Обзор концертов, балета и оперы на февраль 2018 года

Музыкальный февраль в Берлине, Мюнхене, Вене, Париже, Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге 

Концерты

          

5 февраля в Берлинской филармонии с сольным концертом выступит пианист сэр Андраш Шифф. В программу вошли сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса. Главные герои концерта – три поздних опуса Брамса (ор.117-119), а пьесы его великих предшественников помогают понять, откуда родом щемящая брамсовская меланхолия.

          Когда-то Шиффа называли самым юным студентом Будапештской музыкальной академии имени Листа. Но и сейчас он остается юным — по непосредственности и чистоте музыкальных переживаний, искренности суждений. Своей религией Андраш называет искусство, а музыку Баха – «доказательством того, что в мире есть Божественное». Музыкант неплохо говорит по-русски, но русскую музыку почти не играет. Он уверен, что другие играют ее лучше, а сам предпочитает остаться «дома» — то есть исполнять Баха, венских классиков, сочинения европейских романтиков. С 1999 года Шифф часто выступает со своим оркестром «Cappella Andrea Barca». «Своим» — в самом непосредственном смысле слова: загадочный Andrea Barca – ни кто иной, как сам маэстро, только в итальянской версии (Schiff с немецкого можно перевести как «лодка»). Иногда в своих сольных концертах пианист экспериментирует со временем, играя несколько развернутых сочинений подряд, без антракта. Но те, кто был на таких выступлениях, говорят, что музыкант невероятно увлекает, и потому любые длинноты прекрасны.

          7 февраля Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов выступят в Москве в Концертном зале имени Чайковского в сопровождении Национального филармонического оркестра  России под управлением Владимира Спивакова. Оперные звезды выступают в своем звездном репертуаре. Основу программы составят арии и дуэты из итальянских опер. Распростившись с амплуа «легкого» сопрано, Анна Нетребко радует слушателей центральными партиями в операх Верди (Леонора в «Трубадуре», Леди Макбет в «Макбете»), Пуччини (Манон в «Манон Леско»), Чилеа (заглавная партия в «Адриане Лекуврер»). Юсиф Эйвазов начинал путь на музыкальный Олимп с «кровавых» итальянских партий: это Канио в «Паяцах» Леонкавалло, Отелло в опере Верди, Калаф в «Турандот» и Каварадосси в «Тоске» Пуччини. Знаковой для пары стала опера Пуччини  «Манон Леско»: на постановке именно этой оперы в Риме Анна и Юсиф познакомились.  Певцы стараются чаще выступать вместе, но в России совместных выступлений у них было пока немного.

          8 февраля в Большом зале Московской консерватории новую программу представляет Теодор Курентзис и его «musicAeterna» (это хор и оркестр, но, если нужно, те же артисты становятся мобильной театральной труппой). Только что музыканты завершили большой российский тур с одним из знаковых произведений ХХ века — Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича (1941), однако они готовы двигаться все ближе к нашим дням. На сцене БЗК будут исполнены сочинения, появившиеся на свет после симфонических полотен Шостаковича. Самый «взрослый» опус программы – «Coro» для 40 голосов и 44 инструментов мэтра европейского музыкального авангарда Лучано Берио: он создан в 1976 году. Далее —  совсем «молодой» Концерт для скрипки с оркестром «Cloud Ground» Сергея Невского, написанный по заказу маэстро Курентзиса и исполненный впервые в 2016 году.  Совсем недавно, в 2017 году, появилась на свет партитура Алексея Ретинского «Salve Regina» — Марианские антифоны для смешанного хора и ударных. Сочинение вдохновлено старинными латинскими духовными текстами в честь Девы Марии. Как это часто бывает, маэстро Теодор Курентзис и его команда ожидают от слушателей интеллектуальной активности.

