Оперный ноябрь в Вене, Мюнхене, Лондоне
В ноябре из заокеанских туров в Европу «возвращается» Анна Нетребко, и немедленно становится во главе топ-листов всех ноябрьских анонсов. 2016 год стал для Анны поворотным в сторону трудного сопранового репертуара, за который певицы ее масштаба берутся, когда находятся на самом пике карьеры. Нетребко впервые спела Аиду в Зальцбурге, Адриану Лекуврер в Мариинском театре и уже готовится выступить в партии Мадлен в «Андре Шенье». Об этой последней роли мы подробно расскажем в следующем оперном анонсе, а сейчас про «закрепление» позиций Нетребко в образе великой актрисы из самой известной оперы Чилеа «Адриана Лекуврер». Певица «войдет» в не новый спектакль Дэвида МакВикара, который он поставил в Лондоне, Вене, Париже, Барселоне и Сан-Франциско несколько лет назад. Спектакли Нетребко пройдут в Венской опере 9 и 12 (18.30), 16 и 18 (19.00) ноября. Ее партнерами выступят Петр Бечала, Роберто Фронтали и Елена Жидкова. За дирижерский пульт встанет специалист по итальянской опере эпохи раннего бельканто Эвелино Пидо, который здесь будет расширять круг своих прежних интересов как минимум до веристов. После двух сезонов в Вене решили тотально поменять команду «Адрианы», а именно ввести новую исполнительницу заглавной роли. Спектакль ставился три года назад в расчете на румынку Анжелу Георгиу, которая поет любимую роль давно и сразу в нескольких театрах. Но на премьере 2014 года в Вене Георгиу неожиданно «обыграла» соперница – Елена Жидкова, которая пела Принцессу Бульонскую. Тогда же произошел забавный эпизод, связанный уже с Нетребко. Нетребко и Жидкова – подруги, они вместе учились в Петербурге, и когда Елена работает в Вене, она обычно останавливается в венской квартире Анны. Елена учила роль, на столе были разложены ноты «Адрианы», увидев которые Нетребко загорелась этой оперой. Не откладывая надолго, примадонна договорилась с директором Венской оперы, что в сезоне 2017-2018 она выступит в спектакле МакВикара. Он представляет собой костюмированную постановку, претендующую на близость к историческим реалиям сюжета оперы. Время быстро пролетело, и через месяц наступит момент, когда результаты той договоренности явят венской публике. Это будет также встреча старых друзей – когда-то Нетребко часто пела с Петром Бечалой в Нью-Йорке и на летних фестивалях. А также апофеоз русской вокальной школы, так как петербургскую линию Нетребко будет усиливать ее однокурсница по консерватории Елена Жидкова. И хотя продукция не новая, и у Нетребко не совсем дебют, состав так продуман, директорский ход так красив, что поездка в Вену на это событие явно доставит опытному меломану огромное удовольствие. И как обычно, вечера в опере удобно сочетать с камерной и симфонической программами основных концертных залов столицы Австрии, но об этом читайте в нашем концертном обзоре ноября.
В соседнем с Веной Мюнхене заявлена на ноябрь богатая афиша, по количеству исполнителей звездного класса опережающая все европейские театры. Кроме того, в Баварской опере на конец октября запланирована премьера «Свадьбы Фигаро». Новый спектакль Кристофа Лоя сменит хорошую и совсем не устаревшую морально «Свадьбу» Дитера Дорна. Театру жалко расставаться с любимой певцами и зрителями минималисткой постановкой, но Дорну 81 год, он уже с трудом контролирует свои работы. Возможно, старая «Свадьба» и останется в запасниках, готовая в любой момент к возобновлению, но пока все силы брошены на репетицию новой. Премьеру будут петь совершенно замечательные исполнители, имеет место эксклюзивный подбор талантов, которых в таком удачном сочетании нигде больше и не встретишь. Графа исполняет певец-затворник Кристиан Герхахер. У него это будет не дебют, но в любом случае певец-интеллектуал так редко «выбирается» из концертного репертуара в оперу, что за каждым «выходом» хочется следить. Графиню Разину споет молоденькая итальянка, специализирующаяся на Моцарте Федерика Ломбарди. Забавный артист и певец с большим голосовым диапазоном от высокого баритона до низкого баса Алекс Эспозито примерит костюм Фигаро, а другой «ценный» итальянец – комический бас Паоло Бордонья – будет исполнять Дона Бартоло. Две прекрасные российские певицы дополнят актерский букет – Ольга Кульчинская споет Сюзанну, а Маргарита Грицкова Керубино. Но по нашим прогнозам, не столько певцы и режиссер произведут фурор в Мюнхене, сколько дирижер-постановщик. Вдохновленные восторженными рецензиями на концерты молодого греческого маэстро Константиноса Каридиса в Зальцбурге, менеджеры Баварской оперы успели пригласить дарование к себе. Как и Теодор Курентзис, Каридис сосредоточен на переосмыслении партитур Моцарта, но он работает в другом ключе – с традиционным романтическим оркестром, без старинных инструментов. Он экспериментирует с темпами, акцентами, громкостью и «температурой» звучания. Самые популярные сочинения Моцарта с трудом узнаются, если за них берется Каридис. Оперный репертуар он только начинает осваивать, и непременно нужно за ним наблюдать. Спектакли пройдут 26 и 28 (18.00), 31 (17.00) октября, а также 4, 7 и 10 ноября (19.00).
8, 11 (19.30), 14 (19.00), 17 (19.30) ноября Аня Хартерос возвращается в «Тоску» Люка Бонди. Ее партнерами выступят Джозеф Каллея и Желько Лучич. Это тот самый вариант хорошего крепкого спектакля, когда не работает принцип одного просмотра. В лаконичной и жесткой постановке покойного Бонди сменилось уже столько исполнителей, и сколькие из них охотно возвращаются петь в славной продукции, что зрители вновь и вновь возвращаются за новыми смыслами, ощущениями и впечатлениями. Но и это еще не все. Для тех, кто соскучился по театру Верди в интерпретации Дмитрия Чернякова, заготовлены три повтора его «Симона Бокканегры». 26 и 30 ноября спектакль покажут в 19.00., а 3 декабря в 19.30. Напомню, что премьера данного «Симона» состоялась в Английской национальной опере несколько лет назад как совместная постановка с Баварской оперой. Возобновлением дирижирует Бертран де Бийи. В титульной роли – Желько Лучич, а в роли главного оппонента обладатель мощного баса и грандиозной харизмы Виталий Ковалев. Трудно даже сказать, кто у Ковалева получаются лучше – вагнеровские герои или вердиевские.
Конец месяца в Баварской опере не означает, что наступит конец чудесам. 29 ноября (19.00) и 2, 5, 8 декабря (19.00) театр показывает «Андре Шенье», премьера которого состоялась в прошлом сезоне. Состав идентичный премьерному, никого из певцов не надо представлять особо – это Йонас Кауфман, Аня Хартерос, Джордж Петян. За пульт встанет маэстро Марко Армильято вместо дирижера-постановщика Омера Веира Веллбера, занятого в это время в Дрездене. Спектакль достаточно традиционный, костюмный, сделанный как историческое кино. Прописано тем, кто не любит режиссерские выверты.
Никакие из слов, сказанные выше в отношении венской «Адрианы Лекуврер» и мюнхенского «Андре Шенье» не верны по отношению к «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, которую 30 октября, 2, 8, 11, 15, 20, 24 и 27 ноября, неизменно в 19 часов 15 минут показывают в Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне. Восемь спектаклей подряд – это совсем не много для новейшего психологического триллера, представленного прославленным английским режиссером Кэти Митчелл в 2016 году. После выхода спектакля аудитория раскололась на два враждующих лагеря, состоящих из поклонников и противников режиссерского театра, хотя было и то, что всех объединяло и заставляло принять спектакль – добавленное Митчелл сюжетное напряжение, когда буквально не знаешь, что случится дальше, и безупречный вокал Дианы Дамрау, Чарльза Кастроново и Людовика Тезье. И вот вопреки традиции и порядку оперного дома, новый спектакль возвращается немедленно в афишу до конца 2017 года. Мы не хотим пересказывать новый сюжет, чтобы не сорвать удовольствие тем, кто поедет на спектакль в Лондон. Скажем только, что действие перенесено в Англию XIX века, Лючия и ее камеристка Алиса превращены в эмансипированных женщин, которые отстаивают свои права и интересы касательно брака, секса и, вообще, отношений между полами. В ноябрьской серии вместо Дамрау в заглавной роли будет выступать восходящая звезда бельканто Лизетт Оропеса, роль жестокого брата Лючии Генри Аштона исполнит один из самых интересных Дон Жуанов нашего времени англичанин Кристофер Мальтман. Любовника (Митчелл делает возлюбленного героини именно любовником, от которого она ждет ребенка) Лючии Эдгара споют по очереди Чарльз Кастроново и Исмаэль Хорди. Дирижирует шедевром Доницетти Микеле Мариотти, самый востребованный итальянский маэстро поколения «до сорока». Он уже вступил в такой период, когда многое сделано в узкой специализации (бельканто, веристы), и пора задумываться о музыке XX века. Дирижер и собирается начать это делать в ближайшее время, судя по интервью. Вообще, Лондон невероятно щедр в ноябре на оперные события, и разочарованные в Митчелл смогут избавиться от душевного смятения, сходив на «Семирамиду» Россини с Джойс Ди Донато. Для Оперы Ковент Гардена это новая продукция, но ранее идентичный спектакль показывали в Баварской Опере, так как театры выпускают его как совместную постановку. Режиссером выступает Дэвид Олден, известный москвичам по спектаклю «Билли Бад». Премьера в Лондоне состоится 19 ноября (15.00). За ней следуют еще семь спектаклей 22, 25, 28 ноября (18.30), 4, 8, 13, 16 декабря (18.30). Кроме Джойс Ди Донато, которая так редко выбирается из Америки в Европу, что хочется смотреть сразу несколько спектаклей подряд с ее участием, в Семирамиде поют моцартовский бас-баритон Ильдебрандо Д’Арканджело и врожденные «россиниевцы» Лоуренс Браунли и Даниэла Барчеллона. За пульт встанет музыкальный руководитель театра — Антонио Паппано.
И чтобы красиво завершить ноябрьский обзор, сосредоточенный на трех европейских городах, продолжим рассказ о Лондоне. Многие не успели посмотреть в Большом театре «Роделинду», которая получила «Золотую маску» как лучшая оперная продукция в сезоне 2015-2016, но, к сожалению, права на ее показ закончились. Изумительный, остроумный спектакль Ричарда Джонса делался совместно с Английской национальной оперой, и здесь (в уютном театре Колизей ) его можно посмотреть, начиная с 26 октября (19.00). Следующие пять спектаклей пройдут 1, 3, 9, 15 ноября (19.00) и 11 ноября (18.00). Тем, кто это чудо увидит, можно позавидовать, и посоветовать брать билеты на первые десять рядов, чтобы три с половиной часа наслаждаться подробностями остросюжетного триллера Джонса.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»