Балетная афиша апреля: Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Мюнхен
5-8 апреля Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приглашает на вечер одноактных балетов. В программу вошли две российские премьеры – «Одинокий Джордж» Марко Геке (Гёкке), «Минус 16» Охада Нахарина (Наарина) – и возобновление «Призрачного бала» Дмитрия Брянцева.
Работы Геке и Нахарина российская публика могла увидеть в 2017 году на Международном фестивале балета «DANCE OPEN» и на Международном фестивале современной хореографии «Сontext». Притом, что оба хореографа – признанные мастера, соединить их композиции с легендарной постановкой Брянцева – довольно смелое решение.
«Одинокий Джордж» («Lonesome George») впервые был показан в Дуйсбурге в 2015 году. Композиция представляет собой рефлексии на тему одиночества и несвободы. Название балету подарила гигантская черепаха, умершая на Галапагосских островах в 2012 году в возрасте 100 лет. Ученые полагали, что Джордж – последний экземпляр, но позже оказалось, что у него есть родственники. Хореограф предлагает прочесть его балет аллегорически: его танцорам кажется, что они одиноки, но это не так. «Lonesome George» монолитен, внутри его нет стилевых сломов, модуляций. Музыкальная основа этой балетной истории – Восьмой квартет Шостаковича в оркестровой версии Баршая.
Композиция «Минус 16» впервые была представлена в Гааге в 1999 году. Пластический язык ее основывается на «Gaga» — методе (авторском методе Охада по завоеванию свободы движения) и импровизации. И музыкальная партитура, и хореографическая стилистика эклектичны. Мы видим и слышим техно, мамбо, Вивальди, традиционные еврейские мотивы. Жесткое начало как будто не предвещает нежного дуэта на музыку Антонио Вивальди. Этот эпизод посвящен скончавшейся в 2001 году супруге хореографа – танцовщице Мари Кадживара. Сохранят ли в МАМТ идею приглашения в финале зрительниц на сцену для спонтанного танца? В любом случае, дамам следует быть к этому готовыми.
Балет Дмитрия Брянцева, возглавлявшего балетную труппу МАМТ почти 20 лет (1985-2004), родился из концертного номера. «Романтический дуэт» на музыку средней части Второго фортепианного концерта Шопена он поставил для Владимира Кириллова и Галины Крапивиной. Вскоре появился еще один номер на музыку из Первого концерта. А дальше, как признавался сам постановщик, оставалось найти идею и создать полноценный одноактный спектакль. Премьера «Призрачного бала» состоялась 5 февраля 1995 года в Санкт-Петербурге, в Театре камерного балета, а вскоре, 27 мая, он был показан на сцене МАМТ.
Идея «Призрачного бала» проста и правдива: все люди стремятся к гармонии, но, обретая ее, живут спокойно почему-то всего несколько мгновений, а потом снова – борьба, поиск. Рассказать грустную и немного ироничную историю о поиске счастья помогает цвет костюмов. К примеру, дама в желтом стремится к кавалеру в желтом, кавалер в голубом – к голубой даме. Но после пребывания в абсолютном дуэтном счастье почему-то возникает новое увлечение. Таково завершение этого бала. Что это? Игра, «обыкновенная история», драма?.. Можно говорить о бездне романтизма, о символичности, о таинственности. И все же в призрачности «Призрачного бала» много настоящего. Член Международного танцевального совета ЮНЕСКО, балетмейстер Лидия Акинина говорит о неожиданном финале: «Это была такая тонкая нотка брянцевского юмора, умело вкрапленная в воздушную музыку Шопена и добавившая этому небесному произведению земных, жизненных, человеческих чувств».
5, 11, 13, 16, 19, 26 и 28 апреля в «Ковент-Гарден» будет дан балет Кеннета Макмиллана «Манон». Возобновление одного из лучших спектаклей хореографа — приношение мастеру, много сделавшему для британского балета.
По отношению к легендарной «Манон», созданной в 1974 году, слово «спектакль» подходит идеально: Макмиллан очень серьезно работал над драматургией, над ясностью развития истории. В прессе его постановки называют хореографическими драмами. Термин «драмбалет» в Европе не прижился, и Кеннет говорил, что стремится делать реалистические балеты – «о людях с правдивыми судьбами». При всей «театральности», его Манон — вполне реальна. Хореограф исходил из того, что она «не так боится быть бедной, как стыдится быть бедной». В его спектакле Манон в лохмотьях, Манон на пороге гибели — прекраснее, чем на мнимой вершине мнимого счастья.
Блеск и нищета куртизанки или просто свободолюбивой женщины — очень привлекательная для театрального искусства тема. Интересно, что младший современник Макмиллана Джон Ноймайер объединил в одной постановке истории Маргариты Готье и Манон Леско: Манон становится у него героиней спектакля, который смотрит Марго («Дама с камелиями», 1978).
Напомним, что в спектакле Макмиллана звучит музыка Жюля Массне, однако постановщик сознательно отказался от фрагментов его знаменитой оперы «Манон».
Дирижирует апрельскими спектаклями Мартин Йейтс. На сцене, сменяя друг друга, сияют звезды Королевского балета: к примеру, 5 и 13 апреля в партиях Манон и де Грие выступят Наталья Осипова и Дэвид Холберг, 11 и 16 — Марианела Нуньес и Роберто Болле, а 26 апреля – Сара Лэмб и Вадим Мунтагиров.
14, 15, 28 апреля в Мюнхене, в Баварской опере — Bayerische Staatsoper — пройдут монографические вечера под говорящим названием «Портрет Уэйна Макгрегора». Эти программы являются частью Балетной фестивальной недели. Директор Штаатсбалета Игорь Зеленский выбрал для моновечера две очень известные композиции маэстро – «Borderlands» и «Kairos». Дополнит их работа, созданная Макгрегором специально для балетной труппы театра, – «Creation».
В анонсе события хореограф представлен публике как «авантюрный экспериментатор». Но что является полем для его экспериментальных авантюр? Сам Уэйн не любит, когда его композиции рассматривают исключительно в рамках танца. «То, что я создаю, – объект искусства, а не просто хореография», – заявляет мэтр. Психология, новейшие технологии, философия – все плавится в горниле его творчества. Он привык к тому, что его считают немного безумным. Но не каждый немного безумный ставит свои «больше, чем балеты» едва ли не во всех крупных театрах мира (в 2011 году он поставил Большом балет «Chroma», а спустя три года в Мариинке появилась его «Инфра»). Не каждого хореографа-криэйтора приглашают работать в кино: а Уэйн отвечал за пластику героев «Гарри Поттера и кубка огня».
«Портрет Уэйна Макгрегора» — хороший вариант для тех, кто делает первый шаг навстречу современной хореографии: не слишком радикально и довольно свежо.
«Borderlands» («Пограничные зоны/полосы») был поставлен для Балета Сан-Франциско в 2013 году. Работая над ним, хореограф вдохновлялся творчеством Джозефа (или Йозефа) Альберса – немецко-американского художника, мастера Баухуаса. Джоэль Кэдбери и Пол Стоуни написали музыку для постановки. Как поясняют авторы, балет не просто дает представление о геометрических композициях художника, но приглашает публику освоить их.
«Kairos» был поставлен в 2014 году для Цюрихского балета на композицию Макса Рихтера «Vivaldi Recomposed» («Пересочиненный Вивальди»). Идея «пересочинения» не нова, но композитор поработал с «Временами года» корректно, стильно. Балет – размышление о поиске идеального момента жизни.
О «Creation» («Сотворении») известно пока только то, что он создан на музыку финского композитора Кайи Саариахо. Кайя почти не обращалась ранее к хореографическому жанру. Тем интереснее будет услышать, увидеть, каким будет результат со-творчества Кайи и Уэйна.
18 апреля в Михайловском театре будет дан «Дон Кихот» Минкуса в хореографии Горского-Петипа (редакция Михаила Мессерера). В партии Базиля вступит премьер театра Иван Васильев.
Балетоманам известно, что отважный идальго в этом балете – скорее «свадебный генерал», чем главный герой, а сам роман Сервантеса – скорее бренд, чем основа либретто. В балете все вертится вокруг бойкой Китри и жизнерадостного Базиля, ее возлюбленного: отсюда и комическая стилистика истории. Доблестный рыцарь, в чьем воображении причудливо смешались жизнь и сюжеты романов, случайно оказывается вовлеченным в проделки влюбленных. Как водится, в доброй комедии, все здесь завершается массовым весельем и объятиями жениха с невестой.
Иван Васильев танцует Базиля с 15 лет. Он по-дружески называет своего персонажа «веселым, лучезарным балагуром». Но партия Базиля еще и исключительно сложна: кроме «балагурства» требуется еще и виртуозность, выдержка, блеск. Всем этим комплексом Васильев-Базиль неоднократно поражал российскую и зарубежную публику. Кто выступит в партии его милой Китри в апрельском спектакле – узнаем чуть позже.
26 апреля Ивана Васильева можно будет увидеть в совсем иной роли. Солор в «Баядерке» Минкуса — персонаж со сложной драматической историей. Рассказывая в одном из интервью о своих первых опытах в качестве хореографа, Иван признавался, что его привлекают непростые сюжеты: «Мне интересна борьба человека с самим собой, с социумом. Интересен вызов, после которого человек становится лучше, развивается, меняя себя и мир в лучшую сторону». Кончено, его Солор не сможет изменить жестокий мир кастовых отношений, но показать, как преображает человека любовь, пусть и запретная, — это ему под силу. Напомним, что возможность видеть этого героя сильным, мужественным подарил любителям балета Вахтанг Чабукиани: именно он увидел Солора темпераментным воином, а не просто романтичным влюбленным.
В Михайловском театре «Баядерка» идет в классической постановке Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани.
20-22 апреля на Новой сцене Большого театра будет представлена «Коппелия» Лео Делиба в капитальном возобновлении. Автор новой редакции – Сергей Вихарев (1962-2017). Дирижер-постановщик – Игорь Дронов.
Объектом подлинно реставраторской работы балетмейстера стала одна из последних в дореволюционной России постановок «Коппелии» — версия Мариуса Петипа и Энрико Чекетти (1894). Напомним, что премьера балета Делиба состоялась в 1870 году в Парижской опере, и автором этой постановки был Артюр Сен-Леон. Однако возродить его хореографию невозможно по объективным причинам – практически не сохранилось «материальных носителей памяти». Другое дело версия Петипа-Чекетти: нужно «всего лишь» несколько месяцев кропотливейшей работы с материалами из Театральной коллекции Гарвардского университета, с эскизами декораций и костюмов из собраний Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. Итогом анализа, усиленного художественной интуицией, и стала обновленная «Коппелия» — сказка о кукле, ее создателе и тех, кто им поверил. К счастью, этот балет обходится без смертей, безумия и прочих признаков романтического балета. Самый жестокий эпизод – погром, учиненный девушками в мастерской мастера Коппелиуса.
Из страшной новеллы Гофмана «Песочный человек» либреттисты и композитор взяли только «кукольную» линию – и то в облегченной, юмористической интерпретации. Олимпия превратилась в Коппелию (и от ее взгляда уж точно никому не сделается не по себе), несчастный Натанаэль в простоватого Франца, его довольно серьезная возлюбленная Мария — в жизнерадостную Сванильду.
ная сказка, по убеждению Сергея Вихарева, — продукт своей непростой эпохи: «Что должна была «Коппелия» сказать зрителю? Наверное, должна была намекнуть о том, что через пять месяцев после его премьеры развалится французская империя. А развалилась она в том числе и потому, что было такое искусство». Так что, искателям серьезных смыслов в балете будет над чем задуматься.
Составы премьерных спектаклей пока уточняются, а вот дирижеры известны: это Павел Сорокин и Павел Клиничев.
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»