«Золотая Маска» – российская национальная театральная премия и театральный фестиваль. Премия «Золотая Маска» была учреждена Союзом театральных деятелей РФ в 1993 году по инициативе председателя СТД РФ народного артиста СССР Михаила Ульянова при участии его заместителя Владимира Урина и драматурга Виталия Павлова. Первая церемония вручения состоялась в 1995 году. Награду – вручаемый образ «Золотой Маски» – придумал и создал российский театральный художник Олег Шейнис. На протяжении 20 лет Генеральным партнером Фестиваля является Сбер.
Премия присуждается на конкурсной основе один раз в год по итогам прошедшего театрального сезона за творческие достижения в области театрального искусства, вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, кукольный театр. Программу Фестиваля «Золотая Маска» 2022 года дополняют и внеконкурсные проекты (Маска плюс, Детский weekend, «Золотая Маска» в кино и другие), а также Экспертами сформирован Лонг-лист Премии «Золотая Маска».
28-й Фестиваль «Золотая Маска» пройдет с января по апрель 2022 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы.
Полностью программу Фестиваля Золота Маска -2022 вы можете посмотреть по ссылке: https://binoculars-travel.ru//festivali/zolotaya-maska/#programma
Церемония вручения Премии состоится 20 апреля 2022 года на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, на которой будут объявлены имена лауреатов, определенные решением Жюри. Церемония будет транслироваться в прямом эфире.
Предлагаем вашему вниманию обзор наиболее значимых постановок, с нашей точки зрения, представленных на Фестивале «Золотая Маска» в 2022 году. Мы выбрали 17 спектаклей, расположив их в календарном порядке.
№1
Одноактные постановки (балет и опера) «Байка / Мавра / Поцелуй феи» Сочинения Игоря Стравинского
11 февраля 2022
Мариинский театр, Мариинский-2 / Санкт-Петербург
Композитор: Игорь Стравинский
Музыкальный руководитель: Валерий Гергиев
Хореография: Максим Петров
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Юлдус Бахтиозина
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Сергей Рылко
Балет «Байка про лису, петуха, кота да барана»
Композитор: Игорь Стравинский
Либретто Игоря Стравинского по русским сказкам из сборника Александра Афанасьева
Опера «Мавра»
Композитор: Игорь Стравинский
Либретто Бориса Кохно по поэме Александра Пушкина «Домик в Коломне»
Постановка: Максим Петров
Балет «Поцелуй феи»
Композитор: Игорь Стравинский
Либретто Игоря Стравинского по сказкам Ханса-Кристиана Андерсена
11 февраля Мариинский театр покажет спектакль, созданный хореографом Максимом Петровым из произведений Игоря Стравинского. Показ пройдет в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска».
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Балет/спектакль», в 6 категориях (работа балетмейстера-хореографа, работа художника, работа художника по костюмам, работа художника по свету, женская роль, мужская роль). В постановке принимают участие сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Юлдус Бахтиозина, видеохудожник Сергей Рылко, художник по свету Константин Бинкин.
«Все началось с того, что Валерий Абисалович Гергиев предложил мне поставить оперу «Мавра», которую Стравинский создал по мотивам пушкинского «Домика в Коломне». После чего родилась идея соединить ее с «Байкой», а потом – и с «Поцелуем феи». Все три сочинения были написаны в 1920-х годах, а поставлены Брониславой Нижинской. С самого начала я понял, что в работе со Стравинским главное не просчитаться. Например, в работе с «Маврой» как с балетом важны не литература, не анекдот, а фонетика и ритмика. Задача хореографа в опере – не заставлять певцов приплясывать, а помочь им найти себя в пространстве. Что касается того, почему именно эти три работы составляют один вечер, важно сказать, что все части объединяет музыка Стравинского, а другие причины обязательно найдут зрители – каждый для себя», – отметил Максим Петров.
№2
Спектакль «Горбачев»
14 и 15 февраля 2022
Театр Наций / Москва
Постановка: Алвис Херманис
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова
https://www.binoculars-travel.ru/teatr-nacij-gorbachev/
14 и 15 февраля Театр Наций приглашает зрителей на показы спектакля Алвиса Херманиса «Горбачев». Показы пройдут в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска».
