Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Большой зал / Москва
Дирижер: Теодор Курентзис
Солист: Андрей Бараненко (фортепиано)
Оркестр musicAeterna
В программе концерта
Антон Рубинштейн
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 70
Морис Равель
Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»
«Вальс», хореографическая поэма для оркестра, M. 72
Отторино Респиги
«Пинии Рима», симфоническая поэма, P. 141
Дата концерта
28 декабря (сб) 2024
Начало в 20.00
28 декабря в Большом зале Консерватории выступит оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Партию фортепиано исполнит Андрей Бараненко.
Программа включает произведения виднейшего представителя русской музыкальной жизни второй половины XIX века Антона Рубинштейна и величайших композиторов ХХ века – Мориса Равеля и Отторино Респиги.
Прозвучат Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна, Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя» и хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля, ставшие одними из самых репертуарных в мире оркестровых сочинений; симфоническая поэма «Пинии Рима» Отторино Респиги.
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром – одно из самых известных сочинений Антона Рубинштейна. Концерт впервые был исполнен автором в 1864 году в Санкт-Петербурге. Произведение посвящено немецкому скрипачу и композитору Фердинанду Давиду. Романтический Четвертый фортепианный концерт входил в репертуар Сергея Рахманинова и Игнация Яна Падеревского, исполнялся в Европе на протяжении всего XIX века.
Музыку к одноактному балету «Дафнис и Хлоя» Морис Равель написал по заказу Сергея Дягилева. Либретто Михаила Фокина по одноимённому роману древнегреческого писателя Лонга повествует о любви юных пастуха и пастушки. Премьера состоялась в Театре Шатле в 1912 году в исполнении труппы Дягилева, декорации и костюмы разработал Леон Бакст. Хореографию поставил Михаил Фокин. Главные партии исполнили Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Метод композиции Мориса Равеля схож с работой художника, который кистью и красками переносит на холст графический набросок. «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века», – отмечал композитор.
На основе музыки балета композитор составил две оркестровые сюиты. Сюита № 2 создана в 1912 году, полностью включает третью картину балета (номера 10, 11, 12).
«Вальс» Мориса Равеля – хореографическая поэма, написанная в 1920 году. «Вальс» – грандиозная картина «гибели среди блеска». Морис Равель: «Я задумал этот «Вальс» как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря». В приложенной к партитуре авторской программе, начало поэмы охарактеризовано так: «В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильнее. Блеск люстр заливает зал…». Композитор отмечал, что поэма написана для сцены. В 1928 году «Вальс» получил хореографическое воплощение в постановке Иды Рубинштейн в Парижской опере.
«Пинии Рима» (1924) – симфоническая поэма Отторино Респиги для оркестра. «Пинии Рима» – вторая часть триптиха симфонических поэм, воспевающих красоту и историю города, где переплелись прошлое и настоящее итальянской культуры, в котором композитор открыл для себя неисчерпаемый источник вдохновения. В «Римскую трилогию» входят также «Фонтаны Рима» (1916) и «Римские празднества (1928). Программное произведение, впечатляющее яркой живописной оркестровкой, состоит из 4 частей: 1. Пинии виллы Боргезе, 2. Пинии возле катакомбы, 3. Пинии холма Яникул, 4. Пинии Аппиевой дороги.
Андрей Бараненко – пианист. Лауреат международных конкурсов, в числе которых Международный конкурс имени Иоганнеса Брамса (Пёрчах-ам-Вёртерзе, Австрия). С 2023 года регулярно выступает с оркестром musicAeterna, сотрудничает с известными российскими коллективами.
Теодор Курентзис – один из самых неординарных и востребованных дирижеров современности. Теодор Курентзис является художественным руководителем оркестра и хора musicAeterna, создателем международного оркестра Utopia. Неутомимый экспериментатор и новатор, Теодор Курентзис стал уникальным явлением в музыкальном пространстве не только России, но и за её пределами.
Оркестр musicAeterna – российский музыкальный коллектив, созданный Теодором Курентзисом в 2004 году. Репертуар коллектива включает произведения разных эпох и направлений, от музыки барокко до творчества композиторов ХХ и ХХI веков. Выступления musicAeterna проходили в крупнейших концертных залах Германии, Франции, Италии, Испании, США, Японии, на престижных музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Экс-ан-Провансе. Творческая лаборатория musicAeterna, объединяющая все виды искусства, авторские экспериментальные, исследовательские проекты и образовательные программы находится в Доме Радио в Санкт-Петербурге.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.