Оперные события мая: Берлин, Вена, Зальцбург, Цюрих, Генуя3, 7, 11, 17 мая в Дойче Опер (Немецкая опера, Берлин) приглашает на «Риголетто» Верди. Этот спектакль в 2013 году был поставлен Яном Боссе. Боссе работает преимущественно как драматический режиссер: часто обращается к классике, но не проходит мимо новейших текстов. В оперном театре он дебютировал в 2008 году, поставив в Базеле «Орфея» Монтеверди. В 2010-м появилась «Каллисто» Кавалли. «Риголетто» — это третье оперное «дитя» режиссера. Боссе убежден, что из театра зритель должен уходить раздраженным, но не экстравагантностью сценического действа, а своими прежними представлениями. И правда: сама работа Боссе в «Риголетто» не раздражает. Она радует тем, что фантазия режиссера попадает в такт музыке, в такт музыкальной драматургии. Действие оперы из дворцовых интерьеров перенесено на условную сценическую площадку: «зрители» на сцене жаждут шоу. (То ли мы из зала смотрим на них, то ли они на нас…) Главный шоумен – Риголетто. Да, он шут, он циркач. Но фриковые костюмы делают его еще более беззащитным, почти обнаженным. Герцог, как ему и положено, прожигает жизнь. И, увы, сжигает жизнь настоящего ангела, Джильды. В том, какой увиделась она режиссеру, есть шекспировский след: кажется, что героиня оперы немного Офелия. Словом, спектакль зрелищный, эмоциональный. Интересно будет увидеть в партии Джильды – и именно в этой постановке – Альбину Шагимуратову. Она окажется в очень достойном окружении: Риголетто – Саймон Кинлисайд, Герцог — Стивен Костелло. Этот состав мы увидим 3, 7 и 11 мая. А 17 мая в главных партиях выступят Маркус Брюк (Риголетто), Павел Валужин (Герцог), Хила Фахима (Джильда). Все четыре вечера дирижерским пультом – Гильермо Гарсия Кальво. Стоит быть готовыми к тому, что на спектакле в любой момент ваш сосед может внезапно соскочить с кресла и запеть. Не пытайтесь его удержать: среди настоящих зрителей на «Риголетто», по замыслу постановщика, затаится настоящий артист. В афише Венской оперы (Wiener Staatsoper) не бывает «обычных» спектаклей: каждый оперный вечер – действительно event. И все же май особенно радует возможностью услышать Элину Гаранча, Роберто Аланья, Пласидо Доминго, Аиду Гарифуллину — Grosses Festspielhaus и других звезд. 12, 15, 18, 21, 25, 28 мая Венская опера приглашает на премьеру «Самсона и Далилы» Сен-Санса в постановке Александры Лидтке. Дирижирует спектаклями Марко Армильято. В заглавных партиях – Роберто Аланья и Элина Гаранча. Им уже доводилось «строить отношения» на сцене: к примеру, в «Кармен», поставленной Ричардом Эйром, они делали это весьма убедительно. Режиссер Лидтке в оперной режиссуре еще только осваивается. Впервые она попробовала себя в этом опасном деле в 2012 году — зато сразу на Зальцбургском фестивале. Там Александра поставила оперу Питера фон Винтера «Лабиринт, или Борьба со стихиями», дорассказывающую историю моцартовской «Волшебной флейты». В 2015 году в Бадене была представлена ее «Летучая мышь», в 2017-м – «Сказки Гофмана» в Зальцбурге. У режиссера есть серьезный опыт работы в драматическом театре, не без лихого обращения с классикой. Однако вероятность того, что версия «Самсона и Далилы» будет радикальной, очень мала: Венская Staatsoper не была еще замечена в поощрении режиссерских диверсий на территории оперной классики. Хотя и стерильно хрестоматийные постановки в театре тоже редкость. В этом отношении показательны «Травиата» и «Риголетто» Верди. История Виолетты Валери представлена в постановке Жана-Франсуа Сивадье. Она держится в репертуаре Венской оперы уже 7 лет, хотя и не все готовы назвать ее удачей. В спектакле нет драматургических, психологических откровений, но в оправдание постановщика можно сказать то, что там нет и цинизма. В «Травиате», которая будет представлена на сцене Венской оперы 26 и 29 мая, заглавные партии исполняют наша Ирина Лунгу (Виолетта), словацкий тенор Павол Бреслик (Альфред) и всем миром любимый тенор-баритон Пласидо Доминго (Жорж Жермон). За дирижерским пультом – Марко Армильято. 