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Драма/спектакль большой формы», в 4 категориях (работа режиссера, работа художника по костюмам, женская роль, мужская роль). Главные роли исполнят блистательные артисты театра и кино – Евгений Миронов (Михаил Горбачев) и Чулпан Хаматова (Раиса Горбачева).
Постановка представляет собой сборник пронзительных маленьких историй о жизни Михаила и Раисы Горбачевых. Политика в спектакле занимает второстепенную роль и выступает лишь историческим фоном, на котором развиваются взаимоотношения этой супружеской пары. Основой для спектакля стали официальные документы, воспоминания политиков, близко знакомых с четой Горбачевых, а также интервью с самим Михаилом Горбачевым.
«Если и есть один человек в двадцатом веке, который так масштабно повлиял на жизнь сотен миллионов, то это Горбачев. И цель спектакля – понять, какие качества этого человека, какие ингредиенты его души привели к тому, что он стал той песчинкой, которая остановила огромный механизм», – рассказывает Херманис.
№3
Спектакль «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция»
14 и 22 февраля 2022
Театр «Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена / Москва
https://www.binoculars-travel.ru/mocart-don-zhuan-generalnaja-repeticija-2021/
Постановка: Дмитрий Крымов
Сценография и костюмы: Мария Трегубова
Художник по свету: Иван Виноградов
14 и 22 февраля театр «Мастерская Петра Фоменко» приглашает зрителей на показы спектакля Дмитрия Крымова «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Показы пройдут в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска».
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Драма/спектакль большой формы», в 7 категориях (работа режиссера, работа художника, работа художника по костюмам, работа художника по свету, мужская роль, женская роль второго плана, мужская роль второго плана).
Главную роль исполнит известный актер театра и кино Евгений Цыганов, а также в постановке примут участие артисты Роза Шмуклер, Полина Айрапетова, Александр Моровов.
«Дон Жуан» Дмитрия Крымова – это размышление о природе театра, наполненное ностальгией режиссера по тем спектаклям, которые остались только в памяти, и тем, которые так и не удалось поставить. Как и во многих своих работах, в «Дон Жуане» Крымов концентрирует внимание не на произведении-первоисточнике, а на эмоциональном импульсе, который режиссер в нем чувствует. Основой для спектакля стала пьеса, написанная самим Крымовым. Центральный персонаж истории – востребованный Режиссер, который с успехом ставит спектакли в театрах по всему миру. Он возвращается в небольшой театр, где когда-то начиналась его карьера, чтобы в перерыве между зарубежными постановками возродить свой давний оперный спектакль «Дон Жуан». Образ Режиссера, мастерски созданный Дмитрием Крымовым и исполнителем роли Евгением Цыгановым, вобрал в себя яркие черты многих российских и зарубежных мэтров режиссуры.
№4
Спектакль «Сын»
17 февраля и 29 марта 2022
Российский академический Молодежный театр / Москва
По одноименной пьесе Флориана Зеллера
Режиссер: Юрий Бутусов
Художник: Максим Обрезков
Художник по свету: Александр Сиваев
17 февраля и 29 марта в Российском академическом Молодежном театре в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска» пройдут показы спектакля «Сын» в постановке известного театрального режиссера Юрия Бутусова, по одноименной пьесе Флориана Зеллера, заключительной части трилогии, посвященной семейным взаимоотношениям.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Драма/спектакль большой формы», в 6 категориях (работа режиссера, работа художника, работа художника по свету, мужская роль, женская роль второго плана, мужская роль второго плана).
Юрий Бутусов: «Эта пьеса о Гамлете в каждом из нас. В вынужденных компромиссах, в необходимости соглашаться с тем, с чем не хочет мириться, человек разрушает свою природу, веру в идеальный мир, то, что Шекспир назвал «квинтэссенцией всего живущего». Идеализм, неприятие несправедливости в человеке невозможно уничтожить. И ничего тут нельзя изменить. А правильно это или неправильно – каждый решает сам. И еще это очень «русская пьеса». Читая историю этого мальчишки, думаешь об Иванове, Зилове и всех «лишних людях» русской литературы. Дело не в подростковой депрессии, а в тех экзистенциальных вопросах, которые стоят перед всеми нами».
