Июньские оперные спектакли и концерты: Баден-Баден, Лондон, Берлин, Нижний Новгород
3 июня в Баден-Бадене в Большом фестивальном дворце – Festspielhaus – выступит Соня Йончева. На сайте Festspielhaus’а она представлена как «it girl» мировой оперной сцены, что является комплиментом ее чувству стиля, элегантности. Говорить о том, насколько болгарская певица успешна в итальянском, французском, русском репертуаре, излишне. Напомним только, что в апреле она была отмечена премией «Opera News Awards». Одной из самых ярких работ Сони Йончевой в этом сезоне стала заглавная партия в «Луизе Миллер» Верди, поставленной в «Мете».
Выступление в Баден-Бадене является частью тура певицы по случаю выхода «The Verdi Album». Альбом был записан Соней с Münchner Rundfunkorchester под управлением Массимо Дзанетти. В концерте прозвучат арии и дуэты из «Трубадура», «Луизы Миллер», «Дон Карлоса» и других вердиевских шедевров. В дуэтах партнером Сони станет ее брат Марин Йончев. Он начинал музыкальную карьеру с поп- и рок-музыки. Но, пожалуй, в арии Каварадосси «Recondita armonia» певец интереснее, чем в рок-композициях.
На концерте в Баден-Бадене Соня и Марин Йончевы выступят в сопровождении Базельского симфонического оркестра (Sinfonieorchester Basel) под управлением маэстро Дзанетти.
4 июня в лондонском «Ковент-Гарден» состоится необычный дебют: неподражаемая меццо-сопрано Джойс Дидонато впервые выступит в этом театре с сольной программой. В оперных постановках «Ковент-Гарден» она участвует с 2003 года. Надо признать, что совместных проектов театра и Джойс не так много, как хотелось бы, но уже одна Шарлотта в «Вертере» Массне – это целое сокровище. Каждая интонация создавалась буквально как для чеховской пьесы вместе с маэстро Антонио Паппано. В июньском сольном концерте именно он будет верным спутником-пианистом Джойс.
Этот дуэт уже знаком публике по фееричной программе «Joyce and Tony», представленной в лондонском Wigmore Hall в 2014 году. Гурманская программа состояла из неожиданного сочетания вокальных сочинений разных эпох: Гайдн, Россини, Вила-Лобос, Керн – комбинация смелая и беспроигрышная. И беспроигрышная настолько, что альбом «Joyce and Tony: Live at Wigmore Hall», получил «Грэмми».
Возможно, что и июньский концерт, или, как указано в анонсе, «особый вечер», будет сочетать несочетаемое. В любом случае, Джойс и Тони сотворят нечто невероятное.
В июне в Нижнем Новгороде продолжится ХV Международный фестиваль искусств имени Андрея Сахарова «Русское искусство и мир».
7 июня на сцене Кремлевского концертного зала с сольной программой выступит Люка Дебарг. В этом сезоне он, к счастью, много вступает в России, радуя не только московскую и петербургскую публику, но и меломанов региональных центров. В центре интересов пианиста сегодня – музыка Бетховена, Шуберта, Шопена, Равеля, Скарлатти.
В Нижнем Новгороде Люка представит «польскую» программу – сочинения Фредерика Шопена и Кароля Шимановского. Прозвучат Первое и Второе скерцо, Баркарола, Полонез ор.53 («Героический») и Ноктюрн ор.48 №1 Шопена. Наследие Шимановского будет представлено Второй сонатой. Надо признать, что в России его музыка звучит редко, хотя и Генрих Нейгауз, и Святослав Рихтер старались привлечь внимание к этому композитору. Настойчив в своем намерении вернуть современной публике Шимановского и Дебарг.
8 июня — заключительный день фестиваля. Плечом к плечу пройдут серьезную дистанцию от Бетховена до Гершвина Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Скульского и Денис Мацуев. После «Творений Прометея» (увертюры и балетной музыки Бетховена) прозвучат Четвертый фортепианный концерт Рахманинова и Рапсодия в стиле блюз Джорджа Гершвина. Благодаря Денису Концерт №4 скоро станет столь же любимым, как Второй и Третий. По «вине» Дениса для пианистов, не обладающих мощной энергетикой, Рапсодия в стиле блюз скоро станет закрытой территорией
7, 10, 13, 17, 13, 28 июня в лондонском «Ковент-Гарден» — Royal Opera House Covent Garden – представляют премьеру «Лоэнгрина» Вагнера. Эта опера не ставилась здесь с 1977 года.
За воплощение истории о таинственном Лоэнгрине, сыне Парсифаля, и юной Эльзе взялся американский режиссер Дэвид Олден. Он знаком российской публике по «Билли Бадду», поставленному в Большом театре «по следам» спектакля Английской национальной оперы. Очень обнадеживает признание Олдена по поводу того, что «все заложено в музыке». Однако режиссер уточняет: «Конечно, я — не заключенный партитуры, нет никаких ограничений.<…> По мне, если нет никакого конфликта в зрительном зале, нельзя считать постановку успешной». На его спектаклях в зале случались настоящие драки, но чаще все проходит более-менее мирно.
