Путешествующим по Европе в январе будет легко совместить симфонические удовольствия с оперными. Лучшие музыканты и оркестры выступят в Вене, Париже, Мюнхене, а также в Милане, Амстердаме, Будапеште, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Баден-Бадене, Ольборге, Берне и Инсбруке.
Самым интересным событием первого месяца 2017 года для европейских меломанов станет, несомненно, гастрольный тур Чикагского филармонического оркестра. Это будет тридцать третья поездка прославленного коллектива в Европу, и четвертое путешествие в Европу во главе с итальянским маэстро Риккардо Мути, который возглавляет оркестр с 2010 года. Многие помнят триумфальное выступление чикагцев в Москве и Петербурге в 2012. Тогда скептики боялись, что Мути, являясь музыкантом традиционного направления, сосредоточится на музыке XIX и начала XX вв., а знаменитый оркестр отстанет в плане освоения новых партитур от других менее прославленных коллективов США. Но ничего подобного не случилось: продолжая любить музыкальные тексты XVIII и XIX столетий и дирижировать ими, возглавляя итальянские оркестры, для Чикагского филармонического у Мути всегда наготове большой выбор опусов Хиндемита, Лигети, Рима. Но что бы этот оркестр не играл, он в любом случае стремится к каноническому и традиционному прочтению произведений. Мути все также слывет строгим и требовательным дирижером, репетирующим много и аккуратно, добиваясь от оркестра эффекта отлаженной системы без сбоев.
В январский тур вошли произведения Чайковского (Четвертая симфония), «Ночь на лысой горе» Мусоргского и его же «Картинки с выставки» в принятой на Западе оркестровке Равеля, симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Дон Жуан», «Гуситская увертюра» Дворжака, «Концертная музыка для струнных и медных» Хиндемита, «На юге (Алассио)» Элгара и опусы Каталани.
Открывается тур в роскошном строении Ф. Гери — Парижской филармонии 13 января. Там прозвучат Хиндемит, оба опуса Мусоргского и Элгар.
Следующая остановка — Гамбург. Она заслуживает отдельного рассказа, так как Чикагский филармонический будет не просто выступать в Гамбурге, речь идет про участие в инаугурации нового пространства на Эльбе, которое строилось десять лет и, наконец, 11 января откроет свои двери для публики. Здание построено в форме корабля, заплывшего в колоритный гамбургский порт, воспетый многочисленными живописцами. Музыкальное учреждение получило название Филармония на Эльбе и по объемам превзошло многие другие залы в Европе и Америке. Концерты пройдут 14 и 15 января, в их программу включен весь гастрольный репертуар.
Из города на Эльбе музыканты отправятся в ближнюю Данию и сыграют в Доме музыки в Ольборге 16 и 17 января ту же программу, что и в Гамбурге.
20 и 21 января Мути и его подопечные выступают в миланской Ла Скала, а 23 и 24 в Мюзикферайне в Вене. Оттуда они едут в Баден-Баден, где 25 января выступят в Фестшпильхаусе — лучшем театральном и концертном зале юго-западной Германии, совместившем в своем архитектурном облике очарование старомодного вокзала с уютной кассой-окошечком и нехитрый комфорт геометрического стиля 1990-х.
Последняя остановка тура — Франкфурт-на-Майне. 27 января коллектив выступит в театре с парадоксальным названием Alte Oper (Старая Опера). Хитрость его имени заключена в полном несоответствии формы и содержания. Старая Опера — это вовсе не оперный театр, хотя снаружи выглядит таковым, а два обустроенных по последнему слову техники и акустических технологий концертных зала с обшитыми под старину деревянными стенами. Чикагцы будут выступать в Большом зале. В Баден-Бадене они представят парижскую программу, а во Франкфурте прозвучат Чайковский, Штраус и Каталани.
Вслед за Мути 16 января в Париже на Острове музыки (так называется место, где теперь базируются Парижская консерватория и Парижская филармония) в Большом зале имени Пьера Блуза выступят дуэтом скрипач Максим Венгеров и пианист Рустем Саиткулов. В первом «романтическом» отделении виртуозы покажут сонату Шуберта «Grand Duo» и Седьмую сонату Бетховена, во втором сыграют опусы Мориса Равеля, Генриха Вильгельма Эрнста и Паганини. Венгеров давно не выступал в Москве и не скоро здесь появится снова, его концерт в Париже стоит смело ставить в календарь.
Для тех, кто в Париже пробудет до конца месяца, важны еще два концерта с участием дирижеров топ-класса. 20 января Саймон Рэттл дирижирует в Большом зале Филармонии Лондонским симфоническим оркестром. В программе заявлена Шестая (“Трагическая”) симфония Г. Малера. Интерпретации сэра Саймона никогда не повторяются, поэтому с ним не работает формула “я слышал, как Рэттл играл то-то или то-то”. Когда Рэттл устремляется в мир Малера, он не устраивает “путешествие во времени”, не нащупывает аутентичный звук, он ищет у любимого композитора краски, которыми можно нарисовать мир универсального человека, будто живущего среди нас в XXI веке, и с разными оркестрами он достигает этого непохожими друг на друга способами.
Другой “столп” мирового дирижерского цеха — Марис Янсонс — выступит в Большом зале Парижской филармонии 31 января вместе со своим подопечным Оркестром Баварского радио и немецкой меццо-сопрано Вальтрауд Майер. Янсонс “навещает” столицу Франции не чаще двух раз в год — дает один концерт в Театре Елисейских полей и второй — в Филармонии, поэтому все парижские анонсы мероприятий с его участием начинаются со слов “редко” и “раритет”. Открывает этот январский концерт Прелюдия для оркестра “Антигона” Владимира Соммера, затем идут “Песни об умерших детях” Г. Малера, и во втором отделении — Симфонические танцы С. Рахманинова.
Программа изысканнейшая: тема трудных подростков, выживших в античной катастрофе и мстящих затем родителям в произведении по драме Софокла у Соммера, и ее развитие в форме частных переживаний Малера, обернувшихся вселенской скорбью обо всех “ушедших” детях мира сего. Дополнительное переживание — плотный и звучный голос Вальтрауд Майер, опытнейшей певицы и большого знатока песенного наследия Вагнера, Малера и Рихарда Штрауса. Выбор Рахманинова во втором отделении выглядит несколько неожиданным, но не для маэстро Янсонса, который всегда ищет точки сближения австрийского гения с главными русскими композиторами XX века. Однажды в Пятой симфонии Малера он высветил опусы Шостаковича… Чтобы узнать продолжение истории, надо идти на концерт.
В столице Венгрии дирижирует эстонский маэстро Пааво Ярви. Целых три концерта он даст в Будапештском Дворце Искусств 12, 13 и 14 января с Будапештским фестивальным оркестром и виолончелистом Трульсом Мёрком в качестве солиста. Программа как обычно немного экзотическая, но за это и любят Пааво и Трульса. Будут опусы Д. Шостаковича, С. Прокофьева и Эркки-Свена Тююра.
И еще немного Венгрии. Яркий аккорд для конца января — выступления венгерского виртуоза Андраша Шиффа и «Капеллы Андреа Барка». Уникальный коллектив и его выдающийся шеф дадут два концерта 30 и 31 января в Венском Концертхаусе. Это будет не совсем премьера программы, накануне «Барка» выступает в Зальцбурге на фестивале «Неделя Моцарта», где главной темой заявлены «Моцарт плюс Гайдн». Концерты А. Шиффа с «Баркой» — это грандиозное путешествие в эпоху исполняемого композитора, и на этот раз маэстро и его итальянская команда отправятся в моцартовское и предмоцартовское время. Концерты Шиффа не назовешь интеллектуальными или заумными, сэр Андраш оставляет “заумь” в библиотеке, когда изучает партитуры. Поскольку он является так называемым концертирующим маэстро, то есть дирижирует своей “Баркой” музицируя на рояле, созерцательность и размышление уходят на второй план, уступая место веселой гонке. За скоростную, нескучную и при этом вполне ученую “подачу” венских классиков — Гайдна, Моцарта и Шуберта — Шиффа боготворят разборчивые в музыке австрийцы.
Одновременно с “историческим” туром Андраша Шиффа по музыкальным гостиным Европы Габсбургов, немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер, для которой современные композиторы не скупятся писать все новые и новые опусы, даст серию сольных концертов (рециталов) с совсем иным репертуаром. Муттер подготовила программу из произведений Курье, Моцарта, Равеля, Пуленка и Сен-Санса. 26 января скрипачка выступает в Инсбруке в Конгресс-центре. 28 января в Баден-Бадене в Фестшпильхаусе. 30 января в Мюнхенской Филармонии Гастайг, 31 января в Концертном зале “Казино” в швейцарском Берне и 1 февраля в Консертгебау в Амстердаме. Все концерты открываются исполнением хита 1989 года действующего американского композитора Себастьена Курье под названием “Часовой механизм”, где Муттер акомпанирует пианист из США Ламберт Оркис. Дальше скрипачка исполняет подряд три сонаты — Моцарта, Равеля и Пуленка. Равель и Пуленк — с “проамериканским” секретом. Скрипичная соната Пуленка (опус 119) “родилась” в оккупированном немцами Париже, композитор спрятал в нее запрещенный американский шлягер “Чай для двоих” из мюзикла “Нет, нет, Нанетт”. Сам шлягер любили играть многие известные музыканты, включая Менухина. На январских концертах можно будет послушать, как встроенную мелодию исполнит Анне-Софи Муттер. В сонате Равеля на законных основаниях существует блюзовая фантазия, что тоже красиво вплетается в заокеанский контекст программы немецкой дивы.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»