2, 3, 4 мая в Парижской опере — Opéra National de Paris — играют, поют и танцуют «Ромео и Джульетту». Это спектакль Саши Вальц, поставленный на музыку одноименной симфонии Берлиоза. В симфонии, уникальной по идее, историю влюбленных из Вероны рассказывает не только огромный оркестр, но и певцы-солисты, хор. Спектакль немецкой постановщицы вошел в репертуар Opéra National de Paris в 2007 году. И критике, и публике очень понравилось решение Вальц соединить на одной сцене артистов танцующих и артистов поющих. Они играют Шекспира вместе.
Но, конечно, постановка содержит немало других привлекательных моментов. Интересно решено само пространство сцены – с подвижной площадкой-плоскостью (она, к примеру, уносит вверх Джульетту в лирическом эпизоде – Ромео остается только нежно прикоснуться к ее ножке). В самом хореографическом языке не так много связных, длящихся, нежных жестов, как хотелось бы нам, выросшим на балете Прокофьева-Лавровского. Но, кажется, что для Вальц герои – подростки, а им и следует быть немного угловатыми, чуть колючими.
4, 8 и 11 мая «Ковент-Гарден» приглашает на вечер одноактных балетов. Это три разные истории – и три хореографических стиля: «Обсидиановая слеза» Уэйна Макгрегора (2016), «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона (1963), «Элитные синкопы» Кеннета Макмиллана (1974).
«Обсидиановая слеза» — брутальная хореографическая композиция, поставленная для мужского состава. Балетный обозреватель «New York Times» пытается определить, кем являются герои Макгрегора: «Они воины, соотечественники, друзья, враги, влюбленные, духи? Они в поиске, они должны принести жертву или избрать царя?» (by Roslyn Sulcas). Можно ответить так: и то, и другое, и третье. Это условная, с существенным призвуком архаики история о взаимоотношениях в мужском обществе, макгрегоровское прочтение гендерной темы. Не исключено, что кто-то уловит в ней нечто родственное «Весне священной» — ее первобытности, стихийности.
Музыкальная основа кинематических экспериментов — два сочинения Эсы-Пекки Салонена: симфоническая поэма «Nyx» и композиция для скрипки соло «Lachen verlernt».
Если «Слезе» Макгрегора еще только предстоит побороться за строчку в истории хореографии, то «Маргарита и Арман» Аштона уже давно там. Эту историю на музыку Ференца Листа хореограф сочинял для Нуреева и Фонтейн. Они оба были великолепны в классике, вероятно, поэтому язык балета классически прекрасен. В нем есть настоящие па-де-де, настоящие дуэты — с нежностью, страстью, сомнениями. В новейших композициях, посвященных классическим любовным сюжетах, не всегда удается увидеть и понять отношения героев: им, беднягам, хореографы иногда не дают возможности посмотреть друг другу в глаза.
Тех, кто еще не видел балета Аштона, может удивить выбор музыкальной основы: это философская Соната си-минор и «Траурная гондола». Однако балет сделан так, что все сходится: Лист с Аштоном, музыка с хореографией. Есть версия, что постановщик выбрал Листа потому, что тот сам был увлечен куртизанкой Мари Дюплесси, ставшей прообразом Маргариты в знаменитом романе Дюма-сына. Еще одна Марго – Марго Фонтейн – вспоминала, что на репетициях балета страсть была более настоящей, чем сама жизнь.
В партиях Маргариты и Армана 4 и 11 мая выступят Наталия Осипова и Владимир Шкляров, 8 мая – Марианела Нуньес и Вадим Мунтагиров.
Если «Обсидиановая слеза» — самый брутальный балет вечера, «Маргарита и Арман» — самый драматичный, то «Элитные синкопы» — самый остроумный. При этом еще стиляжный (не просто стильный!). В этом балете все немного смещено с точки баланса-равновесия: ведь синкопа в музыке – это, согласно энциклопедии, «смещение ударения с метрически опорного момента». Музыкальной основой «синкопированного» спектакля стали регтаймы. И в первую очередь, конечно, регтаймы Скотта Джоплина. Один из них и подарил название балету – «Elite Syncopations» (1902). Услышим мы и любимый концертный вальс «Бетена» (1905): в нем тоже все решают синкопы.
Музыканты создают атмосферу вечеринки, играя прямо на сцене. Участники party – стиляги, наряженные в бойкие костюмчики, немного напоминающие наряды персонажей комедии дель арте (художник по костюмам — Ian Spurling). Двенадцать танцующих наслаждаются жизнью, флиртуют – не всегда успешно, но всегда забавно. Макмиллан выполнил удивительно точный перевод нотного текста на язык хореографии. Все, чем живет музыкальный ритм, оживает в пластике.
Великий Мариус Петипа (11 марта 1818 – 14 июля 1910) поставил на сцене Мариинского театра несколько десятков спектаклей, многие из которых вошли в золотой фонд мирового балета. «Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы…», — повторял Петипа. Приношение мастеру Мариинка постаралась сделать сопоставимым с его заслугами. Начиная с 8 марта, на сцене театра идут лучшие постановки хореографа, проводятся открытые лекции, гала-концерты. Завершат Петипа-сезон балеты Чайковского: 10 и 11 мая будет представлена «Спящая красавица» (Мариинский-2), 17 и 19 мая – «Лебединое озеро» (Мариинский).
Оба шедевра появились в эпоху Ивана Всеволожского – директора императорских театров. Он откликнулся на просьбу Петипа поставить в Мариинке «Лебединое озеро», не имевшее успеха в Москве. Именно Всеволожский заказал Чайковскому балет «Спящая красавица» и вместе с Петипа разработал его подробный сценарий. Говоря о мучительном процессе создания нового спектакля, хореограф добавлял: «Труд этот становится приятным, когда находишь в лице директора такого сведущего, талантливого советника, каким был г-н Всеволожский, когда работаешь с таким гениальным композитором, каким был П. Чайковский».
В репертуаре Мариинского оба балета представлены в редакциях Константина Сергеева, созданных в начале 1950-х. Он сам исполнял партии Зигфрида в «Лебедином» и Принца Дезире в «Спящей». К этим редакциям в театре относятся как к драгоценностям – и потому, что они сохраняют Петипа, и потому, что отражают балетную эстетику эпохи Сергеева.
Напомним, что в Мариинке можно увидеть «Спящую красавицу» также в реконструкции Сергея Вихарева. Он изучил хранившиеся в Гарвардском университете записи современника Петипа, режиссера Императорского балета Николая Сергеева, и получился масштабный, фееричный спектакль.
Составы исполнителей в майских представлениях «Спящей» и «Лебединого» станут известны позже, но, судя по предыдущим представлениям, свои драгоценности театр доверяет только звездам.
25, 26 и 29 мая «Ла Скала» приглашает на вечер-посвящение Рудольфу Нуриеву — Nureyev Soirée. В этом году исполняется 80 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти артиста. В звездном вечере участвуют: Светлана Захарова (Большой театр, этуаль Teatro alla Scala), Роберто Болле (этуаль Teatro alla Scala), Марианела Нуньес (The Royal Ballet), Жермен Луве (Opéra national de Paris), Вадим Мунтагиров (The Royal Ballet).
Впервые на сцену миланского театра Рудольф Нуреев вышел в 1965 году – вместе с легендарной Марго Фонтейн. После этого артист неоднократно выступал в Teatro alla Scala, ставил спектакли. Кстати, летом в «Ла Скала» снова можно будет увидеть «Дон Кихота», поставленного Нуреевым в 1980-м. Тогда он сам танцевал в нем вместе с Карлой Фраччи.
Роберто Болле, вспоминая о Нурееве, называет его «мистической личностью». Он имел возможность познакомиться с великим артистом в «Ла Скала», когда тот в последний раз ставил «Щелкунчика». Нуреев заметил молодого Болле и предложил партию Тадзио в спектакле «Смерть в Венеции». К сожалению, это сотрудничество не сложилось. Но вскоре Болле стал Ромео в балете «Ромео и Джульетта» Макмиллана: как известно, премьеру этого спектакля танцевали Руди и Марго.
Светлана Захарова приняла участие в нашумевшем «Нурееве» Демуцкого — Посохова — Серебренникова в Большом. Она была Дивой в номере-сцене «Письмо к Руди» (читал Игорь Верник). Балерина признавалась: «Когда я танцую, не могу не слышать текст. Это, конечно же, начинает терзать душу и придает номеру большую глубину».
Каким бы звездным ни был состав участников soirée, главным героем станет Рудольф Нуреев. Хотя, может быть, он с этим бы поспорил. В фильме, который снял о Нурееве Teatro alla Scala в 2003 году, как эпиграф появляются слова Рудольфа неистового: «Ballo per sempre» — «Танец навсегда».
31 мая Большой театр приглашает балетоманов на гала-концерт звезд мирового балета. Как пояснил Махар Вазиев, художественный руководитель балетной труппы театра, это будет поклонение великому Мариусу Петипа, но в программу вечера войдут номера, созданные разными хореографами. Стоит напомнить, что и для балета Большого театра этот сезон проходит под знаком великого мастера. Вниманию публики в апреле предлагается капитальное возобновление «Коппелии», а 1 и 2 мая дают «Баядерку». Под занавес сезона, в июле пройдет несколько представлений «Дочери фараона» в постановке Пьера Лакотта по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа.
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»