореографом Эдвардом Клюгом существует с 1998 года, чему подтверждение ряд успешных совместных постановок на сценах ведущих театров мира.

 «Должно быть единое место действия, которое можно будет трансформировать во все другие. Это будет заброшенный бассейн. Представьте, большая кровать посреди этого бассейна, облицованного плиткой бледно-зеленого цвета, – и вот уже перед вами больница. У нас будет 12 дверей – это вход и выход в другой мир. Это нам позволит быстро менять ситуации», – описывает визуальный ряд Эдвард Клюг.

Премьера одноактных балетов выдающихся хореографов Акрам Хана, Иржи Килиана, Шарон Эяль

Балет Маленькая смерть1 и 2 декабря 2021
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Вечер одноактных балетов
Балет «Маленькая смерть»

На музыку Вольфганга Амадея Моцарта
Хореография: Иржи Килиан
Балет «Autodance»
На музыку Ори Личтик
Хореография: Шарон Эяль
Балет «KAASH»
На музыку Нитин Соуни
Хореография: Акрам Хан

https://www.binoculars-travel.ru/malenkaja-smert-autodance-kaash-teatr-stanislavskogo-2021/

1 и 2 декабря Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко приглашает зрителей на премьеру программы одноактных балетов «Маленькая смерть / Autodance / KAASH».

В программе предстоящего вечера собраны работы выдающихся хореографов XX-XXI века – Иржи Килиана, Шарон Эяль и Акрама Хана.

Откроет программу балет «Маленькая смерть» Иржи Килиана на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Эта постановка была создана хореографом для Зальцбургского фестиваля в 1991 году. Иржи Килиан утонченно и деликатно показывает чувственную сторону любви – от невинных прикосновений до страстных объятий, от целомудренности до порочности. «Логика и выразительность килиановского текста столь совершенны в своей музыкальности, что придуманные движения кажутся естественными, как дыхание», – отмечает балетный критик Татьяна Кузнецова.

Второй балет, который предстоит увидеть зрителям – «Autodance» известного израильского хореографа Шарон Эяль. Эта постановка была создана для Балета Гётеборга в 2018 году. По признанию хореографа, в «Autodance» она стремилась выразить самую суть движения во всей его чистоте и незамутненности. «Шарон Эяль обладает узнаваемым почерком и уникальным выразительным пластическим языком. Балет в ее постановке обязательно должен быть в репертуаре такой труппы, как наша», – подчеркивает художественный руководитель балетной труппы МАМТ им. Станиславского Лоран Илер.

Изюминкой вечера станет балет «KAASH» Акрама Хана – одного из ярчайших хореографов современности. Созданный в 2002 году, балет «KAASH» стал дебютной постановкой Акрама Хана. Название балета в переводе с хинди означает «если бы». По словам хореографа, отправной точкой в создании спектакля для него послужил образ индуистского бога-творца Шивы. Как и в других своих работах, в «KAASH» Акрам Хан искусно сочетает элементы древнего индийского танца катхак и современную европейскую хореографию.

Опера «Медея» в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского

Хибла Герзмава - опера Медея3 декабря 2021
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Опера «Медея»
Композитор: Луиджи Керубини
Либретто: Франсуа-Бенуа Оффман по одноименной трагедии Пьера Корнеля
Дирижер: Тимур Зангиев
Режиссер: Александр Титель

https://www.binoculars-travel.ru/medea-teatr-stanislavskogo/

3 декабря Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко приглашает на оперу Луиджи Керубини «Медея».

Опера «Медея» принадлежит к числу шедевров французского оперного искусства рубежа ХVIII – XIX веков. Ее автор – Луиджи Керубини — один из основателей Парижской консерватории, композитор, которого Бетховен называл лучшим среди своих современников, свидетель и летописец французской революции. Керубини создал произведение, сравнимое по масштабу со взятым за основу древнегреческим мифом.

«Медея» Луиджи Керубини входит в число великих оперных трагедий и требует от исполнителей вокального мастерства и яркого актерского таланта. В середине ХХ века опера пережила второе рождение благодаря Марии Каллас. Роль Медеи в исполнении Каллас стала легендой оперной сцены и с тех пор к исполнительницам заглавной партии предъявляются особые требования. Партию Медеи в постановке Муз. театра им. К.С.Станиславского в разных составах исполняют две блистательных певицы – Хибла Герзмава и Наталья Мурадымова.

Балет Дон Кихот в хореографии Рудольфа Нуреева

Рудольф Нуреев8 и 9 декабря 2021
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Балет «Дон Кихот»

Композитор: Людвиг Минкус
Аранжировка: Джон Ланчберри
Хореография: Рудольф Нуреев
Постановка: Лоран Илер
Дирижеры: Тимур Зангиев (8 декабря) / Ариф Дадашев (9 декабря)

https://www.binoculars-travel.ru/balet-nureeva-don-kihot-teatr-stanislavskogo/

8 и 9 декабря Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко приглашает зрителей на балет «Дон Кихот» в хореографической версии великого танцовщика Рудольфа Нуреева. Поставил спектакль художественный руководитель балетной труппы театра, ученик Нуреева Лоран Илер.

