Оперные фестивали июня: Флоренция, Глайндборн, Верона, Мюнхен
Уже 5 мая открывается «Флорентийский музыкальный май» — Maggio Musicale Fiorentino. Первым оперным событием станет мировая премьера «Infinita tenebra di luce» («Бесконечность тьмы света») Адриано Гварньери в Театре Гольдони: три спектакля пройдут 3, 5 и 8 июня. «Бесконечность…» не похожа на привычный оперный спектакль с конфликтующими героями, любовными треугольниками. Это скорее моноопера, действо-рефлексия для одного актера. В основе опуса — поэзия Райнера Марии Рильке (1875-1926): тема мрака и света была для него ключевой.
В анонсе оперы есть еще и уточнение: «ispirata dal libro di Cacciari “l’Angelo necessario”» — «вдохновленная книгой Каччьяри “Необходимый Ангел”». К текстам философа, политика и бывшего мэра Венеции Массимо Каччьяри композитор уже обращался в опере-эксперименте «Tenebrae», поставленной в Римской опере в 2010 году. Можно предположить, что музыкальный язык «Бесконечности…» будет столь же экспрессивным, что и в «Tenebrae» или в более ранней «Медее»: есть в этих опусах нечто от Альбана Берга. Композитор активно вовлекает в музыкальное повествование видеоряд. В новом сочинении он, вероятнее всего, не откажется от любимого приема.
В «Бесконечности…» — четыре воображаемых лица, четыре голоса, воплощаемые одним актером (Фульвио Каутеруччио). Это драматичный рассказ о жизни человеческой души. Спектакль поставлен Джанкарло Каутеруччио. Партитура доверена небольшому, но очень любящему эксперименты коллективу из Прато — Contempoartensemble, частому гостю «Флорентийского мая». Дирижер – Пьетро Боргоново, давний соратник композитора.
19, 21 и 23 июня в театре Комунале — Teatro Comunale – будет показана опера Луиджи Даллапикколы «Узник» («Il Prigioniero»). Театральная премьера сочинения состоялась именно на фестивале Maggio Musicale Fiorentino 20 мая 1950 года (большинство источников указывает именно эту дату). Правда, чуть раньше, 1 декабря 1949 года, она прозвучала по радио. Обеими премьерами дирижировал Герман Шерхен. «Узник» воспринимался не только как художественное явление, но и как живой отклик на события Второй мировой войны. Это рефлексия человека, не предполагавшего, что в ХХ веке одни люди будут превращать города других людей в руины, а самих «других» загонять за колючую проволоку.
Идея создания оперы возникла у композитора, когда в 1939 году он перечитывал «Пытку надеждой» Огюста де Вилье де Лиль-Адана (1888). Рассказ-притча об узнике, поверившего в возможность свободы, а потом понявшего, что все это была жестокая забава Инквизитора, впечатлил Даллакпикколу. Постепенно в либретто появились мотивы «Легенды об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» Шарля де Костера (1867), поэмы Гюго «Роза инфанты». Опера была завершена 1948 году. Композитор пояснял: все, что связано с инквизицией в «Узнике», — метафора тоталитаризма.
Одноактная опера проведет публику по лабиринтам европейского авангарда первой половины ХХ века. Додекафония, казавшаяся тогда экстремальной формой музыкального языка, для современного слушателя – экстрим с чертами ретро. Гораздо важнее то, что у Даллапикколы и экспрессионизм, и додекафония – с человеческим лицом. И в этом лице узнаются черты героев опер Верди, Пуччини. Кстати, именно после «Узника» о Даллапикколе заговорили как об авторе первой после «Турандот» настоящей итальянской оперы, как о достойнейшем продолжателе традиций Верди.
В новой фестивальной постановке в качестве режиссера и хореографа вступит Верджилио Сиени. Уже объявлены исполнители некоторых партий. Так, партию Матери (с нее начинается опера) исполняет меццо-сопрано Анна Мария Киури, партии Стражника и Великого Инквизитора — Джон Дашак. И Анна Мария, и Джон периодически выступают в России, и нашей публике хорошо известны. За дирижерским пультом – известный меломанам всего мира Зубин Мета, главный дирижер Maggio Musicale Fiorentino.
После «Узника» прозвучат «Четыре духовные пьесы» Джузеппе Верди» — «Quattro pezzi sacri» (1898) – для солистов, хора и оркестра. Это Ave Maria, Stabat Mater, Laudi alla Vergine Maria, Te Deum.