№5
Балет «Конек-горбунок»
27 февраля и 3 апреля 2022
Театр Урал Опера Балет / Екатеринбург
Композитор: Анатолий Королев
Хореография: Вячеслав Самодуров, Антон Пимонов (с использованием фрагментов хореографии Александра Горского)
Дирижер: Павел Клиничев
Сценография и костюмы: Анастасия Нефедова
При участии рэп-проекта «EK-Playaz»
27 февраля и 3 апреля на сцене Театра Урал Опера Балет в Екатеринбурге в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска» состоятся показы балета «Конек-горбунок» в постановке Вячеслава Самодурова и Антона Пимонова.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Балет/спектакль», в 6 категориях (работа дирижера, работа балетмейстера-хореографа, работа композитора, работа художника, женская роль, мужская роль).
Хореограф Вячеслав Самодуров о спектакле: «Мы нарочно берем архаичный балет со знакомым сюжетом – и смотрим на него с сегодняшней позиции. Этот спектакль я создал в соавторстве с Антоном Пимоновым. Здесь все новое. Новая музыка Анатолия Королева, который также сочинил остроумную транскрипцию старых номеров Цезаря Пуни. Новое оформление – его сделала феноменальный художник Анастасия Нефедова. Действие развивается с помощью рэпа, который я считаю одной из самых ярких форм современной поэзии. Текст по сказке Ершова написали уральские рэп исполнители Наум Блик и T-Bass, они сами выходят на сцену. Миссия нашего театра – развивать русское искусство, и «Конек-Горбунок» – это очень русский спектакль».
№6
Спектакль «Питер Пэн в Кенсингтонском саду»
1 марта 2022
Театра юного зрителя / Екатеринбург
Показ в Театре «Геликон-опера», Зал «Стравинский / Москва
По мотивам одноименной повести Джеймса Мэтью Барри
Режиссер: Роман Феодори
Сценография: Даниил Ахмедов
1 марта Екатеринбургский Театра юного зрителя представит спектакль Романа Феодори «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» по мотивам одноименной повести Джеймса Мэтью Барри. Показ пройдет в Театре «Геликон-опера».
Спектакль – участник программы «Детский weekend» Фестиваля «Золотая Маска» 2022 года.
Совместно режиссером Романом Феодори инсценировку сказочной повести для спектакля написала драматург Ярослава Пулинович. В постановке принимают участие художник Даниил Ахмедов, композитор Евгения Терёхина, хореограф Татьяна Баганова, актеры Екатеринбургский Театра юного зрителя и артисты екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы».
Постановочная группа о спектакле: «Всем известно, что Питер Пэн – мальчик, который не хочет взрослеть. В первую очередь все вспоминают его приключения на острове Нетландия, куда он отправился в компании девочки Венди и ее братьев, научив их летать. Но наш спектакль вдохновлен другой повестью Джеймса Мэтью Барри, рассказывающей предысторию общеизвестных событий. Она называется «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» и рассказывает непростую историю о том, как взрослея каждый из нас забывает самое важное, что интуитивно чувствуют все дети, и год за годом забытое считает выдумкой и ерундой. Вслед за Питером Пэном мы отправимся в Кенсингтонский сад, чтобы вспомнить и осознать то самое забытое важное».
№7
Опера «Любовь издалека»
8 марта 2022
Театр Урал Опера Балет / Екатеринбург
Показ на Новой сцене Большого театра / Москва
https://www.binoculars-travel.ru/ljubov-izdaleka-ural-opera-balet/
Композитор: Кайя Саариахо
Либретто Амина Маалуфа
Дирижер-постановщик: Константин Чудовский
Режиссер: Ярославия Калесидис
Художник-постановщик: Дарья Саморокова
Художник по свету: Евгений Виноградов
8 марта Театр «Урал Опера Балет» представит оперу Кайи Саариахо «Любовь издалека». Показ состоится в рамках конкурной программы фестиваля «Золотая маска» на Новой сцене Большого театра.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Опера/спектакль», в 6 категориях (работа дирижера, работа режиссера, работа художника, работа художника по свету, женская роль, мужская роль).
«Любовь издалека» – опера финского композитора Кайи Саариахо на либретто Амина Маалуфа, в основе которого – средневековая «vida» о любви провансальского трубадура Жофре Рюделя к графине Триполитанской Клеманс. В опере звучат три абсолютно разных музыкальных мира и мотивы, связанные с любовью, судьбой и морем.
Спектакль театра «Урал Опера Балет» «Любовь издалека» – первая постановка оперы Кайи Саариахо в России и дебют Ярославии Калесидис в качестве оперного постановщика. С режиссером над спектаклем работают главный дирижер театра Константин Чудовский, художник-постановщик Дарья Саморокова, художник по свету Евгений Виноградов, оперные солисты – Анна Перхурова, Алексей Семенищев, Наталья Буклага.
Постановщики о спектакле: «Лирика трубадуров «ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое способно принести высшую радость влюбленному». Именно так можно сказать об опере и ее слушателе. «Любовь издалека» не предполагает действия как такового, драматических столкновений и неожиданных поворотов событий. Это опера ожидания, опера медленного времени. Одно состояние и одна мысль раскручиваются до бесконечности. На сцене всего три персонажа, а четвертым и главным становится Средиземное море, разделяющее возлюбленных – оно затапливает сцену в мощных оркестровых интерлюдиях с хором, поющим без слов».
№8
Одноактный балет «Фортепианный концерт»
9 марта 2022
Театр оперы и балета / Самара
Показ на Новой сцене Большого театра / Москва
Идет в составе вечера «Самара Шостакович Балет I»
На музыку концерта для фортепиано с оркестром № 1 до минор oр. 35 Дмитрия Шостаковича
Хореография: Максим Петров
Дирижер-постановщик: Евгений Хохлов
9 марта Самарский Театр оперы и балета представит одноактный балет «Фортепианный концерт» в хореографии Максима Петрова на музыку Дмитрия Шостаковича. Спектакль идет в составе программы «Самара Шостакович Балет I», показ пройдет в рамках конкурной программы фестиваля «Золотая маска» на Новой сцене Большого театра.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Балет/спектакль», в категории работа балетмейстера-хореографа. Совместно с Максимом Петровым в создании спектакля принимают участие сценографы Настя Травкина и Сергей Жданов, а также художник по костюмам Татьяна Ногинова.
Максим Петров: «”Фортепианный концерт” – абстрактный балет. Сюжетом является танец, его конструкция и его взаимоотношения с музыкой. Я думаю, балет не может быть “бессюжетным”, просто сюжеты бывают разные. Отсутствие нарратива не лишает танец содержания, наоборот, освобождает от всего лишнего. Мне важно рассказывать о музыке, показывать, как я ее слышу».
№9
Опера «Vita Nuova»
10 марта 2022
Башкирский театр оперы и балета / Уфа
Показ на Новой сцене Большого театра / Москва
Композитор: Владимир Мартынов
Либретто Владимира Мартынова и Эдуарда Боякова по одноименному сборнику произведений Данте Алигьери
Дирижер: Артем Макаров
Режиссер: Елизавета Корнеева
Художник-постановщик: Екатерина Агений
Художник по свету: Ирина Вторникова
При участии хора, балета, детской хоровой студии и симфонического оркестра Башкирского театра оперы и балета
10 марта Башкирский Театр оперы и балета покажет оперу Владимира Мартынова «Vita Nuova» по мотивам произведений Данте Алигьери. Показ пройдет на Новой сцене Большого театра в рамках конкурной программы фестиваля «Золотая маска».
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Опера/спектакль», в 5 категориях (работа дирижера, работа режиссера, работа композитора, работа художника, работа художника по свету).