Рудольф Нуреев Блестяще исполнял партию Базиля в «Дон Кихоте» в постановке Кировского, ныне Мариинского, театра. Переработав эту классическую версию балетмейстера Александра Горского, Нуреев создал для Венской оперы свою редакцию балета. Новую аранжировку музыки Людвига Минкуса написал британский композитор и дирижер Джон Ланчбери, декорации и костюмы оформил театральный художник Николас Георгиадис. Премьера спектакля состоялась 1 декабря 1966 года в Вене. Нуреев значительно изменил постановку Кировского театра, придав ей больше комизма и жизнерадостности. Тщательно проработав сюжетные линии и развитие характеров персонажей, он делал акцент не только на технике танца, но добивался от исполнителей высокого уровня актерского мастерства. Лоран Илер, получивший от Нуреева статус «звезды Парижской оперы», так вспоминает о работе с ним:

«…находясь рядом с такой личностью, ты понимаешь, что должен доказывать работой, что это не зря. «…» Это была определенная философия, которой мы следовали, — его отношение к театру, к сцене как к чему-то невероятному, к чему-то исключительному.»

В дальнейшем Рудольф Нуреев переносил «Дон Кихота» в разные страны и города, в том числе в Австралийский балет, в Цюрихский оперный театр, в Пекин, в театр «Ла Скала». Каждый раз он немного переделывал постановку, чтобы подчеркнуть особенности труппы, с которой работал.

На сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко будет показан вариант спектакля, подготовленный для Парижской оперы в 1981 году. Постановка осуществлена с разрешения Фонда Нуреева при поддержке Французского института при Посольстве Франции в России.

Светлана Захарова и Денис Родькин в балете «Иван Грозный» в Большом театре

Балет Иван Грозный в Большом театре8 и 9 декабря 2021
Большой театр, Историческая сцена
Балет «Иван Грозный»

На музыку Сергея Прокофьева
Хореография: Юрий Григорович
Дирижеры: Павел Клиничев (8.12) / Павел Сорокин (9.12)

Состав исполнителей
Иван Грозный – Егор Геращенко / Михаил Лобухин
Анастасия –
Анна Никулина / Светлана Захарова (9 декабря)
Князь Курбский – Артем Овчаренко / Денис Родькин (9 декабря)

https://www.binoculars-travel.ru/balet-ivan-groznyj-bolshoi-teatr/

Большой театр приглашает зрителей на балет «Иван Грозный» в постановке Юрия Григоровича. Предстоящие показы пройдут с участием выдающихся артистов балета: прима-балерина Светланы Захаровой и премьер балетной труппы Большого — Дениса Родькина.

Историческая премьера балета «Иван Грозный» прошла на сцене Большого театра в 1975 году. Возобновление постановки в новой хореографической редакции Юрия Григоровича состоялось в 2012 году.

Основой для балета послужила музыка Сергея Прокофьева к легендарному фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, а также фрагменты других прокофьевских сочинений – «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский» и Третьей симфонии.

«Иван Грозный» – подлинный шедевр хореографии. Пластическое решение балета само по себе является зримой музыкой. Спектакль целостен и един по стилю, ярко национален по своей природе», – отзывался о балете композитор Кшиштоф Пендерецкий.

«Иван Грозный показан, с одной стороны, человеком, жарко и нежно любящим свою жену Анастасию, тяжко оплакивающим ее смерть, ненавидящим коварство и неверность приближенных бояр, и с другой стороны – коварным и жестоким царем, который «из всех бояр главный боярин», – поясняет свой замысел Григорович.

Опера «Ариодант» Георга Фридриха Генделя в Большом театре

Опера «Ариодант», Георг Фридрих Гендель8, 9, 10, 11 и 12 декабря 2021
Большой театр, Новая сцена
Опера «Ариодант»

Композитор: Георг Фридрих Гендель
Либретто неизвестного автора на основе либретто Антонио Сальви
Дирижер: Джанлука Капуано
Режиссер: Дэвид Олден
Сценография: Иэн МакНил

https://www.binoculars-travel.ru/ariodant-bolshoi-teatr-2021/

В декабре Большой театр приглашает зрителей на оперу Георга Фридриха Генделя «Ариодант» в постановке знаменитого режиссера Дэвида Олдена.

