4 июля открывается фестиваль в Экс-ан-Провансе — Festival International d’art Lyrique d’Aix-en-Provence. В этом году он отмечает 70-летие, а его Академии (Académie du Festival d’Aix) – кузнице фестивальных кадров — исполняется 20 лет. Руководитель Festival d’Aix-en-Provence Бернар Фокроль, рассказывая об идеологии Экса-2018, выделяет две темы: это любовь и наше отношение к прошлому в различных проявлениях.
Кульминацией фестивального проекта Фокроль называет постановку «Orfeo & Majnun» — «Орфей и Маджнун». Спектакль будет показан 8 июля на Cours Mirabeau. В нем отражены ключевые идеи фестиваля в Экс-ан-Провансе: творчество, межкультурный диалог. Создатели проекта – либреттисты, композиторы, режиссеры – объединили греческий миф об Орфее и Эвридике с арабской легендой о Каисе-Маджнуне (что означает «безумный от любви») и Лейле/Лейли. В итоге должна получиться история о «любви, которая сильнее отчаяния».
Авторы музыки — Монейм Адван, Ховард Муди, Дик ван дер Харст. Режиссеры-постановщики – Айран Берг, Мартина Винкель. Дирижер – Бассем Акики. В заглавных партиях: Лоай Сроуйи/Loay Srouji (Маджнун), Най Баргути (Лейла), Йоанн Дюбрюк (Орфей), Юдит Фа (Эвридика). Опера исполняется на английском, французском и арабском языках.
Из классического репертуара в афише фестиваля Экс-ан-Прованса значатся «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Ариадна на Наксосе» Штрауса, «Огненный ангел» Прокофьева.
Опера Пёрселла «Дидона и Эней» будет представлена 7, 10, 12, 13, 17, 18, 20 и 23 июля в Archevêché theater. Постановка создается при активном участии учеников Académie du Festival d’Aix. Режиссером спектакля станет выпускник Академии Венсан Югэ. По его просьбе Мейлис де Керангаль написала Пролог, описывающий странствия Дидоны. Главные партии исполняют: Келебожиль Перл Безонг (Дидона), Тобиас Гринхальг (Эней). Дирижер – Вацлав Лукс.
«Волшебная флейта» — это возобновление спектакля Саймона Макберни, показанного в Экс-ан-Провансе в 2014 году. Спектакли пройдут 6, 9, 11, 14, 16, 21, 24 июля в Grand Théâtre de Provence. В анонсе подчеркивается деликатный подход Моцарта к проблеме противостояния полов и любовь Макберни к оригинальным сценическим эффектам. В главных партиях – Дмитрий Иващенко (Зарастро), Станислас де Барбейрак (Тамино), Кэтрин Левек (Царица ночи), Мари Эриксмоэн (Памина), Томас Олимэнс (Папагено). За дирижерским пультом – Рафаэль Пишон.
4, 6, 9, 11, 14, 16 июля в Театре архиепископства — Théâtre de l’Archevêché — пройдут премьерные показы «Ариадны на Наксосе» Штрауса в постановке Кэти Митчелл. Опера, в которой невероятным образом сочетается трагическая история покинутой Ариадны и итальянская площадная буффонада, должна представлять большой интерес для Митчелл – любительницы совмещений, симультанности. Режиссер неравнодушна к теме «женщина против мужчин» — и опера Штрауса в этом отношении дает очень богатый материал для рефлексий. Дирижирует спектаклями Марк Альбрехт. В спектакле заняты: Лиз Давидсен (Примадонна, Ариадна), Эрик Кутлер (Тенор, Вакх), Сабин Девьейль (Цербинетта), Анжела Брауер (Композитор).
Напомним, что «Альцина» Генделя в постановке Митчелл, показанная в Экс-ан-Провансе в 2015 году, в октябре 2017 года была перенесена в Большой театр. Может быть, и «Ариадну» ждет нечто подобное?..
Классику ХХ века представляет «Огненный ангел» Прокофьева в премьерной постановке Мариуша Трелинского. Спектакли пройдут 5, 7, 13, 15 июля в Grand Théâtre de Provence. Судя по анонсу, мы увидим, как тревожно-декадансная по своей сути история Ренаты и Рупрехта погружается в «беспокойный мир», созданный Трелинским. За дирижерским пультом – Казуши Оно. И режиссер, и дирижер часто обращаются к русской музыке. Особенно приятно внимание маэстро Казуши Оно к наследию Прокофьева и Шостаковича. Главные партии в «Огненном ангеле» исполняют: Аушрине Стундите (Рената), Скотт Хендрикс (Рупрехт), Андрей Попов (Мефистофель и Агриппа в одном лице), Кшиштоф Бачик (Фауст, Инквизитор).