          8 февраля Венская государственная операWiener Staatsoper — приглашает публику на роскошный и изысканный Оперный бал. От гостей требуется соблюдение свода правил, касающихся этикета, костюма. Все старания будут вознаграждены блеском полонеза, игривостью польки, элегантностью вальсов и, конечно, музыкальным сюрпризом – выступлением оперной звезды. Ранее на балу уже блистали наши соотечественницы Анна Нетребко и Аида Гарифуллина. В прошлом году публика наслаждалась выступлением Йонаса Кауфмана. Кто будет звездой Opernball-2018’– пока тайна.

Опера

          5, 10, 13, 17, 20, 23, 27 февраля «Метрополитен-опера» дает «Парсифаля» Вагнера в постановке Франсуа Жирара. Это возобновление постановки, представленной в Лионе в 2012 году и перенесенной в 2013-ом на сцену «Мета».  Тогда заглавную партию исполнил Йонас Кауфман. Благодаря трансляции спектакль можно было увидеть и в России. В нынешней серии показов в образе юноши-рыцаря Парсифаля предстанет Клаус Флориан Фогт – певец, которого в последнее время все чаще называют вагнеровским тенором. Одна из последних шумных премьер с его участием – «Парсифаль» в Байройте в постановке Лауфенберга (2016). Те, кто по опыту знает, чем иногда заканчивается встреча вагнеровских концепций с ментальными причудами современных режиссеров, могут успокоиться: в спектакле «Мета» нет политической, сексуальной или иной эксцентрики. Он благородный, символичный, умный. В спектакле участвуют певцы, имеющие огромный опыт исполнения Вагнера: это Петер Маттеи (Амфортас), Рене Папе (Гурнеманц), Эвелин Херлитциус (Кундри), Евгений Никитин (Клингзор). Дирижеры Янник Незе-Сеген (музыкальный директор «Мета») и Джон Кенан будут сменять друг друга в вагнеровском марафоне.

          15-18 февраля — большое событие в Большом театре: премьера «Пиковой дамы» Чайковского. Постановку готовит та же команда, которая в 2016 году работала над  «Катериной Измайловой» Шостаковича — во главе с Туганом Сохиевым и Римасом Туминасом. О чем будет эта «Пиковая»? О том, как люди сходят с ума из-за денег – так формулирует тему нового спектакля режиссер-постановщик. Пока все подробности постановки держатся в секрете (на то она и «Пиковая»), но можно предположить, что если даже в беспощадной истории о Катерине Измайловой Туминас стремился всех оправдать («нет плохих, злых, есть несчастные»), к героям Чайковского он тоже будет добр. Ожидается, что в премьерных спектаклях партию несчастного Германа исполнит Юсиф Эйвазов. Кто еще выйдет на сцену в февральских «Пиковых», узнаем чуть позже.

          16, 19, 21 февраля Баварская государственная опера (Мюнхен) дает «Кармен» в постановке Лины Вертмюллер. Это не единственная опера Жоржа Бизе. Его перу принадлежит большое количество оперных партитур, среди них — лиричнейшие «Искатели жемчуга», драматичная «Пертская красавица» и даже почти неизвестный в России «Иван IV». Но именно она, пленительная «Кармен», возглавляет сегодня рейтинги самых исполняемых опер. А начиналась ее история, как известно, с провала. Российские меломаны избалованы такими эффектными Кармен, как Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Елена Заремба. Элина Гаранча, исполняющая заглавную партию в мюнхенской постановке, может показаться слишком нежной. Но латвийская певица, которую мы знаем и по репертуару бельканто, и по «брючным» партиям (Керубино, Ромео и прочие красавцы), уже 10 лет исполняет Кармен, открывая все новые краски. Дождитесь первых звуков хабанеры, и вы поверите: Элина – настоящая цыганка. И не зря так старается Эскамильо (наш бас-баритон Александр Виноградов), не зря так страдает Хозе (американский тенор Брайан Химель).

          За дирижерским пультом — Карел Марк Чичон, супруг обворожительной примадонны.

          28 февраля Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показывает оперу чешского композитора Леоша Яначека «Енуфа» (дирижер-постановщик – Евгений Бражник, режиссер-постановщик – Александр Титель). Опера, оконченная в 1903 году, в России ставится редко: одна из последних премьер – версия Мариинки, показанная в 2007 году. А до этого много лет в нашей стране к «Енуфе» не обращались. Сюжет оперы, основанной на драме Габриэлы Прейссовой, прост и жесток. Действие разворачивается в моравской деревне. Сторожиха местной церкви, стремясь устроить жизнь своей падчерицы наилучшим образом, не позволяет ей выйти замуж за беспутного Штеву. Но Енуфа очень любит его и уже ждет ребенка. Проходит немного времени: девушка втайне родила ребенка, а Штева посватался к другой. К Енуфе же сватается давно влюбленный в нее Лаца. Чтобы не отпугнуть жениха «ненужным» ребенком, сторожиха опаивает сонным напитком падчерицу и убивает младенца. Когда Енуфа приходит в себя, мачеха говорит ей, что ребенок умер. Пока гости празднуют свадьбу Енуфы и Лацы, в запруде случайно находят мертвого младенца. Невеста понимает, что это ее малыш. Сторожиха признается в убийстве. Все уходят, с Енуфой остается только Лаца. Есть в этой истории страшная парадоксальность законов общества: и за рождение внебрачного ребенка, и за его убийство женщину готовы закидать камнями. Есть также усталость от мрачной повседневности – почти как «Воццеке» (1925).  Но музыка «Енуфы» нежнее, романтичнее. Ее очень украшают фольклорные элементы.

          В подготовке нового спектакля задействованы Елена Безгодкова, Наталья Владимирская, Елена Гусева, Ольга Гурякова, Оксана Корниевская, Наталья Мурадымова, Ирина Чистякова, Николай Ерохин, Евгений Либерман, Нажмиддин Мавлянов, Кирилл Матвеев, Дамир Рахмонов, Виталий Ревякин.

          21, 25, 28 февраля в Париже, в Опере Бастилии (Opéra Bastille) можно увидеть самую парижскую любовную историю – «Травиату» Верди с Анной Нетребко в партии Виолетты, Пласидо Доминго в партии Жермона. Доминго был одним из тех, кто поддержал совсем юную Нетребко в начале ее международной карьеры. И вот теперь, на сцене, они оказываются по разные стороны баррикад: Жермон-Доминго борется за чистоту нравов, Виолетта-Нетребко – за любовь. Между ними — влюбленный, но слишком импульсивный Альфред (американский тенор Чарльз Кастроново). За всей историей следит со скандального полотна Мане обнаженная Олимпия: подобно ей «в постановке Бенуа Жако образ Виолетты предстает перед хищным взорами зрителей, пришедшими обличить ее» (из аннотации к спектаклю). Дирижирует спектаклями маэстро Дан Эттингер.

Балет 

          6 февраля сцена Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко предоставлена гостье из Перми – прокофьевской «Золушке» в постановке Алексея Мирошниченко (2016).  Пермский академический театр оперы и балета имени Чайковского предлагает свою версию «старой, старой сказки». По идее дирижера-постановщика Теодора Курентзиса, все происходит в 1950-е годы, в главном театре страны – Большом. Золушка – это самая трудолюбивая балерина, Принц – этуаль французского балета, Мачеха – злобная прима Большого. В спектакле много печального, ностальгического и забавного. «Золушка» в стиле ретро заинтересовала экспертов «Золотой Маски»: балет представлен в восьми номинациях Национальной театральной премии (отмечен сам спектакль и отдельно работы дирижера, хореографа, художников, мужская и женская роли).  Московские гастроли пермской красавицы проходят в рамках фестивальной программы «Золотой Маски».

