14, 18, 21, 24, 26, 30 октября «Ковент-Гарден» (Royal Opera House) приглашает на премьерную постановку комической оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале».
Это совместный проект Royal Opera House, Opéra national de Paris и Teatro Massimo (Палермо). Постановку осуществляет Дамиано Микьелетто. В персонажах доницеттиевской оперы — веселой вдове Норине, юном влюбленном Эрнесто, недалеком Дон Паскуале — мы легко узнаем маски итальянской комедии дель арте, однако режиссер не увлекается аналогиями с традиционным жанром. Ему важнее показать актуальность, узнаваемость, живость оперного сюжета.
Хотя Ольга Перетятько совсем недавно намеревалась погрузиться во французский репертуар, она все же не оставляет без внимания итальянскую оперу. Лондонская публика будет иметь возможность увидеть и услышать ее в партии Норины. В ансамбле с Ольгой выступят звездные партнеры — Брин Терфель (Дон Паскуале) и Иоан Хотеа (Эрнесто). Исполнитель партии доктора Малатесты будет объявлен позднее. За дирижерским пультом – Эвелино Пидо.
17, 20, 24 и 26 октября в Немецкой государственной опере (Deutsche Staatsope, или Staatsoper Berlin) — «Риголетто» Верди в постановке Бартлетта Шера. Режиссер больше известен как создатель драматических спектаклей. Но и оперный жанр ему подвластен: это стало понятно, после его дебюта в «Мете» в 2006 году с поставкой «Севильского цирюльника». Про стиль работы Шера в опере говорят, что он помогает артистам раскрывать свое ощущение роли.
Октябрьский «Риголетто» в Берлине — тот случай, когда речь о составе хочется начать с Джильды. Нарушая традицию построения афиши, которую должен бы возглавить герцог Мантуанский, начнем с дочери шута. Итак, партию Джильды исполнит Аида Гарифуллина – трепетная и обаятельная, с голосом нежным и очень ярким одновременно. В партии герцога выступит Франческо Демуро. Британский баритон Кристофер Мальтман, которому часто достаются роли героев с сомнительными моральными качествами, в этот раз станет героем страдающим – шутом Риголетто. За дирижерским пультом – Доминго Хиндоян.
18, 21, 23, 25, 28 октября — большое событие в «Ла Скала»: премьера генделевского «Юлия Цезаря». Этим спектаклем миланский театр открывает серию постановок барочных опер, рассчитанную на несколько лет. В следующие сезоны «Ла Скала» представит публике еще два шедевра Генделя: «Семелу» и «Ариоданта».
«Юлий Цезарь» («Giulio Cesare») – название, появлявшееся в Милане в последний раз в 1957 году по инициативе и под руководством маэстро Джанандреа Гаваццени. История о великом Цезаре, вступившем в Египет, щедро дополнена любовными страстями, изменами, предательствами. Арии — и подарок, и испытание для певцов: генделевская экспрессия выдвигает очень серьезные требования к вокальной технике.
Ставит спектакль Роберт Карсен – режиссер, уже представлявший в Teatro alla Scala свою трактовку генделевского текста на примере «Альцины». Стоит отметить, что барокко не является специализацией постановщика. В списке его работ – и Моцарт, и Яначек, и Бриттен, и Бернстайн. Российская публика познакомилась с Карсеном «лично» в 2014 году, когда он осуществлял в Большом театре постановку «Риголетто». Решая глубинные вопросы вердиевской партитуры, режиссер предложил тогда рассмотреть «Риголетто» в контексте цирковой культуры, чем несколько озадачил публику. Каким будет его «Юлий Цезарь» — увидим в «Ла Скала». Как показывает изучение опыта режиссерских прочтений этой оперы, спектакль может быть очень далек от исторических реалий.
Среди исполнителей главных партий – настоящие барочные ассы. Так, партию юного отважного Секста исполнит Филипп Жарусски. Заглавная партия – у знаменитого американского контратенора Беджуна Меты. Покорительницей его, Цезаря, сердца, то есть Клеопатрой, станет Даниэль де Низ. Вероломный и жестокий Птолемей (Толомео) — брат Клеопатры — прекрасный французский контратенор Кристоф Дюмо, очень часто и исключительно успешно выступающий в генделевском репертуаре. В партии гордой Корнелии, матери Секста, выступит контральто Сара Мингардо.
За дирижерским пультом – Джованни Антонини. Про него мало сказать: «прекрасно зарекомендовал себя в барочном репертуаре». Маэстро – один из идеологов (вернее, флагманов) аутентичного исполнительства. В том, что касается музыки барокко, — он практик, теоретик, эксперт и просветитель. Созданный им ансамбль Il Giardino Armonico освещает всем любителям барочной музыки путь к ее красотам.
9, 10, 11, 12 и 13 октября Большой театр приглашает совершить увеселительное «Путешествие в Реймс». Это премьера прошлого сезона: опера Россини была поставлена Дамиано Микьелетто в конце 2018 года. «Путешествие» — одна редких комических опер, в которой почти нет сюжета. Просто гости съезжались на торжество – коронацию Карла Х, но на него не попали. Зато певцы попали на территорию головокружительных, почти каскадерских партий.
Режиссер-постановщик решил к вокальным «каскадерским трюкам» добавить немного квеста, и это у него поучилось. Как поступил Микьелетто? «Мы разделили многочисленных участников “Путешествия”: одни остаются в своем времени — это персонажи “исторические”, остальные же становятся нашими современниками. Но где бы нам с вами могли повстречаться все эти вымышленные герои? Ответ очевиден: конечно, в музее!» (из режиссерских комментариев по случаю премьеры). Соответственно, гостиница, в которой застряли невезучие путешественники, становится картинной галереей, а мадам Кортезе, фигурирующая у Россини в качестве хозяйки гостиницы, превращается во владелицу галереи. А в конце все участники квеста станут частью одного арт-объекта. Подробности – в октябре, на сцене Большого.
9 и 11 октября (только в вечернем спектакле) партию графини де Фольвиль исполнит Альбина Шагимуратова. С ней в ансамбле выступят: Гузель Шарипова (Коринна), Елена Максимова (Маркиза Мелибея), Анасиасия Калагина (Мадам Кортезе), Алексей Татаринцев (шевалье Бельфьоре), Шанул Шарма (граф Либенскоф), Давид Менендес (Лорд Сидней), Игорь Головатенко (дон Альваро). За дирижерским пультом — Туган Сохиев.
16, 17, 18, 19 и 20 октября в Большом театре будет показан «Дон Карлос» Верди. В основе постановки, осуществленной в 2013 году Эдрианом Ноублом, — самая известная, миланская, редакция оперы (1884).
После премьеры некоторым показалось, что в «Дон Карлосе» режиссер «ничего» не сделал. Это верно в том смысле, что Ноубл оставил сюжет в первозданном виде, ничего не добавив и не удалив. Он объяснил свое «бездействие» так: «Мне показалось естественным и логичным не переносить действие оперы в другое время. Если нам удастся воссоздать на сцене мир Испании XVI века, эта атмосфера сама по себе произведет шокирующее впечатление на современного зрителя, и не будет нужды прибегать к дополнительным режиссерским приемам». Режиссер услышал в этой истории «ужасное одиночество героев», и попытался найти этому психологическое, драматургическое объяснение.
16 и 18 октября в спектаклях задействованы: Ильдар Абдразаков (Филипп II), Олег Долгов (дон Карлос), Игорь Головатенко (Родриго), Вячеслав Почапский (Великий инквизитор), Анна Нечаева (Елизавета), Надя Крастева (Эболи).
17 и 19 октября на сцену выйдет другой состав: Рафал Шивек (Филипп II), Юсиф Эйвазов (дон Карлос), Эльчин Азизов (Родриго), Петр Мигунов (Великий инквизитор), Вероника Джиоева (Елизавета), Елена Жидкова (Эболи).
Новый вариант исполнительского ансамбля услышим 20 октября: Рафал Шивек (Филипп II), Олег Долгов (Дон Карлос), Игорь Головатенко (Родриго), Вячеслав Почапский (Великий инквизитор), Анна Нечаева (Елизавета), Надя Крастева (Эболи).
5 октября в Мариинском театре можно будет увидеть «Игрока» Сергея Прокофьева. Нынешний год – юбилейный для прокофьевской оперы: 90 лет назад, в 1929 году в Брюсселе, в театре «Ла Монне» она была впервые поставлена. Сочинялся «Игрок» для Мариинского театра: это было в 1916-м. Но разного рода обстоятельства сделали петербургскую премьеру на долгое время невозможной.
Любопытно, что в воспоминаниях композитора о создании «Игрока», о его трудном пути на сцену больше азарта, чем драматизма: «Ободренный интересом, который вызвала «Скифская сюита», я выбирал для “Игрока” язык как можно более левый. <…> Однажды мать вошла в комнату, где я сочинял “Игрока”, и в отчаянии воскликнула: “Да отдаешь ли ты себе в отчет, что ты выколачиваешь на своем рояле?” Мы поссорились на два дня. <…> На самом деле мои поиски сильного языка достигали цели в моментах сильных эмоций или насмешки. <…> Но рядом с тем было и много модерного рамплиссажа, который только утомлял, не прибавляя ничего, и лишь запутывал вокальную партию».
Спустя годы, готовясь к постановке оперы в Ленинграде (она, к сожалению, не состоялась), безжалостно ликвидировал все «рамплиссажи». И вот в таком отредактированном виде «Игрок» попал на сцену Брюссельского театра, который, по замечанию композитора, являлся в конце 1920-х «носителем передовых идей».
И в таком виде в 1991 году он попал, наконец, на сцену Мариинки – благодаря инициативе Валерия Гергиева. Ставил спектакль Темур Чхеидзе. В 2007-м Мариинский представил обновленную версию той постановки. Именно она и будет представлена публике этой осенью на сцене Мариинского-2. Главные партии исполняют: Андрей Серов (Генерал), Екатерина Соловьева (Полина), Сергей Семишкур (Алексей), Ирина Богачева (Бабуленька), Екатерина Сергеева (Бланш).
Алевтина Бояринцева