Между Зальцбургом и Байройтом
Опера в августе
Два главных направления меломана в августе – это Зальцбург, где каждый день играют как минимум одну из восьми оперных премьер фестиваля, и Байройт, с лучшими в мире вагнеровскими оркестром и хором и интереснейшими постановками опер основателя оперного фестиваля и создателя театра с уникальной акустикой.
Для тех, кто будет жить между двумя городами, есть удобное средство передвижения – региональные поезда, в которых действует баварский билет за 24 евро, но надо быть готовым к двум пересадкам и примерно шести часам езды.
В Зальцбурге оперные показы начинаются уже в конце июля. Первая оперная премьера пройдет 27 июля (18.30). Это будет «Милосердие Тита» — единственная постановка оперы Моцарта на фестивале, где великий уроженец Зальцбурга не будет представлен как главный композитор. Дирижирует «Милосердием Тита» Теодор Курентзис. Он привозит полный состав своего пермского коллектива MusicAeterna, музицировать будут на исторически информированных инструментах. Таков был заказ фестиваля. Концертное исполнение оперы уже прошло в июне в Перми с местными солистами, то есть музыкальная редакция была заранее апробирована. Поставит «Милосердие» американский режиссер Питер Селларс, который считает эту оперу самой важной у Моцарта, так как в ее финале тема всеобщего примирения и прощения торжествует еще ярче, чем в других произведениях композитора.
Повторюсь, что Теодор Курентзис и ведомый им оркестр будут представлять Россию в Зальцбурге впервые. Такой чести российские оркестры удостаиваются крайне редко, тем более в моцартовском репертуаре. Поэтому «Милосердие» нельзя пропустить ни в коем случае. Следующие спектакли пройдут 30 июля (19.00), 4 и 13 августа (19.00), 17 и 19 августа (15.00) и 21 (18.30) на сцене Фельзенрайтшуле (скальный амфитеатр). Декорации делает Георгий Цыпин, живущий в США российский художник, хорошо известный меломанам по постановке «Кольца нибелунга», которая является визитной карточкой Мариинского театра. Именно он изготовил те самые гигантские прозрачные «объекты», организующие мистическое пространство оперы Вагнера. Учитывая специфику аутентичного пения состав солистов выбран не самый обычный. Тита Веспасиана будет исполнять молодой тенор из США Рассел Томас, который за последние пару лет спел интересный белькантовый репертуар в лучших театрах Европы и Америки, исполнил роли Манрико и Габриэле Адорно в операх Верди «Трубадур» и «Симон Бокканегра», Поллиона в «Норме» Беллини и др. Француженка Марианн Кребасса, которую назвали певицей года на Victoires de la Musique Classique Awards после выхода ее альбома «О, Бой!», где она исполняет арии так называемых брючных героинь, споет в этой постановке друга императора Секста. В роли Публия появится харизматичный американский бас сэр Уиллард Уайт.
Следующая премьера – «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича – также обязательна к посещению в Зальцбурге.
Во-первых, за пульт Венских филармоников встанет Марис Янсонс, которого не часто можно услышать в качестве оперного дирижера.
Во-вторых, ставит спектакль талантливейший немец Андреас Кригенбург, которого москвичи полюбили за очень толковую инсценировку «Процесса» Кафки, привезенного к нам из Мюнхена на Чеховский фестиваль несколько лет назад (действие «Процесса» разворачивалось на дне гигантского зрачка ). Бояться слишком модернисткого решения не стоит, Кригенбург обычно не склонен к осовремениванию сюжета, но докопаться до сути любит, и всегда все делает очень красиво. И последние два пункта, почему на этот спектакль надо идти. Кроме оперы на фестивале пройдет много камерных концертов с музыкой Шостаковича, и исполнять ее будут самые неожиданные музыканты и коллективы, российские и зарубежные, о чем мы расскажем в концертном анонсе. «Леди Макбет» входит в этот специальный фестивальный блок. Будет сильный состав исполнителей. Нина Штемме споет Катерину Измайлову, Брэндон Йованович – Сергея. Очень интересная пара должна получиться. В роли старшего Измайлова выйдет Дмитрий Ульянов вместо отказавшегося Ферруччо Фурланетто, в роли Зиновия Борисовича – Максим Пастер. Маленькую, но важную партию Сонетки из финальной картины исполнит любимица Москвы Ксения Дудникова. Спектакль покажут на сцене Гроссес Фестшпильхауса 5 раз – 2 (18.00), 5 (19.30), 10 (20.00), 15 и 21 (19.00) августа.
Далее идет «Аида» с участием Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Спектакли с участием российской примадонны пройдут 6 (18.00), 9 (19.00), 12 (15.00), 16 и 19 (19.30) августа. Партию Радамеса вместе с Нетребко в роли Аиды будет исполнять итальянский тенор Франческо Мели. Выступления Эйвазова запланированы на 22 и 25 (19.00) августа. Его Аидой станет кореянка Виттория Ео. Во всех семи спектаклях заняты российское меццо-сопрано Екатерина Семенчук (Амнерис), итальянский бас Лука Сальси (Амонасро) и российский бас Дмитрий Белосельский (Рамфис). «Аиду» показывают в Гроссес Фестшпильхаусе. За пульт Венского филармонического оркестра встанет Риккардо Мути, давно не появлявшийся в Зальцбурге как дирижер целого блока оперных премьер. Каким будет постановочное решение этой «Аиды», трудно заранее предсказать, так как режиссер из Ирана Ширин Нишат не ставила раньше опер. Она является фотографом и автором видео-инсталляций, известным далеко за пределами своей страны.
11 (19.30) и 14 (15.30) августа в Гроссес Фестшпильхаусе Микеле Мариотти представит в концертной версии оперу Верди «Двое Фоскари». Итальянский дирижер встанет за пульт Оркестра Моцартеума. Партию Франческо Фоскари (баритон) исполнит Пласидо Доминго. Его сына Якопо Фоскари споет мальтийский тенор Джозеф Каллея. Жену Якопо Лукрецию Контарини споет итальянка Мария Агреста, которая в настоящий момент участвует вместе с Йонасом Кауфманом в лондонской постановке «Отелло».
Другой оперой, которую покажут 27 (15.00) и 30 (19.00) августа в полусценической версии, но с участием вокалистов первой величины, станет «Лукреция Борджиа» Доницетти. Лукрецию споет Крассимира Стоянова. В роли Дженнаро выйдет «перуанский соловей» Хуан Диего Флорес. Партия Дона Альфонсо достанется Ильдару Абдразакову. «Лукреция» также пройдет в стенах Гроссес Фестшпильхауса. Оркестром Моцартеума будет дирижировать Марко Армильято.
И последней оперой, которую я хочу рекомендовать на Зальцбургском фестивале, будет «Ариодант» Генделя. Ее премьера уже состоялась в июне на нынешнем весеннем Зальцбургском фестивале Св. Троицы, но по сложившейся традиции, еще пять спектаклей одной из постановок проходят на летнем фестивале во второй половине августа. Спектакль покажут на сцене Хаус фюр Моцарт 16 (19.00), 18 (19.30), 22 (19.00), 25 (15.00), 28 августа (19.30). Поставил спектакль Кристоф Лой, работающий с операми и ораториями Генделя последние 20 лет. В заглавной роли выйдет Чечилия Бартоли, у которой будет очень симпатичный грим бородатого мужчины. Другие роли у Роландо Вильясона, французского контратенора Кристофа Дюмо, канадского баритона Натана Берга, шведского тенора Кристофера Лундина, Катрин Левек и Сандрин Пьо. Постановка эпатажная, но с Генделем иначе и не бывает. Если зрелище окажется трудным, то музыкальная составляющая точно порадует. Чечилия Бартоли всегда ищет новые коллективы, с которыми она работает над барочным репертуаром. В этот раз она выбрала коллектив из Монако «Музыканты принца». За дирижерский пульт встанет Диего Фазолис.
Тем временем на фестивале в Байройте в афише заявлены семь опер Вагнера. Открывается смотр 25 июля (16.00) премьерой «Нюрнбергских мейстерзингеров» в постановке Барри Коски, руководителя берлинской Комише Опер. В этом мае на Чеховский фестиваль приезжала покорившая москвичей «Волшебная флейта», которую Коски сделал в соавторстве со Сьюзен Андрейд. Пока идет постановочный процесс, никакой информации о новой постановке нет. Зато известен состав исполнителей, и он впечатляющ. За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель Парижской оперы Филипп Джордан, любящий драматизировать музыку Вагнера. Ганса Сакса будет петь Михаэль Фолле, который исполнял эту роль и во многих других постановках раньше, и для каждой находил яркие драматические краски. Сикстуса Бекмессера, соперника главного героя Вальтера фон Штольцинга, исполнит элегантный Йоханнес Мартин Крэнцле. В роли самого Вальтера выйдет Клаус Флориан Фогт, постоянный участник Байройтского фестиваля. Еву Погнер исполнит Анне Шваневилмс. Отца Евы, ювелира Погнера споет Гюнтер Гройсбек. Следующие за премьерным спектакли пройдут 31 июля, 7, 15, 19 и 27 августа, начало всегда в 16.00. Закончится опера в районе 23 часов, длительность зависит от того, в какой редакции ее представят, и будут ли сокращения. Обычно здесь оперы идут в самой полной версии, и к пяти часам чистой музыки нужно добавлять минимум два часа антракта.
Все остальные постановки являются фестивальными премьерами последних пяти лет. Главным в этом списке значится «Кольцо нибелунга», которое в мощной постановке Франка Касторфа будет показано в Байройте в последний раз. Не буду рассказывать о секретах этого замечательного во всех смыслах «Кольца». Оно смотрится и слушается на одном дыхании. Действие четырех опер цикла происходит в разных странах, включая Германию, США и Азербайджан. Формально, герои оперы борются за мировое господство, ищут, находят и теряют месторождения нефти. В разных обликах перед зрителями предстанут знаменитые вожди мирового пролетариата. На станции берлинского метро Александерплатц Зигфрид будет сражаться с крокодилами. Много разных захватывающих эпизодов, которые отлично сочетаются с музыкой Вагнера. В спектакле принимает участие драматический актер, который играет несколько ролей, отвлекая на себя внимание во время длинных и трудных речитативов поющих героев.
Желательно смотреть все серии «Кольца», хотя и каждая опера по отдельности заслуживает внимания. Фестиваль продает билеты на четыре оперы разом (билет нельзя терять, он действует четыре вечера). В этом году «Кольцо» полностью пройдет 3 раза. Каждый цикл открывает «Золото Рейна» 29 июля, 8 и 23 (18.00) августа. Спектакль длится 2 часа 20 минут без антракта. «Валькирию» дают на следующий день – соответственно 30 июля, 9 и 24 (16.00) августа. Дополнительный спектакль 18 августа (16.00). «Валькирия» идет с двумя антрактами. Заканчивается около 22 часов. «Зигфрида» покажут трижды 1, 11 и 26 (16.00) августа. Окончание примерно в 22.30-22.40. И «Сумерки богов» как обычно дают через день после «Зигфрида» — это 3, 13, 28 (16.00) августа. Окончание около 23 часов. Дирижирует «Кольцом» Марек Яновски. Это очень хорошая его работа, даже если не понравится постановка, точно придется по вкусу музыкальная трактовка. Состав певцов каждый год слегка меняется, но есть долгожители постановки, без которых ее трудно представить. Важен и заметен Альберих Альберта Домена. Гюнтер Гройсбек выразителен в роли великана Фазольта, а Карл-Хайнц Ленер – его брата Фафнера. Замечательно исполняет роль матери валькирий Эрды Надин Вайсман. Зигмунда поет британский тенор Кристофер Вентрис, много раз гостивший на фестивале в разных операх, Зиглинду – Камилла Нилунд, которая дебютировала в Байройте в 2011 в опере «Тангейзер». Брунгильду исполнит британка Кэтрин Фостер. Георгу Цеппенфельду достанется партия Хундинга – он ее поет по всему миру. Зигфрида в этом году, как и в прошлом, поет немецкий героический тенор Штефан Винке. Марина Пруденская появится в «Сумерках» в роли валькирии Вальтрауты, которая «прилетает» к земной сестре с просьбой вернуть кольцо.
«Тристан и Изольда» идет в постановке правнучки композитора Катарины Вагнер. За дирижер пультом стоит Кристиан Тилеман. Спектакль покажут шесть раз – 26 июля, 2, 6, 12, 16 и 20 августа, начало всегда в 16.00. Окончание примерно в 22.30 – 23.00. Спокойная постановка, примечательная мистическим последним актом, в котором умирающему Тристану мерещатся гигантские треугольники с фигурками Изольды внутри. Через пять минут, когда Тристан уже готов поверить в присутствие Изольды, кукольные фигурки рассыпаются на кусочки. И очень жестокий финал. В нем Король Марк предстает ужасным деспотом: он отрывает Изольду от тела Тристана и буквально тащит за собой, чтобы она начала исполнять обязанности его законной жены. Состав исполнителей будет несколько отличный от премьерного. Тристана споет американец Стивен Гульд. В роли Изольды выйдет Петра Ланг. Рене Папе станет Королем Марком после Цеппенфельда.
И последнюю оперу, которую я хочу рекомендовать в этом обзоре – это байройтский «Парсифаль». Очень толковая работа прошлого года, в которой история юного мальчугана, подстрелившего в первом акте священного лебедя, разворачивается в руинированной базилике на краю света. Представители разных конфессий сосуществуют вместе и борются с внешним врагом, принимая у себя беженцев. Идея постановки отчасти навеяна последними событиями в Европе, связанными с потоком сирийских беженцев, но эта проблема так и остается внешней, фоновой, до которой по хорошему счету никому нет дела. Она точно разрешима, а вот человеческие отношения, взаимопонимание между людьми – это вечная трудность. Спектакль красивый, аккуратный. Его очень украшает работа немецкого маэстро Хартмута Хенхена, специалиста по «Парсифалю». Особенная черта его дирижирования – легкость и прозрачность, волшебство. В заглавной роли будет блистать Андреас Шагер – роскошный вагнеровский тенор и отличный артист. Кундри Елены Панкратовой тоже заслуживает внимания. Амфортас Цеппенфельда очень выразителен. Спектакль пройдет 5 раз – 27 июля, 5, 14, 21 и 25 августа (16.00). Окончание около 23 часов. И не забудьте в антрактах слушать трубачей из оркестра на балконе – они выходят за 15, 10 и 5 минут до начала очередного акта и играют из него мелодию один, два и три раза. После третьего трубного звонка надо сразу бежать в зал, чтобы успеть пробраться на свое место.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»