Опера «Новая жизнь» написана Владимиром Мартыновым в 2003 году, первое концертное исполнение состоялось в 2009 году в Лондоне под управлением Владимира Юровского. Режиссер Елизавета Корнеева, дирижер Артем Макаров, художник-постановщик Екатерина Агений представят первую театральную постановку оперы.
Музыкальный руководитель постановки, Артем Макаров: «Музыка «Новой жизни» достаточно эклектична. Можно узнать разные стили: это и романтизм (даже угадываются интонации некоторых композиторов – Листа, Вагнера и других), и мотивы православной псалмодии, и григорианского пения, и атональная музыка ХХ века. Большая роль отводится хору, который практически постоянно на сцене».
Режиссер, Елизавета Корнеева: «Работа с классическими произведениями и с современной музыкой – это кардинально разные подходы. Я люблю современные оперы, потому что это наше время и наш мир, в котором мы родились. Эти произведения продиктованы сегодняшним днем, проблемами, природой и событиями, которые нам хорошо известны. «Vita Nuova» – сложная опера, нестандартная с точки зрения восприятия зрителей и артистов. Здесь мы много работали с символикой цифр, но эти пропорции, балансы сможет заметить только пытливый математик».
№10
Опера «Кармен»
11 марта 2022
Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского / Пермь
Показ на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко / Москва
https://www.binoculars-travel.ru/carmen-bogomolov-teatr-perm/
Композитор: Жорж Бизе
Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви по одноименной новелле Проспера Мериме в редакции Константина Богомолова
Дирижер-постановщик: Филипп Чижевский
Режиссер: Константин Богомолов
Сценография и костюмы: Лариса Ломакина
Художник по свету: Иван Виноградов
11 марта Пермский Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского покажет оперу «Кармен» в постановке Константина Богомолова по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. Показ пройдет на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в рамках конкурной программы фестиваля «Золотая маска».
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Опера/спектакль», в 5 категориях (работа дирижера, работа режиссера, работа художника, работа художника по костюмам, женская роль). Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви в редакции Константина Богомолова. Музыкальный руководитель постановки – Филипп Чижевский. Сценограф и художник по костюмам – Лариса Ломакина.
В основе спектакля первая авторская версия «Кармен» с разговорными диалогами в редакции Константина Богомолова. Диалоги, написанные на русском языке, дополняют новыми деталями и драматическими фрагментами сюжетную линию спектакля. Постановщики перенесли действие в начало 20 века (1910-1920 годы) в Одессу.
«Первоначальная версия оперы с разговорными диалогами, которую мы выбрали для постановки, более обостренная и подчеркивает некую эклектичность партитуры Бизе. Все номера в партитуре, относительно тонального плана, резко контрастны. Эмоциональные скачки в самом либретто присутствуют и в музыке. А речитативы, позже привнесенные Гиро, сглаживают эту остроту. Плюс исходная редакция дает больше свободы для высказывания режиссера», – отметил музыкальный руководитель постановки Филипп Чижевский.
Сценограф, Лариса Ломакина: «Мы отсылаем зрителя к определенному периоду истории – к началу XX века. Это время черно-белых фотографий, которые с течением времени приняли оттенок сепии. Сепия, по моим ощущениям, очень чувственно сочетается с ржавчиной. Я сказала «чувственно» и думаю, что это самое важное слово, потому что именно такой – чувственной – реакции я жду от зрителей».
В роли Кармен – меццо-сопрано Наталия Ляскова, также ведущие партии исполнят Борис Рудак (Хозе), Энхбат Тувшинжаргал (Эскамильо), Надежда Павлова (Микаэла), Тимофей Павленко (Цунига). В постановке принимают участие драматические актеры Пермского академического Театра-Театра.
№11
Танцевальный спектакль «Плот Медузы»
23 марта 2022
Камерный театр / Воронеж
Показ на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда / Москва
Композитор: Василий Пешков
Хореография: Павел Глухов
23 марта Воронежский Камерный театр представит танцевальный спектакль «Плот Медузы» в хореографии Павла Глухова на музыку Василия Пешкова. Показ пройдет в рамках конкурной программы фестиваля «Золотая маска» в Центре им. Вс. Мейерхольда.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Современный танец/спектакль», в категории работа балетмейстера-хореографа.
