Оперная афиша апреля: Берлин, Зальцбург, Барселона, Нью-Йорк, Москва, Дрезден, Вена
2 апреля Берлинская Штаатсопер — Staatsoper Unter den Linden – дает вагнеровского «Парсифаля». В Германии в пасхальные дни это самая востребованная оперная история. В ней есть чудо преображения, чудо искупления. Однако режиссер-постановщик Дмитрий Черняков не увидел в «Парсифале» сияющего света преображения, к которому было направлено все вагнеровское повествование о Парсифале, «святом простаке», и страдающих рыцарях Святого Грааля.
Этот спектакль раскрывает темные стороны человеческой души, а про светлые умалчивает. Свое впечатление от премьеры постановки в 2015-ом оперный критик Ирина Муравьева сформулировала так: «упразднился сам миф, уступив место плоской криминальной теме “братвы”, в которую выродилось в современном мире рыцарское братство». Критик Гюляра Садых-заде выявила не криминальный, а, скорее, социально-обличительный вектор концепции Чернякова: «Его «Парсифаль» – сознательный вызов, провокация и отрицание шаблонов – не внешне, а по сути».
Рыцари или братва, Священный Грааль или кровь «братка» — как бы то ни было, история от Чернякова разворачивается в некой маргинальной среде, грязной и сумрачной. Далеко не вся публика, пусть и привыкшая к режиссерским эксцессам, приняла эту историю. Но работу маэстро Баренбойма на премьере высоко оценили все.
Баренбойм–Черняков – уже сложившийся театральный тандем. В их совместном репертуаре — «Борис Годунов» Мусоргского, «Игрок» Прокофьева, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Дирижер говорит, что в Чернякове его привлекает сочетание «абсолютной театральности со способностью интерпретировать поэтический текст, даже если это внешне выглядит как полное безумие. В основе всегда лежит ясно рассказанная история» (из интервью 2017 года). Бесспорно то, что российского режиссера нельзя упрекнуть в отсутствии умения создавать неординарные, провокационные концепции. Ну а дальше – «думайте сами, решайте сами».
Важным аргументом в пользу посещения спектакля является великолепный состав: короля Амфортаса исполняет Лаури Вазар, рыцаря Гурнеманца – Рене Папе, «святого простака» Парсифаля с огромным рюкзаком — Андреас Шагер, беспокойную Кундри – Нина Штемме, чародея Клингзора — Фальк Штрукман.
2 апреля Зальцбургский Пасхальный фестиваль приглашает в Большой фестивальный дворец — Grosses Festspielhaus — на «Тоску» Пуччини в постановке Михаэля Штурмингера. Это ключевое событие фестиваля, поэтому к его созданию привлечены профессионалы экстра-класса. Заглавную партию исполняет Аня Хартерос, Марио Каварадосси – молодой тенор-спинто Александр Антоненко, а в партии Скарпиа выступит многоопытный французский баритон Людовик Тезье. За дирижерским пультом – маэстро Кристиан Тилеман, художественный руководитель фестиваля и главный дирижер Дрезденской государственной капеллы.
Напомним, что Пасхальный фестиваль – это детище великого Герберта фон Караяна. Впервые он прошел в 1967 году. Фестиваль длится всего 10 дней, но программа его включает не только оперные представления, но и хоровые, камерные вечера.
И все же главной героиней Salzburg Easter Festival станет бесподобная «Тоска»: меняются времена, идеалы, бренды, а люди по-прежнему страдают вместе с Флорией Тоской, подло обманутой бароном Скарпиа, рыдают вместе с обреченным Марио. Гибнут и влюбленные, и злодей, а мы снова и снова идем на спектакль, чтобы услышать незабываемое «Vissi d’arte» («Только пела, только любила…»), проникновенное «E lucevan le stelle» («Сияли звезды…»).
Аня Хартерос, каммерзенгерин Баварской оперы, к партии Тоски шла постепенно. Довольно долго она сосредотачивалась на моцартовском репертуаре: была прекрасной Графиней в «Свадьбе Фигаро», неподражаемой Фьордилджи в «Così fan tutte». Постепенно добавлялись вердиевские героини, Мими в «Богеме» Пуччини. И вот – «Тоска». В 2014 году меломаны обсуждали ее выступление в спектакле Баварской оперы, в 2016-ом – в Венской Staatsoper (в классической версии Маргерите Вальман, созданной в 1957 году в расчете на Ренату Тебальди). Очень впечатляет выбранный Аней темп знаменитой арии «Vissi d’arte»: она поет необыкновенно медленно, на бесконечном дыхании, проникновенно. Как бы ни стремился режиссер к действию без остановок, в случае с Хартерос остановка по требованию публики после этой арии гарантирована.
Судя по интервью, маэстро Тилеман и Михаэль Штурмингер убеждены, что Пуччини создавал «Тоску» как триллер. Дирижер добавляет, что это опера о людях в экстремальных ситуациях. Режиссер уточняет, что намерен показать известную историю в новом свете. Словом, должно быть страшно, страстно и интересно.
6 и 8 апреля в Барселоне, Большом театре «Лисео» в концертном исполнении прозвучит «Аттила» Верди. Эта опера возвращается на сцену Gran Teatre del Liceu после 34-летнего перерыва. Возвращение «Аттилы» связано с личностью Ильдара Абдразакова: партия вождя гуннов становится, похоже, одной из самых интересных для певца и может потеснить Мефистофеля Гуно и Бойто, вердиевского Филиппа II. Про певца говорят, что у него как будто три голоса: «краска басовая, исполнение высокое, как у баритона, а вокальная техника, как у тенора». Наверное, поэтому в его расписании «Борис Годунов» Мусоргского спокойно соседствует с операми Россини.
Для партии вождя гуннов такое соседство полезно: как было отмечено в одном из отзывов на премьеру «Аттилы» в «Мете» в 2010-ом, это сложный персонаж – «чуткий, романтичный, мечтательный». Добавим к этому жажду власти, и станет понятно, что Абдразаков с его героями-повелителями в партии Аттилы очень убедителен.
Очень непроста партия римского военачальника Эцио, как непрост и сам герой, готовый променять весь мир на Рим. Баритон Василий Ладюк уже неоднократно исполнял эту роль. Не исключено, что во время дуэта с Аттилой симпатии публики будут на стороне Эцио, так преданного родному Риму.
Иногда главным персонажем оперы называют прекрасную, воинственную Одабеллу, попавшую в плен к гуннам. Подобно библейской Юдифи, очаровавшей, а потом убившей Олоферна, она покорила сердце Аттилы, чтобы затем заколоть. В виртуозной и очень драматичной партии Одабеллы выступит Анна Пироцци. Она прилетит из Лондона сразу после исполнения партии леди Макбет в спектакле «Ковент-Гарден».
За дирижерским пультом — еще одна прекрасная дама: Сперанца Скаппуччи.
12, 20, 17, 24 и 28 апреля – сказочная премьера в «Метрополитен-опера»: «Золушка» («Cendrillon») Жюля Массне в постановке Лорана Пелли после 12 лет триумфальных показов на ведущих сценах мира наконец-то добралась до Нью-Йорка.
Сочетание фантастического, лирического, забавного – идеальные условия для такого фантазера, как Пелли. Он любит оперетты, ему блестяще удаются комические оперы (вспомним искрометную, ребячливую «Дочь полка» с Натали Дессей). Но мастер ставил и совсем не шуточные оперы (назовем хотя бы «Вертера», «Манон», «Дон Кихота» Массне). Те, кто уже видел «Золушку» в театре Санта-Фе, в котором спектакль и рождался, или в Барселоне, или в Лондоне, утверждают: постановка гениальна. Работа режиссера – одновременно очень тонкая (пластика героев продумана до мелочей) и эффектная (тут и дефиле невест в огненных тонах, и карета из букв).
Бриллиантовый блеск спектаклю «Мета» придаст меццо-сопрано Джойс ДиДонато: на этом сказочном балу она дебютантка лишь по сценарию, а по сути – истинная королева. Теплый, светлый голос, виртуозная техника (а Массне не поскупился на сложности), сценическая подвижность и полное отсутствие примадонского пафоса делают ее идеальной Золушкой. Джойс пела и «Золушку» Россини, поэтому особые качества героини Массне – кстати, ее настоящее имя Люсетта — чувствует тонко: «Она мечтает поехать на бал не ради встречи с Принцем – она едет ради волшебства!»
Придумывая бальный наряд Золушки, Лоран Пелли был озадачен тем, как связать его с жизненной историей героини. Он оставляет подол платья черным, как будто испачканным золой, но постепенно, с каждым сантиметром, цвет становится все светлее. И таких визуально-психологических находок в спектакле немало.
Вместе с Джойс ДиДонато сказку — с намеком! — на сцене создают две меццо-сопрано Элис Кут (Принц) и Стефани Блит (Мачеха — Мадам де ла Олтьер), сопрано Кэтлин Ким (Крестная Фея), бас Лоран Наури (родной папа по имени Пандольф). За дирижерским пультом – маэстро Бертран де Бийи.
21, 26, 30 апреля в «Метрополитен-опера» начинается весенняя сессия показов премьеры сезона — оперы Пуччини «Тоска» в постановке Дэвида Маквикара с Анной Нетребко в заглавной партии. Этот спектакль станет идеальным событием для тех, кто ждет от оперного театра прекрасного пения, сильных эмоций, эффектного оформления и не хотел бы тратить свое драгоценное время на разгадку режиссерских ребусов. Авторы спектакля внятно очертили круг проблем: это история о Риме – городе, где соединяется старое и новое, о столкновении старого и нового. И, конечно, о Диве. Художник-постановщик Джон Макфарлейн заметил, что Вечный город в «Тоске» — такой же важный персонаж, как Париж в «Богеме».
В опере целый ряд событий связан с Наполеоном – из диалогов героев мы узнаем о том, как идет борьба за Рим. Но что публике до Бонапарта, если на сцене Тоска – роскошная, экзальтированная, ревнивая?..
Анна в ближайшие годы будет часто исполнять «Тоску». Однако, готовясь к дебюту в «Мете», призналась, что пуччиниевская «Манон» ей ближе и музыкально, и драматически. Певица посетовала: «Флория Тоска?.. Я никогда не была особым фанатом этого персонажа. Конкретно ее музыка не вызывает у меня каких-то таких чувств. Мне нравится музыка Каварадосси, я в восторге от персонажа Скарпиа и всего, что с ним связано».
Неудивительно, что Анна, с таким упоением исполнявшая леди Макбет, отдает предпочтение барону Скарпиа. Но раз уж эту злодейскую партию ей не спеть, она пообещала полюбить свою героиню и сделать ее убедительной. Можно не сомневаться: на фоне Нетребко-Тоски померкнет и барон, и Наполеон. Хотя тягаться есть с кем: партию Скарпиа исполняет Михаэль Фолле (больше известен в вагнеровском репертуаре, но и в Пуччини он чувствует себя уверенно), а в партии Каварадосси выступит Марсело Альварес (московской публике он наверняка запомнился по танго-программе в «Новой опере»). За дирижерским пультом — Бертран де Бийи.
20-22 и 24-26 апреля Большой театр приглашает на премьеру оперы Верди «Бал-маскарад». Режиссер и сценограф — Давиде Ливерморе, дирижер-постановщик — Джакомо Сагрипанти. Известно, что боевое крещение маэстро Сагрипанти прошел в Большом театре: «Ведь он у нас делал первые шаги, дирижируя спектаклем «Дон Карлос», и его слава началась после удачного дебюта в Большом театре», — напомнил Владимир Урин на пресс-конференции по поводу новинок сезона.
Среди недавних работ режиссера Давиде Ливерморе – генделевский «Тамерлан» в «Ла Скала», действие которого режиссер решительным, буквально ленинским жестом перенес в мятежные дни Великой Октябрьской социалистической революции.
Рискнем предположить, что вердиевский «Бал-маскарад» с весьма политизированной историей в интерпретации Ливерморе вряд ли избежит контактов с современностью. Интересно, какую версию либретто выбрали постановщики – ту, что о шведском короле Ричарде, или ту, что о скромном бостонском губернаторе Ричарде? В любом случае, смело, товарищи, в ногу – со временем и актуальными театральными трендами! Важно добавить, что работы режиссера – будь Россини, Беллини, Пуччини — отличаются очень эффектными визуальными решениями. Будем надеяться, что «Бал-маскарад» не станет исключением
Состав солистов пока держится в тайне, но среди меломанов ведутся бурные обсуждения: называются имена и солистов Большого, и приглашенных звезд.
21 и 30 апреля в дрезденской Опере Земпера — Semperoper — будет показан «Отелло» Верди в постановке Венсана Буссара. Спектакль создавался в 2016 году для Пасхального фестиваля в Зальцбурге. Тогда партию Яго должен был петь Дмитрий Хворостовский, но, увы, этого не случилось. Отзывы о зальцбургском «Отелло» были разные: кому-то спектакль показался консервативным, кого-то смутили отдельные режиссерские решения (самоубийство Отелло, к примеру).
Драматургия Шекспира и Верди абсолютна узнаваема. Узнается и эпоха: правда, к веку «венецианского мавра» добавлено несколько мгновений из века позднего Верди (аплодисменты кутюрье Кристиану Лакруа – создателю костюмов). Интересно показана демоническая природа зла Яго. Черная дьяволица ходит за героем по пятам и поддерживает его темные намерения. Этот прием напомнил о том, как привольно чувствовал себя на сцене Амур из совсем другой оперы — «Свадьбы Фигаро», поставленной Клаусом Гутом для Зальцбурга в 2006 году (с Нетребко — Сюзанной).
Партию Дездемоны исполнит в дрезденском спектакле Хибла Герзмава. Эта роль вошла в ее репертуар совсем недавно: певица спела ее впервые в 2016 году в «Мете». Хибла полюбила новую партию. «Это абсолютно мое, на сто процентов — по голосу, темпераменту, внутренней линии, по характеру», — рассказала певица в интервью. Партию Отелло исполнит Роберт Дин Смит, а стать Яго предстоит Маркусу Марквардту. За дирижерским пультом — Даниэле Каллегари.
23, 26, 29 апреля в Венской государственной опере дают оперу Джордано «Андре Шенье» в постановке Отто Шенка. Эта история о Французской революции, любви и кровавом терроре, пожалуй, чуть реже, чем остальные оперные шедевры, подвергается реновации, вольной интерпретации и прочим манипуляциям. Спектакль патриарха оперной режиссуры был представлен венской публике в 1981 году. Заглавную партию в нем исполнил Пласидо Доминго – один из самых запоминающихся Андре.
Действие в этом спектакле разворачивается в том времени и в том месте, которое определено композитором и самой историей: конец XVIII века, Париж. От этого постановка не становится скучнее: напротив, она удивляет тем, что традиционные средства выразительности (оказывается!) могут быть такими действенными. Сильнейшая черта режиссуры Шенка – ее музыкальность. Бесспорным доказательством является спектакль «Кавалер розы», поставленный режиссером в Вене совместно с легендарным Карлосом Кляйбером в 1994 году.
В апрельских спектаклях титульную партию исполняет Йонас Кауфман. Он задумывался об этой роли еще лет 10 назад, но исполнил впервые в 2015-ом, в «Ковент-Гарден». Как и в недавних представлениях «Андре Шенье» в Баварской опере, в Вене Кауфман поет вместе с Аней Хартерос (Мадлен). Партию Жерара исполнит Роберто Фротали. За дирижерским пультом — Марко Армильято.
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»