Балетные остановки апреля в Москве, Санкт-Петербурге, Мюнхене, Вене, Гамбурге и Лондоне
Екатерина Беляева
Санкт-Петербург
В апреле будет несколько подарков для поклонников творчества Ивана Васильева. Артист выступит на сцене родного Михайловского театра и в пармском Teatro Regio на фестивале ParmaDanza. В Парме он проводит два вечера как танцовщик, хореограф и продюсер, которые так и называются «Вечер с Иваном Васильевым» (8 апреля в 20.30 и 9 апреля в 15.30). В программе новый балет Васильева на музыку Стравинского «Любовь есть везде», фрагмент из «Шехеразады» Фокина, па де де из балета «Фея кукол», па де де из «Пламени Парижа» в хореографии Вайнонена и Ратманского, па де де из «Дон Кихота» и еще несколько хореографических миниатюр, сочиненных Васильевым за последние три года. Сам танцовщик покажет свою «версию» вариации Золотого раба из «Шехеразады», предстанет Филиппом из «Пламени Парижа», Базилем из «Дон Кихота», демонстрируя свои космические прыжки и вращение, а в психологической драме «Любовь есть везде» раскроет талант драматического актера. Вместе с Васильевым в гала-концерте примут участие артисты Большого театра.
В конце месяца (27 апреля в 19.00 на сцене Михайловского театра) Васильев танцует «Лауренсию» Крейна в хореографии Чабукиани и редакции Михаила Мессерера 2010 года. Этот старомодно-трехактный, но одновременно компактный балет, представляет собой сжатую версию культового спектакля Чабукиани 1939 года. Мессерер написал собственное динамичное либретто, в котором пунктирно намечены основные перипетии драмы Лопе де Веги, и инкрустировал в подсокращенный сюжетный макет лучшие хореографические пассажи Чабукиани, демонстрирующие мощь и красоту советского балета довоенного образца. Также он отреставрировал и чуть модернизировал знаменитые исторические танцы «Лауренсии». Роль Лауренсии исполнит прима-балерина Михайловского театра Екатерина Борченко, чей талант вдохновлял Мессерера на создание образа главной героини в 2010 году.
Борченко и Васильев танцуют второй спектакль 27 апреля, а вечером (19.00) 26 апреля запланирован другой, не менее обаятельный состав для ведущей пары – Денис Матвиенко и Анжелина Воронцова. Мессерер очень заботливо опекает свои постановки, можно смело рассчитывать на то, что спустя 7 лет спектакль «выстрелит» как на премьере и на лондонских гастролях, прошедших с гипер-аншлагами в театре Колизей.
Мюнхен
Еще один важный для российских балетоманов персонаж появится в апреле на балетной мировой сцене. Сергей Полунин выступит в Баварской Опере сразу в двух постановках. 6 и 7 апреля (19.30) он танцует главную мужскую роль в балете «Майерлинг» в рамках гастролей Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Мюнхене. Скорее всего, речь идет о последних спектаклях с участием Полунина в роли сумасшедшего кронпринца, если только со временем худрук Баварского балета Игорь Зеленский не захочет перенести балет МакМиллана для своего протеже в Мюнхен. Это лишь предположения, лучше успеть посмотреть на любимого артиста в одной из лучших его ролей здесь и сейчас. Марией Вечерой в спектаклях с Полуниным станет Наталья Сомова, прима-балерина Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. И 8 апреля в 19.00 там же в Баварской Опере Полунин заявлен а партии Красса в «Спартаке» Юрия Григоровича, перенесенном в мюнхенский театр 22 декабря 2016.
Гастроли Музыкального театра и повтор «Спартака» — часть Балетной фестивальной недели, которая традиционно проводится в Мюнхене в апреле. Другие ее события не менее интересны, прежде всего это немецкая премьера «Алисы в стране чудес» Джоби Талбота в постановке Кристофера Уилдона. Премьера в рамках фестиваля пройдет 3 и 4 апреля (19.00), следующие спектакли 20, 23, 28 и 30 апреля в 19.30 и 30 апреля в 14.30. Состав исполнителей пока неизвестен, но предположительно в премьере принимает участие солист Мариинского театра и приглашенный премьер Баварского Балета Владимир Шкляров. 10 апреля в 19.30 танцуют «Ромео и Джульетту» в редакции Джона Крэнко и 11 апреля – «Тщетную предосторожность» Аштона (19.30).
Вена
Продолжая тему Крэнко и перемещаясь лишь на несколько сотен километров на Восток от Мюнхена, мы оказываемся в Вене. 4 апреля (19.30) в балете Крэнко «Онегин» в Венской Опере партию Татьяны танцует Мария Яковлева, ученица легендарной Людмилы Ковалевой, наставницы замечательных прима-балерин Дианы Вишневой и Ольги Смирновой.
Гамбург
Во второй половине апреля за хорошим балетом надо ехать в Гамбург. Труппа Джона Ноймайера возвращается с гастролей и показывает дома два отличных спектакля. В околопасхальные дни Ноймайер часто ставит в афишу один из своих так называемых «духовных» балетов, в этом году 14, 15, 17 (18.00) и 18 (18.30) апреля покажут, вернее, разыграют его абсолютный шедевр «Страсти по Матфею» Баха. В спектакле занята вся труппа, танцуют артисты Гамбургского Балета всех ступенек иерархической лестницы. А в новом балете «Дузе» на музыку Бриттена и Пярта – не так. Джон Ноймайер поставил спектакль о жизни и творчестве Элеоноры Дузе на итальянскую прима-балерину Алессандру Ферри, и все остальные роли в балете именные. Спектакль не часто возобновляется, именно из-за трудностей собирания премьерного состава и наличия большого количества здравствующих прим и премьеров. Алессандра Ферри танцует 19 и 20 апреля в 19.30. Интересно, что в составе с уроженкой Ломбардии Ферри роль ее соперницы Сары Бернар исполняет прима-балерина Гамбургского балета, она же итальянка из Турина – Сильвия Аццони. 25 и 27 апреля в 19.30 Аццони «превратится» в Элеонору, также в спектакле появится харизматичный лидер труппы Александр Рябко в роли Арриго Бойто.
Москва
В апреле можно застать в Москве Светлану Захарову. У балерины будут как минимум три спектакля, участие в которых она уже подтвердила. 6 и 9 апреля Светлана Захарова танцует в Княжну Мэри в балета Посохова и Серебренникова «Герой нашего времени» на Новой сцене Большого театра. Роль романтичной княжны создавалась специально под возможности и темперамент Захаровой, ее нужно обязательно увидеть в этой партии, а кто видел – пересмотреть, так как балет-лауреат прошлогодней «Золотой маски» продолжает прирастать новыми смыслами.
Далее 22 апреля Светлана Захарова танцует Китри в «Дон Кихоте» на основной сцене. Имя ее партнера еще не опубликовали, но скорее всего речь идет о Денисе Родькине. Увидеть «Дон Кихот» с Захаровой стоит по двум причинам – Светлана необыкновенно хороша в белой картине, где она танцует в облике прекрасной дриады, и еще в финале она делает свое фирменное фуэте – традиционное, с выбрасыванием ноги в сторону 32 раза с очень высокой позиции, это в разы интереснее, чем модные фуэте невысоких балерин с приоритетом быстрого вращения.
Лондон
И в финале – полет через Ламанш, путешествие в Лондон. В Балете Ковент Гардена весь месяц на сцене танцуют любимцы английской и международной публики. Наталия Осипова участвует в «Майерлинге» 28 апреля, 2 и 11 мая в 19.15. Ее партнерами в эти вечера станут Эдвард Уотсон (кронпринц Рудольф) и Сара Лэмб (Мари Лариш). 1 (12.00) и 13 мая (19.00) Сара уже перевоплотится в Марию Вечеру, чтобы составить смертельную пару Рудольфу в исполнении солиста Ковент Гардена Стивена МакРея.
Перед «Майерлингом» в театре идут «Драгоценности» Баланчина, где у Лэмб будет двойное участие. Она танцует солистку в «Рубинах» на музыку Стравинского и «Бриллиантах» на музыку Чайковского в разные вечера. «Рубины» (1 апреля в 19.00, 6, 11 и 12 апреля в 19.30) Сара Лэбм снова танцует со скоростным австралийцем-виртуозом Стивеном МакРеем. «Бриллианты» с ее участием пройдут дважды – 3 апреля в 19.30 и 8 апреля в 14.00. Партнер – академичный Мэтью Голдинг.
Поклонники Вадима Мунтагирова смогут увидеть любимца в роли солиста «Бриллиантов» 1 апреля (14.00), 8 апреля (15.00), 12 и 21 апреля в 19.30. Финальную часть грандиозной симфонии Баланчина на тему драгоценностей Van Cleef & Arpels (знаменитая фирма стала спонсором постановки в Ковент Гардене и предоставила уникальные кристаллы, использованные при изготовлении костюмов) Вадим Мунтагиров танцует с английской примой Лоран Катберсон. Наталья Осипова в «Драгоценностях» не участвует, хотя когда-то танцевала в России «Рубины», но у балерины будет насыщенный май, о чем расскажем в следующем анонсе.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»