«Дягилев+»
Специальный проект Международного Дягилевского фестиваля
Пермская филармония, Большой зал / Пермь
Дирижер: Теодор Курентзис
Оркестр musicAeterna
В программе концертов
Морис Равель
Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»
«Вальс», хореографическая поэма для оркестра, M. 72
Отторино Респиги
«Пинии Рима», симфоническая поэма, P. 141
Даты концертов
26 декабря (чт) 2024 – начало в 20.00
27 декабря (пт) 2024 – начало в 19.00
26 и 27 декабря в Большом зале Пермской филармонии выступит оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Концерты станут главным событием специального проекта Дягилевского фестиваля – «Дягилев+».
Программа включает произведения величайших мастеров оркестра в музыке ХХ века – Мориса Равеля и Отторино Респиги.
Мориса Равеля и Отторино Респиги связывает сотрудничество с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Морис Равель работал с труппой «Русский балет» Сергея Дягилева в Париже. Отторино Респиги написал музыку балета «Волшебная лавка» на основе фортепианных пьес Джоаккино Россини для постановки труппы в 1919 году в Лондоне. Идеи импресарио оказали большое значение на творчество композиторов.
В исполнении оркестра musicAeterna прозвучат Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя» и хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля, ставшие одними из самых репертуарных в мире оркестровых сочинений; симфоническая поэма «Пинии Рима» Отторино Респиги.
Музыку к одноактному балету «Дафнис и Хлоя» Морис Равель написал по заказу Сергея Дягилева. Либретто Михаила Фокина по одноимённому роману древнегреческого писателя Лонга повествует о любви юных пастуха и пастушки. Премьера состоялась в Театре Шатле в 1912 году в исполнении труппы Дягилева, декорации и костюмы разработал Леон Бакст. Хореографию поставил Михаил Фокин. Главные партии исполнили Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Метод композиции Мориса Равеля схож с работой художника, который кистью и красками переносит на холст графический набросок. «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века», – отмечал композитор.
На основе музыки балета композитор составил две оркестровые сюиты. Сюита № 2 создана в 1912 году, полностью включает третью картину балета (номера 10, 11, 12).
«Вальс» Мориса Равеля – хореографическая поэма, написанная в 1920 году. «Вальс» – грандиозная картина «гибели среди блеска». Морис Равель: «Я задумал этот «Вальс» как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря». В приложенной к партитуре авторской программе, начало поэмы охарактеризовано так: «В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильнее. Блеск люстр заливает зал…». Композитор отмечал, что поэма написана для сцены. В 1928 году «Вальс» получил хореографическое воплощение в постановке Иды Рубинштейн в Парижской опере.
«Пинии Рима» (1924) – симфоническая поэма Отторино Респиги для оркестра. «Пинии Рима» – вторая часть триптиха симфонических поэм, воспевающих красоту и историю города, где переплелись прошлое и настоящее итальянской культуры, в котором композитор открыл для себя неисчерпаемый источник вдохновения. В «Римскую трилогию» входят также «Фонтаны Рима» (1916) и «Римские празднества (1928). Программное произведение, впечатляющее яркой живописной оркестровкой, состоит из 4 частей: 1. Пинии виллы Боргезе, 2. Пинии возле катакомбы, 3. Пинии холма Яникул, 4. Пинии Аппиевой дороги.
Перед концертом 26 декабря состоится лекция театрального критика, драматурга Ильи Кухаренко о свойствах музыкального языка композиторов «круга Дягилева».
Перед концертом 27 декабря в рамках Currentzis Lab пройдёт открытая репетиция оркестра musicAeterna и Теодора Курентзиса, мастер-класс на материале концертной программы.
Теодор Курентзис – один из самых неординарных и востребованных дирижеров современности. Теодор Курентзис является художественным руководителем оркестра и хора musicAeterna, создателем международного оркестра Utopia. Неутомимый экспериментатор и новатор, Теодор Курентзис стал уникальным явлением в музыкальном пространстве не только России, но и за её пределами.
Оркестр musicAeterna – российский музыкальный коллектив, созданный Теодором Курентзисом в 2004 году. Репертуар коллектива включает произведения разных эпох и направлений, от музыки барокко до творчества композиторов ХХ и ХХI веков. Выступления musicAeterna проходили в крупнейших концертных залах Германии, Франции, Италии, Испании, США, Японии, на престижных музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Экс-ан-Провансе. Творческая лаборатория musicAeterna, объединяющая все виды искусства, авторские экспериментальные, исследовательские проекты и образовательные программы находится в Доме Радио в Санкт-Петербурге.
Впервые состоявшийся в 2020 году, «Дягилев+» является спутником Дягилевского фестиваля, своего рода послесловием к основной, летней программе. Ежегодно в программу Дягилевского фестиваля входят концерты классической и современной симфонической, хоровой, камерной и экспериментальной музыки, перформансы и выставки. Дягилевский фестиваль был основан в 2003 году. Вдохновитель, идеолог и художественный руководитель фестиваля – дирижер Теодор Курентзис. Его выступления неизменно становятся важной частью программы фестиваля. Форум носит имя импресарио Сергея Дягилева и во многом наследует традиции и дух знаменитых «Русских сезонов». Так сегодня Дягилевский фестиваль объединяет современные идеи и проекты с искусством первой трети XX века.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.