Лекция перед спектаклем Игоря Стравинского «Похождение повесы» (постановка фестиваля Экс-ан-Прованс, 2017; дир. Эйвинд Гулберг Йенсен, реж. Саймон Макберни)

Игорь Стравинский «Похождения повесы»

Первая лекция посвящена постановке оперы «Похождения повесы» на знаменитом оперном фестивале в Экс-ан-Провансе. Постановка, которую мы собираемся смотреть, записана в 2017 году. Спектакль игрался на открытой сцене во внутреннем дворе Архиепископского дворца.
Режиссер спектакля – Саймон Макберни, один из самых интересных на сегодняшний день постановщиков, создатель спектаклей-головоломок, соединяющих в себе философские притчи и эффектное шоу.
В 2019 эта постановка была перенесена на сцену Московского муз. театра им. К.С. Станиславского. Тем, кто успел посмотреть российский вариант в МАМТе, будет интересно сравнить постановку с оригиналом, а те, кто не успел, получат большое удовольствие от динамичной и изобретательной постановки.
Лекция перед показом оперы «Похождение повесы» подготовлена нашим постоянным автором — театральным критиком Екатериной Романовой

Лекция N1.
Премьера постановки оперы Игоря Стравнского «Похождение повесы» на фестивале Экс-ан -Прованс, 2017

Мысль об опере на английском языке занимала Стравинского со времен переезда в США. В 1947 он набрел на подходящий сюжет, увидев на выставке в Чикаго серию гравюр английского художника XIX века Уильяма Хогарта под названием «Похождения повесы» («A Rake’s Progress», 1735). «Меня неожиданно осенила мысль, что серия гравюр Хогарта располагается в последовательности оперных сцен» – вспоминал позже композитор.

Цикл гравюр «Похождения повесы» в восьми сценах изображает жизненный путь молодого провинциала по имени Том Рэйкуэлл, который внезапно получил богатое наследство, отправился в Лондон и с головой ринулся в омут развлечений. Он кутит, попадает за долги в тюрьму, женится по расчету и, не выдержав передряг, сходит с ума, заканчивая жизнь в лондонском Бедламе – сумасшедшем доме.

Либретто оперы написал Уистен Хью Оден, английский поэт и филолог, знаток литературы и мастер стилизации, создавший парадоксальную смесь XIX века с ХХ. «Похождения» Тома показаны в лаконичных сценах соблазнов большого города: эпизод в публичном доме Матушки Гусыни, кончающийся совращением героя, затем женитьба на «чуде природы» по имени Баба-Турок, которая выступает в цирке, демонстрируя роскошную бороду, и наконец, эпопея с фантастической чудо-машиной, производящей хлеб из отбросов.

Оден и Стравинский внесли в сюжет Хогарта изменения. У главного героя появился спутник по имени Ник Шэдоу, и каждое действующее лицо стало образом-аллегорией. Даже имена у персонажей говорящие. Повеса Том Рэйкуэлл (англ. rake – повеса, распутник), влюбленная в него Энн Трулав (англ. true love – истинная любовь), спутник-искуситель Ник Шэдоу (англ. Old Nick/Старина Ник – простонародное название дьявола; shadow – тень).

Сюжет по форме стал напоминать средневековые моралите, где есть главный герой, которого соблазняют адские силы, и божественный защитник.

Партитура оперы тоже играет с музыкальным наследием прошлого. Она нарочно сработана «под старину»: номерная опера с речитативами и клавесином, вызывающе старомодная, и это в середине ХХ века, когда искусство изо всех сил старалось быть актуальным! Но чтобы идти вперед, нужно оглядываться назад. Стравинский проводит своего рода ревизию оперных стилей и стратегий прошлого – барокко, романтизм, бельканто – и делает это играючи, легко, иронично.

Постановка, которую мы собираемся смотреть, записана на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2017 году. Спектакль игрался на открытой сцене во внутреннем дворе Архиепископского дворца, и эта площадка берет происходящее в еще одни кавычки – неоклассицистская пьеса-моралите, разыгранная в площадном театре. В постановке есть дух балагана, карнавала и даже мюзикла, она заговорщицки подмигивает зрителю, рассказывая фаустианский сюжет с игривой условностью, всерьез и понарошку одновременно.

Режиссер спектакля – Саймон Макберни, преуспевающий актер и один из самых интересных на сегодняшний день постановщиков, создатель спектаклей-головоломок, соединяющих в себе философские притчи и эффектное шоу. В 2018 акустическую мистерию Макберни «Встреча» объединенными усилиями привозили в Москву фестивали «Золотая маска» и «Черешневый лес», а в начале 90-х он потряс столицу своим спектаклем «Улица крокодилов». Драматург постановки – родной брат режиссера Джерард Макберни, в прошлом учившийся в Московской консерватории.

Декорации к спектаклю создали художник-постановщик Майкл Левин и видеохудожник Уилл Дюк (с 2015 года сотрудничает с Саймоном Макберни, в 2016 стал лауреатом премии «Рыцарь освещения» за лучший видеодизайн к спектаклю «Встреча»).

Действие «Повесы» происходит внутри пустой бумажной коробки – фантазия постановщиков творит на них полноценные декорации при помощи объемных видеопроекций. Идиллические пейзажи старой доброй Англии, урбанистические виды с небоскребами, калейдоскоп соблазнительных фотографий сменяют друг друга на хрупкой бумажной поверхности. Персонажи и крупные предметы вроде настоящей хрустальной люстры, жирафа или египетской гробницы, попадают в сценическое пространство сбоку, снизу и сверху, все сильнее разрывая бумагу. Это весьма остроумная отсылка к гравюрам Хогарта, где в каждой сцене на заднем плане рассыпаны метафоры саморазрушения (трещины на стенах, разбитое зеркало, дым от начинающегося пожара).

В спектакле прекрасный состав. Американский тенор Пол Эпплби сыграл роль Тома Рэйкуэлла с настоящей экспрессией. Партию Ника Шэдоу исполнил знаменитый американский бас-баритон Кайл Кетельсен, обладатель бархатного глубокого тембра. Кетельсен не раз выступал в партиях Фигаро, Лепорелло и Мефистофеля, такая смесь дьявольского и комического – именно то, что нужно в этой опере. Образ Бабы-Турка с блистательной эксцентрикой воплотил британский контртенор Эндрю Уоттс. Выразительный лирический образ Энн Трулав создала сопрано Джулия Баллок, хорошо знакомая нам по «Королеве индейцев» Теодора Курентзиса.

Эта постановка «Похождений повесы» в 2019 была перенесена на сцену Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. То была первая ласточка – театр и фестиваль все активнее дружат сценами. В феврале 2020 в Малом зале МАМТа впервые в России прошла презентация программы грядущего фестиваля в Экс-ан-Провансе.

Тем, кто успел посмотреть российский вариант в МАМТе (а увидеть его можно нечасто), будет интересно сравнить постановку с оригиналом, а те, кто не успел, получат большое удовольствие от динамичной, тонко-ироничной и изобретательной постановки, наполненной чисто английским трагикомическим юмором.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона