Оперная афиша сентября: Париж, Москва, Люцерн, Вена, Санкт-Петербург, Берлин

11 сентября в «Опере Бастилии» – Opéra Bastille — будет дан «Тристан и Изольда» Вагнера в постановке Питера Селларса. Нужно сразу сказать: спектакль потерял бы половину своей уникальности без работы Билла Виолы – мастера видеоарта. По сути, публика видит «Тристана» сразу в двух решениях: собственно сценическом (с мизансценами, выразительной актерской пластикой) и видеоартовом. Это согласуется с идеей Вагнера: Тристан и Изольда бьются в реальном мире, как раненые птицы — для счастья им нужен другой мир. Все, что происходит с героем и героиней на бренной земле, — это удел сцены. Их грезы, предчувствия, скрытые смыслы встреч, диалогов раскрываются в красивейшем квази-фильме. Убеждает это как способ интерпретации произведения искусства? Да, и убеждает, и восхищает. Достаточно ли в этом «Тристане» собственно театрального содержания? Пожалуй, не вполне.

Главные партии в спектакле — у настоящих звезд. Тристана поет Андреас Шагер – один из лучших современных Тристанов (а также отличный Зигфрид). Изольда – Мартина Серафин. Меломаны знают ее как превосходную Тоску, Турандот. Недавно в ее репертуаре появилась и Эльза («Лоэнгрин»). Приятно напомнить про Купаву в «Снегурочке», поставленной Черняковым в Opéra Bastille. Король Марк – и вовсе настоящий король вагнеровского репертуара Рене Папе. Партию Курвенала исполнит Маттиас Герне, за могучими плечами которого и Вольфрам в «Тангейзере», и несколько партий в тетралогии. Брангену, служанку Изольды, поет Екатерина Губанова. За дирижерским пультом – Филипп Жордан.

28 сентября Opéra Bastille приглашает на премьерную постановку «Гугенотов» Джакомо Мейербера. В России эту оперу увидеть практически невозможно. Изредка в концертные программы включается ария пажа Урбана. А ведь «Гугеноты» – эталон большой французской оперы. И этот эталон достоин совсем иного отношения.

Сюжет «Les Huguenots» основан на кровавых событиях Варфоломеевской ночи — трагическом столкновении католиков и гугенотов, веры «истинной» и веры «еретической». Премьера «Гугенотов» состоялась в Grand Opéra в 1835 году. Несмотря на большой успех, не все европейские оперные театры были готовы поставить новое сочинение Мейербера. По цензурным соображениям «Гугенотам» путь на русскую императорскую сцену долгое время был закрыт. Впервые в России оперу поставил Мариинский театр в 1862 году.

Новый спектакль в Opéra Bastille создан Андреасом Кригенбургом. Его постановка верна традициям жанра: публике предлагается пятиактное действо с эффектными вокальными номерами, зрелищными массовыми сценами (с монахами, с цыганками). В небольшой преамбуле к новой постановке режиссер говорит об очень сложной теме – о потенциале фанатизма, скрытом в христианстве.

В партии Маргариты Валуа, невесты Генриха Наваррского, выступит Диана Дамрау. Оперы Мейербера – ее давняя страсть. В 2017 году она записала альбом «Grand Opéra», в который вошли 11 труднейших оперных арий композитора. В «Гугенотах» на сцене Opéra Bastille с Дианой выступят Брайан Химель (Рауль де Нанжи), Эрмонела Яхо (Валентина), Карин Дейе (Урбан), Флориан Семпей (граф де Невер), Поль Ге (граф де Сен-Бри). За дирижерским пультом —  Микеле Мариоти.

14, 15 сентября в Большом театре, на Новой сцене – спектакль-гость: оперный фестиваль в Савонлинне и оперный фестиваль «Хорегии Оранжа» представят московской публике «Отелло» Верди. Это новая постановка, показанная впервые в Савонлинне 14 июля этого года. Режиссером спектакля стала Надин Дюффо. Московской публике она известна по театрализованному концерту молодых певцов из России и Франции в Бетховенском зале Большого театра (декабрь 2014 года). Из театрально-фестивальных работ режиссера можно вспомнить «Мадам Баттерфляй» в Оранже (2016). Надин ставит для Opéra Grand Avignon, Opéra de Massy, Opera Naţională Română и других европейских театров. Она очень сдержанна в выборе режиссерских красок, избегает жестких, провокационных решений.

