Балетные спектакли в марте: Милан, Лондон, Москва, Санкт-Петербург
10 марта миланский «Ла Скала» начинает серию балетных вечеров, объединяющих маленькие шедевры больших мастеров. В одной вечерней программе представят композицию «Малер 10» Азур Бартон на основе Десятой симфонии великого композитора, «Маленькую смерть» Иржи Килиана на музыку Моцарта и «Болеро» Мориса Бежара на музыку Равеля. В этом балетном триптихе два последних названия – уже признанные шедевры, своего рода классика contemporary dance. «Болеро» Бежара было создано в 1961 году, «Маленькая смерть» («Petite Mort») появилась спустя 30 лет. Оба они хорошо известны русской публике: никого не удивляет тот факт, что «Болеро» существует и в мужской, и в женской версии, а «Маленькая смерть» — совсем не про смерть. А вот что такое «Малер 10», знает пока только балетная труппа миланского театра и сама Азур: это премьера постановки на музыку Адажио из последней симфонии Малера. Знакомство российских любителей современной хореографии с творчеством американской постановщицы началось в 2010 году с «Busk» и «Blue Soup» и продолжилось в 2014-ом, когда она предложила публике спектакль о материнстве «Awaa».
Еще одна премьера балетного вечера – первое появление étoile Роберто Болле в «Болеро». Вечера с его участием пройдут 10, 13, 16, 20, 23 марта. Каждый вечер за дирижерским пультом – Дэвид Кольман (не только известный маэстро, но и редактор балетных партитур).
Балетная афиша лондонского «Ковент-Гарден» щедра на яркие события. 1 и 9 марта театр приглашает на «Жизель» Адана – «историю о предательстве, сверхъестественном и любви, которая побеждает смерть». Эта строка из официальной аннотации не добавляет ничего нового к нашим представлениям о «Жизели». А ведь в спектакле есть своя, особенная интонация. Ее появление стало возможным благодаря тонкой работе хореографа Питера Райта – мэтра английского балета. Он основывался на хореографии Мариуса Петипа. Но, почитая классику, Райт сумел внести новые штрихи, акценты, детали, которые не только обогатили партии главных героев, но и «встряхнули» кордебалет. В результате романтическая история стала подлинно драматической. По меткому выражению балетного критика Татьяны Кузнецовой, «в России на «Жизель» ходят наслаждаться покоем, в Англии — волноваться и сопереживать».
Мартовские спектакли, несомненно, заставят сопереживать публику сильнее обычного: ведь в титульной партии – прима Наталья Осипова. В редкой рецензии не говорится о ее уникальном драматическом даре. Она была приглашена в «Ковент-Гарден» в 2013 году, после триумфа в «Лебедином озере» (в дуэте с Карлосом Акостой). Балерина, исполняя традиционный классический репертуар, с энтузиазмом – по-другому и не скажешь! — погрузилась в современную хореографию. Рядом с Авророй в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте» появились хрупкая Маргарита в «Маргарите и Армане» Аштона, непростая Наталья Петровна в его же «Месяце в деревне», загадочная Анна Андерсон (она же Анастасия Романова) в «Анастасии» Макмиллана. По признанию Натальи, хореографическое многоязычие помогает лучше чувствовать тело, его возможности.
Парию Альберта исполнит Дэвид Холберг, запомнившийся российским любителям балета сенсационным появлением в труппе Большого театра в 2011 году. Нынешняя «Жизель» — дебют артиста в спектакле «Ковент-Гарден». До этого он появлялся на прославленной лондонской сцене с постановками Большого и Мариинского театров.
За дирижерским пультом — Коэн Кесселс.
5 и 13 марта в «Ковент-Гарден» в спектакле «Зимняя сказка», поставленном Кристофером Уилдоном по пьесе Шекспира, выступит Вадим Мунтагиров. Его путь к ведущим партиям на лучших сценах мира начинался в Пермском хореографическом училище. Окончив Королевскую балетную школу в Лондоне, он стал премьером Английского национального балета, затем премьером Королевского балета. Вадим неоднократно был принцем в классических балетных спектаклях, но принц Флоризель в «Зимней сказке» — особенный по характеру и хореографии. Активной жизненной позицией его наделил Шекспир, а красивым танцем, близким классике, но смелее, — Уилдон. Шекспировская история была поставлена им на сцене «Ковент-Гарден» в 2014 году вскоре после шумного успеха «Алисы в Стране Чудес». Музыку для «Сказки» написал Джоби Тэлбот: она немного напоминает неоклассического Стравинского – такого, каким он был в «Поцелуе феи», в «Похождении повесы». Очень приятен и понятен хореографический язык «Сказки», хотя шекспировские сюжетные хитросплетения могли бы спровоцировать иное решение. Когда говорят, что «Зимняя сказка» Уилдона — «шедевр современного повествовательного балета», с этим невозможно спорить. Только следует добавить, что повествование это очень увлекательное.
В ансамбле с Вадимом-Флоризелем выступят Марианела Нуньес (королева Гермиона), Тьяго Соарес (Леонт), Беатрис Стикс-Брунелл (Пердита, в русской версии — Утрата). За дирижерским пультом — Том Селигман.
17 марта в «Ковент-Гарден» в вечере балетов, посвященному столетию со дня рождения Леонарда Бернстайна, примет участие Сара Лэмб. Приятно осознавать, что американская балерина, с 2004 году работающая в труппе английского театра, чуть-чуть «русская»: в Бостонской балетной школе ее наставницей была Татьяна Легат, много лет танцевавшая на сцене Кировского (Мариинского) театра. В репертуаре Сары Лэмб – огромное количество партий в балетах флагманов новой хореографии, включая Баланчина, Аштона, Макмиллана, Роббинса.
Программу вечера-посвящения составили три работы современных хореографов: «Новый Уэйн Макгрегор» Макгрегора, «Новый Кристофер Уилдон» Уилдона, «Век тревоги» Лиама Скарлетта. Для первых двух композиций – это премьера, а «Век тревоги» — возобновление постановки 2014 года (драматичной, эффектной рефлексии о том, как чувствовала себя молодежь после Второй мировой войны). В таком составе молодые и дерзкие хореографы уже выступали в 2012-ом в «Linbury», своего малом театре внутри большого «Ковент-Гарден».
На сцене вместе с Сарой Лэмб появятся Александр Кэмпбелл, Томас Уайтхед. За дирижерским пультом — Коэн Кесселс.
8 марта в Михайловском театре – «Золушка» Сергея Прокофьева. Это идеальный театральный подарок к любимому весеннему празднику. Балет идет в классической хореографии Ростислава Захарова в редакции главного балетмейстера театра Михаила Мессерера. Впервые зрители увидели этот обновленный спектакль в сентябре 2017 года. «Золушка» с остроумной и нежной музыкой Прокофьева, с выразительной хореографией Захарова впечатляет сама по себе, но Михайловский театр, чтобы заворожить публику подобно самой инновационной Фее, использовал мощный арсенал визуальных технологий: на глазах у изумленной Золушки времена года сменяют друг друга, дворцовые интерьеры завораживают своим блеском.
Но технологии технологиями, а чудо все-таки творят люди. Михаил Мессерер скромно называет работу реконструкцией, поясняя: «В балете — оригинальный хореографический текст, моих добавлений процентов пятнадцать». Но реконструкция, как и реставрация, — труд очень кропотливый. Чтобы оживить хореографический текст Захарова, Мессерер пересматривал фильм «Хрустальный башмачок» (1960), снятый Роу на основе балетного спектакля. Помогли и репортажи со спектаклей Большого, показанные в новостных программах советских лет. Вдохновляли собственные впечатления от «Золушки» с Мариной Кондратьевой и Владимиром Никоновым в главных партиях. Пока имя сказочной красавицы держится в секрете. Но известно имя Принца, который появится в вечернем праздничном спектакле – это Иван Васильев. За дирижерским пультом — Павел Сорокин.
23, 24, 25, 27, 28 марта на Исторической сцене Большого театра – премьера балета в двух действиях «Анна Каренина» Джона Ноймайера. Этого события ждали и балетоманы, обожающие хореографа, и артисты, для которых работа с мастером – взлет на новую вершину. Балет будет интересен и тем, кто, особенно не увлекаясь этим жанром, любит новые интерпретации классических текстов. Музыкальная партитура соткана из сочинений Чайковского, Шнитке и композиций Кэта Стивенса.
В спектакле Ноймайера все основные сюжетные линии романа Толстого воплощены вполне рельефно: Анна разочаровывается в немолодом супруге, влюбляется в молодого офицера Вронского, делает смелый, не одобренный социумом, шаг, жестоко страдает и гибнет. Не лишил нас хореограф милой Китти, доброго Левина (он здесь претендует даже на более важную смысловую роль, чем у Толстого). Видим мы и несчастного Сережу, и зловещего Мужика. Но постановщик сразу определил отношения своей «Анны» с великим писателем: балет создан не «по Толстому», а «вдохновляясь Толстым».
Реалии этой балетной истории заостренно современны. Остроумно представлен образ Каренина: он участник предвыборной политической гонки с плакатами, агитационными речами и, конечно, с благоприятным социальным статусом кандидата («женат, имеет сына»). Роль атрибута – то, с чем Анна пытается бороться.
Очень красиво воплощено на сцене мимолетное и оттого еще более жгучее счастье Анны, встретившей Вронского. Оно вдохновлено лирико-драматической музыкой Чайковского. Тяжело смотреть на сцены физических и душевных терзаний героини, которые «озвучены» музыкой Шнитке. На вопрос, как вписывается сюда Кэт Стивенс, ответить легко: это музыка для совсем другого персонажа – Константина Левина, которого мы видим то на тракторе, то на сеновале. Но он не смешон: его умение сострадать – вот что сделал главным хореограф. Очень необычно и вместе с тем просто, символично решен в спектакле вопрос финала. Его нужно увидеть.
Вспомним, что в списке работ Ноймайера русская тема представлена ярко: это «Нижинский» (2000), «Чайка» (2002), «Татьяна» (по роману «Евгений Онегин»). Неудивительно, что российские артисты стремятся участвовать в русских проектах хореографа. Известно, что Светлана Захарова мечтала станцевать Татьяну, но мэтр решил, что ей больше пойдет Анна. Премьер Большого Денис Родькин неоднократно говорил о страстном желании станцевать в новом балете Джона Ноймайера.
«Анна Каренина», которую мы увидим в марте, — это совместная постановка Гамбургского балета, Национального балета Канады и Большого театра. Впервые новая «Анна» предстала перед публикой в Гамбурге в июле 2017 года. Успех был серьезный.
Составы мы узнаем чуть позже (хотя кое о чем догадываемся), а дирижер уже известен: это Антон Гришанин.
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»