Оперный декабрь в Милане, Мюнхене и Париже
Анонс важнейших оперных событий декабря снова возглавляет премьера с участием Анны Нетребко. 7 декабря (18.00) в день Святого Амвросия Медиоланского, к которому в Милане традиционно приурочено открытие сезона в театре Ла Скала, российской примадонне предстоит ответственный дебют в опере Джордано «Андре Шенье». Серию спектаклей посвящают 50-летию со дня смерти известного итальянского дирижера Виктора де Сабаты. Риккардо Шайи, музыкальный руководитель театра и дирижер декабрьских показов «Андре Шенье», вспоминает знаменитых предшественников на ответственном посту и проводит непрерывную линию от Тосканини и его последователя Сабаты к себе, стараясь приблизиться к исполнительскому идеалу прошлого и познакомить зрителей с вариантом оперы, наиболее близким ко времени ее создания. В следующие после премьеры-открытия дни время начала оперы будет варьироваться – 10 декабря начнут в 15.00, 13, 16, 19 и 22 декабря, 2 и 5 января в 20.00. Длится спектакль ровно два с половиной часа, включая один антракт, то есть будет очень компактный вариант. Ставит «Андре Шенье» известный итальянский режиссер и сценарист Марио Мартоне, который славен тем, что снял несколько хороших художественных фильмов об исторических персонажах, живших в конце XVIII — началеXIX вв. Его лента «Мы верили» о революционных событиях в Италии эпохи Гарибальди значилась в программе Венецианского фестиваля. А самой громкой работой постановщика считается фильм «Удивительный юноша», снятый в 2010 году. Он повествует о судьбе великого итальянского поэта Джакомо Леопарди. В оперном театре режиссер тоже не новичок, в 1989 году он участвовал в создании мировой премьеры оперы Лоренцо Ферреро о знаменитой убийце французского революционера Жана Поля Марата «Шарлотта Корде». В юности режиссер сотрудничал с Паоло Соррентино, создателем нашумевшего в прошлом году интеллектуального сериала о Римском папе «Молодой папа» и эстетских фильмов «Молодость» и «Красота». То есть решение Мартоне в «Андре Шенье» будет по меньшей мере красивым и соответствовать историческим реалиям, пусть и на уровне символов, как у Соррентино. Титульную партию в спектакле поет Юсиф Эйвазов. Дебют азербайджанского тенора в спектакле состоялся раньше, чем у Анны в роли Мадлен, но для поклонников звездной пары посещение «Андре Шенье» в Ла Скала станет замечательной возможностью послушать обоих супругов, не часто выступающих вместе. Напомню, что Нетребко приступила к репетициям в Милане практически сразу после выступления в роли Адрианы Лекуврер в одноименной опере Чилеа в Вене, а дебют певицы в роли трагической актрисы состоялся в ее родном Мариинском театре в Санкт-Петербурге тоже в 2017 году. Нетребко определенно переходит на какую-то новую ступеньку освоения сопранового репертуара, и поклонникам Анны, чтобы стать свидетелями ее очередного триумфа, надо серьезно задуматься о поездке в деловую столицу Италии. Особенно приятна будет поездка за пару недель до католического Рождества, когда к «Андре Шенье» добавятся интересные рождественские концерты в Ла Скала и вкуснейшие ароматные куличи Panettone, которые в это время продают за копейки в любом миланском супермаркете. Концерты пройдут 21 и 23 декабря (20.00). Дирижирует опытный маэстро, специалист по барочной музыке Джованни Антонини. В программе значатся произведения Моцарта во главе с Большой мессой (незаконченная Месса до минор) и увертюрой к опере «Луций Сулла». Руководить хором Ла Скала будет легендарный миланский хормейстер Бруно Казони.
Или другой маршрут. Приехать в Милан не из Москвы или Санкт-Петербурга, а из Мюнхена, воспользовавшись комфортабельным ночным поездом, предварительно посмотрев в Баварской Опере альтернативного «Андре Шенье» с немецкой звездой – Аней Хартерос. Спектакли пройдут 29 ноября (19.00) и 2, 5, 8 декабря (19.00). Здесь заглавную роль исполняет Йонас Кауфман. «Тенор номер один» вернется в постановку одного из немецких режиссеров, с кем он удачно сотрудничал в Зальцбурге на Пасхальном фестивале несколько лет назад, когда дебютировал сразу в двух важнейших ролях – Канио в «Паяцах» и Туридду в «Сельской чести». Как и Мартоне, режиссер мюнхенского «Шенье» Филип Штольцль, отчасти принадлежит миру кино, но работает в несколько иной манере, активно используя в постановках видео-инсталляции. При этом его постановки в меру консервативны, несмотря на то, что он использует в них приемы, заимствованные из современного искусства. Оба артиста – Хартерос и Кауфман – буквально влюблены в новую работу Штольцля и охотно в нее возвращаются, несмотря на гигантскую востребованность в других постановках и в других театрах.
10 декабря (19.00) есть возможность увеличить удовольствие от встречи с Кауфманом в Мюнхене, посетив его концерт в Баварской опере. Тенор будет исполнять арии из французских опер. Прозвучат хиты из произведений Мейербера, Гуно, Берлиоза, Галеви, Бизе и Массне.
В декабре Мюнхен традиционно превращается в город сюрпризов. Баварская опера приготовила подарок для тех, кто так и не смог послушать и увидеть Диану Дамрау в роли Лючии ди Ламмермур в постановке Кэти Митчелл в Лондоне. Ведущая немецкая дива, обладательница богатой колоратуры возвращается в одну из своих любимых опер в мюнхенской постановке Барбары Высоцкой, выполненной в жанре захватывающего триллера. Партнерами Дамрау выступят польский тенор Петр Бечала и французский баритон Людовик Тезье, с которым Диана как раз пела в той страшной постановке Митчелл. Всего три спектакля и в удобной близости от «Андре Шенье» — 9, 12 и 15 декабря (19.00).
Для тех, кто начнет оперное турне декабря в Милане и оттуда захочет переместиться в Мюнхен, есть другие интересные предложения кроме второго «Андре Шенье». Музыкальный дирижер Баварской оперы и один из самых интересных и сравнительно молодых маэстро в мире, находящихся на Олимпе лучших, Кирилл Петренко представляет премьеру пуччиниевского «Триптиха». Да, будущий шеф Берлинских филармоников будет дирижировать еще одной, вернее «тремя в одной» операми Пуччини. Сказать, что он выдающийся на сегодняшний день интерпретатор музыки Пуччини, значит, ничего не сказать. После исполнения «Тоски» в 2016 году он бесспорно лучший в этом секторе. Постановщицу позвали из Амстердама. Лотта де Беер училась у Петера Конвичного, у нее солидный послужной список постановок в разных театрах. Пока трудно сказать, в каком ключе она будет интерпретировать оперы, но даже если что-то не сложится, останется прекрасная музыка Пуччини, концепция Петренко и вокалисты. Роль Джанни Скикки возьмет на себя самый величественный Фальстаф нашего времени, непредсказуемо интересный Амброджо Маэстри. Вагнерианец Вольфганг Кох блеснет в «Плаще» вместе с голландкой Эвой-Марией Вестбрук и словацким тенором Паволом Бресликом, а албанская красотка Эрмонела Яхо в роли Сестры Анжелики из одноименной оперы. Спектакли можно посмотреть 17 и 20 декабря (18.00), 23 декабря (19.00), 27 и 30 декабря (18.00) и 1 января в 17.00.
На первую декаду декабря есть еще одна интереснейшая перспектива поездки на спектакли с участием примадонн. Болгарская дива Соня Йончева после триумфа в парижском «Дон Карлосе» в Опера Бастий в октябре, вернется в этот оперный дом в декабре для участия в постановке «Богемы». Режиссер – Клаус Гут, автор зальцбургских «Фиделио» и трилогии Да Понте, ставших бестселлерами на DVD. Вместе с Йончевой в той же продукции выступают Аида Гарифуллина – она споет Мюзетту, Роберто Тальявини, Артур Ручинский и Алессио Ардуини. Дирижирует «Богемой» Густаво Дудамель. Для сомневающихся – ехать или не ехать на «Богему» — ответ один – «ехать». Последние три года директор Парижской оперы настолько грамотно простраивает постановочные команды и собирает настолько квалифицированные составы исполнителей, что можно смело ехать на любое название. «Богема» с Йончевой и Гарифуллиной – вне конкуренции. Спектакли пройдут 1, 4, 7, 10, 12 декабря. Начало в 19.30.
В финале нашего анонса мы порекомендуем экзотическую поездку и она, возможно, самая привлекательная из всех, так как кроме оперы предполагает встречу с теплым солнцем и морем. В Валенсии в Центре искусств королевы Софии ставят «Дон Карлоса» с Пласидо Доминго в роли маркиза Родриго ди Позы. Певец продолжает свой путь в качестве баритона. Постановка Марко Артуро Марелли в меру любопытная, это перенос из берлинской Дойче Опер. Собран мощный состав исполнителей: Карлоса поет Андреа Каре, Короля Филиппа – Александр Виноградов, Елизавету – Хосе Мария Сири. В роли принцессы Эболи – Виолета Урмана. Спектакли пройдут 9, 12, 15, 18, 21 декабря. Начало в 18.00.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»