И все же по поводу мира – по крайней мере, того, что на сцене, — у публики не должно быть иллюзий. История рыцаря Лоэнгрина у Олдена разворачивается в разбомбленном городе: это «мрачный мир, живущий под угрозой извне», а выжившие в нем люди «нуждаются в четких ориентирах и лидере».
Уже несколько сезонов лучшим Лоэнгрином на международной оперной сцене справедливо считается Клаус Флориан Фогт. Один из зрителей после «Лоэнгрина» с Фогтом написал, что тому можно выходить на сцену без лат и грима – и так сразу все понятно: он – рыцарь. Голос Фогта не просто светлый, лирический, а почти дискантово чистый.
Избранницу рыцаря исполнит очаровательная Кристина Ополайс (как хотелось бы назвать ее нашей, но, увы…). Несколько лет назад Кристина была уверена, что ее жизнь – это героини опер Пуччини, Татьяна и Русалка. А после того как Даниэль Баренбойм сказал, что ей следует петь Вагнера, они даже немного поссорились. И вот сегодня Ополайс поет Эльзу. Браво маэстро за пророчество, спасибо Кристине за готовность к эксперименту. Кстати, все благоприятствует прекрасному выступлению в этой партии: за дирижерским пультом – Андрис Нельсон, супруг певицы, а на сцене, кроме рыцаря Фогта, Кристина Герке (Ортруда) и Томас Майер (Фридрих Тельрамунд).
10, 14 июня в Берлине, в Немецкой государственной опере — Staatsoper Unter den Linden, или Staatsoper Berlin — будет представлена опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в постановке Рут Бергхаус (1927-1996). Спектакль возвращается на сцену после десятилетнего перерыва. Бергхаус – одна из ключевых фигур немецкой оперной режиссуры второй половины ХХ века. Сразу стоит отметить, что ее стиль очень далек от академического, традиционного – притом что режиссер всегда вдохновлялась партитурой, а не тенденциями.
Клаус Целяйн, ассистировавший когда-то Бергхаус, так формулирует ее художественное кредо: «Перед нами нет ничего, кроме оперного текста, и мы обязаны вчитаться в него так глубоко, как только можем. Нет никакой традиции, ничего — только партитура. И мы, как археологи, должны добраться до самых корней». Вчитываясь в партитуру Дебюсси, Рут Бергхаус в содружестве с художником Хартмутом Мейером воссоздает ирреальный мир с ирреальными страстями. Собственно, даже не страстями, а «сублимированными психическими процессами», как сказано в анонсе. Читая либретто, можно подумать, что «Пеллеас и Мелизанда» — просто история, в которой он любит ее, а она любит его брата. Но ничего простого в этом спектакле нет: даже пространство сцены геометрически причудливо.
В партии Пеллеаса выступит Ролландо Виллазон (Вильясон), в партии Голо – Михаэль Фолле. Меццо-сопрано Марианна Кребасса дебютирует на сцене Staatsoper в партии Мелизанды (хотя эту партию обычно исполняют сопрано). За дирижерским пультом – Даниэль Баренбойм.
17, 21, 24, 29 июня в Staatsoper Berlin состоится премьера оперы Верди «Макбет». Звезды сошлись так, что постановку создают и в постановке участвуют только звезды. Ставит «Макбета» Гарри Купфер, а музыкальным руководителем является Даниэль Баренбойм. В тандеме два маэстро уже неоднократно работали. Так, в Байрейте, в 1988 году они выпустили «Кольцо нибелунга». Позднее, в Берлинской Штаатсопер Баренбойм и Купфер поставили еще несколько спектаклей: в этом ряду — «Парсифаль», «Тангейзер», «Тристан и Изольда» и снова «Der Ring des Nibelungen».
Приятно напомнить о сотворчестве Анны Нетребко и Даниэля Баренбойма. Кроме встреч в оперных проектах они подготовили несколько камерных программ, в которых маэстро блистал за роялем. Вместе они записали «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса.
Анна и король Доминго нередко работают вместе: это и шикарные гала, и два «Трубадура» Верди — в Берлинской Штаатсопер (2013) и на сцене Большого фестивального дворца в Зальцбурге (2014).
Анна Нетребко попробовала себя в партии леди Макбет в 2014 году в постановке Эдриана Ноубла, а этой весной закрепила успех своей леди убийцы в спектакле Филлиды Ллойд.
Как это часто бывает, концептуальные особенности премьерного спектакля в Берлинской Staatsoper не разглашаются. Но можно вспомнить о том, что Гарри Купфер был едва ли первым оперным режиссером, — а начинал он в 1958 году, — решившимся придать классической опере черты остросовременной драмы. Меломаны, интересующиеся судьбой русских опер за рубежом, наверняка вспомнят «Сказание о невидимом граде Китеже», поставленном Купфером на фестивале в Брегенце в 1995 году. «Меня здесь гораздо больше волнует ассоциативная связь не с конкретным событием — но с тупым, страшным и деструктивным желанием людей убивать: ведь когда проливается кровь, уже нет правых и виноватых», — рассказывал режиссер о том спектакле.
Может быть, и в кровавой шекспировской трагедии Купфер займется природой «деструктивного желания»?
Итак, в главных партиях в премьерных спектаклях «Макбета» выступят: Пласидо Доминго (Макбет), Анна Нетребко (леди Макбет), Квангчул Юн (Банко), Фабио Сартори (Макдуф).
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»