Премьера оперы «Ариодант» состоялась в Ковент-Гарден в 1735 году. В основу либретто оперы легла рыцарская поэма Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», а точнее – лишь одна из многочисленных сюжетных линий, присутствующих в этом объемном произведении. Действие оперы разворачивается в средневековой Шотландии. Сюжет повествует о благородном принце Ариоданте и его возлюбленной – дочери шотландского короля Гиневре. Счастью влюбленных мешает коварный герцог Полинессо, который стремится обманом заполучить Гиневру в жены и таким образом взойти на трон. Партия Ариоданта, написанная Генделем для певца-кастрата Джованни Карестини, сегодня обычно исполняется женщинами. Среди знаменитых певиц, выступавших в роли Ариоданта – Татьяна Троянос, Чечилия Бартоли, Джойс ДиДонато, Джанет Бейкер.

Постановку оперы «Ариодант» в Большом театре осуществил американский оперный режиссер Дэвид Олден. Сценографию и дизайн костюмов разработал известный британский художник Иэн МакНил. Он является двукратным лауреатом Премии Лоренса Оливье – самой престижной из театральных наград Великобритании. За дирижерский пульт на предстоящих показах встанет маэстро Джанлука Капуано – признанный интерпретатор музыки эпохи барокко и классицизма. Маэстро является основателем и художественным руководителем известного барочного ансамбля «Il canto di Orfeo».

Балет «Зимняя Сказка» в хореографии Кристофера Уилдона в Большом театре

Балет «Зимняя сказка»11 и 12 декабря 2021
Большой театр, Историческая сцена
Балет «Зимняя сказка»

На музыку Джоби Тэлбота
Хореография: Кристофер Уилдон
Дирижер-постановщик: Антон Гришанин

https://www.binoculars-travel.ru/bolshoj-teatr-balet-zimnjaja-skazka-2021/

В декабре Большой театр приглашает зрителей на балет «Зимняя сказка» знаменитого британского хореографа Кристофера Уилдона.

Балет «Зимняя сказка» был поставлен для Королевского балета Ковент-Гарден в 2014 году. Пять лет спустя этот спектакль был перенесен на сцену Большого театра.Основой для балета «Зимняя сказка» стала одноименная пьеса Уильяма Шекспира. Музыку к балету написал Джоби Тэлбот – один из самых ярких современных композиторов Великобритании. «Зимняя сказка» – это философская притча о противостоянии света и тьмы. Как и в тексте Шекспира, в балете Кристофера Уилдона причудливым образом соединилось трагическое и комическое, реальность и фантастика.

«В балетах обычно сюжеты просты и незамысловаты. В «Зимней сказке» все наоборот. Да, мы рисковали. Нужна была смелость, чтобы решиться на это отказаться от слов, сократить пьесу Шекспира и перевести ее в танец. Разумеется, хочется придерживаться текста насколько возможно, и я в языке Шекспира нашел интересные подсказки для хореографических решений», – делится хореограф.

Светлана Захарова в балете «Чайка» Ильи Демуцкого в Большом театре

Светлана Захарова14, 15 и 16 декабря 2021
Большой театр, Новая сцена
Балет «Чайка»

Композитор: Илья Демуцкий
Хореография: Юрий Посохов
Либретто Александра Молочникова и Ольги Хенкиной
Дирижер: Антон Гришанин

https://www.binoculars-travel.ru/svetlana-zaharova-chajka-v-bolshom-teatre-2021/

В декабре Большой театр приглашает зрителей на балет Юрия Посохова «Чайка» на музыку Ильи Демуцкого. Стоит отметить, что «Чайка» – не первый опыт сотрудничества хореографа и композитора. Ранее этот замечательный творческий тандем представил балеты «Герой нашего времени», «Габриэль Шанель» и «Нуреев». Совместные постановки Посохова и Демуцкого заслужили восторженные отзывы зрителей и были дважды отмечены премией «Золотая маска». Основой для либретто «Чайки» послужила одноименная пьеса А. П. Чехова. Авторами либретто выступили режиссер Александр Молочников и сценарист Ольга Хенкина. Ведущие партии на предстоящих показах исполнят всемирно известные артисты балета – Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Артем Овчаренко, Артемий Беляков и Игорь Цвирко.

Опера «Евгений Онегин» в постановке Евгения Арье в Большом театре

Опера Евгений Онегин, Большой театр15, 16, 17, 18 и 19 декабря 2021
Большой театр, Историческая сцена
Опера «Евгений Онегин»

Композитор: Петр Чайковский
Либретто: Константин Шиловский
Режиссер: Евгений Арье
Дирижер: Михал Клауза

https://www.binoculars-travel.ru/bolshoj-teatr-opera-evgenij-onegin-2021/

В декабре Большой театр приглашает зрителей на оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Евгения Арье.

«Евгения Онегина» можно по праву назвать самой известной в мире русской оперой. Историческая премьера оперы «Евгений Онегин» состоялась в 1879 году на сцене московского Малого театра. В этом произведении ярко проявилось новаторство Чайковского – композитор сосредоточил внимание не на внешнем действии, а на раскрытии духовного мира героев, что было необычным явлением в оперном искусстве второй половины XIX века. «Я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки», – писал о своем сочинении Чайковский.