25, 27, 29 июня на фестивале во Флоренции будет представлена почти неизвестная в России опера Марко да Гальяно «Дафна». Стоит вспомнить, что Maggio Musicale Fiorentino, прежде всего, создавался ради возможности ставить забытые, нерепертуарные оперы. «Дафна» в полной мере соответствует этим критериям. Она была написана в 1608 году на либретто Оттавио Ринуччини (по Овидию). Сегодня опера да Гальяно больше известна историкам музыки, чем меломанам. Счастливые исключения возникают благодаря коллективам, занимающимся старинной музыкой, — таким, как оркестр «Modo Antiquo» (создатель и дирижер Федерико Мария Сарделли), фестивальный оркестр «Musica Antiqua» (del Maggio Musicale Fiorentino). Как раз эти музыканты и примут участие в постановке «Дафны».
История, ставшая основой маленькой оперы, красива и драматична. Амур, по одной версии рассерженный на Аполлона, по другой – завидующий ему, поражает недруга стрелой любви. В этом ему охотно помогает мама, богиня Венера. Аполлон влюбляется в нимфу Дафну, но она не готова ответить ему взаимностью. Спасаясь от терзаемого страстью поклонника, нимфа превращается в лавровое дерево. Аполлон с тех пор не расстается с лавровым венком.
Важно вспомнить, что Флоренция – родина оперы. Здесь, в кругу эстетов и интеллектуалов, названном Флорентийской камератой, была рождена сама идея сочетания драмы и музыки. Именно история Дафны и Аполлона стала основой самой первой оперы (dramma per musica): ее сочинили Якопо Корси и Якопо Пери на сюжет текст Оттавио Ринуччини. Она была исполнена в 1598 году. Да Гальяно взял за основу либретто Ринуччини, но существенно его изменил. Он изрядно помог постановщикам своей «Дафны», снабдив партитуру пояснениями, касающихся расположения оркестра, хора, певцов. Композитор предложил даже рисунки ролей. Скорее всего, режиссер-постановщик новой фестивальной «Дафны» Джанмария Аливерта строит свою концепцию на основе этих указаний.
За дирижерским пультом — Федерико Мария Сарделли.
Глайндборнский фестиваль открывается 19 мая оперой Пуччини «Мадам Баттерфляй». Этот спектакль можно будет увидеть 3, 6, 9, 14, 17, 21, 24, 28 июня. Нынешняя «Мадам Баттерфляй» представляет собой возобновление спектакля Эннилиз Мискиммон, поставленного для гастрольной программы Глайндборна в 2016 году. В интервью для Guardian режиссер поделилась своими представлениями об истории Чио-Чио-сан – хрупкой Бабочки: «Я вижу в этой опере красивое красное яблоко с ядовитым червем в сердцевине. Это напряжение, это вечное столкновение между красотой и жестокой истиной. <…> Речь идет не только об ужасе покупки и продажи одной красивой бабочки, но и о многих подобных сделках, о том, что, как и в реальной жизни, трагедия всегда является частью более крупной, сложной человеческой истории». Мискиммон не раз обращалась к женским трагедиям: это, к примеру, «Травиата» Верди, «Енуфа» и «Катя Кабанова» Яначека. Но ей не хотелось рассказывать только лишь печальные истории о любви. И в «Мадам Баттерфляй» режиссер затрагивает многие болезненные темы.
Действие оперы перенесено в 1950-е годы. Вероятно, это сделано с целью ослабления политических мотивов и усиления мотивов социально-нравственных. В любом случае, визуальный ряд получился очень выразительным, ярким.
Главные партии исполняют: Ольга Бусуйок (Чио-Чио-сан), Джошуа Герреро (Пинкертон), Элизабет Дешонг (Сузуки), Карло Бози (Горо). За дирижерским пультом – Омер Майр Вельбер.
Добавим еще, что сопрано из Молдовы Ольга Бусуйок стажировалась у Миреллы Френи. Итальянская дива просила ученицу быть осторожнее с партией Чио-Чио-сан: не петь ее слишком часто, чтобы сохранить голос. Ольга обещала исполнять эту партию только в особых случаях. Глайндборнский фестиваль – как раз такой случай.
2, 8, 12, 16, 19, 22, 26 июня героем фестиваля в Глайндборне станет «Кавалер розы». Эта опера Рихарда Штрауса – одна из самых великолепных реинкарнаций моцартовской «Свадьбы Фигаро». В отношениях Маршальши и Октавиана узнаются нежные взгляды Графини и Керубино. Софи чуть-чуть похожа на Барбарину, а временами, «благодаря» любвеобильности противного барона Окса, — на Сюзанну, отражавшую в моцартовской опере атаки Графа. В музыке, несомненно, чувствуется движение в сторону великого Амадея.
«Кавалер розы» поставлен Ричардом Джонсом (2014). Легкость бытия, воплощенная в партитуре, превращается в весьма легкомысленное, фривольное действо. Но превращение это сделано с хорошим художественным вкусом, порой даже с эстетскими изысками. Мы действительно сможем увидеть, что «Der Rosenkavalier» — это «музыкальная фантазия, в которой соединяются наслаждение жизнью и остроумие, фарс и философия, юмор и пафос» (из информационных материалов Glyndebourne Festival Opera).
Маршальшу в спектакле 2 июня исполнит Рэйчел Виллис-Соренсен, а затем подхватит эстафету Микаэла Кауне (8-26 июня). В партии Октавиана выступит Кейт Линдси, в партии юной Софи – Эрин Морли (только 26 июня ее сменит Луиз Элдер/Louise Alder). Бессменный барон Окс – Бриндли Шерратт. Нельзя пройти мимо родного имени в афише: партию итальянского певца исполнит Андрей Дунаев. За дирижерским пультом – Робин Тиччиати, музыкальный руководитель фестиваля.
В этом году на фестивальную сцену возвращается триумфатор Глайндеборна-2005’ – «Юлий Цезарь» Генделя в постановке Дэвида Маквикара. Спектакли пройдут 10, 15, 20, 23, 29 июня.
Постановщик сравнивает эту оперу с калейдоскопом, в котором мелькает все: и комические ситуации, и высокая трагедия, и приключенческие сюжетные повороты. Чем бы закончилась современная опера, которая, как шедевр Генделя, начиналась бы с отрезанной головы, неизвестно. А в «Юлии Цезаре» после кровавого убийства, вереницы политических интриг и любовных домогательств все заканчивается счастливо: народ ликует, Цезарь доволен, Клеопатра коронована.
В анонсе говорится о том, что в постановке Маквикара «Болливуд встречается с барокко». Любимого раджи, конечно, нет, но рыдающих женщин и танцев в «Юлии Цезаре» предостаточно (хореограф — Эндрю Джордж).
Нетрудно догадаться, что на премьере 2005 года, имевшей огромный успех, все же наибольшие восторги вызвала Сара Коннолли: такого Цезаря оперная публика еще не видела. Да и римские гладиаторы, глядя на нее и слушая ее, воскликнули бы: «Аве, Цезарь!» Есть в Саре-Цезаре что-то от Наполеона, от адмирала Нельсона – героев, весьма достойных оперных оваций.
Сара Коннолли поет заглавную партию и на этих фестивальных показах. В партии Клеопатры — Джоэль Харви, а главного злодея Птолемея (Толомео) исполнит контратенор Кристоф Дюмо. За дирижерским пультом сменяют друг друга Уильям Кристи и Джонатан Коэн.
30 июня в Глайндборне премьера: норвежский режиссер Стефан (Штефан) Херхайм представляет свою версию «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси. Опера, написанная в 1902 году, несмотря на свою неземную красоту, довольно редко ставится. Созданные примерно тогда же «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» (1904) Пуччини, «Саломея» Рихарда Штрауса (1905) имеют гораздо более счастливую сценическую судьбу.
В интервью Херхайм с большим уважением, даже нежностью, говорит о Клоде Дебюсси, о его партитуре, о тишине этой музыки. Это дает надежду увидеть тонкий, поэтичный спектакль. Однако тем, кто намерен побывать на премьере, стоит помнить, к примеру, о «Пиковой даме», «Евгении Онегине» Херхайма в Амстердаме. В первой постановке постановщик без комплексов фантазировал на тему внутренних комплексов композитора (поэтому вывел на сцену сразу нескольких Чайковских), во второй рефлексировал на темы нашего революционного прошлого и наших же медведей. По отношению к европейской опере Херхайм чуть менее категоричен, но доставалось от него и Моцарту, и Оффенбаху, и даже самому по себе провокационному Бергу.
Чего все-таки можно ожидать от нового спектакля? Пожалуй, совмещения нескольких временных пластов. Режиссер за то, чтобы были «следы эпохи, в которую происходит действие», «культурный контекст, в котором опера создавалась», и «наше настоящее, с башни которого мы смотрим на дела минувших дней». Возможно, Херхайм воздержится от включения в сценическое действие нескольких клонов Дебюсси: этот прием он использовал в многолюдных драмах – «Пиковой», «Сказках Гофмана». А «Пеллеас и Мелизанда» все же камерная история.
Немного приоткрывает тайну будущего спектакля лаконичный анонс: режиссер дебютирует на фестивале «смелой постановкой, которая обещает дойти до сути этой вневременной, символистской истории, переосмыслить ее».
Главные партии в новом фестивальном «Пеллеасе и Мелизанде» исполняют: Кристина Ганш (Мелизанда), Джон Чест (принц Пеллеас), Кристофер Первес (принц Голо), Брайндли Шерратт (король Аркель), Карен Каргилл (Женевьева, мать принцев). За дирижерским пультом — Робин Тиччиати.
«Арена ди Верона» — Arena di Verona – начинает свой летний фестивальный сезон 22 июня. Фестиваль в огромном амфитеатре создавался более ста лет назад как дань памяти великому Верди: в 1913 году, когда отмечалось столетие маэстро, в Arena di Verona прозвучала его «Аида». И с тех пор опера на египетский сюжет входит в репертуар итальянского театра под открытым небом. Ее называют королевой фестиваля.
В 2018 году «Аида» пойдет в постановке Франко Дзеффирелли. Спектакль не премьерный: он шел на этой сцене несколько сезонов. Кто–то склонен считать его чрезмерно традиционным. Но, возможно, многим меломанам в период летнего отдыха захочется встретиться именно с такой «Аидой» — с пирамидами, толпами рабов, воинов, с золотом. Дзеффирелли неоднократно говорил о том, что современная оперная режиссура разочаровывает его, что итальянцы, создав оперу — «этот необыкновенный инструмент искусства» — сейчас отдают его «на волю безответственных людей». Ответная реакция маэстро на оперное безумие – традиция, традиция, традиция. И, конечно, уважение к именам великих композиторов.
Что говорил режиссер о своей «Аиде»? «История, которую Верди рассказывает нам, является историей трудной любви и испытаний, страсти, гордости и боли. <…> В самом сердце великолепной и могущественной столицы, Мемфиса, я вообразил тревожное присутствие другого духовного существа, жрицы Акмен, которая присутствует в качестве проводника небесной энергии, сопровождающей и защищающей в решающие моменты трудный и фатальный путь этих трех характеров: Аиды, Амнерис и Радамеса».
«Аида» будет показана 23 и 28 июня. В июле этот спектакль пройдет 4 раза, 7 спектаклей запланировано на август.
Еще один спектакль Дзеффирелли в Arena di Verona – «Турандот» Пуччини. Первый фестивальный показ состоится 30 июня. Перед премьерой на фестивале в 2010 году маэстро говорил: «Это будет роскошная опера, фокусом, центром которой будет величественный императорский дворец, роскошный, но и таинственный <…>». Роскошь сценографии, многолюдность мизансцен, эффектность костюмов (художник – Эми Вада) впечатлили фестивальную публику. Организаторы фестиваля бережно сохраняют золотую «Турандот» в репертуаре. В этом сезоне так же, как и на премьере 8 лет назад, опера пойдет под управлением Андреа Баттистони.
22 и 29 июня состоится премьера «Кармен» Бизе в постановке аргентинского режиссера Уго де Ана. Как бы ни разочаровывался Франко Дзеффирелли в современной оперной режиссуре, работы де Ана не огорчили бы его. (Кстати, оба режиссера являются обладателями премии Франко Аббьяти.) О постановках Уго де Ана – не только режиссера, но и сценографа, — говорят, что они интеллектуальны, красивы, зрелищны. Нередко в его постановках прослеживается влияние идей выдающихся европейских живописцев.
На фестивале в Вероне он уже ставил «Севильского цирюльника», «Тоску», «Набукко». Они запомнились оригинальной сценографией, точными драматическими решениями. Главное, что в этих спектаклях музыка и сценическое действие не параллельны, а синхронны. Он реалистичны ровно настолько, сколько необходимо для сохранения волшебной силы искусства.
Новая «Кармен» пройдет 13 раз (последний показ – 31 августа). Также на фестивале можно увидеть еще одну постановку аргентинского режиссера: 4, 8, 17, 24, 30 августа будет дан «Севильский цирюльник».
Составы исполнителей будут объявлены позднее. Но, зная, что российские певцы нередко становятся участниками веронских постановок, можно надеяться, что и на этом фестивале Arena di Verona мы услышим наших.
Мюнхенский оперный фестиваль — Die Münchner Opernfestspiele – открывается 24 июня. Его девиз – «Покажи мне свою рану». Организаторы выстраивают программу на соприкосновении понятий «Wunde» («рана») и «Wunder» («чудо»). Идеология фестиваля такова: опера создает пространство, в котором человек тоскующий и надеющийся обнажается и обретает себя.
Итак, фестивальный сезон начинается 24 июня службой в церкви святого Михаила с участием солистов, хора, оркестра Bayerische Staatsoper. Тех, кто желает хорошо подготовиться к большой премьере – «Парсифалю» Вагнера, — в тот же день приглашают на встречу-дискуссию с постановщиками и участниками спектакля.
26 июня в Райтхалле состоится премьера проекта «Покажи мне твое чудо» — «Zeig mir deine Wunder», — созданного творческой группой «HAUEN.UND.STECHEN». Предыдущие опыты этого маленького, но очень креативного коллектива полностью оправдывали свое активное, даже слегка хулиганское, название. «Кармен», «Фиделио», «Макбет» — все эти театральные опусы представляют собой музыкально-драматические истории по мотивам одноименных опер. Что делают участники (вернее, участницы) «HAUEN.UND.STECHEN» с оперным оригиналом? Один их поклонник назвал это «разрушением нарративных корсетов». Можно сказать проще: постановщики освобождают истории от уз связного сюжетного повествования ради правды страстей и самовыражения героев. Тот, кто видел «”Макбета” по Верди» в постановке Юлии Львовски и Франциски Кронфорт (участниц группы), не сможет сказать, что это «так себе». Он будет либо феерически за, либо категорически против такого метода работы. Но если «Макбет» ставился как спектакль для взрослых (и ментально зрелых), то новый проект группы, представляемый на фестивале, адресован юной аудитории. «Покажи мне твое чудо» — действо по мотивам «Снегурочки» Римского-Корсакова. Постановщики называют свой новый проект «anti-salvation story». Имеется в виду антиспасительное или антиисцеляющее прочтение весенней сказки русского композитора, узнаем в Райтхалле.
28 июня в Национальном театре Мюнхена состоится премьера вагнеровского «Парсифаля» в постановке Пьера Оди. Режиссер обращается к Вагнеру нечасто, но именно он первым поставил «Кольцо Нибелунга» в Амстердаме. Его амстердамский «Парисифаль» также стал событием. В прошлом сезоне в Римской опере он поставил «Тристана и Изольду» — проникновенный и немногословный спектакль-вопрос о том, возможна ли любовь на бренной земле. У Оди есть свой Вагнер: без кровавого психоанализа, без вояжей на социальное дно. Кому-то его спектакли могут показаться несколько статичными, но в них есть таинственность мифа, красота высоких душевных проявлений. В команде с Пьером Оди — дирижер Кирилл Петренко, художник Георг Базилец. Этот триумвират откликнется на призыв фестиваля – «Покажи мне свою рану», показав все раны (Wunde) вагнеровских героев и главное чудо (Wunder) истории о святом простаке Парсифале.
В заглавной партии заявлен прославленный немецкий тенор Йонас Кауфман, которого часто называют «национальной гордостью Германии». Кстати, на Мюнхенском фестивале певец примет участие сразу в нескольких операх Рихарда Вагнера – помимо оперы «Парсифаль», Йонаса Кауфмана можно будет еще услышать 22 июля в опере «Валькирия».
В премьере оперы «Парсифаль» также участвуют лучшие вагнеровские певцы: Кристиан Герхарер (Амфортас), Рене Папе (Гурнеманц), Балинт Сабо (Титурель), Вольфганг Кох (Клингзор), Нина Штемме (Кундри).
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»