31 мая публику ожидает «Риголетто» в постановке Пьера Оди. Спектакль, пусть и без точности в деталях, воссоздает примерно то время, которое имел в виду Верди – вслед за Гюго (автором литературного первоисточника). Далекий-предалекий XVI век, вальяжный Герцог, горбатый шут и нежная Джильда – все это мы увидим на сцене. Темные стороны оперы в постановке сделаны еще темнее: появляются и мусорные пакеты, и маргинальные архитектурные сооружения (клетки? избушки на курьих ножках?). Режиссер оставил нам возможность переживать за Джильду – не обделил ее моральными качествами, не надел скафандр (бывало и такое…). Если учесть, что петь ее будет прекрасноликая Аида Гарифуллина, переживания будут серьезными. Партию Герцога исполнит Хуан Диего Флорес: с ним наша певица в 2017 году впервые спела в «Ромео и Джульетте» Гуно. Несчастного шута-отца исполнит Паоло Руметц. А в партии Маддалены приятно будет увидеть услышать еще одну россиянку – Елену Максимову. Зальцбургский Троицкий фестиваль (18-21 мая) Чечилия Бартоли — его художественный руководитель — посвятила Джоаккино Россини. Фестиваль должен не только напомнить о 150-летии со дня смерти «лебедя из Пезаро» (1792-1868), но и дать представление об арт-атмосфере конца 1860-х. И это прекрасная, глубокая идея: фестиваль, посвященный комедиографу Россини, не может быть только мемориальным. Нужны разные краски, новые вкусы (вспомним о гурманстве маэстро!). Центральное фестивальное событие — премьера россиниевской «Итальянки в Алжире». Это история в духе моцартовского «Похищения из сераля» (1782), только чуть-чуть наоборот. У Моцарта жених отправляется на поиски похищенной невесты, у Россини невеста отправляется вызволять жениха из плена. В обеих операх очаровательно представлен восточный колорит. Итак, главная героиня «Итальянки», Изабелла, отправляется на поиски милого Линдора, но сама попадает в плен к Мустафе-бею. В свою очередь, он пленяется темпераментной итальянкой и становится ее рабом. Исключительно сообразительная Изабелла извлекает максимум пользы из этой ситуации: усыпив бдительность Мустафы, она организует массовый побег итальянцев из алжирского плена. Спектакли «L’italiana in Algeri» пройдут 18 и 20 мая в Хаус фюр Моцарт — Haus für Mozart. Удивительно, но для фееричной Бартоли это будет «всего лишь» дебют (а не сотое исполнение коронной партии). Кажется, что Изабелла написана специально для Чечилии. Для столь ответственного выступления она собрала проверенных людей. С дирижером Жаном-Кристофом Спинози и его «Матеус-ансамблем» она выступала в россиниевской «Золушке». С режиссерами Моше Ляйзером и Патрисом Корье певица уже встречалась на постановке «Нормы» Беллини в 2013 году. Кстати, Адальджизу тогда пела Ребека Олвера, которую мы услышим в «Итальянке» в партии Эльвиры. Партию Мустафы исполнит Петер Кальман, а в образе Линдора предстанет Эдгардо Роха. С ними обоими примадонна пела в 2014 году в «Отелло» Россини, где она была — само собой! — Дездемоной, Кальман – отцом героини, а Роха – Родриго. Бартоли-руководитель восхищает нас не меньше, чем Бартоли-певица. Она намерена показать, что 1868 год запомнился не только как год смерти Россини. Программа фестиваля наполнена сочинениями, появившимися в это время. Вот некоторые из них: «Перикола» Оффенбаха (19 мая, концертное исполнение; в заглавной партии – Од Экстремо), Фортепианный концерт Грига (20 мая, Staatskapelle Berlin, дирижер – Даниэль Баренбойм, солист – сэр Андраш Шифф), Концерт для скрипки с оркестром Бруха (21 мая, камерный оркестр «Camerata Salzburg», дирижер и солист — Максим Венгеров). На закрытии фестиваля, 21 мая, в Большом фестивальном дворце звездный десант — Чечилия Бартоли, Йонас Кауфман, Роландо Виллазон, Даниэль Баренбойм и Staatskapelle Berlin – представит сочинения Россини и Вагнера. На первый взгляд, странное репертуарное решение: «лед и пламень не столь различны меж собой». Однако эти два композитора пересеклись во времени. Рихард Вагнер родился в день премьеры россиниевской «Итальянки в Алжире». А в то время как Россини уже наслаждался славой и почти ничего не сочинял, Вагнер настойчиво приучал слушателей к новому типу оперы. В программу последнего фестивального дня вошли сцены из оперы Россини «Отелло», фрагменты из «Нюрнбергских майстерзингеров» и «Тристана и Изольды» Вагнера. 27 и 30 мая Оперный театр Цюриха — Opernhaus Zürich — представляет премьеру оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы» в постановке Андреаса Хомоки. Музыкальным руководителем стал Фабио Луизи. Для россиян этот спектакль – предмет двойной гордости. Во-первых, маэстро Верди сочинял оперу по заказу Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге. Премьера состоялась 10 ноября 1862 года. И только спустя 7 лет «La forza del destino», в чуть смягченной версии, была показана в «Ла Скала». Во-вторых, в эти майские дни в «российской» опере Верди поет Хибла Герзмава (Леонора). Сравнительно недавно певица вошла в бурлящую реку драматических партий, требующих огромного голоса, безотказно ровного диапазона, бешеной энергетики. В ансамбле с Хиблой выступят Джордже Петян (Дон Карло ди Варгас), Йонг Хун Ли (Дон Альваро). Леонора, ее брат Карлос и ее возлюбленный Альваро образуют странный треугольник – не вполне любовный. Карлос становится невольной причиной смерти отца Леоноры: он бросил пистолет, и тот случайно выстрелил. Альваро и Леонора пускаются в бега, причем порознь. Их обоих с целью мести преследует Карлос. А далее как в плохом боевике: герои пытаются убить друг друга, но безуспешно. Альваро делает это с горечью, Карлос с задором. В конце концов, гибнут все трое. Между кровавыми сценами солисты поют прекрасные арии и ансамбли (назовем дуэт Альваро и Карлоса «Fratello! Riconosci mi?», монолог Леоноры «Pace, pace, mio Dio!»). В анонсе Цюрихского театра опера Верди названа «колоссальной мелодрамой». Вероятно, именно так эта история, ход которой решил случайный выстрел, и будет поставлено интендантом театра Андреасом Хомоки. В принципе, поставив очень большое количество опер в театрах Европы, он ни разу не превратил белое в черное. Все острые моменты в спектаклях Хомоки так или иначе выведены из драматургии оперы, а не имплантированы. К примеру, в активно обсуждавшемся 4 года назад «Лоэнгрине», в одной сцене режиссер даже попытался приглушить заложенную самим Вагнером провокационность. Есть все основания полагать, что к «Силе судьбы» режиссер отнесется с должным почтением. 29 мая в Генуе, в театре «Карло Феличе» начинается показ оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Обычно маяком, привлекающим внимание публики к постановке «Лючии», становится имя примадонны. Но в спектаклях 29, 31 мая и 3 июня — все внимание к тенору: партию Эдгардо исполнит Андреа Бочелли. В оперных спектаклях певец участвует не часто, но тем ценней для его поклонников исполненные им в театре партии Рудольфа («Богема»), Калафа («Турандот»), Хозе («Кармен»), Вертера… О том, насколько хорош Бочелли в опере, спорят весьма активно. Список претензий оперных критиков к певцу почти всегда заканчивается недоуменной репликой: «Но публика была в восторге». Драматичная история ламмермурской невесты, ставшей жертвой политических игр и банального коварства с подменой писем, полна эффектных сценических ситуаций. Есть где проявить себя и тенору, Эдгардо. К примеру, ария «Tombe degli avi miei…» — это мрачные размышления героя возле надгробий. Она несколько напоминает арию Ленского «Куда, куда вы удалились?..» с той разницей, что Лючия оставалась верна своему рыцарю. «Tombe degli avi miei…» уже много лет является частью концертного репертуара Бочелли. Но у публики, пришедшей в «Карло Феличе», будет возможность услышать еще и большую сцену-дуэт Эдгардо и Лючии в первом действии, ужасную ссору после подписания брачного контракта, где Эдгардо, увы, проявляет себя не лучшим образом. Зато какой богатый материал для такого эмоционального певца, как Бочелли! В «Карло Феличе» опера идет в постановке Лоренцо Мариани, — режиссера, как правило, очень сдержанного в своих решениях. За дирижерским пультом Андрей Юркевич – украинский дирижер с богатым опытом интерпретации опер бельканто. Партию страдалицы Лючии исполнит румынская певица Елена Мошук, в образе коварного Энрико предстанет Стефано Антонуччи. Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ» |
Поиск по сайту
Наши рекомендации