На создание спектакля постановщиков вдохновила одноименная картина французского художника Теодора Жерико, написанная в 1819 году и реальное трагическое происшествие. В 1816 году произошла морская катастрофа, пассажиры и члены команды фрегата «Медуза» в течение нескольких дней спасались на плоту в открытом море.
Павел Глухов: «Для меня «Плот Медузы» – модель общества в миниатюре. В спектакле мы делаем попытку проанализировать эту модель, работаем с разнообразными архетипами личности. Каждый человек здесь, как и в реальном социуме, выполняет какую-то роль: кто-то сильный, кто-то слабый, кто-то хитрый, а кто-то простой. Как они проявляют себя? Где грань между человеком и животным? Какие свойства характера начинают проявляться перед лицом опасности? Именно эти вопросы мы исследуем в спектакле».
№12
Спектакль «Нана»
28, 29 марта 2022
Александринский театр / Санкт-Петербург
Показ на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда / Москва
По мотивам романа Эмиля Золя
Постановка: Андрий Жолдак
28 и 29 марта Александринский театр представит спектакль «Нана» в постановке Андрия Жолдака. Показы пройдут в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска» в Центре им. Вс. Мейерхольда. В спектакле принимают участие артисты труппы Александринского театра – Анна Блинова, Елена Калинина, Семен Сытник и другие.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Драма/спектакль малой формы», в 4 категориях (работа режиссера, женская роль, женская роль второго плана, мужская роль второго плана).
Спектакль Андрия Жолдака создан по мотивам одноименного романа Эмиля Золя в переводе Надежды Жарковой. «Нана» – часть цикла из 20 романов «Ругон-Маккары» Золя. Действие романа начинается в 1867 году, сюжет разворачивается вокруг парижской куртизанки Нана. В постановке Жолдака литературная основа стала отправной точкой для театральных фантазий и провокаций, исследующих глубину человеческой психики.
Андрий Жолдак: «Пять лет назад я очень хотел работать над Золя. Когда я приступил к репетициям, то вскоре ощутил, как мне сложно. И дело не в актерах, ведь все они не были случайными людьми: кто-то уже играл у меня, кто-то встретился со мной впервые, но пройдя кастинг. Мне показалось, что Золя не работает сегодня – именно этот роман, – что его письмо, как, впрочем, и Флобера, уже не соответствует нашему восприятию. Они спешат, пытаются слишком много информации вложить в страницу. «Нана» показалась чуть ли не голливудским фильмом, где зрителя сразу берут за грудки, сюжет стремителен – будто локомотив по рельсам едет. Сегодня мне интереснее неспешно погружаться в необъяснимое. Помню, я сказал ассистентке: «Ох, как мне уже не нравится этот материал, как же он не идет». Я не знал, как вырулить. И были выходные, я решил посмотреть наконец фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». А на следующий день – его «Нимфоманку». И тогда все сложилось, я понял, что буду вести в этом спектакле диалог с Триером. И стало намного легче дышать».
№13
Фарс-оперетта «Богатыри»
1 и 2 апреля 2022
Театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского / Красноярск
Показ в Центре дизайна «Artplay», Малый выставочный зал / Москва
Композитор: Александр Бородин
Либретто Алексея Боброва с использованием текстов Виктора Крылова и Демьяна Бедного
Дирижер: Иван Великанов
Режиссер: Сергей Бобров
Художник: Алексей Бобров
Художник по костюмам: Елена Зайцева
1 и 2 апреля Красноярский Театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского представит фарс-оперетту «Богатыри» на музыку Александра Бородина в постановке Сергея Боброва. Показы пройдут в Малом выставочном зале Центра дизайна «Artplay» в рамках конкурной программы
Фестиваля «Золотая маска». Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Опера/спектакль», в 5 категориях (работа дирижера, работа режиссера, работа художника по костюмам, женская роль, мужская роль).
