Поклонники Анны Нетребко точно скажут, какой европейский город станет музыкальной столицей марта. Конечно же Милан, где 9, 11 и 14 марта в Ла Скала Анна Нетребко исполнит одну из своих любимых, но сегодня немного «заброшенных» ролей – Виолетту в опере Верди «Травиата». Однако поклонникам творчества Дмитрия Чернякова эта новость не понравится, поскольку Анна Нетребко будет участвовать вовсе не в той нашумевшей миланской постановке 2013 года с Дианой Дамрау и Петром Бечалой, где самый знаменитый и востребованный за рубежом российский режиссер развенчивает миф о романтической любви, показывает его отталкивающую изнанку. Возможно, шедевр Чернякова еще появится в афише миланского театра, который легко копит разные постановки.
Спектакли с участием Анны Нетребко и патриарха итальянской сцены Лео Нуччи (Жермон) представляют собой возобновление классической «Травиаты» режиссера Лилианы Кавани. Кавани поставила ее в Ла Скала в 1990 году, за пультом стоял Риккардо Мути. В киномир Кавани ворвалась с шокирующим триллером «Ночной портье», повествующем о странной встрече жертвы и палача-эсесовца в отеле после войны, но в оперном жанре Кавани, которая родилась в том же краю, что и Верди, и считает это соседство очень ценным, предстала как традиционалистка. В ее постановке много как бы исторических деталей и нюансов, но они возникают на сцене не под диктовку либретто, а методом свободных ассоциаций.
Бальный зал, где знакомятся герои, не равен парижским залам эпохи Дюма-сына, но соответствует историческому описанию какого-нибудь дома богатой женщины неблагородного происхождения, устраивающей приемы и балы. То есть у Лилианы Кавани будет много пышности, золота, света, помпезности, показного богатства для парижских сцен и, простоты и грубоватости деревенского особнячка, где укроются Виолетта и Альфред. Такие типичные апартаменты для драматичных монологов и дуэтов маэстро Верди. Декорации, которые словно ждут персонажей драмы Дюма. И никакого наращивания смыслов. То, что ты видишь и слышишь – это и есть реальность оперы, далеко уносящей зрителя от повседневной жизни.
Абсолютный пейзаж для Анны Нетребко, которая сейчас больше любит не режиссерские находки обыгрывать, а показывать драму в собственном понимании и чувствовании. Вместе с российской примадонной выступит итальянский тенор Франческо Мели. Он же будет петь Альфреда и в спектаклях с Айлин Перес – красивой американкой с мексиканскими корнями, которая сейчас активно покоряет лучшие мировые площадки (она исполнит Виолетту 28 февраля, 3 и 5 марта). И еще одна диковинка винтажной продукции Л. Кавани – приглашенный дирижер Нелло Санти, которого весь музыкальный мир уважительно зовет «Папа Санти» (маэстро родился в 1931 году). Он и сам по себе уже историческая достопримечательность, работал с молодыми Доминго, Кабалье, Сьепи.
Из Милана надо обязательно ехать в Болонью, где в Театро Комунале во второй декаде марта (10, 12, 14, 16 и 18) пятью спектаклями «Турка в Италии» продирижирует главный специалист по музыке Россини Альберто Дзедда. Особенно актуально это предложение тем, кто любит бельканто, но не сумел посмотреть спектакль в Пезаро на Фестивале Россини прошлым летом. Повтор в Болонье обогатится присутствием Дзедды. Это совместная постановка фестиваля и болонского театра. Оформлял спектакль туринский режиссер Давиде Ливерморе, чьи работы, выполненные в кинематографической манере, хорошо известны и любимы в Пезаро.
«Турок в Италии» в его интерпретации превратился в ленту Феллини «Восемь с половиной». Место действия оперы переносится из Неаполя на съемочную площадку и превращается в сущий сумбур, характерный для главной итальянской Cinecitta. С Ливерморе всегда сотрудничает чудесный художник Джанлука Фаласки. Здесь он одевает героев на манер персонажей фильма Феллини: веселый турок Селим (бас Симоне Альбергини) становится Альберто Сорди из «Белого шейха», грациозная Фиорилла (сопрано из Армении Хасмик Торосян) соперничает элегантностью наряда с Клаудией Кардинале. Дона Джеронио поет один из главных итальянских комических басов современности Паоло Бордонья, ради феерического лицедейства которого публика слушала и будет дальше слушать и смотреть оперы с самыми нелепейшими сюжетами. Комические кунштюки Бордоньи компенсируются лирическими трелями романтичного Максима Миронова, ведущего россиниевского тенора, еще одного знакового участника болонской премьеры.
Север Италии продолжает манить и дальше, ближе к концу первого весеннего месяца. 24 марта венецианский театр «Ла Фениче» открывает серию (далее 25, 26, 28, 29, 30 марта и 1, 2, 4 апреля) показов «Кармен» в эпатажной постановке каталонца Каликсто Биейто. Продукция не совсем новая, но в случае Биейто об этом не стоит беспокоиться – во всех его новых и старых работах рассказывается примерно об одном и том же: он утверждает, что мир крутится, как белка в колесе, вокруг криминальных истин – любовь под руку с наганом, смелые сексуальные фантазии и их неправдоподобно брутальное воплощение, игры «авторитетов» со смертью, потоки крови и убийства.
Самый любимый прием Каликсто – срывать маски с персонажей – присутствует в этой «Кармен» в полном объеме. Режиссер переносит действие во времена франкисткой Испании, когда католические запреты габсбургов рассыпались, как стены парижской Бастилии в 1789 году, при этом заключенные не совсем понимали, куда им деться и как использовать свободу. Поэтому обычно скромная Микаэла (поют по очереди Екатерина Баканова и Лаура Джордано) здесь не так уж и наивна, ее поход из деревни в город к Хозе превращается в школу жизни с обязательным вкушением запретного плода в больших количествах. А Дон Хозе (Роберто Ароника) отличается от роты распущенных головорезов-однокашников ангельской чистотой, которую так и не удается у него никому отнять. В роли Кармен выступят итальянки Вероника Симеони и Марина Компарато. Даровитые басы Вито Прианте и Винченцо Нидзардо споют Эскамильо. Но идти на эту «Кармен» стоит не только ради броской истории и качественного вокала. Важная приманка – дирижер, маэстро Мюнг-Вун Чунг. Он много лет работает в Париже, великолепно владеет французским репертуаром, и не так часто обращается к оперному жанру, но когда обращается, почему-то сразу вспоминается его пианистическое прошлое. Мягкие, тонкие руки, словно парящие над оркестровой ямой. Брутальные сцены от Биейто будут все время смягчаться за счет лирического настроя деликатного маэстро. И другое счастье, неразрывно связанное с этой «Кармен» – приплыть в марте к причалу Джильо, пробираться по темным узким переулкам к празднично освещенной вечером площади Сан Фантин, войти в чуть сумрачный, платинового блеска зал «Феникса» много раз горевшего, перестроенного, но не избавившегося от призраков прошлого великого театра.
Но если настоящая Италия оказалась в марте недостижимой по каким-то причинам, есть другой предложение – отправиться в Дрезден, немецкую Флоренцию на Эльбе. Ее знаменитый оперный дом – Земперовская опера – продолжает придерживаться традиции репертуарного театра, позволяющего за один месяц посмотреть сразу несколько названий, а кроме оперы соблазниться также на балет – он в Дрездене очень высокого класса, по качеству постановок и мастерству исполнителей соперничает и с российским и прочим европейским.
23 и 26 февраля, а также 1 и 5 марта Кристиан Тилеман, музыкальный руководитель старейшей и авторитетнейшей в германии Саксонской капеллы встанет за пульт подопечного ему коллектива, чтобы продирижировать оперой «Отелло», которую он уже представлял на Пасхальном фестивале в Зальцбурге в постановке Винсента Буссара и костюмах французского кутюрье Кристиана Лакруа. Спектакли скорее всего пройдут с настроением тихой печали, в воспоминаниях о прекрасном теноре из ЮАР, замечательном Йохане Боте (певец был заявлен в премьере, но в сентябре 2016 г его не стало) , с которым Тилеман был связан прочными творческими узами. Как и Тилеман, Бота обожал Вагнера и точно прочитывал вагнеровские мотивы у Верди. Тристан и Отелло – Дездемона и Изольда – разные судьбы, общая мелодия безумной любви до смерти и после смерти. Тилеман не боится экспериментировать и приглашает на роль Отелло другого вагнеровского тенора – американца Стефана Гульда. Наблюдать, как тот впишется в хрестоматийный вердиевсий образ будет невероятно любопытно, особенно если учесть, что его Дездемоной будет непредсказуемая Доротея Рёшман, а в роли Яго выйдет польский баритон Анджей Доббер. Спектакль красивый, костюмный, и с секретом – интригой, в том числе и дизайнерской, о которой нельзя рассказать, ее нужно прожить вместе с артистами.
11 марта там же стоит послушать «Лисичку-плутовку» Яначека, которой продирижирует талантливый чешскский маэстро Томаш Нетопил. Стильную постановку, наполненную мультипликационными персонажами-людьми и одетыми в меха персонажами-животными осуществил Франк Хильбрих.
Между операми не стоит пренебрегать «Лебединым озером» в постановке худрука балета Аарона Уоткина на основе хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. 12, 16 и 18 марта Одетту-Одиллию танцует выпускница престижного Пермского хореографического колледжа Светлана Гилева, а 4 и 10 марта дебютантка из Милана Алис Мариани.
17 марта уроженец Дрездена Рене Папе устраивает в Земперовской опере необычный вечер, программу которого знаменитый бас, любимый поклонниками Король Филипп и злодей Мефистофель, пока держит в секрете. Он сообщает только, что покажет зрителю свою самую тонкую и спокойную, тихую и лирическую грань. За роялем – Камилло Радике.
20 и 24 марта в Дрездене покажут «Дон Жуана» в занятной постановке Андреаса Кригенбурга. Он переносит действие оперы в модельное агентство, а героев оперы в его персонал. С настоящим адом режиссер не заигрывает, перенеся все конфликты в офисную реалию, в социальный контекст, в наш с вами повседневный мир. Состав исполнителей обычный для этого театра – две трети штатных певцов хорошего класса и треть приглашенных солистов. Лучшие из них – Даниэль де Низ в роли Донны Эльвиры и шведка Мария Бенгтсон в роли Донны Анны. Также молодой израильский маэстро Омер Меир Вельбер за пультом Саксонской капеллы обязательно сотворит чудо, как он это уже проделывал в Мюнхене, когда дирижировал другой оперой с дьявольским наполнением – «Мефистофелем» Бойто.
Продолжая итальянскую и израильскую темы переезжаем в Мюнхен – строгий немецкий Рим на Изаре, где в Баварской государственной опере пройдет главная премьера Германии. Йонас Кауфман и Аня Хартерос споют в «Андре Шенье» Умберто Джордано. За пульт встанет тот же маэстро — Омер Меир Вельбер. Постановку готовят Филипп Штольцль и Хайке Фольмер. Спектакль состоится 12, 15, 18, 22, 30 марта и 2 апреля.
В финале речь пойдет про Лондон, как мы и обещали. В марте там есть что делать параллельно с походами на балетные спектакли в Ковент Гардене. В театр «Колизей» – резиденцию Английской национальной оперы возвращается «Партенопа» Генделя в постановке Кристофера Олдена. В основе сюжета лежит полуфантастическая история легендарной основательницы города Неаполя – королевы Партенопы, к которой сватались самые завидные женихи тогдашнего обитаемого мира: коринфский принц Арсак, родосский принц Арминдо и кумский принц Эмилио. После многочисленных перипетий королева выбирает Арминдо, который на протяжении всей оперы доказывает, что он по-настоящему верен и больше других претендентов достоин разделить с ней ложе и трон. Комический элемент заключался в том, что среди поклонников королевы толком не было настоящих мужчин, более того, была переодетая Эврименом женщина Розмира, которая на самом деле гонялась не за Партенопой, а за бросившим ее еще в Коринфе Арсаком. Для Арсака, которого во времена Генделя пел кастрат, написано много арий, и он вообще считался вторым за Партенопой важным персонажем оперы (Патрисия Бардон). Арминдо на премьере в 1730 году пела женщина, но поскольку партия написана для альта, сегодня его исполняют контратеноры (Джеймс Лэйнг). Было бы логично, чтобы Партенопа (харизматичная Сара Тинан) отдавала предпочтение тенору Эмилио (Роберт Марри), так как он в этой истории единственный мужчина, к тому же – генерал, находящийся в состоянии войны с Неаполем и желающий завоевать даму сердца с оружием в руках. Но Гендель написал тогда свою первую комедию и не собирался доверять тенору роль главного любовника (да и время господства теноров еще не наступило) – так что Эмилио даровано считаное количество арий, сопоставимое с тем малым местом, которое он занимает в сердце Партенопы. Режиссер Кристофер Олден пошел дальше и сделал неудачливого генерала фотографом, и не просто фотографом, а великим Ман Реем, автором портретов английской аристократки и подруги многих французских сюрреалистов – Нэнси Кунар. В Кунар, женщину-вамп, меняющую мужчин как перчатки, и превратилась заглавная героиня оперы. Время действия – Париж 20-х годов прошлого века. За пультом специалист по барочной опере маэстро Кристиан Кернин. Спектакли пройдут 15, 17, 20, 22 и 24 марта.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»