Большой театр представит «Евгения Онегина» в постановке знаменитого режиссера, художественного руководителя израильского театра «Гешер» Евгения Арье.

«Мне хотелось поставить спектакль одновременно классический и современный. Я не стремлюсь осовременивать историю буквально и не пытаюсь втиснуть ее в какую-то специально сочиненную концепцию. Основную задачу вижу в том, чтобы опера зазвучала свежо. Я и Пушкина воспринимаю как своего современника», – делится режиссер.

Балет «Ромео и Джульетта» в хореографии Алексея Ратманского в Большом театре

Балет «Ромео и Джульетта»18 и 19 декабря 2021
Большой театр, Новая сцена
Балет «Ромео и Джульетта»
Композитор: Сергей Прокофьев
Хореография: Алексей Ратманский
Сценография: Ричард Хадсон
Дирижер: Павел Клиничев

https://www.binoculars-travel.ru/romeo-i-juliet-bolshoi-teatr/
18 и 19 декабря Большой театр приглашает на балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского. Главные партии исполнят известные артисты балета: Владислав Лантратов и Екатерина Крысанова.

Балет «Ромео и Джульетта» — революционное произведение Сергея Прокофьева. Это яркая, мгновенно запоминающаяся музыка, обладающая новизной и мелодическим богатством. «Чем больше мы вслушивались, чем больше мы искали, экспериментировали, тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки. И постепенно пришло ее понимание, музыка становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной», — вспоминала легендарная балерина Галина Уланова, Ставшая первой исполнительницей партии Джульетты.

В Большом театре в настоящее время можно увидеть две постановки балета «Ромео и Джульетта». Первая из них принадлежит легендарному Юрию Григоровичу, вторая — известному современному хореографу Алексею Ратманскому. В 2011 году Алексей Ратманский поставил свою версию «Ромео и Джульетты» для Национального балета Канады. На сцене Большого театра спектакль был впервые показан 22 ноября 2017 года. Алексей Ратманский поставил балет в строгом классическом стиле, оставив без изменения место и время действия. Костюмы напоминают фрески Раннего Возрождения. Хореографию отличает характерная для Ратманского поразительная музыкальность и чуткость к психологическим деталям.

Балет «Снегурочка» в хореографии Владимира Бурмейстера в Муз. театре им. К.С. Станиславского

Балет Снегурочка, Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко18, 19 и 20 декабря 2021
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Балет «Снегурочка»

На музыку Петра Чайковского
Хореография: Владимир Бурмейстер
Дирижеры: Роман Калошин
(18 и 19 декабря) / Владимир Басиладзе (20 декабря)

https://www.binoculars-travel.ru/balet-snegurochka-teatr-stanislavskogo-2021/

В декабре Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко приглашает зрителей на балет Владимира Бурмейстера «Снегурочка».

Сюжетом для «Снегурочки» послужила одноименная пьеса Алексея Островского, написанная по мотивам народных сказок. Она повествует о мифической дочери Весны и Мороза — Снегурочке.

«Снегурочку» часто называют «четвертым балетом Чайковского», однако композитором была написана лишь музыка к пьесе Островского. Именно ее взял для своей постановки выдающийся российский танцовщик и хореограф Владимир Бурмейстер. В музыкальную партитуру «Снегурочки» также вошли Первая симфония Чайковского, оркестрованные романсы и фортепианные пьесы композитора.

Российская премьера «Снегурочки» состоялась в 1963 году на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Однако первое исполнение балета прошло не в России, а в Лондоне, куда Владимир Бурмейстер поехал по приглашению Лондонского фестивального балета, чтобы поставить спектакль «Снегурочка» на музыку Чайковского.

Балет «Щелкунчик» — новогодние показы на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского

Балет «Щелкунчик» - Михайловский театр28, 29, 30 и 31 декабря 2021
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Хореография: Василий Вайнонен
Либретто: Мариус Петипа
Дирижеры: Владимир Басиладзе / Роман Калошин
Сценография и костюмы: Владимир Арефьев

https://www.binoculars-travel.ru/schelkunchik-teatr-stanislavskogo/

С 28 по 31 декабря Музыкальный театр им. К.С. Станиславского приглашает зрителей на новогодние показы балета «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена.

Балет «Щелкунчик» – неотъемлемая часть новогоднего и рождественского репертуара ведущих мировых театров. Зрители всех возрастов с неизменным восторгом смотрят этот знаменитый балет, поставленный по повести великого сказочника Гофмана. Искрящаяся волшебством, чарующая музыка Петра Чайковского напоминает всем нам, что в мире еще есть место для чуда.

«Щелкунчик» – это симфония о детстве. Вернее, о том, когда детство – на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное – в жизнь, только предчувствуемую» – отмечал композитор и музыковед Борис Асафьев.

Выдающийся балетмейстер Василий Вайнонен представил свою редакцию «Щелкунчика» в 1934 году. Партию Маши-принцессы на премьере этого спектакля исполнила легендарная балерина Галина Уланова. Подлинным шедевром хореографа стал «Танец снежинок», который часто исполняется как отдельный концертный номер. Самобытность и разнообразие хореографии стало залогом долгой сценической жизни «Щелкунчика» в постановке Василия Вайнонена.

Новогодние показы балета «Щелкунчик» на Исторической сцене Большого театра

Балет «Щелкунчик», Большой театр22, 23, 25, 26, 28, 29, 30 и 31 декабря 2021
Большой театр, Историческая сцена
Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Хореография: Юрий Григорович
Либретто: Юрий Григорович с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа
Дирижеры: Павел Сорокин/Павел Клиничев/Антон Гришанин/Алексей Богорад

https://www.binoculars-travel.ru/balet-schelkunchik-bolshoi-teatr/

С 22 декабря по 6 января Большой театр приглашает зрителей на новогодние показы балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича.

Балет «Щелкунчик» – неотъемлемая часть новогоднего и рождественского репертуара ведущих мировых театров. Зрители всех возрастов с неизменным восторгом смотрят этот знаменитый балет, поставленный по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Историческая премьера балета «Щелкунчик» состоялась на сцене Мариинского театра в 1892 году. Спектакль был поставлен Львом Ивановым по либретто Мариуса. Петипа. Первоначальная версия «Щелкунчика» вполне отвечала духу балетов ХIХ века – балетмейстер сосредоточил внимание не на сюжетной линии, а на богатстве хореографического материала.

На сцене Большого спектакль ставился трижды: Александром Горским (1919 года), Василием Вайноненым (1939 год) и Юрием Григоровичем (1966).

На предстоящих показах зрители увидят самую позднюю редакцию балета, которую осуществил выдающийся балетмейстер Юрий Григорович. Спектакль стал новым и наиболее удачным осмыслением музыки Чайковского. В постановке нашли отражение философские раздумья о недостижимости идеального счастья, появились гофманский мистицизм и таинственность, что превратило незамысловатый детский спектакль в классику ХХ века. Художественное оформление постановки принадлежит известному театральному художнику, многолетнему соавтору Юрия Григоровича – Симону Вирсаладзе. Первыми исполнителями партий Маши-Принцессы и Щелкунчика-Принца в новой постановке стали легендарные Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Вот уже более полувека яркий и захватывающий балет Юрия Григоровича не сходит со сцены Большого театра.

Афиша событий в Санкт-Петербурге в декабре 2021

Премьера балета «Лебединое озеро» в постановке Начо Дуато в Михайловском театре

Балет «Лебединое озеро» - Михайловский театр1, 2, 3 декабря 2021
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Балет «Лебединое озеро»

Композитор: Петр Чайковский
Либретто по сценарию Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография: Начо Дуато
Художник-постановщик: Ангелина Атлагич
Художник по свету: Брэд Филдс
Дирижер: Алевтина Иоффе

https://www.binoculars-travel.ru/lebedinoe-ozero-nacho-duato-mihajlovsky-teatr/

В декабре Михайловский театр приглашает зрителей на премьеру балета «Лебединое озеро» в постановке знаменитого испанского хореографа Начо Дуато. Ведущую партию в спектакле исполнит прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова.

«Лебединое озеро» Петра Чайковского – самый известный в мире балет, ставший одним из символов русского искусства. Исторически балет была представлена в 1877 году на сцене Большого театра. И только 18 лет спустя в Мариинском театре состоялась премьера «Лебединого озера» в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Именно эта версия стала классической и послужила основой для большинства последующих постановок «Лебединого озера».

Создавая свою редакцию «Лебединого озера» Начо Дуато использовал фрагменты хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова, но одновременно привнес ряд авторских изменения. Так хореограф перенес действие в начало ХХ века, освежил рисунок танца, внес ряд сюжетных изменений, в частности полностью изменил заключительную сцену.

«Я хочу сделать более современную историю, очень эмоциональную и человеческую. Эмоции идут от музыки Чайковского, действие мы переносим в начало ХХ века, в так называемую «прекрасную эпоху», когда европейская аристократия, уставшая от романтики средневековых замков, искала другую эстетику и металась в поисках сильных чувств», – рассказывает Начо Дуато.

Балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» в постановке Бориса Эйфмана

Балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана»3 и 4 декабря 2021
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана
Спектакль будет показан на сцене Александринского театра
Балет «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана»
На музыку Вольфганга Амадея Моцарта, Гектора Берлиоза и Жан-Батиста Люлли
Хореография: Борис Эйфман
Художник: Вячеслав Окунев

https://www.binoculars-travel.ru/teatr-borisa-jejfmana-strasti-po-moleru-ili-maska-don-zhuana-2021/

В декабре на сцене Александринского театра будет показан балет «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру» Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана.