Художественный руководитель театра, Сергей Бобров: «Пародийная опера «Богатыри» была поставлена лишь дважды: в 1867 году на либретто Виктора Крылова и в 1936 году на либретто Демьяна Бедного. Обе версии были запрещены по разным причинам – в первом случае царем Александром II, а во втором председателем Совета народных комиссаров СССР Вячеславом Молотовым. В новой трактовке Красноярского театра сохраняются персонажи, и продолжается начатый Бородиным разговор о лжебогатырстве, ложной народности, но тема рассматривается остросатирически на материале событий, происходящих в нашей стране в 90-е годы XX века c периодическими отсылками к первоначальным текстам. Либретто создано по заказу театра молодым поэтом Алексеем Бобровым».
№14
Мюзикл «Семейка Аддамс»
5 апреля 2022
Большой драматический театр / Тюмень
Показ на Основной сцене Театра им. А.С. Пушкина / Москва
Композитор: Эндрю Липпа
Либретто: Маршалл Брикман, Рик Элис
Режиссер: Дарья Борисова
Хореография: Анатолий Войнов, Ирина Кашуба
Художник-постановщик: Мария Утробина
Художник по свету: Иван Виноградов
5 апреля Тюменский Большой драматический театр представит мюзикл Эндрю Липпы «Семейка Аддамс» в постановке Дарьи Борисовой. Показ пройдет на Основной сцене Театра им. А.С. Пушкина в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска».
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Оперетта-мюзикл/спектакль», в 7 категориях (работа режиссера, работа художника, работа художника по костюмам, работа художника по свету, женская роль, мужская роль, женская роль второго плана).
Автор русского текста и режиссер-постановщик, Дарья Борисова о спектакле: «Мы хотели рассказать историю о семье. Что для каждого человека значит семья. Какова ее ценность, как важна поддержка от родных в трудной ситуации, как сохранить и укрепить брак, как найти взаимопонимание детям и родителям. Как важно сберечь семейные ценности и традиции и передавать их из поколения в поколение. У меня давно зрела эта идея, и когда я познакомилась с потрясающей труппой Тюменского Большого драматического театра, я поняла, что она идеально подходит для ее воплощения. Мы с моими соавторами Марией Утробиной, Анатолием Войновым, Ириной Кашубой и Иваном Виноградовым, разрабатывая решение спектакля, во многом вдохновлялись оригинальными рисунками Чарльза Аддамса. Первым образом для вдохновения стал рисунок, где Мортиша показывает гостю портреты предков в рамах. И тогда родился образ семейной фотографии и сценографическое решение. Мы много работали над пластикой персонажей, над характерами всех членов семьи. Это была очень кропотливая и невероятно увлекательная работа».
№15
Спектакль «Братья Карамазовы»
6, 7 апреля 2022
Малый драматический театр – Театр Европы / Санкт-Петербург
Показ на сцене Театра на Таганке / Москва
https://www.binoculars-travel.ru/spektakl-bratja-karamazovy-mdt/
По мотивам произведений Федора Достоевского
Постановка: Лев Додин
Художник: Александр Боровский
Художник по свету: Дамир Исмагилов
6 и 7 апреля Малый драматический театр приглашает зрителей на спектакль Льва Додина «Братья Карамазовы». Показы пройдут в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска» на сцене Московского Театра на Таганке.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Драма/спектакль большой формы», в 7 категориях (работа режиссера, работа художника, работа художника по свету, женская роль, мужская роль, мужская роль второго плана). В постановке примут участие ведущие артисты театра – Игорь Иванов и Елизавета Боярская.
В основу спектакля «Братья Карамазовы» легла пьеса по мотивам одноименного романа Федора Достоевского, написанная Львом Додиным. В своей пьесе режиссер вступает в диалог не только с «Братьями Карамазовыми», но и с другими произведениями Достоевского – в монологах персонажей звучат цитаты из «Идиота», «Униженных и оскорбленных» и «Дневника писателя». Кроме того, в пьесе и спектакле Льва Додина фигурирует всего семь персонажей. Это позволило режиссеру наиболее полно и пронзительно рассказать о семейной драме Карамазовых.
