III Московский Летний музыкальный фестиваль «Зарядье»
Московский концертный зал «Зарядье», Большой зал / Москва
Дирижер: Валерий Гергиев
Симфонический оркестр Мариинского театра
В программе концертов
9 июня 2025
Петр Чайковский
Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы», ор. 13
Симфония № 6 си минор «Патетическая», ор. 74
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор, ор. 75
10 июня 2025
Петр Чайковский
Симфония № 2 до минор, ор. 17
Симфония № 5 ми минор, ор. 64
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор, ор. 33
11 июня 2025
Симфония № 3 ре мажор, ор. 29
Симфония № 4 фа минор, ор. 36
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 35
Даты концертов
9 июня (пн) 2025
10 июня (вт) 2025
11 июня (ср) 2025
Начало в 19.00
9, 10 и 11 июня в Зале «Зарядье» выступит Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Концерты пройдут в рамках III Московского Летнего музыкального фестиваля «Зарядье». Цикл концертов посвящён 185-летию со дня рождения композитора Петра Чайковского.
Программа включает все номерные симфонии Петра Чайковского.
В программе первого вечера: Симфония № 1 и Симфония № 6, Концерт для фортепиано с оркестром № 3.
Симфонию № 1 Петра Чайковского, которая также известна под названием «Зимние грёзы», можно по праву назвать первым в истории русской музыки образцом лирического симфонизма. Это сочинение пронизано народно-песенными интонациями, а в финале композитор цитирует русскую народную песню «Я посею ли, млада». В Первой симфонии ярко отразилась любовь Петра Чайковского к русской природе и его детские воспоминания о зимней поездке семьи Чайковского в Петербург.
Симфония № 6 («Патетическая») си минор, ор. 74 – вершина симфонического творчества Петра Чайковского. «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры…», – писал Чайковский. Позднее, в другом своем письме композитор признается, что «вложил в эту симфонию, без преувеличения, всю свою душу». Первое исполнение сочинения состоялось в октябре 1893 года в Петербурге под управлением композитора.
Жанр концерта для солирующего инструмента с оркестром очень привлекал композитора. «Две равноправные силы – могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает фортепиано – маленький, но сильный духом соперник. В борьбе этой много поэзии и бездна соблазнительных для композитора комбинаций», – так в своих письмах описывал жанр фортепианного концерта сам Чайковский.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром стал наиболее известным из трёх фортепианных концертов Чайковского. Этот концерт открыл новую эпоху в истории русской фортепианной музыки и стал одним из самых узнаваемых произведений композитора.
В программе второго вечера: Симфония № 2, Симфония № 5, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.
Симфония № 2 до минор, ор. 17 Петра Чайковского была написана в 1872 году. Впервые была исполнена 7 февраля 1873 года в Москве под управлением Николая Рубинштейна.
Симфония № 5 Петра Чайковского была написана в 1888 году, композитор посвятил её немецкому музыканту Теодору Аве-Лальеманту. В этом сочинении Чайковский ставит перед собой глубокие философские вопросы и обращается к теме судьбы и неумолимого рока. «Путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств. Финал Пятой симфонии впечатляет своей мощью, широтой размаха и замечательным мастерством соединения разнохарактерного тематического материала в одно прочно спаянное целое», – писал музыковед Юрий Келдыш.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Петра Чайковского занимают важное место в мировой концертной литературе для виолончели. Композитор посвятил произведение выдающемуся виолончелисту Вильгельму Фитценхагену. Первое исполнение состоялось в ноябре 1877 года в III симфоническом собрании Московского отделения Русского музыкального общества под управлением Николая Рубинштейна, партию виолончели исполнил Вильгельм Фитценхаген. Произведение предъявляет к солисту высокие художественные и технические требования. «Вариации на тему рококо» должны исполнить виолончелисты, прошедшие в финальный тур Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В программе заключительного вечера: Симфония № 3, Симфония № 4, Концерт для скрипки с оркестром ре мажор.
Симфония № 3 ре мажор, ор. 29 (1985) Петра Чайковского – единственная симфония композитора, написанная в мажоре. Симфония имеет пятичастную структуру, в ней преобладают светлые, красочные художественные образы. «По силе содержания, по разнообразному богатству формы, по благородству стиля, запечатленному самобытным, индивидуальным творчеством, и по редкому совершенству техники симфония г. Чайковского составляет одно из капитальных явлений музыки последних лет…», – писал музыкальный критик, композитор Герман Ларош.
Симфония № 4 Петра Чайковского стала одним из знаковых произведений в творческой жизни композитора. Петр Чайковский создал это произведение в период глубокого кризиса – как общественного, так и личного. Композитор посвятил сочинение Надежде фон Мекк, меценатке, которая оказала всестороннюю поддержку в это сложное для Чайковского время. Столкновение человека с силами неумолимого рока – вот главный мотив, который проходит через всю симфонию. Глубокий психологизм этого произведения сопоставим с симфониями Людвига ван Бетховена, в частности, с его Пятой симфонией, влияние которой признавал сам Чайковский.
Завершит цикл выступлений, посвящённый 185-летию со дня рождения Петра Чайковского, широко известный Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 35, написанный композитором в 1878 году в Кларане в Швейцарии.
Валерий Гергиев – дирижер, генеральный директор Мариинского театра и Большого театра. Творческие заслуги Валерия Гергиева отмечены десятками национальных и международных наград. Маэстро удостоен звания «Народный артист России», является пятикратным лауреатом премии «Золотая маска» и четырехкратным лауреатом премии «Золотой софит».
Симфонический оркестр Мариинского театра – один из старейших оркестров России. История коллектива уходит корнями в XVIII век – именно тогда был основан оркестр Санкт-Петербургской Императорской оперы, ставший основой для Симфонического оркестра Мариинского театра. За более чем 200 лет существования оркестр приобрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Коллектив вошел в список 20 лучших оркестров мира по версии авторитетного музыкального издания Gramophone. За пульт Симфонического оркестра Мариинского театра в разное время вставали великие композиторы – Петр Чайковский, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Сергей Рахманинов, Густав Малер, Арнольд Шёнберг.
III Московский Летний музыкальный фестиваль «Зарядье» состоится с 2 июня по 6 июля 2025 года.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.