8 сентября в рамках большого благотворительного проекта Celebrity Fight Night Андреа Бочелли приглашает на оперное шоу в «Арена ди Верона». Среди звездных участников шоу – наша хрупкая Аида Гарифуллина. Она уже выступала вместе с Бочелли в концертах, принимала участие в его гастрольных турах. В их общем репертуаре — к примеру, дуэт Виолетты и Альфреда из «Травиаты». И грандиозная открытая сцена в Вероне для Аиды не новость: именно там, в Arena di Verona Пласидо Доминго услышал Вальс Джульетты в исполнении певицы и пригласил ее на свой знаменитый конкурс «Опералия». Чем это закончилось для Аиды Гарифуллиной, мы знаем: победа, интереснейшие контракты, лучшие предложения от оперных домов Вены, Парижа, гала со звездами. Есть смысл надеяться, что в «Lа notte di Andrea Bocelli» мы услышим любимый Вальс Джульетты, а также все то, чем радуют своих поклонников Аида и Андреа.
10 сентября в Москве, в Концертном зале имени Чайковского открывается X Большой фестиваль Российского национального оркестра. В программу вечера-открытия вошли Первый скрипичный концерт Прокофьева и «Симфонические танцы» Рахманинова. Солист – Франк Петер Циммерман, за дирижерским пультом – маэстро Плетнев.
Циммерман начинал свою жизнь в искусстве с того, что многим очень мешает в дальнейшем, — с вундеркиндских дебютов. Но для этого музыканта ранний старт не стал фальстартом. Сегодня скрипач является одним из самых интересных исполнителей. Он не торопит время: главное для него — погрузиться в сочинение, в стиль композитора, а не охватить все и сразу. Такое погружение длится порой по полгода: как-то Циммерман отказался играть Прокофьева только потому, что находился «в периоде Бетховена». А вот сейчас, очевидно, пришло время Сергея Прокофьева.
Для Михаила Плетнева Рахманинов – самая дорогая страница в мировом репертуаре. Он поклоняется ему и как пианист, и как дирижер. Кстати, как-то маэстро признался, что дирижировать он начал раньше, чем играть на рояле – примерно года в два. «Объяснить эту потребность не берусь, наверно, так было назначено судьбой», — добавляет Плетнев. Оценив юмор Михаила Васильевича, признаем: мы бы очень обеднели без дирижерских интерпретаций Плетнева.
15 сентября фестиваль приглашает на еще одну очень яркую скрипичную программу: Вадим Репин исполнит Первый концерт для скрипки с оркестром Макса Бруха (1866). Был период, когда имя скрипача едва не превратилось в нарицательное. В музыкальных кругах, когда хотели похвалить одаренного ребенка, сравнили его с Репиным – такой мощный резонанс вызвали победы тогда еще совсем юного тогда скрипача из Новосибирска на ведущих музыкальных конкурсах. Сейчас не менее серьезный отклик получают не только сольные программы Вадима Репина, но и его «именной» Транссибирский арт-фестиваль, дирижерские выступления. Предмет постоянных забот музыканта – обновление своего репертуара. Специально для него уже написан ряд сочинений (среди эксклюзивных авторов – София Губайдулина), и этот процесс не остановить. Однако «старую добрую классику» — Брамса, Сибелиуса, Чайковского, Бруха — скрипач играет с воодушевлением дебютанта. Правда, эти метафорические «дебюты» и дебюты фактические разделены многотрудными и счастливыми годами творчества. Теперь в руках Репина кроме скрипки Страдивари – судьбы молодых скрипачей, которые он вершит как член жюри.
Во втором отделении фестивального концерта прозвучит Пятнадцатая симфония Дмитрия Шостаковича. Маэстро Плетнев никогда не говорил об особом увлечении музыкой Шостаковича, однако каждое его обращение к творчеству великого композитора становится событием. Меломанам и сегодня памятно исполнение Плетневым Первой и Пятнадцатой симфоний в Москве в честь 100-летия со дня рождения Шостаковича.
Среди других программ фестиваля РНО стоит обратить особое внимание также на концертное исполнение «Кандида» Леонарда Бернстайна: мюзикл прозвучит в Концертном зале имени Чайковского 26 сентября. За дирижерский пульт встанет маэстро Джозеф Олефирович. Заглавную партию исполнит английский тенор Стивен Шонди, американская певица Дженнифер О’Лафлин выступит в роли ветреной Кунигунды. Партия Старухи — у меццо-сопрано Ким Крисвелл. Датский баритон Мортен Франк Ларсен исполнит партию неисправимого оптимиста Панглоса.
В программе примет участие хор Академии хорового искусства имени Попова. Художественное слово в этом проекте поручено обаятельному Александру Олешко.
11 сентября в Болонье, в Театре Манцони — Teatro Auditorium Manzoni – Марта Аргерих в сопровождении оркестра NEOJIBA (Баия, Бразилия) исполнит Фортепианный концерт Шумана. Аргентинская пианистка с русскими корнями и европейской школой относится к Шуману с особой нежностью: «Меня очень трогают его страдания. Я люблю в нем его щедрость. В нем было столько любви, и он был готов делиться», — призналась Марта в одном из телеинтервью.
Выступление в Болонье пройдет в рамках тура пианистки с оркестром NEOJIBA. Под звучной аббревиатурой скрывается один из успешных бразильских социокультурных проектов — Núcleos Estaduais de Orquestras Juvenis e Infantis da Bahia (с португальского — «Государственные центры молодежных и детских оркестров Баии»). Проект вдохновлен венесуэльской системой музыкального образования, созданной Хосе Антонио Абреу в 2008 году. На парижскую сцену вместе с Мартой Аргерих выйдет молодежный оркестр, имеющий, несмотря на нежный возраст, опыт исполнения серьезных программ. Создатель и руководитель оркестра Рикардо Кастро, начинавший музыкальную карьеру как пианист, — первый бразилец, который стал почетным членом Королевского филармонического общества.
Вниманию публики кроме Концерта Шумана будет предложена его же увертюра к опере «Геновева» и симфония Дворжака «Из Нового Света».
17 сентября в Парижской филармонии — Philharmonie de Paris — в Большом зале Пьера Булеза Марта Аргерих примет участие в довольно необычной программе. Все начнется весьма элегантно и академично: Вагнер, увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам», затем, как и в Болонье, шумановский Фортепианный концерт. А далее – кубинско-бразильский-мексиканский «карнавал».
В «карнавальную» программу вошли: Кубинская увертюра Джорджа Гершвина (1932), Праздничная увертюра Камараго Гуарньери (1971), «Sensemayá» Сильвестре Ревуэльтаса (1937), увертюра к «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна (1957) и Танец № 2 Артуро Маркеса (Danzón No. 2, 1994). Все номера «карнавала», кроме, пожалуй, Sensemayá, близкой к «варваризмам» Стравинского, вполне могут исполняться как номера на бис. Любителям латиноамериканской музыки этот репертуар знаком по выступлениям Густаво Дудамеля и Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара (кстати, и маэстро, и оркестр – «дети» той самой системы Абреу).
14 сентября пианист Дмитрий Маслеев выступит в Концертном зале имени Чайковского с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Прозвучат два сочинения Листа – «Испанская рапсодия» и «Пляска смерти», а также трагическая Седьмая симфония Дворжака. Интересно, что «Испанская рапсодия» в этом концерте будет исполнена в версии для фортепиано с оркестром, созданной Михаилом Петуховым, профессором Московской консерватории, наставником Дмитрия. «Пляску смерти» пианист исполнял на втором туре XV Международного конкурса имени Чайковского. Несмотря на мрачный сюжет, «Пляска» стала одним из тех сочинений, которые принесли Маслееву победу на конкурсе.
Московский концерт станет частью гастрольного тура пианиста по России. А в конце сентября Дмитрия можно будет услышать в Венгрии. Так. 25 сентября в Будапеште, в Музыкальной академии Ференца Листа он выступит с Дьёрским филармоническим оркестром под управлением Кальмана Беркеша. Беркеш известен как прекрасный кларнетист, но и за дирижерским пультом он не новичок: с Дьёрским оркестром он работает уже почти 10 лет. В русско-венгерскую программу вошли увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки и Концерт для оркестра Бартока. Дмитрий исполнит одно из величайших сочинений ХХ века для фортепиано с оркестром – рахманиновскую Рапсодию на тему Паганини.
Алевтина Бояринцева