Вот и в «Отелло» режиссер отказывается от вольных фантазий на тему «Что, где, когда могло бы быть…». Дюффо воспользовалась архитектурными и природными декорациями: замок-крепость святого Олафа, окруженный озерами, очень близок кипрским реалиям оперы Верди. В тандеме со сценографом Эммануэль Фавр к старинному антуражу было добавлено огромное зеркало. Оно стало не просто частью сценического визуального ряда и «генератором» спецэффектов в виде огромных отражений. Как пишет критик Ирина Муравьева, «в финале зеркало превращалось в гигантские осколки, как метафора разбитой человеческой жизни, обрушенного мира, не поверившего в чистоту любви».

При переносе «Отелло» из могучих стен замка в царственное пространство Большого театра, безусловно, потребуются некоторые чисто технические коррективы. Но эмоциональный накал постановки не должен остыть. Главные партии в сентябрьских спектаклях исполнят Карл Таннер (Отелло), Элиа Фабиан (Яго), Марина Коста-Джексон (Дездемона).

«Отелло» — это ответный визит финского оперного фестиваля: в 2017 году в Савонлинне Большой театр показывал «Иоланту» и «Евгения Онегина» Чайковского.

16 сентября в Люцерне, в концертном зале Центра культуры и конгрессов – Kultur- und Kongresszentrum Luzern — будет представлена концертная версия «Золушки» Россини с Чечилией Бартоли в заглавной партии. В этой версии известной сказки главная героиня зовется Анжелиной. У нее нет злой мачехи: вместо нее – малоприятный отчим.

Чечилия Бартоли начинала свой блистательный путь на оперной сцене именно в россиниевском репертуаре. Вполне понятно, почему меломаны полушутя-полусерьезно называют маэстро Россини покровителем Чечилии. Прекрасную компанию певице составят: Эдгардо Роха (Дон Рамиро, принц Салернский), Карлос Шоссон (Дон Маньифико, отчим Золушки), Алессандро Корбелли (Дандини, камердинер принца), Мартина Янкова и Роза Бове (Клоринда и Тисбе, грубые дочки Маньифико).

За партитуру Россини берется молодой оркестр Les Musiciens du Prince — Monaco («Княжеские музыканты») под управлением Джанлуки Капуано. Вместе с этим коллективом Бартоли уже подготовила успешные концертные программы, постановку генделевского «Ариоданта» в Зальцбурге, и вот теперь – «Золушка, или Торжество добродетели». Постановкой концертного действа займется Клаудиа Блерш.

16, 20, 23 сентября Венская опера — Wiener Staatsoper — приглашает на «Травиату» Верди с Альбиной Шагимуратовой в заглавной партии.

Для Альбины партия Виолетты – одна из коронных, но, тем не менее, певица каждый раз отдает ей столько сил, словно это дебют. Партия «требует невероятной актерской работы на сцене», — признается Альбина. Ее эталон Виолетты – Мария Каллас: «Услышав запись 1962 года, где Каллас поет последнюю сцену умирающей Виолетты, я влюбилась в оперу и решила серьезно заниматься этим искусством».

Венская «Травиата», поставленная Жаном-Франсуа Сивадье, хотя и обходится без исторических костюмов и декораций, все же весьма традиционна. Мы увидим там и застольную с бутылкой в руках героини, и пасторальные мотивы в оформлении «сельского» II акта, и броские цвета на балах полусвета. Вообще, в этом спектакле нередко блещут наши Виолетты – сейчас Альбина, чуть ранее Ольга Перетятько-Мариотти, в январе будущего года ждем в этой партии Екатерину Сюрину.