Предстоящий спектакль – это переосмысление знаменитой постановки «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру», созданной Борисом Эйфманом в 2001 году. Основой для балета послужила биография великого французского комедиографа Мольера, а также фрагменты из его легендарной пьесы «Дон Жуан, или Каменный пир». Музыкальное сопровождение спектакля состоит из произведений Вольфганга Амадея Моцарта, Гектора Берлиоза и Жан-Батиста Люлли – современника и друга Мольера.

«Наш спектакль – о парадоксальной судьбе творца, о трагическом контрасте личной драмы Мольера и насыщенной приключениями жизни героя его пьесы Дон Жуана. В жизни Мольера на первом месте – творчество, выжимающее все силы, и его театр, с тяжелой каждодневной борьбой за успех у зрителей. При всем трагизме своего существования Мольер относился с юмором к себе и происходящим событиям. Это философ жизни, который через юмор умел передать самые драматические коллизии бытия и своей эпохи», – рассказывает Борис Эйфман.

Балет «Спартак» на сцене Михайловского театра

Балет Спартак, Михайловский театр5 декабря 2021
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Балет «Спартак»

Композитор: Арам Хачатурян
Либретто, хореография и постановка: Георгий Ковтун
Дирижер: Алевтина Иоффе

https://www.binoculars-travel.ru/balet-spartak-mihajlovskij-teatr/

В декабре Михайловский театр приглашает на балет Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Георгия Ковтуна. Главные партии исполнят ведущие артисты балетной труппы Михайловского театра: Денис Матвиенко, Иван Зайцев, Ирина Перрен и Валерия Запасникова.

Первую постановку «Спартака» осуществил Леонид Якобсон на сцене Мариинского театра в 1956 году. В Михайловском театре спектакль был поставлен в 2008 году и возобновлен в 2018 году. Автором постановки стал Георгий Ковтун Он изменил оригинальное либретто Николая Волкова: ввел новых действующих лиц, дал новые имена некоторым героям. В спектакле также появились хоровые сцены, которых не было в оригинальной партитуре Хачатуряна. Во время действа на сцене дважды появляется живая тигрица. «Я пытался сделать спектакль как широкоформатный художественный фильм. Мой принцип: все живое в театре должно двигаться. Это один из самых массовых балетов в стране. На сцене задействованы около 300 человек», – говорит Георгий Ковтун.

Заглавную роль в спектакле исполнит премьер Михайловского театра — Иван Зайцев.

Роль римского полководца Красса в показе 7 ноября исполнит Денис Матвиенко – знаменитый артист балета и хореограф, премьер Мариинского театра, приглашённый солист Большого театра, миланского театра Ла Скала, парижского театра Гранд Опера и Американского театра балета.

Балет «Эффект Пигмалиона» в постановке Бориса Эйфмана

Театр Бориса Эйфмана - Эффект Пигмалиона5 и 6 декабря 2021
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана

Спектакль будет показан на основной сцене Александринского театра
Балет «Эффект Пигмалиона»
На музыку Иоганна Штрауса-сына
Хореография: Борис Эйфман

https://www.binoculars-travel.ru/balet-jeffekt-pigmaliona-sankt-peterburg-2020/

В декабре на сцене Александринского театра будет показан балет «Эффект Пигмалиона» Санкт-Петербургского театра Бориса Эйфмана. Стоит отметить, что этот спектакль номинирован в прошлом сезоне на Национальную премию «Золотая маска» сразу в нескольких категориях.

Премьера постановки «Эффект Пигмалиона» состоялась в 2019 году. Музыкальная основа спектакля составлена из произведений «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына.

Борис Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию античного мифа о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Известную историю хореограф перенес в наши дни, при этом соединив сюжетную линию знаменитой пьесы Бернарда Шоу с мифом о Пигмалионе. Пигмалион становится просто Лионом, суперзвездой бальных танцев и представителем высшего общества. Он встречает уличную девчонку по имени Гала – необработанный «алмаз», который ему нужно превратить в бриллиант – новую звезду танцзала.

По признанию Бориса Эйфмана, название балета «Эффект Пигамлиона» он почерпнул из трудов по психологии, где такое понятие означает феномен влияния ожиданий на действительность.

«Эффект Пигмалиона состоит именно в том, что, если внушить человеку, что он гений, что он выдающийся человек, то в конце концов он таким и становится. Человеческая природа бесконечно загадочна. Это сфера неисчерпаемых открытий. В каждом из нас заложена творческая энергия, наделяющая личность способностью к саморазвитию. Впрочем, чтобы изменить себя, человеку нередко нужен тот, кто готов пробудить в нем дремлющий потенциал. И, влияя на других, такие ваятели чужих судеб сами проходят через метаморфозы», – рассказывает хореограф.