          8 февраля в Михайловском театре – «Корсар» с Иваном Васильевым в партии храброго Конрада. Список композиторов, чья музыка используется в балете, едва ли не длиннее списка персонажей. И все же автором одного из вечных балетных шлягеров с участием пиратов, восточных красоток, алчных купцов и прочих экзотических персон является Адольф Адан. Постепенно в «Корсаре» появлялись новые эффектные номера, а на афише – новые композиторские имена: Цезарь Пуни, Лео Делиб, Людвиг Минкус Риккардо Дриго, Петр Ольденбургский, Никита Трубецкой, Антон Симон. Постановка Михайловского основывается на хореографии Мариуса Петипа и Константина Сергеева. Редакторские штрихи в классический спектакль внесены главным балетмейстером театра Михаилом Мессерером. За дирижерским пультом —  Валентин Богданов

          10 февраля Михайловский театр приглашает на Гала-концерт звезд балета. Он посвящен 85-летию балетной труппы театра. У истоков балета в Михайловском – тогда МАЛЕГОТа – стоял Федор Лопухов. К сожалению, ему яркая работа в театре продолжалась всего несколько лет. (Свою роль в его судьбе сыграла статья «Балетная фальшь», напечатанная в «Правде» в 1936 году.)

           В первом отделении праздничного вечера будет показан «Класс-концерт», поставленный выдающимся танцовщиком и педагогом Асафом Мессерером в 1963 году. Это художественное воплощения рядового явления – ежедневного утреннего балетного класса, который посещают и звезды, и начинающее артисты.  Племянник мэтра, главный балетмейстер Михайловского Михаил Мессерер, возобновил спектакль. Когда-то он сам занимался у Асафа Мессерера, а сейчас с удовольствием вспоминает, что наставник «со всем его интеллигентным обликом привносил в класс радостную, мажорную тональность».

          Во втором отделении гостей ждет настоящая россыпь балетных драгоценностей. На сцене родного театра выступят Анжелина Воронцова, Анастасия Соболева, Иван Васильев, Иван Зайцев, Виктор Лебедев, Леонид Сарафанов. Поздравят коллег и гостей звездные представители Большого: Мария Виноградова, Екатерина Крысанова, Ольга Смирнова, Денис Родькин, Игорь Цвирко. Мариинский театр в череде блистательных хореографических поздравлений представят Виктория Терешкина, Олеся Новикова, Тимур Аскеров. Еще одно украшение вечера —  Роберто Болле, этуаль La Scala. 

Весь вечер за дирижерским пультом — маэстро Павел Сорокин.

          23, 24, 27 февраля  в Opéra Bastille пройдут равелевские балетные вечера: поклонники умеренно современной хореографии смогут насладиться «Дафнисом и Хлоей» в постановке Бенжамена Мильпье (2014) и культовым «Болеро» Мориса Бежара (1961). Первый балет – красочная игра в классику,  оптимистичная сказка о любви пастуха и пастушки от хореографа кинодрамы «Черный лебедь».  «Болеро» — ода магнетизму и сексуальности Танцовщика. От солиста (или от солистки) требуется не только сумасшедшая пластика, но и сумасшедшая харизма – примерно как у легендарных Хорхе Донна и Майи Плисецкой.

12 февраля Мариинский театр приглашает на открытие III Международного фестиваля «Поющая Масленица». В Концертном зале выступит Пражский филармонический хор (главный хормейстер — Лукаш Василек). Программу концерта-открытия составили Четыре камерные  кантаты чешского композитора Богуслава Мартину. Следующие три дня посвящены шедеврам отечественной музыки. 13 февраля в Мариинском-2 будет дана опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в постановке Дмитрия Чернякова (2001). Партию княжича Всеволода Юрьевича исполняет Александр Трофимов, партию Февронии – Ирина Чурилова, в партии Гришки Кутерьмы —  Андрей Попов.

Автор:  Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

 

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона