Опера в июне: традиционные ценности Европы
В июне Вена будет еще охвачена фестивальной лихорадкой, но на афишу главного музыкального театра города это никак не повлияет. Венская опера останется верной самой себе и сделает ставку на проверенное временем искусство. В июне в афишу театра вновь возвращаются две старинные (почти 50-летней давности) инсценировки Отто Шенка, чьи имя справедливо ассоциируется с традиционным постановочным театром. Опера Метрополитен, Венская опера и Баварская опера – последние пристанища умеренного постановочного стиля 70-х годов прошлого века, когда декорации и костюмы не провоцируют, а служат легким введением в эпоху, указанную в либретто как время действия оперы. 2 июня покажут бетховенскую оперу «Фиделио» (19.00) Шенка с чудесным, реалистично-фантазийным оформлением Гюнтера Шнайдер-Симссена. На сцене будет воссоздан колорит предреволюционной Франции, замененной либреттистом на Испанию конца XVIII столетия в том виде, в каком мы ее знаем по картинам и гравюрам. Обживать старомодные декорации будут певцы, привыкшие к более модернистским постановкам. В роли злодея Дона Пизарро выступит опытный вагнеровский певец Альберт Домен. Элегантный Петер Зайферт споет Флорестана на пару с Леонорой Камиллы Нилунд. Роль тюремного надзирателя Рокко исполнит молодой и очень перспективный австрийский бас Гюнтер Гройсбек, которого многие могли слышать в партии Великого инквизитора в «Дон Карлосе». За оркестровый пульт встанет молодой и то же время опытный Корнелиус Майстер, который очень успешно руководит Симфоническим оркестром австрийского радио. О нем пишут как о мастере читать между строк, умеющим услышать в старых партитурах созвучное нашему времени содержание. И еще он слывет большим аккуратистом и перфекционистом, будьте уверены, что с ним оркестровых «ляпов» не будет.
И другое возобновление ретро-материала — «Кавалер розы» Штрауса на следующий день после «Фиделио» 3 июня в 18.30. Это еще более постановочный вариант. С особым тщанием представлены интерьеры венских домов, прихотливые костюмы столичных и провинциальных аристократов, в работу пошли метры батиста и шелка. Также бесчисленные аксессуары – парики, жабо, кринолины, манишки и т.д. Дирижирует продукцией молодой маэстро Саша Гётцель, который на заре карьеры стажировался у Риккардо Мути, Сейджи Озавы и Зубина Меты. В главных ролях корифеи штраусовского репертуара Софи Кох – Октавиан, Ангела Деноке – Маршальша и Петер Розе – барон Окс.
9 (19.30), 14 и 16 (20.00) июня пройдут показы комической оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в постановке Ирины Брук 2015 года. Действие из начала XIX века перенесено в гламурные 1970-е. Главный герой оперы здесь – владелец бара, которого приятель-массажист втягивает в матримониальное приключение, в результате которого племянник Дона Паскуале получает возможность жениться на выбранной им девушке. Эту девушку Брук делает актрисой, для которой ничего не стоит сыграть сначала скромную гимназистку, а позже вульгарную сумасбродку. Норина испортит весь элегантный дизайн бара, оформив его по-новому в кислотных тонах, чем и доведет пожилого псевдо-супруга до бешенства. Ради исполнительницы Норины и стоит пойти на этот спектакль. На премьере 2 года назад блистала Валентина Нафорницэ, в этом июне ее сменит американка Даниэле де Низ, обладательница красивого колоратурного сопрано и изящной балетной фигуры. В роли Дона Паскуале выступит известный итальянский вокалист Микеле Пертузи, поющий по всему миру партии комических басов из опер Россини и Доницетти. И еще одна интрига этого спектакля заключается в том, что всеми тремя представлениями дирижирует молодая дама Сперанца Скаппуччи, когда-то начинавшая карьеру с хорового дирижирования.
На этом июньские подарки Венской оперы не заканчивается, скорее – всё только начинается. В афише значатся три представления «Дона Карлоса» в постановке Даниэле Аббадо 11, 15 и 21 июня (18.00). Дирижирует маэстро топ-класса Мюнг-Вун Чунг. Рамон Варгас поет мятежного дона, Пласидо Доминго — его друга Родриго ди Позу. Красимира Стоянова исполнит роль Елизаветы Валуа, Елена Жидкова станет принцессой Эболи. В партии короля Филиппа выйдет итальянский бас Ферруччо Фурланетто, а Великого инквизитора споет Александр Моисиус. Все эти потрясающие певцы и актеры окажутся вовлеченными в политический триллер, придуманный режиссером Даниэле Аббадо. Он построен по принципу нагнетания страстей, чередования неудачных встреч, драматичных расставаний, неожиданного раскрытия семейных тайн. И все это на фоне религиозного мракобесия, которое как спорадическая эпидемия поражало и будет поражать самые богатые и благополучные города и страны в разные эпохи.
Ностальгические постановки можно найти и в июньской афише Баварской оперы. 1, 3, 7 (19.00) и 10 (18.00) июня в Мюнхене возобновят оперу Дж. Россини «Золушку» Россини в легендарной постановке Жана-Пьера Поннеля, известную всем меломанам по видеозаписи с Фредерикой фон Штаде в роли Анжелины. Режиссер Поннель, который сорок лет назад считался культовым постановщиком и автором многочисленных нововведений в оперную режиссуру, соединяет в «Золушке» полностью обставленные жилые павильоны, где происходит большая часть действия, с красивыми архитектурными проекциями, выбивающими у зрителя почву реальности из под ног, заставляя его думать, что опера – это чудесное путешествие во времени, которое он магическим способом совершает, сидя в удобном театральном кресле. Баварская опера исполняет «Золушку» без плеяды приглашенных солистов, в основном своими средствами, но состав исполнителей впечатляет в любом случае, в том числе и благодаря участию молодых певцов, победителей престижных оперных состязаний. Молодой тенор из ЮАР Леви Секгапане, завоевавший первую премию на конкурсе Кабалье и спевший сольный концерт в Петербурге на фестивале «Музыкальный Олимп», в этой постановке исполнит партию Дона Рамиро. Венецианский бас Лоренцо Регаццо будет веселить публику в роли Дона Маньифико. Но главное ожидание этой «Золушки» — ирландское меццо-сопрано Тара Эрро в заглавной роли. Певица уже громко заявила о себе участием в постановках опер Моцарта и Штрауса на Зальцбургском и Глайндборнском фестивалях. За пульт встанет итальянский маэстро Джакомо Сагрипанти, специализирующий на музыке композиторов бельканто Россини, Беллини, Доницетти.
В июне есть еще одна возможность увидеть и услышать в Баварской опере Пласидо Доминго, поющего с некоторых пор баритональные партии. 27 и 29 июня (19.00) харизматичный испанец поет Жоржа Жермона в «Травиате» Гюнтера Кремера. Постановка вневременная, вернее, вырванная из контекста времени, посвящена человеческим чувствам, предполагает авторский подход исполнителей. Доминго выступит в хорошей компании – с одной стороны Соня Йончева, с другой – Чарльз Кастроново. Трудно сказать заранее, о чем будет их история, надо ехать и смотреть. Дирижирует молодой веронец Андреа Баттистони. В прошлом году в 29 лет он стал главным дирижером Филармонического оркестра Токио.
Для тех, кто остается до конца июня в странах немецкого языка, рекомендую съездить в Берлин на премьеру «Искателей жемчуга» Бизе в Театре Шиллера (постановка Немецкой государственной оперы) с Ольгой Перетятько в главной роли. Всего в серии покажут четыре спектакля – 24 (18.00) и 30 (19.30) июня, 2 и 4 июля (19.30). За пульт Государственной капеллы встанет ее шеф Даниэль Баренбойм. А ставит спектакль знаменитый немецкий кинорежиссер, автор великой ленты «Небо над Берлином» Вим Вендерс.
Между тем оперной Меккой июня станет Лондон, где готовят премьеру «Отелло» с Йонасом Кауфманом в заглавной роли. 21 и 28 (19.30), 24 (19.00) июня, 2 июля (14.00), 6 и 10 июля (19.30) певец будет дебютировать в ведущий партии тенорового репертуара. Важно, что в команде с ним выступает и французский баритон Людовик Тезье, поющий Яго. Этот великолепный дуэт сложился еще в мюнхенской «Силе судьбы», только в «Отелло» Тезье будет петь не сумасшедшего героя вроде брата Леоноры Карлоса, помешанного на мести, а самого хладнокровного мерзавца мировой оперы. Кто кого переиграет? Всплывет ли старая легенда про Тито Гобби, который втихомолку переименовал оперу в «Яго», считая, что Верди прорисовал образ друга и предателя Отелло гораздо выразительнее образа заглавного героя. Дездемоной станет итальянка Мария Агреста. Ставит «Отелло» Кит Уорнер, не самый радикальный режиссер, любящий тем не менее переносить время действия опер в XX век. За пульт встанет руководитель оркестра королевского оперного театра Антонио Паппано, которого с Кауфманом давно связывают параллельные с оперными постановками творческие проекты. 8, 12 и 15 июля (19.30) этот же спектакль пройдет с другим составом исполнителей, тоже очень интересным. Выступит славная компания певцов, состоящая из Грегори Кунде, Доротее Рёшман и Зелько Лучича. У кого есть время и возможность, стоит пойти на оба состава, тем более что они выступают рядом.
Пока Паппано занят с «Отелло», его коллега Бертран де Бийи продирижирует в опере Ковент-Гардена целой серией «Любовных напитков» Гаэтано Доницетти в забавной «сельской» постановке Лорана Пелли, которая шла на многих сценах Европы, включая парижскую Опера Бастий, и стала хрестоматийной. Открываются показы 27 и 30 мая (19.30), следующие даты – 3, 6, 13, 16, 19 и 21 июня (19.30), 11 июня (18.00). Исполняют оперу 2 разных состава. В спектаклях с 27 мая по 11 июня заняты Претти Йенде в роли Лизы, Липарит Аветисян – Неморино, Алекс Эспозито – Дулькамара и Паоло Бордонья – Белькоре. Во втором блоке поют польское сопрано Александра Куржак, французский тенор Роберто Аланья, тот же Алекс Эспозито и чех Адам Плачетка. Спектакль очень веселый, красивый и по-настоящему мелодраматичный.
И немного разнообразия в финале нашего немецко-английского анонса. Кроме вышеописанных спектаклей Шенка и Поннеля, которые идут в Вене и Мюнхене, есть одно имя итальянского режиссера, чьи спектакли желанны любителям традиционного реалистичного театра. В миланском театре Ла Скала возобновляют «Богему» Франко Дзеффирелли с Соней Йончевой в роли Мими. Спектакли пройдут 7, 10, 15 и 20 июня и 14 июля (20.00). И второй блок с Айлин Перес – 30 июня, 3, 5 и 10 июля (20.00). Рудольфа все дни поет Фабио Сартори, Марселя – Симоне Пьяццола. Дирижирует Эвелино Пидо – знаток итальянской музыки XIX века. Возобновлением «Богемы» будут специально заниматься ассистенты режиссера. В постановке много всяких важных деталей, заимствованных Дзеффирелли из либретто. Рассматривать их, пока герои пускаются в долгие вокальные объяснения, одно удовольствие для любителя оперной классики.
Последнее рекомендуемое направление месяца – Льеж. В июне можно свернуть с проторенных оперных дорог и отправиться в новые для себя города вслед за любимыми исполнителями, потому что они поют все спектакли серии и можно успеть попасть в театр в подходящий тебе день. В Королевской опере Валлонии в бельгийском Льеже 16, 20, 22, 27, 29 июня (20.00) и 25 июня (15.00) возобновляют «Отелло» в постановке художественного руководителя театра Стефано Маццониса ди Пралаферы. Спектакль сделан в изящной стрелеровской манере с красивыми световыми решениями. Герои живут не как люди в реальном мире, а как куклы в витрине, которую постановщик может осветить и затемнить удобным ему образом. Детали интерьера размыто условные, они существуют лишь как фон для персонажей, которые одеты, причесаны и загримированы максимально выпукло, словно мы смотрим на них через увеличительное стекло. В июне в льежском «Отелло» соберется мощный состав певцов: Хосе Кура, Чинция Форте и Пьер Ив Прюво. Дирижировать оперными постановками будет молодой итальянский дирижер Паоло Арривабени, ученик Даниэле Гатти. История оперной труппы театра начинается в 1967 году, но сам театр существует с 1820 и его интерьер сохранил любопытные артефакты XIX и XX вв. Например, сохранились помпезный живописный плафон и люстра. Здание капитально отремонтировали в 2012 году, была улучшена акустика зала, который сегодня считается если не идеальной, то вполне приемлемой.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»