Балет «Роден, ее вечный идол» в постановке Бориса Эйфмана

Балет «Роден, ее вечный идол», Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана7 декабря 2021
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана
Спектакль будет показан на сцене Александринского театра / Санкт-Петербург
Балет «Роден, ее вечный идол»
На музыку Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса, Жюля Массне
Хореография: Борис Эйфман

https://www.binoculars-travel.ru/teatr-borisa-jejfmana-roden-ee-vechnyj-idol-2021/

7 декабря на сцене Александринского театра будет показан балет «Роден, ее вечный идол» Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. Стоит отметить, что в 2013 году этот спектакль был номинирован на театральную премию «Золотая маска».

В основу балета легла история любви знаменитого французского скульптора Огюста Родена и Камиллы Клодель – его музы и ученицы. В их союзе слились воедино глубокая привязанность, творческая ревность, отчаяние, одержимость. Для Камиллы Роден стал всем – мудрым наставником, единственным возлюбленным и человеком, невольно разрушившим ее жизнь. После разрыва с ним Камилла перенесла тяжелый удар по душевному здоровью и оставшуюся часть жизни провела в психиатрической клинике.

В балете «Роден, ее вечный идол» Борис Эйфман размышляет не только о любви и безумии, но и о таинственной природе творчества. Через пластику человеческого тела хореограф сумел передать магический процесс появления скульптурных образов из неподвижных глыб мрамора. «На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет», – рассказывает Борис Эйфман.

Музыкальной основой балета послужили произведения композиторов-современников Родена – Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса и Жюля Массне. Декорации для спектакля разработаны художником Зиновием Марголиным, который уже много лет сотрудничает с Борисом Эйфманом.

Гала-концерт с участием ведущих артистов Театра балета Бориса Эйфмана

Театр балета Бориса Эйфмана11 декабря 2021
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана
Показ на сцене Большого Концертного зала «Октябрьский», Санкт-Петербург
Юбилейная программа «Eifman Gala»
В концерте участвуют артисты Театра балета Бориса Эйфмана
В программе концерта: Сцены из балетов Бориса Эйфмана

https://www.binoculars-travel.ru/eifman-gala-bkz-oktjabrskij/

11 декабря на сцене Большого Концертного зала «Октябрьский» состоится гала-концерт, приуроченный к 75-летию выдающегося балетмейстера Бориса Эйфмана. В праздничную программу войдут фрагменты знаковых постановок хореографа, отражающих основные этапы творческой эволюции Бориса Эйфмана и его балетной труппы: «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Роден, ее вечный идол», «Чайковский. PRO et CONTRA», «По ту сторона греха», «Реквием», «Красная Жизель», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». В программе будут также представлены сцены из нового балета «Чайка». Спектакль, премьера которого запланирована на 2022 год, станет новым хореографическим прочтением знаменитой пьесы А.П. Чехова.

Борис Эйфман – знаменитый российский балетмейстер, автор более 40 оригинальных балетов. Его неординарные постановки получили мировое признание и высокую оценку зрителей и критиков разных стран. «Борис Эйфман, вне всякого сомнения, – самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового», – пишет знаменитое французское издание «Le Figaro». Творческие заслуги Бориса Эйфмана отмечены многочисленными наградами, среди которых премии «Benois de la Danse», «Золотая маска» и «Золотой софит».

Премьера оперы «Опричник» П.И.Чайковского в Михайловском театре

Опера Опричник - Михайловский театр14 декабря 2021
Михайловский театр
/ Санкт-Петербург
Опера «Опричник»
Композитор: Петр Чайковский
Либретто Петра Чайковского по одноименной трагедии Ивана Лажечникова
Режиссер: Сергей Новиков
Дирижер: Александр Соловьев

https://www.binoculars-travel.ru/opera-oprichnik-mihailovsky-teatr/

14 декабря Михайловский театр представит премьеру оперы «Опричник» П.И. Чайковского. Показ состоится в рамках проходящего в эти дни в Санкт-Петербурге известного Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств»

«Опричник» – первая опубликованная опера Петра Чайковского. Либретто оперы, написанное самим композитором, основано на одноименной исторической пьесе Ивана Лажечникова. Главный герой оперы – сын боярина Морозова Андрей. Желая отомстить князю Жемчужному за разорение своей семьи, он вступает в отряд опричников, и это решение становится для героя роковым. В «Опричнике» Чайковский сумел показать весь трагизм раскола в обществе, из-за которого ломаются человеческие судьбы, а члены семьи отрекаются друг от друга.

Впервые опера «Опричник» была поставлена на сцене Мариинского театра в 1874 году. Несмотря на то, что премьера оперы имела большой успех, сегодня «Опричник» нечасто встречается в афишах оперных театров. Михайловский театр задался целью вновь открыть для публики эту замечательную оперу. Постановку новой версии «Опричника» осуществил Сергей Новиков. Режиссер не впервые обращается к наследию Чайковского. Среди его работ – постановки опер «Иоланта» в театре «Геликон-опера» и «Русалка» в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

Балет «Дон Кихот» в Михайловском театре

Балет Дон Кихот, Михайловский театр15 и 16 декабря 2021
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Балет «Дон Кихот»
Композитор: Людвиг Минкус
Хореография: Мариус Петипа и Александр Горский

https://www.binoculars-travel.ru/balet-don-kihot-mihajlovskij-teatr/

В декабре Михайловский театр приглашает зрителей на балет «Дон Кихот».

«Дон Кихот» – красочный и динамичный балет, в полной мере отражающий традиции и дух танцевального фольклора Испании. «Казалось, это носится сама Радость и скачет само Веселье», – так описывал народные танцы автор романа «Дон Кихот» Мигель Сервантес. Мариус Петипа сумел воплотить на сцене искрящуюся жизнерадостность, присущую испанским танцам. Премьера «Дон Кихота» с триумфом прошла на сцене Большого театра в 1869 году.

Основой для балета стал лишь один эпизод из многочисленных приключений странствующего рыцаря Дон Кихота. Несмотря на то, что балет носит имя благородного идальго, в центре сюжета оказывается не сам Дон Кихот, а пара молодых влюбленных – Китри и Базиль. Партии этих персонажей состоят из эффектных хореографических номеров, созданных в расчете на юный темперамент, помноженный на искрометную технику.

Премьера балет «Конек-Горбунок» в Михайловском театре

Балет «Конек-Горбунок» в Михайловском театре18 и 19 декабря 2021
Михайловский театр / Санкт-Петербург
Премьера балета «Конек-Горбунок»
Композитор: Родион Щедрин
Либретто: Василий Вайнонен и Павел Маляревский по одноименной сказке Петра Ершова
Хореография: Александр Радунский в редакции Михаила Мессерера

https://www.binoculars-travel.ru/balet-konek-gorbunok-mihailovsky-teatr/

В декабре Михайловский театр приглашает зрителей на премьеру балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок». Именно этим спектаклем для всей семьи театр открыл этот балетный сезон. Музыка к балету «Конек-Горбунок» была написана Родионом Щедриным в молодые годы во время учебы в консерватории. Это первый балет, созданный Щедриным для балерины Майи Плисецкой. В музыке преобладает светлое, радостное настроение. Балет написан в веселой манере, которая напоминает русское скоморошье действо.

Премьера «Конька-Горбунка» состоялась на сцене Большого театра в 1960 году. Постановку осуществил известный советский танцовщик и хореограф Александр Радунский. На премьере партнером по сцене Майи Плисецкой стал знаменитый Владимир Васильев, а роль царя исполнил сам Александр Радунский.

В своей постановке «Конька-Горбунка» Михаил Мессерер взял за основу спектакль Радунского. «Думаю, зрители оценят пластическое богатство и танцевальную свежесть балета Радунского. А еще, надеюсь, их привлечет добродушная усмешка, юмор, элементы гротеска. Радунский вырос в семье цирковых артистов и, чувствуется, знал толк в хорошей шутке. Персонажи выразительные и живые, действие понятное и четко выстроенное», — отметил Михаил Мессерер.

Балет «Щелкунчик» в постановке Начо Дуато в Михайловском театре

22, 24, 25, 26, 28, 29, 30 и 31 декабря 2021
Михайловский театр
/ Санкт-Петербург
Балет «Щелкунчик»
Композитор: Петр Чайковский
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.-Т.-А. Гофмана в редакции Начо Дуато
Хореография: Начо Дуато
Дирижер: Александр Соловьев
В спектакле участвует хор «Перезвоны» Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М. И. Глинки

В декабре Михайловский театр приглашает зрителей на балет «Щелкунчик» в постановке знаменитого испанского хореографа Начо Дуато.

Балет «Щелкунчик» – неотъемлемая часть новогоднего и рождественского репертуара ведущих мировых театров. Зрители всех возрастов с неизменным восторгом смотрят этот знаменитый балет, поставленный по повести великого сказочника Гофмана. Искрящаяся волшебством, чарующая музыка Петра Чайковского напоминает всем нам, что в мире еще есть место для чуда.

В современной постановке хореограф Начо Дуато, совместно с французским художником Жерором Капланом, перенесли время действия балета в дореволюционную Россию. Постановка насыщена экспрессией и построена на контрасте классического балета и современного танца. «Для меня было важно рассказать эту историю через телодвижения, балет который не удивляет трюками или декорациями, а передает эмоциональное состояние танцоров», – отметил Начо Дуато.

Начо Дуато – знаменитый известный балетмейстер, художественный руководитель балета Михайловского театра. Начо Дуато возглавлял Национальный театр танца Испании и труппу Берлинского балета. Хореография Начо Дуато вошла в репертуары многих ведущих мировых театров, в числе которых Парижская опера, Американский театр балета, Штутгартский балет и других театров.

 

 

При использовании материала ссылка на источник обязательна

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона