Поскольку оперные и концертные события октября дружно сгруппировались в Париже, обзор балетных мероприятий мы также начнем с города на Сене. В октябре в парижском Театре Елисейских полей с масштабными гастролями выступает Балет Канады. Это одна из лучших трупп мира, где идут постановки классических балетов, имеются работы классиков modern dance первой волны и присутствуют балеты современных хореографов. 3, 4, 6, 7 октября (19.30) и 8 октября (16.00) канадцы показывают балет Джона Ноймайера «Нижинский» о судьбе русско-польского танцовщика-легенды Вацлава Нижинского. Про постановку мало будет сказать, что это «балет в балете» — это много балетов, образов, стилизаций, драматических эпизодов в одном спектакле. Если есть возможность посмотреть в один из дней – очень рекомендую. Когда «Нижинского» в исполнении Гамбургского балета привозили в Санкт-Петербург и Москву, были аншлаги.
Гамбургский оригинал балета можно тоже будет посмотреть в октябре, и для этого совсем не обязательно ехать в дождливый Гамбург. Джон Ноймайер привозит его в Баден-Баден, куда труппа ежегодно отправляется на гастроли. «Нижинский» с разными составами исполнителей пройдет в Фестшпильхаусе 13 октября (19.00), 14 октября (18.00) и 15 в 17.00. Напомню, что в одном спектакле присутствуют несколько Нижинских, основной танцует биографическую линию, а другие «накладываются» в виде персонажей – Фавна, Призрака розы, Золотого раба, Петрушки, которые тоже оказываются вовлеченными в бурную историю начала прошлого века. Гамбургский балет привозит в Баден-Баден еще один спектакль, премьера которого состоялась летом. «Песнь о земле» Малера с участием танцовщиков и певцов. Теноровую партию исполнит Клаус Флориан Фогт (певец на самом деле приедет в Баден-Баден), партию баритона – Бенджамин Эппл. Не путать с одноименным балетом Кеннета МакМиллана, созданным много лет раньше. Спектакль пройдет два раза – 7 октября в 19.00 и 8 в 18.00. Самые красивые танцы в этом балете созданы для танцовщика-премьера, хотя и балеринам в нем есть что делать.
От зарубежного Ноймайера переходим к российскому, так как пришло время срочно анонсировать единственный показ «Страстей по Матфею» в Москве. Грандиозный спектакль покажут 25 октября (19.00) в Концертном зале имени Чайковского. Количество мест будет ограничено из-за того, что ряды партера снимут, а вместо них установят подиум, продолжающий сцену. В спектакле принимают участие оркестр, хор, певцы-солисты и артисты Гамбургского балета всех рангов. Александр Фисейский – партия органа. Ноймайер создавал свой шедевр для исполнения в главной гамбургской церкви Св. Михаила, с которой связаны судьбы многих немецких выдающихся музыкантов, в том числе и Филиппа Эммануила Баха – он похоронен в крипте. Героями балета становятся персонажи Нового Завета, хотя в программке намеренно не обозначено, кто кого танцует. Танцевальные эпизоды спектакля перекликаются с текстом «Страстей», желательно иметь его под рукой (скорее всего, текст будет в русской программке). «Страсти по Матфею» обещают стать главным балетным событием московской осени.
Классические постановки тоже присутствуют в достаточном числе в московской афише. В Большом театре на исторической сцене четырежды пройдет «Баядерка» — 7, 8, 9 октября (19.00) и один дневной спектакль 7 октября (12.00). Составы пока не вывешены, но скорее всего примут участие лучшие Никии Большого – Светлана Захарова, Ольга Смирнова, Юлия Степанова или Екатерина Крысанова. Не исключено, что руководство запланировало и дебют молодой солистки, например, Алены Ковалевой. Это вдвойне интересно. В любом случай, спектакли будут отличные уже в силу наличия в нем гениальной сцены Теней, величаво и стройно спускающихся с Гималайских гор и останавливающихся, чтобы замереть в прекрасном арабеске. Второй важный классический блок в Большом театре – это пять «Корсаров». Роскошный спектакль Петипа, Ратманского и Бурлаки после долгого перерыва возвращается на историческую сцену. Здесь уже трудно предполагать, какие пары исполнителей сложатся, за время отсутствия балета в афише подросли новые примы и премьеры, но спектакли с вводами, как мы уже писали, вдвойне интересны. 18, 19, 20 и 21 октября балет начнется в 19.00, а в воскресенье 22 октября по традиции в 18.00. Балет идет с двумя антрактами и длится три с половиной часа. И хотя в последней картине почти нет танцев, там есть феерическая сцена бури, когда корабль с корсарами тонет, хэппи-энд почти срывается, но после всех треволнений главные герои все-таки выживают. Кульминацией данной версии «Корсара», приближенной к исторической, то есть к Петипа, является сцена «Оживленного сада», когда на сцене оказываются одновременно до сотни исполнителей. Реставрированные Алексеем Ратманским характерные танцы также невероятно прекрасны. Этот спектакль влюбляет в себя всякого, кто его видел. Стоит сходить один раз, и уже хочется продолжения.
Будет и немного модерна. В рамках фестиваля «DanseInversion» 4 и 5 октября (19.00) на исторической сцене Большого театра пройдут гастроли Балета Монте-Карло со спектаклем «Красавица», сочиненного Жаном-Кристофом Майо по мотивам «Спящей красавицы» Чайковского с полностью оригинальной хореографией. Майо создал гламурно красивый спектакль про девушку, живущую в золотой клетке запретов. Напомню, что Майо поставил на Новой сцене Большого любимое зрителями «Укрощение строптивой» с музыкой Шостаковича.
Интересный в плане балета октябрь предстоит и в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. 15 и 16 (19.00) октября пройдет второй блок июльской премьеры, состоящей из «Сюиты в белом» Сержа Лифаря на музыку Лало, «Маленькой смерти» Килиана на музыку Моцарта и «Второй детали» Форсайта на музыку Виллемса. «Сюита» — это балет-путешествие по балетной истории, он включает романтические сцены, когда балерина становится вилисой, парадные пассажи с фуэте и красивейшие дуэтные картины. Килиан представлен одним из своих главных шедевров – кокетливым балетом о шалостях барочных дам и их кавалеров. «Вторая деталь» — зона современно театра с ее серым дизайном, но язык балета универсальный, классический, заставляющий артистов говорить ногами и корпусом не просто быстро, но очень быстро. Всего два спектакля, а занята будет вся труппа, и, главное, участвуют балерины МАМТа Оксана Кардаш и Эрика Микиртичева.
12 и 13 октября (19.00) в МАМТе показывают «Баядерку». Спектакль идет в редакции Наталии Макаровой, это означает, что у истории после акта Теней есть продолжение. Гамзати здесь захочет закончить церемонию свадьбы с Солором, но боги разгневаются, и обрушится храм. Эта версия спектакля идет во многих западных театрах, но в России – только в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Составов пока нет, но если и появятся вскоре на сайте, будет трудно выбрать между Кардаш-Никией и Кардаш-Гамзати. Самая харизматичная балерина Москвы танцует обе партии великолепно.
Из Москвы переносимся в Лондон, где в октябре весь месяц танцуют балет Кристофера Уилдона «Алиса в стране чудес». Его чуть-было не поставили в Мариинском театре, но в последний момент передумала из-за неподъемного бюджета. Балет технологически трудно утроен, и костюмы сложные. В прошлом сезоне постановку осуществили в Баварской опере, и спектакль идет с аншлагами, но, конечно, никто не танцует английскую хореографию лучше англичан. Особенно когда речь идет про лучшую балетную труппу Великобритании – Балет Ковент Гардена. Спектакль репетируют несколько команд во главе с ведущей парой – Лорен Катберсон и Федерико Бонелли, играющих Алису и Рыцаря Сердца. Они танцуют 27 сентября, 9 и 23 октября в 19.30. Катберсон была первой Алисой, которая танцевала премьеру несколько лет назад. Второй по важности состав – это Сара Лэм и Стивен МакРей. Они танцуют очень игривую версию «Алисы». Спектакли пройдут 28 сентября (19.30) и 14 октября (12.00). Есть прекрасный молодежный состав 30 сентября (13.30) и 28 октября (19.30). Франческа Хэйуард – лучшая в театре Мари в «Щелкунчике» (не путать ее с помпезной героиней Феей Драже) и уже имеющая статус балерины, она регулярно выступает с юным португальцем, пока только первым солистом Марселино Самбе. Два спектакля у стильных Беатрис Стикс-Брюнелл и Вадима Мунтагирова. Они выступят 4 (19.30) и 21 октября (19.00). Но спектаклей тринадцать и есть еще две неохваченные пары. Кореянка Йухуе Хое и англичанин Мэтью Болл открывают серию «Алис» 27 сентября в 13.00 и танцуют еще раз 30 сентября (19.00). Романтичным премьерам – японке Акане Такаде и бритту Александеру Кэмпбеллу – достались спектакли 2 октября (19.30) и 21 октября (13.30).
Из Лондона «летим» в Цюрих. Директор Балета Цюриха Кристиан Шпук, перенесший в позапрошлом сезоне в Московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко свою «Анну Каренину», в октябре выпускает нового «Щелкунчика». Серия спектаклей открывается в Цюрихском оперном театре 14 октября (19.00), затем новогодний балет пройдет 20 (19.00) и 29 (14.00) октября, а также 3 (20.00), 10 (19.00) и 11 (19.30) ноября. Шпук смешивает классическую традицию с modern dance.
И последний марш-бросок сумасшедшего октября – Амстердам, где покажут
Интереснейшую новинку Теда Брандсена «Мата Хари». Худрук Голландского национального балета поставил его в прошлом году и сейчас спектакль-биография возвращается на сцену. «Мата Хари», о происхождении и жизни которой рассказывают невероятные легенды, была подданной Нидерландов и считается в Голландии своеобразной национальной героиней. Кроме шпионской деятельности, она была также известной куртизанкой и популярной танцовщицей. Балет Брандсена освещает разные аспекты жизни Маты Хари, урожденной Маргарете Гертруды Целле. Серия спектаклей стартует 14 октября, аккурат через сто лет после того дня, когда танцовщица была расстреляна французами. Спектаклей много – 14, 17, 19, 21, 27, 28, 30 октября (20.15), 15 и 29 октября (14.00), а также 1, 2 и 3 ноября в 20.15
Очень насыщенный месяц для балетоманов. И хотя в большинстве случаев еще не известны исполнители в конкретные даты, глаза разбегаются от обилия и разнообразия названий. И почти ничего не хочется пропускать. Ноябрь тоже будет интересным и, надеюсь, с точными графиками выступлений наших любимых балетных звезд – Светланы Захаровой, Наталии Осиповой, Ивана Васильева, Матье Ганьо, Дианы Вишневой.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»