7, 8, 10, 15, 17 июля в Экс-ан-Провансе — мировая премьера: в Théâtre Jeu de Paume будет представлена опера чешского композитора Ондржея Адамека «Семь камней» по либретто исландского поэта и писателя Сьона, написанная специально для фестиваля. Сюжетная основа этого музыкального повествования – странствия странноватого коллекционера в поисках камней (и прощения за жестокий поступок — то ли убийство, то ли намерение убить). Самая что ни на есть современная музыка в сочетании с оригинальным исполнительским составом (4 солиста и 12 хористов, играющих на шумовых инструментах) должна впечатлить любителей актуального искусства. Режиссер-постановщик – Эрик Обердорфф. Солисты — Анна-Эммануэль Дави, Шигеко Хата, Николас Симеха, Ланди Андриамбоавоньи.
5 и 9 июля старейший во Франции музыкальный фестиваль в Оранже «Хоpегии Оpанжа» — Les Chorégies d’Orange – приглашает в Римский амфитеатр на оперу Арриго Бойто «Мефистофель». В 2018 году исполняется 100 лет со дня смерти композитора. Сама опера отметит 150-летие сценической жизни: 5 марта 1868 года состоялось знакомство публики «Ла Скала» с «Мефистофелем». Организаторы фестиваля обращают внимание на тот факт, что впервые в истории Les Chorégies d’Orange за музыкальную сторону спектакля отвечает женщина — Натали Штуцман (не просто дирижер, но и певица, специалист по барокко). Режиссер спектакля – Жан-Луи Гринда, руководитель Оперы Монте-Карло. На воображаемой шкале режиссерских амплуа, на одном полюсе которой – консерватизм, академизм, а на другом – эксперимент без конца и без края, — Гринда занял бы безопасную позицию по центру. Нередко в спектаклях этого режиссера вполне узнается время и место действия, предусмотренные оперной партитурой, что очень необычно для нынешней ситуации. В главных партиях — Эрвин Шротт (Мефистофель), Жан-Франсуа Борра (Фауст), Беатрис Урия-Монсон (Маргарита, Елена Прекрасная). Интересно, что Урия-Монсон – меццо-сопрано, и ее коронные партии – Эболи, Кармен, Далила, тогда как Маргарита у Бойто написана для сопрано. Но, к примеру, Тоску Беатрис уже спела и теперь решила продолжить освоение сопрановой территории.
Оперу Бойто отличает серьезность подхода к хору. В постановке задействованы хоровые коллективы оперных театров Авиньона, Монте-Карло, Ниццы, а также детский хор Академии Ранье III, князя Монако.
8 июля в Римском театре ждут гостей на «Русскую ночь» (Nuit russe). Судя по музыкальной заставке, сопровождающей анонс, – а это Песня половецких девушек из «Князя Игоря», — от русских ждут экзотики, манящего восточного колорита. Трудно поспорить с организаторами фестиваля, считающими, что встречу с русской музыкой, все еще не очень знакомой западной публике, нужно организовывать серьезно. Устроителями были приглашены прекрасные русские певцы и прекрасный русский дирижер Михаил Татарников. В «Русской ночи» вступят: Оксана Дыка (сопрано), Ольга Пудова (сопрано), Екатерина Губанова (меццо-сопрано), Екатерина Сергеева (меццо-сопрано), Богдан Волков (тенор), Борис Пинхасович (баритон), Виталий Ковалев (бас). Деликатно умолчим о том, что сопрано Оксана Дыка — скорее украинская певица: она ведь и российской публикой любима.
31 июля в программе Les Chorégies d’Orange – «Севильский цирюльник» Россини (опера будет показана также 4 августа). Появление этого спектакля в фестивальной афише — дань памяти Россини: в этом году исполняется 150 лет со дня смерти автора остроумных опер-комедий. И мы по-прежнему соглашаемся с Пушкиным:
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый<…>
Режиссер-постановщик «Цирюльника» Адриано Синивиа во многих своих работах демонстрирует подход, в котором тоже есть нечто «вечное», стабильное и нечто новое. «Севильского цирюльника» Синивия ставил неоднократно, начиная с 1996 года. Можно ожидать, что в этой трактовке истории о ловком слуге и жизнерадостных влюбленных будет та же очаровательная фантазийность, что, к примеру, в «Любовном напитке», поставленном в «Опере Лозанны» в 2012 году (с нашей Ольгой Перетятько в партии Адины), в россиниевском «Синьоре Брускино», поставленном с безукоризненным вкусом в National de Paris в далеком 1993 году.
В главных партиях выступят певцы, имеющие огромный опыт исполнения головоломных россиниевских опер: это баритон Флориан Семпей (Фигаро), тенор Майкл Спайрс (граф Альмавива), наше блистательное сопрано Ольга Перетятько-Мариотти. Приятно будет увидеть еще одного певца из России – Алексея Тихомирова: он исполнит партию Базилио. За дирижерским пультом – Джампаоло Бизанти, знакомый российской публике по концертному исполнению «Любовного напитка» в Московском международном Доме музыки в 2015 году.
Фестиваль в Вербье — юбиляр этого сезона: он пройдет в 25-й раз. Программа концерта-открытия полностью соответствует значимости момента: 19 июля Валерий Гергиев, фестивальный оркестр и молодые солисты исполняют сочинения Мендельсона, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Бернстайна, Щедрина. Приглашение на открытие звезд нового поколения – принципиальный момент для фестиваля. Юный Даниэль Лозакович, несколько лет назад покоривший сердца российской публики выступлением на телевизионном конкурсе «Щелкунчик», исполнит Интродукцию и Рондо-каприччиозо Сен-Санса. В исполнении лауреата XVI Международного конкурса имени Чайковского Джорджа Ли прозвучит Первый фортепианный концерт Мендельсона. Претти Йенде, победительница двух очень авторитетных конкурсов — «Опералия» и «Бельведер» — исполнит зажигательную арию Кунигунды «Glitter and be Gay» из оперетты Бернстайна «Кандид». Оркестровая основа программы – «Шехеразада» Римского-Корсакова и «Симфонический диптих» Щедрина, давнего друга Verbier Festival.
25 июля пройдет гала-концерт с участием артистов, сыгравших большую роль в формировании звездного статуса фестиваля в Вербье. Как полагают организаторы, новая встреча такого количества блестящих музыкантов на фестивальной сцене возможна лишь через 25 лет. Список участников гала получится невероятно весомым, даже если называть имена только тех исполнителей, кто был воспитан русской музыкальной традицией: это Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Илья Грингольц, Евгений Кисин, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Вадим Репин, Даниил Трифонов, Максим Венгеров.
26 июля в первый оперный вечер фестиваля прозвучит «Адриана Лекуврер» Чилеа. Заглавную партию исполнит Татьяна Сержан: это тот счастливый случай, когда роль дивы исполняет настоящая дива. Напомним, что Татьяна, в отличие от многих других сопрано, начала мировую карьеру сразу с мощнейшей партии леди Макбет в вердиевском «Макбете», а не с нежных героинь опер Моцарта, Доницетти. В этом сезоне певица впервые выступила в партии Адрианы в новом спектакле Мариинского театра. И вот — снова Адриана. В Вербье партнерами дивы станут Марсело Пуэнте (Морис Саксонский), Екатерина Семенчук (принцесса де Буйон), Алексей Марков (Мишонне). Опера звучит в исполнении фестивального оркестра и хора Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
20 июля открывается летний фестиваль в Зальцбурге. В первую очередь, он, конечно, ассоциируется с оперными премьерами. Но на самом деле музыка театральная и музыка нетеатральная сосуществуют в программе Salzburger Festspiele на равных. Фестивалем внутри фестиваля можно назвать ораториально-симфонический цикл «Ouverture spirituelle» («Духовные свидетельства»). Первым свидетельством – и первым событием зальцбургского лета — станет исполнение «Страстей по Луке» Кшиштофа Педерецкого (1965). Пусть это не новое сочинение, но именно в последние годы оно стало привлекать внимание музыкантов. В России «Страсти» можно было «вживую» услышать в 2016 году, в московской «Новой Опере».
Партитура создавалась к 700-летию кафедрального собора в Мюнстере. Кроме Евангелия от Луки Пендерецкий использовал тексты из Евангелия от Иоанна, Книги Псалмов, Stabat Mater. Композитор пояснял: «Я хотел, чтобы зритель через напряжение и драматизм музыки был включен в самую сердцевину событий — как это происходило в средневековой мистерии, где в представлении участвовали все собравшиеся».
Безусловно, язык «Страстей по Луке» далек от языка баховских «Страстей по Матфею», которыми вдохновлялся Пендерецкий. Его партитура – это отражение опыта человека ХХ века, знающего про две страшные мировые войны, про Освенцим, Хиросиму. Через боль своей партитуры композитор пытается уберечь человечество от новых бед.
В исполнении «Страстей» участвуют: Симфонический оркестр Монреаля, Филармонический хор Кракова, Варшавский хор мальчиков, Сара Вегенер (сопрано), Лукас Мичем (баритон), Мэтью Роуз (бас). Дирижер – Кент Нагано.
Жанрово-тематическая серия «Ouverture spirituelle» включает в себя целый ряд программ – различных по стилю, исполнительским составам. Так, 22 июля, в 18.00 в Stiftung Mozarteum, в Большом зале будут исполнены хоровые сочинения Ференца Листа и инструментальные произведения Галины Уствольской. В концерте участвуют: Хор Баварского радио (дирижер – Ховард Арман), скрипачка Патриция Копачинская, пианисты Игорь Левит и Маркус Хинтерхойзер (напомним, что он является интендантом фестиваля). В тот же день, в том же зале, но только в 22.00 невероятный Хинтерхойзер вновь исполнит музыку Уствольской: в его исполнении прозвучат 6 ее фортепианных сонат. 25 июля прозвучит Высокая месса Иоганна Себастьяна Баха (1749). Ее исполнят хор и оркестр Collegium Vocale Гента под управлением Филиппа Херревеге. Солисты – Дороти Милдс (сопрано), Марго Ойтцингер (сопрано), Алекс Поттер (альт/контртенор), Томас Хоббс (тенор), Петер Коой (бас). Все певцы, если можно так сказать, специализируются на исполнении сочинений Баха, барочной музыки в целом. А Петер Коой, к тому же, является руководителем ансамбля «Vocal Européen». 26 июля в исполнении коллектива «Collegium 1704» под управлением Вацлава Лукса прозвучит образец итальянской барочной оратории, даже почти оперы, — «San Giovanni Battista» («Иоанн Креститель», 1756) Алессандро Страделлы. В анонсе программы оратория эмоционально презентована как барочный аналог «Саломеи» Штрауса. Сольные партии в «San Giovanni Battista» исполнят: Кристоф Дюма (Иоанн), Люсиль Рикардо (Иродиада), Джулия Семенцато (Саломея, точнее, Иродиада-младшая), Крешимир Стражанац (Ирод).
В непростой программе, представляемой 28 июля в Большом фестивальном дворце Венским филармоническим оркестром под управлением Андриса Нельсонса, объединены два редко исполняемых шедевра – Концерт для трубы с оркестром Бернда Алоиза Циммерманна «Nobody knows de <the> trouble I see» (1954) и Вторая симфония Густава Малера («Воскресение», 1894). В Концерте солирует Хакан Харденбергер. В исполнении симфонии принимает участие Хор Баварского радио.
Привлекателен и репертуар фестивальных «Моцарт-матине» — утренних моцартовских программ. Отдельно стоит отметить матине 28 июля (повтор программы – 29 июля). Симфонии №29 и №38 («Пражская»), увертюра к опере «Дон Жуану», Концерт До мажор для гобоя с оркестром прозвучат в исполнении зальцбургского Моцартеума под управлением Андреса Ороско-Эстрады. Солист – Франсуа Леле.
Ключевые события летнего фестиваля всегда связаны с моцартовской музыкой. Спектакли пройдут 27 и 31 июля в Большом фестивальном дворце. В этом году театральный Моцарт представлен «Волшебной флейтой» — сказкой, а может, и не сказкой вовсе. Примерно так анонсирована новая постановка «Die Zauberflöte», над которой работают режиссер Лидия Штайер, дирижер Константинос Каридис, художники Катарина Шлипф и Урсула Кудрна.
В этой опере Моцарта такое количество идей, смысловых мотивов и символов (тут и египетская мифология, и масонская ложа, и «естественный» человек Жан-Жака Руссо, и универсальная для всех времен и народов сказочная фабула), что постановщикам остается только выбирать. Лейттемой нового спектакля станет тема детства, детских грез. Еще до появления собственно героев «Волшебной флейты» мы увидим на сцене респектабельную венскую семью с тремя мальчиками (те самые Die drei Knaben, которые помогают Тамино и Папагено?..). Вечером дедушка читает им сказку: засыпая, дети погружаются в мир грез, в котором все знакомое и привычное становится сказочным. Те, кого мальчишки видят каждый день, вдруг тоже превращаются в героев сказки. И даже мамочка покажется вдруг Царицей ночи. Вот таким простым и убедительным режиссер превратит все лабиринты «Die Zauberflöte» в неведомые сказочные дорожки.
В спектакле-грезе участвуют: Маттиас Герне (Зарастро), Мауро Петер (Тамино), Альбина Шагимуратова (Царица Ночи), Адам Плачетка (Папагено), Мария Назарова (Папагена), Кристиана Карг (Памина). Конечно, всем любителям оперы, особенно российским, памятно первое появление Альбины Шагимуратовой на Зальцбургском фестивале в 2008 году — и именно в фееричной партии Царицы ночи. Затем она дебютировала с этой партией в ведущих оперных театрах мира. И вот, в 2018 году Альбина заявляет о намерении проститься со своей коронной ролью. Символично, что последние выступления в партии Царицы ночи пройдут в Зальцбурге.
28 июля будет показана опера Рихарда Штрауса «Саломея» в постановке Ромео Кастеллуччи. Опыт работы режиссера в оперном жанре пока не столь велик, но основные моменты его идеологии ясны: а) самый близкий композитор – Вагнер; б) идеальное состояние для работы – «состоянии амнезии, в котором стираются все стереотипы»; в) любимая антиномия – слово и зрительный образ. Кастелуччи «родом» из искусства перфоманса, из искусства сложных визуальных концепций, поэтому работа с пространством – его родная территория. И поэтому в «Саломее» он сам отвечает и за свет, и за декорации, и за костюмы. В новом спектакле Кастеллуччи намерен вступить в спор с интерьерами Felsenreitschule, где и будет разворачиваться история Саломеи.
Режиссер подчеркивает: в спектакле – ни капли крови. Зато серьезно будет решаться вопрос о том, что истинно: взгляд или слово. Что сильнее призыв-взгляд Иоханаана или призывный взгляд Саломеи? В анонсе постановка названа «трагедией взгляда». Сама Саломея в этой трагедии предстанет трогательной, одинокой. Постановщик полагает, что мы будем испытывать симпатию по отношению к ней. Что ж, отсутствие стереотипов налицо…
В заглавной партии выступит Асмик Григорян. В этом сезоне ей достались очень экспрессивные партии: Тамара в «Демоне», Полина в «Игроке», Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй». Есть и еще одна героиня Штрауса – Хрисотемида в «Электре» (правда, совсем не такая импульсивная и огненная, как Саломея). Партию Ирода исполнит Джон Дашак, в роли его настойчивой супруги Иродиады – Анна Мария Киури. Габор Бретц выступит в партии Иоканаана (Иоанна Крестителя). С Венским филармоническим оркестром на этом спектакле работает маэстро Франц Вельзер-Мёст.
30 июля в Haus für Mozart знаменитый контртенор Филипп Жарусски и прекрасно зарекомендовавшая себя в барочном репертуаре сопрано Эмёке Барат представят изысканную монографическую программу — Гендель, и никого кроме Генделя. Прозвучат арии, ариозо, дуэты из опер «Ариодант», «Альмира, королева Кастильская», «Лотарио», «Роделинда, королева лангобардов». Сами названия звучат завораживающе! А еще «Ксеркс», «Юлий Цезарь»… Концерт будет интересен и тем, кто увлечен генделевской музыкой, и тем, кому Гендель знаком только по хрестоматийной арии Альмиры «Дай мне слезами…».
Недавняя совместная работа Филиппа и Эмёке – диск «La storia di Orfeo». Музыканты записали фрагменты из опер на Монтеверди, Росси, Сарторио, посвященных истории Орфея и Эвридики. С ансамблем Artaserse, который станет равноправным участником Гендель-проекта, Филиппа связывает работа над виртуозными сочинениями Вивальди.
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»