XXIII Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес»
Большой театр, Историческая сцена / Москва
Спектакль Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана
Спектакль «По ту сторону греха»
По роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Хореограф: Борис Эйфман
Музыка: С. В. Рахманинов, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский
Художник: Вячеслав Окунев
Дата показа
28 июля (пт) 2023
Начало в 19.00
Продолжительность – 2 часа с антрактом. Премьера спектакля состоялась 29 апреля 2013 года
28 июля на сцене Большого театра будет представлен спектакль Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха» по мотивам эпохального романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Показ балета пройдет в рамках XXIII Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
Это великое философское произведение русского классика стало благодатным материалом для создания многогранной, образной хореографии Бориса Эйфмана, скрупулезно исследующего в своих работах сложные духовные вопросы.
Балет, впервые представленный в апреле 2013-го, явился для маэстро еще одной интерпретацией «Братьев Карамазовых». В 1995 году Эйфман уже обращался к бессмертному роману, создав спектакль «Карамазовы», имевший грандиозный успех во всем мире. По сути «По ту сторону греха» – это ремейк, наполненный новыми смысловыми интонациями и виртуозной хореографической техникой. Критики характеризуют постановку как «эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму». В своей работе хореограф размышляет на вечные темы – богоборчества и богоискательства, веры и безверия, человеческой греховности и спасения души, – но уже через призму реалий 21 века.
«Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, – рассказывает хореограф, – обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев. В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире».
Борис Эйфман – знаменитый российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и Академии танца Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Хореографа называют основателем современного русского балета и новатором в балетном искусстве, каждый раз предлагающим неожиданное прочтение хрестоматийных сюжетов. С помощью балетного искусства он открывает неизвестное в известных героях, выступая одновременно и философом, и психоаналитиком. Маэстро часто говорит о том, что для него персонажи спектаклей – это «спутники его жизни», и о них он знает все. Потому настолько реалистичны образы, которые артисты Театра Бориса Эйфмана воссоздают на сцене: малейшее движение души героя филигранно передается языком танца. За годы творческой деятельности – а ее начало датируется началом 1970-х – хореографом создано более 40 постановок. Выдающиеся достижения мастера в балетном искусстве отмечены целым рядом престижных театральных премий, среди которых премия «Бенуа танца», «Золотая маска», «Золотой софит» и другие.
Театр балета Бориса Эйфмана ведет свою историю с 1977 года, когда 31-летний хореограф основал собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте. В 1990-е годы труппа получила свое современное название – Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. В конце 1970-х Эйфманом были созданы постановки на музыку запрещенных тогда в Советском Союзе культовых британских рок-групп – Yes (спектакль «Искушение») и Pink Floyd, (спектакль «Двухголосие»), что явилось для того времени достаточно смелым экспериментом. В конце 1980-х театр получил возможность выезжать за рубеж, после чего о труппе узнал весь мир. Сегодня Театр Бориса Эйфмана ежегодно выезжает на гастроли, собирая аншлаги на лучших сценах Старого и Нового света. Репертуар коллектива необычайно разнообразен – от постановок по произведениям русской и зарубежной классики до рок-балетов и детских спектаклей.
Фестиваль «Черешневый лес» – уникальный проект, созданный в 2001 году компанией «Bosco di Ciliegi». Организаторы фестиваля стремились воссоздать атмосферу и традиции светских салонов XIX века. Из камерного музыкального фестиваля «Черешневый лес» стремительно вырос в одно из самых ожидаемых событий культурной жизни России. «Черешневый лес» объединяет различные виды искусства – театр, классическую музыку, живопись, скульптуру. На фестивале выступали знаменитые артисты и музыканты, в числе которых Риккардо Мути, Владимир Ашкенази, Хибла Герзмава, Юрий Башмет и многие другие.
У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.