«Достоевский не рассказывает о человеке, не описывает человека, даже не изучает человека, он блуждает по человеку в ошеломлении восторга и ужаса. Мы несколько лет блуждали следами Достоевского, и теперь делимся блужданиями по Карамазовым, по жизни, по Достоевскому, по самим себе», – рассказывает Лев Додин.
№16
Балет «Чайка»
9, 10 апреля 2022
Большой театр, Новая сцена / Москва
https://www.binoculars-travel.ru/svetlana-zaharova-chajka-v-bolshom-teatre-2021/
Композитор: Илья Демуцкий
Либретто Александра Молочникова и Ольги Хенкиной по одноименной пьесе Антона Чехова
Хореография: Юрий Посохов
Дирижер: Антон Гришанин
9 и 10 апреля Большой театр приглашает зрителей на показы балета Юрия Посохова «Чайка» на музыку Ильи Демуцкого с участием звезды мировой балетной сцены Светланы Захаровой. Показы пройдут в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска».
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Балет/спектакль», в 4 категориях (работа балетмейстера-хореографа, работа художника по свету, женская роль, мужская роль).
«Чайка» – не первый опыт сотрудничества хореографа и композитора. Ранее этот замечательный творческий тандем представил балеты «Герой нашего времени», «Габриэль Шанель» и «Нуреев». Совместные постановки Посохова и Демуцкого заслужили восторженные отзывы зрителей и были дважды отмечены премией «Золотая маска». Основой для либретто «Чайки» послужила одноименная пьеса А.П. Чехова. Авторами либретто выступили режиссер Александр Молочников и сценарист Ольга Хенкина.
Юрий Посохов: «”Чайка” пропитана балетной образностью: возможна монологичность, возможен диалог. Любой разговор на балетной сцене ведется посредством жеста, объятия, а каким красноречивым может стать один взгляд женщины! Ну, и мужчины тоже».
Илья Демуцкий: «Я просто пытаюсь рассказать историю, изложенную в либретто, теми средствами, которыми владею. Передать то подспудное впечатление, которое оставляет пьеса, погрузить в тревожную атмосферу русской провинции, где есть бесконечный поиск себя и какая-то безответность всех поставленных вопросов. В музыке есть и развитие, и кульминации, но общее впечатление, которое я хочу передать, главный образ, который мы с Посоховым придумали и который меня вдохновил, – это чайки над морем, бьющиеся о высокий скалистый берег».
№ 17
Спектакль «Дело»
17 апреля 2022
Театр «Красный факел» / Новосибирск
Показ на сцене «Гоголь-центра» / Москва
По одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина
Режиссер: Дмитрий Егоров
Художник: Фемистокл Атмадзас
17 апреля Новосибирский Театр «Красный факел» покажет спектакль «Дело» по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина. Показ пройдет в рамках конкурной программы Фестиваля «Золотая маска» на сцене «Гоголь-центра». Режиссером спектакля выступил Дмитрий Егоров. Драматург – Светлана Баженова, художник-постановщик – Фемистокл Атмадзас.
Спектакль номинирован на Премию «Золотая маска» – в номинации «Драма/спектакль большой формы», в 4 категориях (работа режиссера, работа художника, мужская роль, мужская роль второго плана).
«Дело» – сатирическая драма русского драматурга Александра Сухово-Кобылина, основанная на биографическом материале, вторая часть трилогии «Картины прошедшего». В первой редакции текст пьесы был издан в Лейпциге в 1861 году.
Режиссер, Дмитрий Егоров: «У нас достаточно вневременная история. Пьеса написана, как комедия. Там очень гремучая смесь трагического и смешного. Сатира в чистом виде – вневременная, русская, классическая. Потому что, конечно, единственное, что остается делать, когда жизнь доводит до полного отчаяния, – только смеяться».
При использовании материала ссылка на источник обязательна