В сентябрьских спектаклях вместе с Альбиной Шагимуратовой выступят Павол Бреслик (Альфред) и Саймон Кинлисайд. За дирижерским пультом – итальянский маэстро Эвелино Пидо, знакомый российской публике по «Риголетто» в Большом театре (2014, режиссер – Роберт Карсен).

20 сентября в Мариинском театре покажут «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Премьера этого спектакля состоялась 21 июня. Спектакль создавался в расчете на молодых солистов театра. Режиссером-постановщиком стал Александр Кузин, музыкальным руководителем – Валерий Гергиев.

Ярославского драматического режиссера Александра Кузина в рецензиях представляли как постановщика оперы Щедрина «Не только любовь» в Мариинке (2017), осуществленной силами Академии молодых оперных певцов. Дебютировав в амплуа оперного постановщика с произведением, почему-то так и не вошедшим в обойму репертуарных отечественных опер, Кузин в этот раз имел дело с настоящим хитом. Он решил отказаться от вольных игр с сюжетом. Режиссер усилил классическую составляющую, выявив в истории невесты Ивана Грозного аналогии с шекспировскими сочинениями. «Мы ставим трагедию в духе Шекспира. Все главные герои — и злодеи, и жертвы – погибают, пусть даже не на глазах у зрителей. Смерть – закономерный итог истории, в которой герои ведомы страстью обладания», — поясняет постановщик. А жертвами в этой гонке страстей становятся Марфа и Иван – почти дети, как называет их режиссер.

Костюмы и оформление сцены – условно исторические: «в некотором царстве, некотором государстве…» (художники – Александр Орлов, Ирина Чередникова, Александр Сиваев). Для маэстро Гергиева стилевым ориентиром, как замечает критик Ирина Муравьева, стала конкретная и знаковая персона – Джузеппе Верди, с его «чувственным вокальным темпераментом, страстностью каждого слова, словно высекающего из звука огонь».

Партии в сентябрьском спектакле исполняют: Евгений Никитин (Григорий Грязной), Юлия Маточкина (Любаша), Михаил Кит (Собакин), Владимир Феляуэр (Малюта Скуратов). Исполнители партий Марфы и Ивана будут известны позднее. Стоит добавить, что в премьерных спектаклях в этих партиях выступили Анна Денисова, Ольга Трифонова, Виолетта Лукьяненко, Илья Селиванов, Сергей Семишкур, Евгений Ахмедов.

30 сентября Немецкая опера в Берлине —  Deutsche Oper Berlin — дает «Тоску» Пуччини. Это, можно сказать, классическая постановка Болеслава Барлога, созданная в 1969 году и в 1989-м возобновленная Гетцем Фридрихом. Важно помнить, что Барлог в первые годы после Второй мировой восстанавливал театральную жизнь в Берлине, а Гетц Фридрих в течение почти трех десятилетий (1981-2000) руководил Deutsche Oper.

В аннотации к берлинскому спектаклю приводится жанровое обозначение «Тоски», данное музыкальным критиком Оскаром Би: «опера пыток». Это справедливо, даже если постановка такая корректная и культурная, как «Тоска» Барлога. Спектакль родом из тех времен, когда клавир оперы был для режиссера основным источником информации и вдохновения, а не тем, что надо спрятать от публики под мудреным соусом.

Что нужно знать публике, пришедшей на спектакль? Это три реквиема по мечте: Скарпия жаждет власти – и погибает, Тоска жаждет безоглядной, безответной любви – и погибает, перемен требует сердце Каварадосси — и оно тоже перестает биться.

В заглавной партии выступит Аня Хартерос. Она из тех певиц, которые и в малоуспешных спектаклях находят способ быть убедительными, а уж в хороших, таких как берлинская «Тоска», — просто расцветают. Партию Марио Каварадосси, ее несчастного возлюбленного, исполнит Марсело Альварес. В роли тирана Скарпиа выступит Эрвин Шротт. За дирижерским пультом — Пьер Джорджо Моранди (напомним, что в ноябре российская публика сможет увидеть его в гораздо более жизнелюбивой истории – россиниевском «Севильском цирюльнике» в Большом театре).

 

Специально для ТБП «БИНОКЛЬ» Алевтина Бояринцева

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона