Опера на Пасхальных фестивалях Европы, прыжки через костер в Париже или пять незабываемых походов в театр в Вене
Первое важное направление оперного апреля – Баден-Баден, где с 7 по 17 будет проходить Пасхальный фестиваль, которым руководит экс-шеф Берлинского филармонического оркестра Саймон Рэттл. На десять дней апреля выдающийся британец воссоединяется с музыкантами, которыми много лет успешно руководил. Именно при нем всемирно знаменитый оркестр перестал быть резидентным коллективом Зальцбургского Пасхального фестиваля и выбрал себе место в центре Европы для регулярного весеннего выезда из Берлина. Важный момент этой десятидневной гастроли берлинцев заключается не только в том, что зритель получает возможность слушать любимый коллектив несколько вечеров подряд, а в том, что Берлинские филармоники становятся оркестром для оперной постановки. Большим событием стали в свое время оперные премьеры, подготовленные Саймоном Рэттлом для Зальцбурга – тетралогия «Кольцо нибелунга», «Кармен», «Саломея». В этом году в Фестшпильхаусе Баден-Бадена четыре раза – 7, 10, 13 и 17 апреля – Берлинский филармонический оркестр исполнят «Тоску» Джакомо Пуччини. В главной роли выступит латвийское сопрано Кристина Ополайс, которая на сегодняшний день является ведущей исполнительницей в операх Пуччини (Кристина Ополайс повсюду в мире поет героинь «Манон Леско», «Тоски», «Мадам Баттерфляй», «Ласточки»). Ее Марио Каварадосси станет аргентинский тенор Марсело Альварес. В роли барона Скарпиа выйдет солист Мариинского театра, бас-баритон Евгений Никитин. Но на этом звездный состав не исчерпывается – в маленькой, но важной партии Анджелотти выступит молодой бас Александр Цымбалюк, за плечами которого не единожды спетая партия Бориса Годунова в России, Украине и за их пределами. Постановка будет новая, но от режиссера (Филипп Химмельман), который прежде уже ставил «Тоску» в середине 2000-х в духе криминального романа.
На фестивале будет еще одна оперная новинка, которую покажут в Театре Баден-Бадена (старинный театр с живописным плафоном, золочеными креслами и красным бархатом; открылся в 1862 году оперой Берлиоза «Беатриче и Бенедикт»). Новая театральная адаптация «Трагедии Кармен», написанной французским композитором румынского происхождения Мариусом Константом для знаменитой постановки Питера Брука 1983 года. Констант вырезал из партитуры Бизе все массовые сцены, хоры, разговорные мизансцены, фольклорные элементы, и сюжет таким образом заострился на противостоянии четырех главных персонажей. Спектакль пройдет 3 раза – 9 и 16 апреля в 14.00, 12-го в 18.00. Камерным музыкальным ансамблем, составленным из стипендиатов Оркестровой Академии Берлинских филармоников будет руководить Симон Рёсслер. Постановка Софии Симитцис. При всех солидных фестивалях Европы сегодня работают похожие академии, где мастер-классы дают опытные маэстро, режиссеры, сценографы, хореографы, в обычных учебных заведениях не преподающие, и результатом таких фестивальных лабораторий часто становятся нетривиальные концерты и удивительные театральные дебюты. О концертной части афиши Пасхального фестиваля в Баден-Бадене читайте в концертном обзоре.
Следующая обязательная позиция в календаре меломана, путешествующего по Европе в первой половине апреля – Зальцбург. С 8 по 17 апреля там в 50 (!) раз пройдет Пасхальный фестиваль – любимое детище Герберта фон Караяна, его берлинский (в бытность маэстро шефом Берлинской филармонии) подарок родной земле Зальцбурга. Новый руководитель фестиваля, генерал-мюзик-директор Саксонской капеллы, ученик и наследник Караяна Кристиан Тилеман открывает форум 8 апреля (повтор 17 апреля) показом «Валькирии» Рихарда Вагнера. Режиссер спектакля Вера Немирова будет делать свою постановку, в которую должна инкрустироваться также «историческая» «Валькирия», показанная в Зальцбурге в 1967 с декорациями любимого художника Караяна – Гюнтера Шнайдер-Симссена. Йенс Киллиан занимается реконструкцией оригинальных декораций. Стиль театральных работ Шнайдер-Симссена во многом перекликается со стилем постоянного художника Юрия Григоровича, только у немецкого художника не было повода использовать в работе золотистые и серебряные тона, тогдашняя Австрия довольствовалась в театре оттенками охры и серо-черного. Чтобы проследить все этапы работы над той и этой «Валькирией», стоит сходить на выставку в библиотеку Макс-Гандольфа, расположенную в Новой резиденции (экспозиция будет открыта с 9 по 18 апреля, вход бесплатный для обладателей билетов на фестивальные события).
Состав певцов настолько звездный, насколько это, вообще, можно себе представить. Вотана поет замечательный вердиевский бас Виталий Ковалев (открытие его вокальной и актерской мощи произошло на премьере «Силы судьбы» Мартина Кушея в Мюнхене), в роли Зиглинды выйдет Аня Хартерос, а в роли Брунгильды – Аня Кампе. Петер Зайферт исполнит Зигмунда, Георг Цеппенфельд – Хундинга. На фестивале пройдет несколько концертов с участием оперных звезд, но о них расскажем в другом обзоре.
Современная опера также будет присутствовать в эти дни в Зальцбурге. Трижды в Большом актовом зале университета (9 и 16 апреля в 15.00, 12 апреля в 21.30) сыграют одну из самых загадочных опер итальянского композитора Сальваторе Шаррино (написана в 1982) «Лоэнгрин», где известная по одноименной опере Вагнера история рассказывается с позиции девы Эльзы, обвиненной в прелюбодеянии, которого она на самом деле не совершала. Режиссер постановки Михаэль Штурмингер, много работавший в Мариинском театре с Валерием Гергиевым.
И еще один важный город на карте Пасхальных фестивалей Европы – Берлин. Форум, которым руководит Даниэль Баренбойм, пройдет с 7 по 16 апреля на разных площадках столицы Германии, но главные оперные события фестиваля состоятся в Театре Шиллера, где уже очень долго «квартирует» Государственная опера. На фестивале дважды (8 и 14 апреля) прозвучит «Парсифаль» Рихарда Вагнера в постановке Дмитрия Чернякова. Спектакль был впервые показан в 2015, и его повторяют, видимо, в последний раз перед новым вагнеровским марш-броском Чернякова в Берлине. Режиссер и дирижер планируют вместе выпустить тетралогию «Кольцо нибелунга» в следующем сезоне. В центре этого «Парсифаля» история туриста-беглеца, колесящего по миру с огромным рюкзаком и пенкой (он убегает из дома в день рождения, чтобы покончить с домашним диктатом своей трудной матери-одиночки). Однажды он забредает в уединенный лагерь, в котором творит кровавые обряды закрытая мужская секта, а после он попадает к Кундри на сеанс психоанализа, тогда и выходит наружу его детская травма, связанная с мамой. В роли Парсифаля снова выступит Андреас Шагер. Анна Ларссон сыграет Кундри, Гурнеманца – Рене Папе, Томас Томассон – Клингзора.
Вторая опера на фестивале – премьера «Женщины без тени» Рихарда Штрауса (9, 13 и 16 апреля) в постановке Клауса Гута и оформлении его постоянных партнеров художника Кристиана Шмидта и художника по свету Олафа Винтера. За пульт встанет Зубин Мета, известный своими рафинированными интерпретациями симфонических партитур Рихарда Штрауса. И еще всегда удивительно за ним наблюдать, дирижирующим любыми трудными произведениями на память. Состав певцов первоклассный, все до одного вокалисты имеют в репертуаре спетые оперы Вагнера и Штрауса. Это «императорская» пара Буркхард Фритц и Камилла Нилунд, Михаэла Шустер в роли Кормилицы, Вольфганг Кох как Барак и Ирен Теорин – его супруга.
Из Зальцбурга, Баден-Бадена или Берлина дорога меломана ведет в Париж, где 15, 17 (в 14.00), 20, 22, 25, 30 (14.00) апреля и 3 мая Аида Гарифуллина будет петь Снегурочку в новой постановке Дмитрия Чернякова на сцене Опера Бастий . За пульт встанет музыкальный руководитель Михайловского театра Михаил Татарников. Купаву исполнила Мартина Серафин, Леля – Руперт Энтикнап, Рамон Варгас станет Царем Берендеем. Это самая ожидаемая постановка сезона, пропустить ее никак нельзя.
В финале предложу идею альтернативного музыкального путешествия – без поездов, автомобилей и городского транспорта. Рецепт простой – поселиться на подольше в центре Вены и посещать Венскую государственную оперу. Там выдался очень насыщенный апрель – в театр на оперу можно сходить пять раз, и еще украсить свою жизнь хорошими балетными представлениями, о чем я сообщу в балетном анонсе.
Во-первых, радость открытия может начаться уже в конце марта. 26, 28, 31 марта и 3 апреля в роли Вертера в одноименной опере Массне выйдет Людовик Тезье, известный марсельский баритон. Да, он отваживается петь в этом спектакле и теноровую партию Вертера и баритональную партию его соперника Альберта! В составе с Людовигом Тезье выступят лучшие исполнители ролей Шарлотты и Альберта Софи Кох и Адриан Эрёд. Спектакль идет в старой, но вполне концептуальной постановке Андрея Щербана, построенной вокруг огромного во всю сцену дерева.
1, 5 и 9 апреля показывают «Итальянку в Алжире» Россини. Это бессменный неустаревающий шедевр Жана Пьера Поннеля с роскошными псевдоисторическими костюмами, который сохраняют в Вене на радость меломанам. За пультом ведущий специалист по творчеству Россини из среднего поколения – маэстро Эвелино Пидо. В ролях Адам Плачетка, Максим Миронов, Маргарита Грицкова – одно из новейших открытий для опер в стиле бельканто.
Второй магнит апреля после парижской постановки Чернякова – премьера «Парсифаля» Алвиса Херманиса в Венской опере. Стартует серия показов 30 марта и еще пять спектаклей будет в апреле – 2, 6, 9, 13 и 16. Парсифаля споет Кристофер Вентрис, Кундри – Нина Штемме, Гурнеманца – Ханс-Петер Кёниг. Стандартный и очень качественный набор певцов для этой оперы. А вот в роли Амфортаса появится необычный и нетипичный для вагнеровских опер певец – канадский баритон Джеральд Финли. За пульт встанет наш бывший соотечественник Семен Бычков. За световую партитуру отвечает Глеб Фильштинский, что уже означает половину успеха.
В конце месяца не стоит торопиться уезжать, потому что Венская опера действительно весь месяц творит чудеса. 20, 23 и 26 апреля здесь показывают «Бал-Маскарад» с Петром Бечалой в роли Ричарда. Постановка Джанфранко де Бозио настолько традиционная и классическая, что ее и постановкой назвать трудно, она больше походит на исторический костюмированный фильм. Дирижирует испанец Хесус Лопес Кобос.
И последний шедевр апрельской афиши Венской Оперы – «Леди Макбет Мценского уезда» в интерпретации Инго Мецмахера с прекрасной голландкой Эвой-Марией Вестбрук в роли Катерины и Брандоном Джовановичем – Сергеем. Постановка Матиаса Хартманна восходит к 2009 году, она сменила ту знаменитую постановку Мартина Кушея, которой руководил Марис Янсонс. Хартманн сосредоточился на развитии женской темы, очень важной в партитуре Д. Шостаковича: как женщина из эпохи крепостного права прямо внутри одного спектакля выходит на прямую линию личного освобождения, переносит себя на вольные просторы XXI века. Показы пройдут 22, 25, 29 апреля и 3 мая.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»