1, 4, 8, 12, 16, 18, 23, 25, 27 ноября в «Ковент-Гарден» — «Волшебная флейта» в волшебной постановке Дэвида Маквикара. Сама опера великого Моцарта, соединившая в себе сказку, философию, религию, народный юмор, дела житейские и вопросы власти — как тест для режиссеров. Каждый ставит во главу концепционного угла то, что кажется актуальным и важным именно ему. У Маквикара получилась как раз волшебная сказка — с ее ложью и намеками, с чудищем и богатырем (в данном случае — принцем Тамино), красой-девицей (Паминой) и злой колдуньей (царицей Ночи), Иванушкой-дурачком (он же Папагено) и прочими сказочными архетипами. Визуально история напоминает стилизованные иллюстрации к дорогим изданиям сказок, за что мы благодарим художника Джона Макфарлейна. Живет это чудо в репертуаре Covent Garden уже 12 лет.
Главные партии в ноябрьских показах исполнят: Бенджамин Хьюлетт (Тамино), Эльза Драйсиг (Памина), Туули Такала (царица Ночи), Андреас Бауэр Канабас (Зарастро), Вито Прианте (Папагено), Ярица Велис/Yaritza Véliz (Папагена), Родел Розел/Rodell Rosel (Моностатос). За дирижерским пультом — Лео Хусейн.
28 и 29 ноября «Волшебную флейту» можно будет увидеть в Берлине, в Немецкой государственной опере. Этот спектакль американского режиссера Ювала Шарона вряд ли можно рекомендовать детям. В нем, конечно, нет откровенных сцена и нервнопаралитических решений. Но все же это весьма вольные (хотя и любопытные) рефлексии на тему моцартовской оперы, до которых зрителю-слушателю нужно дорасти.
В анонсе сообщается, что Шарон основывается на идее коллажа, подсказанной стилевой многокомпонентностью партитуры Моцарта. В ней мы действительно находим и черты зингшпиля, и оперы-seria, и карнавал, и высокую драму. Режиссер пошел еще дальше (не будем говорить, что глубже), добавив немного сюрреализма, концептуализма и технократии. Пожалуй, яснее, чем идея коллажа, читается в спектакле идея гипертрофированной театральности: все в нем – марионетки.
Нужно отметить, что эта довольно эксцентричная «Флейта» соседствует в репертуаре с постановкой Августа Эвердинга – в равной степени интересной взрослым и детям, знатокам и любителям.
28 ноября партии в спектакле исполнят: Григорий Шкарупа (Зарастро), Юлиан Прегардьен (Тамино), Серена Саенс/Serena Sáenz (Памина), Флориан Тайхтмайстер (Папагено), Виктория Рандем (Папагена), Никола Прокш (царица Ночи), Флориан Хоффманн (Моностатос). За дирижерским пультом – Алондра де ла Парра.
29 ноября — частичная смена состава: в партии Зарастро выступит Рене Папе, а царицей Ночи станет наша Альбина Шагимуратова. Как все же хорошо, что она отказалась от намерения распроститься с этой виртуозной партией и продолжает выходить на лучшие сцены мира в этом воинственно прекрасном образе.
1 и 14 ноября в «Земпер-Опере» (Дрезденской государственной опере) будет показана «Тоска» Пуччини. Этот спектакль был поставлен в 2009 году Йоханнесом Шаафом. Не все постановки этого режиссера обходятся без авангардных решений, но вот дрезденская «Тоска» — как раз образец спокойного режиссерского стиля (насколько может быть спокойна трагическая история о примадонне, художнике и шефе полиции). Рецензенты со вздохом облегчения, даже несколько по-бухгалтерски, перечисляли все традиционные атрибуты в спектакле: фреска и чаша со святой водой в храме, накрытый стол в комнате коварного Скарпиа и т.д. Всех — и публику, и критику – порадовало соответствие режиссуры партитуре.
Но, конечно, волевые режиссерские решения есть и в дрезденской «Тоске». Пастушок в финале заменен на мальчика-чистильщика, сидящего перед грудой обуви, снятой с казненных. По всеобщему признанию, этот момент производит сильное впечатление.
Какими бы чудесными ни были исполнители партий Скарпиа и Каварадосси, мы всегда с особым нетерпением стремимся узнать, кто же будет Тоской, из чьих уст вырвется трагическое «Vissi d’arte…» В дрезденских спектаклях заглавную партию исполнит пленительная, страстная, экспрессивная Кристина Ополайс. Это одна из ее самых любимых партий. С нее практически и началась международная карьера Кристины. Необычную певицу заметил Даниэль Баренбойм на прослушивании для постановки «Евгения Онегина». Режиссер отверг ее как Татьяну, а дирижер почувствовал в ней Тоску и пригласил для дебюта в Берлин.
В Дрездене партнерами Кристины станут Риккардо Масси (Каварадосси) и Анджей Доббер (Скарпиа). За дирижерским пультом – Антонио Фольяни.
