Сон в опере

Жизнь и сновидения – страницы одной и той же книги.
Артур Шопенгауэр

В музыкальных театрах, в самих названиях постановок, традиционно встречается тема сна: тут и «Спящая красавица» Чайковского, и «Сон в летнюю ночь» Бриттена, и «Принцесса Греза» Блейхмана.  Возможно, потому мы так нередко встречаем сонливых театралов, что сама тема сна актуальна для оперного театра… Меняются времена, вслед за классическими приходят авангардные постановки, вместо гармонического звучания оркестра и реалистических декораций, режиссеры все чаще используют современные мультимедийные системы, а зритель продолжает мирно дремать… Так в чем же причина такого завидного усыпляющего эффекта музыкального театра? Давайте попробуем разобраться в этом.

Мы спим в опере, по крайней мере, по нескольким причинам.

Когда мы слушаем музыку, может наступить этот переходный момент от чувства расслабления до сна. Наше восприятие по-прежнему работает, но по-другому. Мы начинаем воспринимать музыку не активно, а более пассивно. Музыка проникает в наши системы, питая подсознание. Прибавьте к этому атмосферу, в которой мы находимся и положение нашего тела. Нас окружают величественные сумерки, мы удобно сидим, откинувшись на спинку сидения, что освобождает наши мышцы от необходимости поддерживать туловище. К примеру, мы слушаем прелюдию к «Лоэнгрину» Вагнера в огромном затемненном оперном зале, мы удобно расположились в кресле, все чувства концентрируются на звуке, ум находится в состоянии покоя, глаза закрыты, так что нет визуального отвлечения, тогда, по известному выражению, все наши чувства «обращаются в слух». Слух становится единственным нашим восприятием, он посылает сообщения в мозг, сердце, легкие, кончики пальцев и ступни.

Австралийский врач-сомнолог Мюррей Джонс изобрел шкалу сонливости Эпворта, глобальный стандарт для измерения склонности человека ко сну во время восьми различных ежедневных занятий. Пациентов просят оценить от 0 до 3 их вероятности засыпания в течение дня во время чтения, просмотра телевизора, передвижении на автомобиле и т.д. В 2002 году Джонс собрал данные о занятиях, способных вызывать сонливость для определения ранжирования по шкале Эпворта каждого вида деятельности. Опрос прошли более 2800 взрослых из семи стран мира. По результатам исследования, первое место занимает чтение, второе – просмотр телевизора, и на почетном третьем месте – посещение театра или другое общественного заведения, в котором движение человека ограничено положением «сидя». С чем связаны такие результаты?  Джонс заключил, что большую роль в повышенной сонливости в театре играет осанка. «Повышение склонности ко сну или собственно процесс засыпания возникает, когда вы мало двигаетесь», – говорит Джонс. Действительно, в зале театра мы сидим, наши движения достаточно ограничены, в результате чего определенные мышечные группы нашего тела находятся в состоянии статического сокращения. Рецепторы этих мышц постоянно посылают сигналы в мозг, порог восприимчивости повышается, что в конечном итоге приводит к утомлению. Вследствие этого снижается проведение импульсов в ретикулярную активирующую систему ствола мозга и таламокортикальные нейрональные системы, которые важны для поддержания бодрствования. Эти эффекты также проявляются изменением сердечного ритма в виде его замедления, падением артериального давления, снижением барорецепторных рефлексов, что лежит в основе процесса засыпания.

Кроме того, существенно повышает склонность ко сну наша усталость. Ведь большинство спектаклей мы посещаем именно в вечернее время, и нередко после тяжелого рабочего дня. Плюс ко всему полумрак расслабляет зрителей, и этот фактор тоже способствует засыпанию.

Но почему некоторые люди засыпают на любых спектаклях, даже на спектаклях ярких, громких, эмоциональных? «Это также может быть признаком нарушения сна», – говорит Филипп Герман, сомнолог и доцент кафедры психиатрии в Медицинской школе Перельманского университета в Пенсильвании. В своей практике он использует шкалу сонливости Эпворта как инструмент для диагностики нарушений сна «исходя из того, что, если вы хорошо отдохнули, вы сможете поддерживать бодрствование даже в сидячем положении и в бездействии», – говорит Герман. Он утверждает, что засыпание в театре, даже иногда, является признаком дефицита сна. Этот дефицит может быть вызван просто переутомлением или расстройством сна. Действительно, большинство из нас просто недостаточно спят –   рекомендованное время для сна взрослого (26–64 года) составляет от семи до девяти часов. По словам Германа, одна из причин, по которой люди засыпают на спектаклях, заключается в том, что с возрастом чаще возникает расстройства сна.

Интересно, что уже несколько лет с большим успехом существует специальный театральный проект «SLEEP» (Сон) британского композитора Макса Рихтера. Программа “SLEEP” – это восьмичасовая симфония-колыбельная, написанная для фортепьяно и струнных, электронных инструментов. Музыка звучит с полуночи до восьми часов утра. В концертном зале для зрителей установлены кровати. В работе над программой музыканту помог известный американский нейробиолог Дэвид Эйгельман, объяснивший ему, как функционирует мозг в состоянии сна, какие именно звуки способствуют погружению в сон. Так что существуют уже спектакли, на которых заснуть не считается признаком дурного тона, где аплодисментами служит мерное дыхание, сопение и периодическое всхрапывание… «Все становится быстрее, наша жизнь ускоряется, и у многих из нас есть потребность отдохнуть. Сон – одна из самых важных вещей, мы тратим на него треть нашей жизни», – пояснил автор необычного произведения.

Тем не менее, заснуть в опере может быть неприятно, особенно если вы прилично заплатили за билеты (а музыкальный овес нынче  –  ох как! – дорог), но слишком устали, чтобы по-настоящему насладиться спектаклем. Мы постараемся дать вам здесь несколько простых рекомендаций, как правильно настроиться на многочасовую постановку, чтобы встреча с прекрасным не превратилось в борьбу со сном.

Для тех, у кого есть такая возможность, мы рекомендуем поспать хотя бы час перед тем, как отправиться в театр. Это гарантированно принесет желаемый эффект. Поспав всего час днем, вы будете бодрствовать во время спектакля вечером.

Следующая рекомендация адресована любителям театральных буфетов и тем, кто посещает кафе и рестораны накануне представления.  Еда и алкоголь расслабляют нас и вызывают сонливость, поэтому один из советов – выпить бокал хорошего вина или другого алкоголя и потрапезничать не до, а после спектакля. Вместо этого можно выпить в антракте чашечку кофе или крепкого чая.

Если вы чувствуете, что начинаете засыпать, точечный массаж поможет вам взбодриться. Воздействие на определенные точки на теле приводит к оптимизации энергетических процессов в организме. Для повышения бодрости следует растереть мочки ушей, нос или виски. Потрите ладони друг о друга.

Существуют также препараты, которые способны уменьшить чувство сонливости, но большую часть таких средств аптеки продают исключительно по рецепту врача. Без рецепта можно приобрести биостимулятор природного происхождения с общеукрепляющим действием Пантокрин. Настойка лимонника также обладает тонизирующим действием. Как вариант можно жевать мятную жевательную резинку.

Итак, отдых, правильное питание, отсутствие аперитива, как правило, будут достаточны для того, чтобы не задремать в опере. К этому можно добавить следующее: прочитайте либретто до первого антракта, чтобы ваш разум был готов следить за происходящим, если, конечно, вы еще не знакомы с сюжетом.

Если следовать вышеперечисленным советам и рекомендациям, то, будьте уверены, сон в опере вас не настигнет, и в итоге вы будете довольны и собой, и увиденным представлением.

 

Шаров Михаил Николаевич

доктор медицинских наук,
профессор кафедры нервных болезней
факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова,
врач-невролог, руководитель Многопрофильного Центра
и специализированного неврологического отделения
ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого

 

Материал подготовлен специально для ТБП «Бинокль». При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона