2017 г.
Российские театры открывают свой сезон примерно в середине сентября. Специально для тех, кто любит начинать театральные походы с новинок, петербургский Михайловский театр готовит премьеру балета Прокофьева «Золушка» в постановке Ростислава Захарова 1945 года. Новую редакцию представит главный балетмейстер театра и знаток советского балета «золотого века» Михаил Мессерер. Оформлением спектакля занимается Вячеслав Окунев. Он собирается сочетать традиционные декорации и видеоарт. С помощью техники 3D, исторические эскизы Петра Вильямса станут объемными. Режиссером мультимедиа станет один из самых востребованных художников по свету в мире Глеб Фильштинский. Точных составов исполнителей пока нет, но главные партии репетируют звезды театра Анжелина Воронцова, Анастасия Соболева, Виктор Лебедев и Леонид Сарафанов. Премьерные спектакли пройдут 14 (19.30), 15 (19.30), 16 сентября в 13.00 и 19.30. Коньком того старого спектакля было обилие танцев – классических и характерных. Прокофьев сочинял музыку к «Золушке» с 1940 по 1944 гг. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Можно уверенно сказать, что Мессерер сделает все возможное, чтобы восстановить танцевальную канву знаменитого послевоенного балета Захарова во всем блеске. Далее 19, 20, 21, 22, 26, 28 и 29 сентября (все дни начало в 19.30) в афише стоит «Лебединое озеро» в редакции Мессерера. Труппа как раз будет приведена в наилучшую форму, все прима-балерины и премьеры театра будут в городе, поэтому любой из спектаклей этого блока пройдет на высоком исполнительском уровне. Тем более, что активный балетный сезон в Мариинском театре начнется только в октябре, во всяком случае «Лебединого озера» у них в сентябре в репертуаре нет.
Уже известны составы на два сентябрьских спектакля «Лебединого озера» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Это совсем другая редакция, качественно иные танцы первого придворного акта и свадебной картины, когда Одетту подменяет Одиллия. Напомню, что «Лебединое озеро» в постановке Бурмейстера идет в настоящее время только в Москве в МАМТе, хотя данную редакцию ставили и в Париже, и в Милане. В сентябре стоит идти на этот спектакль ради возможности посмотреть на одну из лучших московских балерин – Оксану Кардаш. Ее спектакль 23 сентября (19.00), танцует Кардаш в паре с Дмитрием Соболевским. 22 сентября (19.00) выступает другая, тоже очень интересная московская Одетта Эрика Микиртичева – вместе с Денисом Дмитриевым.
В театре Ла Скала сезон, наоборот, осенью завершается, чтобы открыться снова в середине декабря «Дамой с камелиями». В сентябре и октябре на сцену возвращается балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко. Это та же самая постановка, которая идет в Большом театре, Парижской Опере, Штутгартском балете, Американском балетном театре и много еще где, но ценность спектаклей в конкретных театрах составляют харизматичные артисты. В Милане заглавную партию танцует главная звезда итальянского балета Роберто Болле. Его Татьяной станет приглашенная балерина из Лондона бразильянка Марианела Нуньес. Они танцуют первый, открывающий серию спектакль – 23 сентября, затем 26 и 28 сентября, и через 2 недели – 12 и 18 октября. Начало всегда в 20.00. Музыкой П. Чайковского дирижирует наш соотечественник, музыкальный руководитель Муз. Театра им. К. С. Станиславского Феликс Коробов. Спектакли с молодыми солистами балетной труппы Ла Скала пройдут 29 сентября и 6 ноября, будет тоже интересно. Начало в 20.00.
Для тех, кто проводит сентябрь в Италии и при этом любит балет, будет интересно заехать в Рим. Весь месяц в Римской опере отдан балетному искусству. Открывает сентябрьскую афишу «Вечер Ролана Пети», состоящий из трех лучших спектаклей французского мэтра. Показывают «Юношу и смерть» на музыку Баха, «Арлезианку» на музыку Бизе и «Кармен» на музыку Бизе и Щедрина. «Юноша и смерть» повествует об инфернальной встрече молодого художника с таинственной незнакомкой в черном парике и желтом платье, которая приходит к нему в студию и просит прикурить сигарету… Чтобы узнать, чем такая встреча заканчивается, надо идти на спектакли с участием опытной Элеоноры Аббаньято, балерины Парижской Оперы и одновременно руководителя балета Римской оперы, и солиста Парижской Оперы, элегантного Стефана Бюийона (он танцует в очереди с Джакомо Лучи). 8, 12, 13 и 14 сентября начало спектаклей в 20.00, 9 сентября в 18.00 и 10 сентября в 16.30. Сюжет «Арлезианки» базируется на рассказе Альфонса Доде о молодом человеке из Прованса, который встречает девушку из Арля (эта история из прошлого, не вошедшая в балет), и далее воспоминания о ней кардинально меняют его обыденную крестьянскую жизнь, делают невозможной отношения с простой соседской девушкой, которую ему приготовили в жены родители. Сюжет «Кармен» всем известен благодаря новелле Мериме и опере Бизе. «Кармен» и «Арлезианку» танцуют солисты Римской оперы. Проходят спектакли в помещении Театра Костанци, недалеко от станции метро Термини. После блока балетов Пети труппа приступает к показу целой серии «Жизелей». 20, 21, 22 и 23 сентября начинают в 20.00, 23 в 15.00 и 24 сентября в 16.30. Прима-балерина балета Римской Оперы Ребекка Бьянки интерпретирует заглавную роль в компании с премьером Балета Ла Скала Клаудио Ковьелло (в очереди с Джакомо Лучи) 20, 21, 23 (15.00) и 24 сентября. «Жизель» также пройдет в Театре Костанци. Это привычная постановка спектакля Жюля Перро в редакции Патрисии Руан. Следующий балетный блок намечен только на середину ноября, поэтому не упускайте шанса увидеть интересные постановки и именитых танцовщиков в хорошем театре.
Россиянам, находящимся в конце сентября-начале октября в Вене ради оперных постановок, стоит пару раз сходить и на балет. 22, 26, 28 сентября и 9 октября (19.30), 23 сентября (20.00), 24 сентября (11.30) и 1 октября (19.00) дают классическую «Жизель» в редакции Елены Чернышевой. Составы все достаточно сильные, но лучшие спектакли все же будут 23 и 26 сентября, когда заглавную партию танцует москвичка Людмила Коновалова и 28 сентября и 1 октября, когда выступает выпускница Академии русского балета имени Вагановой Мария Яковлева, звезды венской труппы. И еще один повод сходить на «Жизель» в Вене – ее раритетность в афише нового сезона, следующие спектакли пройдут только в конце мая 2018 года.
Продолжая тему балетной классики XIX и XX веков, выделю еще одну постановку, которую стоит посмотреть в сентябре и начале октября, так как следующее ее возобновление произойдет не скоро. В Баварской опере, где балетом сейчас руководит наш соотечественник Игорь Зеленский, три раза покажут балет Джона Крэнко «Укрощение строптивой» на музыку Скарлатти. Это даже лучше его «Онегина». Оформление и костюмы красивейшие – авторства Юргена Розе, известного нам по спектаклям «Сон в летнюю ночь» и «Дама с Камелиями» Джона Ноймайера в Большом театре и по тому же «Онегину» Крэнко. Составы объявлены только на 28 сентября (19.30). В этот вечер Катарину и Петруччо танцуют москвкичка Ксения Рыжкова и кубинец Осиэль Гунео, известный своим фантастическим вращением. Следующие спектакли пройдут 30 сентября и 8 октября в 19.30.
В финале обзора хочу рекомендовать самое прекрасное из того, что только имеется в балетном списке начала нового театрального сезона. Во Дворце Гарнье в Парижской Опере в сентябре и октябре в афише значатся «Драгоценности» Баланчина. За исключением оформления это те же самые три балета «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты», которые идут в Большом театре, Мариинском, Нью-Йорк Сити Балле и других театрах (часто в разрозненном виде). Парижские «Драгоценности» всегда идут в полном комплекте из трех балетов в оригинальном оформлении французского модельера Кристиана Лакруа. Как и «Лебединое озеро», которое балетоманы смотрят не столько ради привычной аккуратности белых лебединых сцен, сколько ради лицедейства главной героини и стилистических тонкостей спектакля, в каждой компании «Драгоценности» выглядят по-своему. Считается, что каждая часть балета посвящена разным странах и городам. Медлительные «Изумруды» на музыку Габриэля Форе посвящены Франции, энергичные «Рубины» Стравинского — Нью-Йорку с его безумным метро и царственные «Бриллианты» на музыку Чайковского связаны с воспоминаниями хореографа о Петербурге. Сам Баланчин этих сравнений не любил, но традиция их запомнила. «Изумруды» идут первыми их трех, и во многих компаниях танцуются наиболее «проходно» — как прелюдия к двум главным балетам вечера. А во Франции, наоборот, первая часть выглядит самой интересной. Театр уже вывесил составы исполнителей по спектаклям, и в «Изумрудах» будут танцевать главные романтики во главе с Матье Ганьо. Также в них заняты звезды труппы Матиас Эйман, Уго Маршан, Одрик Безар, Флориан Маньене, Дороте Жильбер, Летиция Пюжоль, Алис Ренаван, Карл Пакетт, Элеонора Аббаньято. В «Рубинах» танцуют техничные Эйман и Жильбер, Ханна О’ Нил и Франсуа Алю. В «Бриллиантах» солируют невесомая Людмила Пальеро, царственная Амандин Албиссон, Маршан и Эйман. Спектаклей беспрецедентно много, они пройдут 19, 22, 23, 24, 26, 27, 29 сентября (19.30), 1 октября (14.30), 2, 4, 6 октября (19.30), 7 октября (14.30 и 20.00), 9, 11 и 12 октября в 19.30
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»