21, 24, 30 ноября в Баварской государственной опере будет показан «Лоэнгрин» Вагнера в постановке Ричарда Джонса (2009). Для ценителей творчества Рихарда Вагнера очень важно увидеть «Лоэнгрина» именно в Баварии: ведь это, наравне с Байрейтом, — вагнеровское место. Баварский народ очень любил своего короля Людвига (1845-1886), а он безумно любил Вагнера и его «Лоэнгрина» Один из самых несчастных монархов в мировой истории, Людвиг и свою жизнь рассматривал как продолжение легенды о прекрасном рыцаре, его белоснежном лебеде и превратностях земной любви.
Уже никого не удивляет страстное желание режиссеров осовременить Вагнера. Наверное, должно удивлять непреодолимое желание не замечать красоту его сочинений. Но и это не удивляет: очень трудно создать на сцене визуальный образ, соответствующий красотам вагнеровских партитур. Не вызывает удивления и сверхсложные идеи, предлагаемые постановщиками. Похоже, Вагнер сам «виноват» в том, что его философско-мифологические концепции провоцируют режиссеров на усиленные размышления.
Постановка Джонса – в тренде: он побаивается красоты, но не боится сложных интеллектуальных ассоциаций. На сцене мы увидим историю про строительство. Построить семью – такое же сложное дело, как и построить дом. Об этом говорит режиссер, разместив на сцене бетономешалки, кирпичи и прочие производственные атрибуты. Радует, что этот антураж нисколько не мешает героям быть эмоциональными, интересными: Эльза и Лоэнгрин – трогательны, Тельрамунд – злобен и жалок, Ортруда – коварна.
Великолепный состав задействован в ноябрьских показах оперы: Лоэнгрин – Клаус Флориан Фогт, Эльза – Аня Хартерос, Фридрих фон Тельрамунд – Вольфганг Кох, Ортруда – Карита Маттила, Генрих Птицелов – Кристоф Фишессер. Интересно, что Аня Хартерос и Вольфганг Кох были участниками премьерных показов в 2009 году.
За дирижерским пультом — Лотар Кёнигс.
1 ноября в Венской государственной опере (Wiener Staatsoper) -«Макбет» Верди. Спектакль поставлен в 2015 году Кристианом Рэтом в содружестве со сценографом Гэри Макканном. Сразу следует отметить, что концепция венского «Макбета» не содержит окончательной и бесповоротной модуляции в жанр триллера о кровожадных киллерах. Хотя, конечно, без некоторых излишеств с кроваво-красной краской не обошлось. Декорации существуют в этом спектакле действительно как декорации, то есть создают пространство, в котором происходит действие, но остаются при этом фоном для сценических событий, а не самодостаточным произведением искусства. Пространство это весьма аскетично – стены, лестницы, постель, — но работу свою оно выполняет отлично.
Декорации, по сути, вневременные. Но режиссер склонен говорить о приближенности времени действия к современности. Актуальность оперы (именно оперы, а не своей концепции) он связывает с недавними политическими событиями в Сирии, Ливии.
В 2015 году именно в «Макбет» впервые выступила перед венской публикой наша Татьяна Сержан. Хотя партию леди Макбет она поет с 2002 года, выход на сцену Staatsoper был для нее очень волнительным. Певица признавалась тогда: «Работа над ролью продолжается всю жизнь, поэтому каждая премьера — это какой-то шаг. Мы только не можем оценить сами, шаг куда. Но по приему зрителями понятно, что ты хотел что-то донести — и донес». На премьерных спектаклях в Вене Татьяна, безусловно, донесла все, что хотела: прием был восторженный. Руководство театра было счастливо тем, что им досталась одна из лучших леди Макбет нашего времени.
Партии в ноябрьском спектакле исполнят: Пласидо Доминго (Макбет), Татьяна Сержан (леди Макбет), Риан Спидо Грин (Банко), Джинксу Сяхоу/ Jinxu Xiahou (Макдуфф). За дирижерским пультом — Джампаоло Бизанти.
В ноябре блистательную Татьяну Сержан можно будет услышать в спектаклях Мариинского театра. Так, 8 ноября примадонна исполнит заглавную партию в «Тоске», а 17 ноября – в «Аиде».
«Тоска» была поставлена в Мариинке в 2007 году Полом Караном (музыкальный руководитель – маэстро Гергиев). И без того зловещий колорит оперы постановщик усилил переносом времени действия в 1930-е годы, с кричащими атрибутами фашизма. Яркое решение – наклон сцены. Как отметил критик Владимир Раннев, «герои у Пола Карана ходят по наклонной плоскости, лишающей их жизненного равновесия». В ансамбле с Сержан выступят Мигран Агаджанян (Каварадосси) и Владимир Ванеев (барон Скарпиа).
Постановку «Аиды» в 1998 году осуществил Алексей Степанюк. На первый взгляд, это почти академическое решение: все остаются на своих местах и в своем времени (Древнем Египте), социальные статусы бережно сохранены. Однако, развертываясь в традиционном русле, история периодически попадает в зону действия неких временных порталов, которые иллюзии абсолютной академичности незаметно разрушают.
Главные партии в спектакле исполнят: Наталья Евстафьева (Амнерис), Татьяна Сержан (Аида), Олег Видеман (Радамес), Эдем Умеров (Амонасро).
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»