Венская государственная опера
1, 5, 9 марта Венская государственная опера приглашает послушать «Турандот» Джакомо Пуччини, последнюю оперу великого мастера музыкальных страстей. От веризма и камерности Пуччини повернул к масштабной восточной сказке, разворачивающейся на колоритном фоне Древнего Китая. Постановщик спектакля Марко Артуро Марелли – швейцарский сценограф и режиссер, создавший декорации к нескольким балетам Джона Ноймайера.
История жестокой принцессы Турандот, казнящей своих женихов, рассказана в повести азербайджанского писателя XII века Низами, которая включалась в различные европейские сборники персидских сказок XVIII века. Оттуда его и почерпнул итальянский драматург К. Гоцци для своей «сказки для театра» (1761). Под впечатлением от драматического спектакля в театре Макса Рейнгардта в ноябре 1919 года Пуччини захватила мысль о создании оперы. Он знал, что эта опера станет для него последней, и очень спешил. Еще до того, как было написано либретто, композитор начал изобретать музыкальный мир китайской сказки. Приятель Пуччини, барон Фассини Камосси, бывший итальянский дипломат, подарил ему музыкальную шкатулку, игравшую несколько китайских мелодий. Три из них Пуччини использовал в опере, включая национальный гимн, который звучит во время появления императора Альтоума, и народную песню «Mo Li Hua» («Цветок жасмина»), ставшую своего рода лейтмотивом принцессы.
В сверкающей всеми красками партитуре переплетаются ориентальный шик и кровавая жестокость, светлая лирика и варварская мощь, мистицизм и символизм. От исполнителей главных партий эта сказка требует нешуточных почти вагнеровских усилий. В партии Неизвестного принца Калафа выступит знаменитый французский тенор Роберто Аланья. Публика всего мира обожает его выразительный голос и яркую актерскую игру. Аланья записал обширный оперный репертуар, некоторые его диски получили статус золотых, платиновых и дважды платиновых. Певец стал обладателем множества наград, среди которых престижнейшая премия «Грэмми» и премия Лоуренса Оливье, которую оперные певцы получают крайне редко. За его плечами более 30 лет певческой карьеры – но он и сейчас сохранил юношеский задор и настоящую страсть к своему искусству. Такой принц сумеет растопить даже самое ледяное сердце!
В роли холодной красавицы Турандот выступит Елена Панкратова, обладательница уникального по силе и тембру голоса, которому подвластны и итальянские красоты, и немецкая изощренность. Певица выступает на главных мировых сценах и фестивалях в партиях Кундри, Тоски, Электры, Леоноры, Зиглинды. В 2016 году Елена Панкратова стала первой русской драматической сопрано в 140-летней истории Байройтского вагнеровского фестиваля.
Партию верной рабыни Лю исполнит виртуозная Голда Шульц. За дирижерским пультом – Рамон Тебар.
12, 14 и 17 марта на сцене Венской оперы – «Три сестры» Петера Этвёша. Вегерский композитор Петер Этвеш – живой классик, продолжатель дела Бартока и Лигети. Он учился в Будапеште у Злотана Кодаи и в Кельне у Циммермана, работал со Штокхаузеном и Булезом. «Три сестры» – самая известная опера Этвеша, написанная в 1998 году. В Кембриджском путеводителе по опере ХХ века музыковед Мэрвин Кук назвал «Трех сестер» последней значительной оперой прошлого столетия. С 1998 года она выдержала десятки постановок по всему миру, чем не может похвастаться практически никакая другая современная опера. В 2019 году российская премьера этой оперы в Екатеринбургском театре оперы и балета стала сенсацией сезона. В Венской опере эта постановка идет с 2016 года. «Говорят, что венская публика очень традиционна и не любит новшеств. Сегодня публика 20 минут аплодировала современной опере. Браво публике!», – сказал после премьеры генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер.
Опера предлагает новый взгляд на пьесу А.П. Чехова. Действие в ней развивается нелинейно, вместо четырех актов пьесы здесь три «последовательности», рассказывающие историю с точки зрения трех главных героев пьесы – Ирины, Андрея и Маши. В опере играет два оркестра: в оркестровой яме находится камерный ансамбль, а над сценой – большой оркестр, создавая необычный стереоэффект, как в кинотеатре.
В главных партиях выступят молдавская певица Валентина Нафорницэ (Ирина) и две певицы из России, солистки Венской оперы – Маргарита Грицкова (Маша) и Ильсеяр Хайруллова (Ольга). Все три молодые певицы – обладательницы прекрасных голосов и незаурядных актерских данных.
Режиссер постановки Юваль Шарон, а дирижировать будут Джонатан Стокхаммер и сам автор – Петер Этвеш.
Голландская национальная опера
16, 19, 24, 26, 31 марта в рамках фестиваля Opera Forward Голландская национальная опера покажет «Возвышение и падение города Махагони» Курт Вайля в свежей постановке Иво ван Хове, впервые представленной на фестивале в Экс-ан-Провансе в июле 2019 года и получившей положительные отзывы критиков.
«Возвышение и падение города Махагони» – сатирическая притча Курта Вайля и Бертольда Брехта о капиталистическом рае. В городе богатства, удовольствий и разврата разрешено абсолютно все, единственный грех – не иметь денег. Город Махагони был зеркальным отражением анархии, воцарившейся в послевоенной Германии в «золотые двадцатые», с их перманентными экономическими кризисами, итоговую черту под которыми в октябре 1929 года подвел «черный четверг» нью-йоркской биржи. Финальная сцена оперы – крах Махагони – обрела реальность в Берлине в декабре 1930 года, когда по Фридрихштрассе прошли многотысячные колонны безработных. Премьера «Махагони» в 1930 году происходила в атмосфере скандалов, сама музыка была хулиганским вызовом традициям оперного театра. Слияние классических традиций, джаза и популярных мелодий берлинского кабаре делает оперу развлекательным и остросоциальным шоу. Вошедшая в оперу композиция «Alabama Song» впоследствии была перепета многочисленными исполнителями, включая Уте Лемпер, Дэвида Боуи и The Doors.
Иво ван Хове – один из самых ярких театральных режиссеров современности, увенчанный множеством престижных международных наград, включая премии Лоуренса Оливье, «Тони» и премию Мольера. Его лаконичная, стильная и выразительная режиссерская манера как нельзя лучше подходит к жесткой социальной карикатуре Вайля и Брехта.
Прекрасен и выбор дирижера – за пульт встанет Маркус Штенц, главный дирижер Филармонического оркестра радио Нидерландов. Наблюдать и слушать его – сплошное удовольствие: точный, блестящий и заразительно энергичный, способный передать весь танцевальный драйв музыки Вайля.
Характер музыки таков, что «Махагони» требует скорее поющих драматических актеров, нежели оперных певцов, и каст выглядит полностью готовым к этой задаче. Главные партии исполнят Дорис Зоффель (Леокадия Бегбик), Алан Ок (Фетти-счетовод), сэр Уиллард Уайт (Тринти Мозес), Лорен Мишель (проститутка Дженни), Николай Шукофф (Джим Махони).
Опера Бастилия
29 февраля и 4, 7, 10, 13, 17, 22, 25, 28, 31 марта в Опере Бастилия – премьера новой постановки «Манон» Жюля Массне.
Опера Массне вдохновлена романом «История кавалера де Грие и Манон Леско», написанным аббатом Антуаном Франсуа Прево. В необыкновенной жизни аббата было и католическое благочестие, и любовные похождения. После публикации в 1731 году его скандальный роман был запрещен во Франции, но стал очень популярен, разошелся во множестве пиратских копий и стал основой для нескольких опер и балетов. В романе изображена целая эпоха, эпоха Регентства, в которой исчез старый порядок, а новый порядок, полный обещаний свободы, возродился из пепла. Манон ищет себя между этими двумя мирами – бежит из монастыря и с головой бросается в водоворот жизни, полный опасностей, соблазнов и любовных страстей.
Режиссер спектакля Венсан Юге в декабре 2019 наведывался в Москву, чтобы поставить «Дидону и Энея» Перселла в Большом театре. Юге режиссер вдумчивый и ищущий. В трактовке «Манон» он отбрасывает романтический флер обычный для постановок этой оперы, чтобы в полной мере раскрыть ее жестокую сторону.
Партию Манон исполнит одна из самых интересных колоратурных сопрано сегодняшнего дня – Притти Йенде. Слава Йенде началась с выступления на Международном вокальном конкурсе имени Ганса Габора «Бельведер», где певица сразила аудиторию и судей наповал. По итогам конкурса Йенде получила первые призы в категориях «Опера и оперетта», «Приз аудитории» и «Приз международной прессы». За всю историю конкурса Притти стала первой его участницей, сумевшей взять сразу все первые призы. Сейчас перед ней открыты двери всех оперных театров мира. В роли де Грие выступит великолепный лирический тенор Бенджамин Бернхайм – воплощение чувственности, харизмы и искренности. В роли Леско – всемирно известный французский баритон Людовик Тезье.
В спектаклях 7, 13, 22 и 28 марта другие, но не менее блестящие исполнители главных партий. Роль Манон исполнит яркая молодая певица София Фомина, а роль де Грие – звезда американской оперы Стивен Костелло.
Дирижировать постановкой будет Дан Эттингер.
Гранд-Опера
21, 24, 26, 29 марта в парижской Гранд-Опера – «Дон Жуан» Моцарта в постановке Иво ван Хове.
Существует легенда, что к написанию оперы «Дон Жуан» Моцарта приложил руку известный итальянский авантюрист Джакомо Казанова. Доказательств нет – предположения основываются на дневниковых записях знаменитого любовника. Биографы говорят о том, что авантюрист и Моцарт действительно могли быть знакомы, поскольку примерно в одно время жили в Праге и дружили с Лоренцо да Понте – либреттистом «Дон Жуана». Также известно, что Казанова присутствовал на премьере оперы 29 октября 1787 года в пражском Сословном театре.
«Для Иво ван Хове было важно показать мрачного и бескомпромиссного Дон Жуана, лишенного всякого сочувствия. Он пользуется окружающими его людьми, бросает вызов обществу и без колебания убивает человека. Тут надо вспомнить, что герой впервые появился в испанской пьесе „Севильский озорник“ Тирсо де Молины во времена, когда театр выполнял назидательную функцию. В комедии Дон Хуан – это паразит, которого нужно уничтожить для восстановления баланса в мире», – рассказывает о задумке режиссера Иво ван Хове драматург спектакля Ян Ванденхуве.
Впечатляющие декорации к спектаклю создал бельгиец Ян Версвейвельд, мастер сильных и лаконичных образов, один из самых известных театральных художников Европы, который много лет работает в сотрудничестве с Иво ван Хове. Для «Дон Жуана» он сконструировал искривленное пространство в духе гравюр-головоломок Маурица Эшера, которое, словно еще одно действующее лицо, помогает героям рассказать эту волнующую историю.
В спектакле лучезарный состав солистов, чьи имена говорят сами за себя. Партию Дон Жуана исполнит харизматичный Лука Пизарони, в роли Командора впечатляющий Александр Цымбалюк, роль Донны Анны исполнит завораживающая Жаклин Вагнер. В роли Дона Оттавио – Станислас де Барбейрак, Донна Эльвира – Стефани д’Устрак, Лепорелло – Филипп Слай, Мазетто – Михаил Тимошенко, Церлина – Зузана Маркова.
Ковент-Гарден
1, 3, 6, 9, 13, 17 марта в Ковент-Гардене оглушительная премьера – «Фиделио» Людвига ван Бетховена с Йонасом Кауфманом.
Немецкий драматический тенор Йонас Кауфман – без сомнения, одна из самых ярких звезд на современном оперном небосклоне. Выступления на лучших сценах мира, обширный репертуар от Моцарта до Вагнера, потрясающее драматическое мастерство – все это принесло ему славу одного из наиболее выдающихся оперных певцов нынешнего поколения. В спектакле он сыграет роль политического заключенного Флорестана, а Лиз Дэвидсен исполнит роль его отважной жены Леоноры, замаскированной в Фиделио.
Единственная опера Бетховена написана вне условностей и законов оперного жанра, но это безусловный шедевр, потрясающая по силе и искренности история борьбы за свободу и правду. Дирижировать великой музыкой будет блистательный Антонио Паппано.
Новая постановка Тобиаса Кратцера объединяет мрачную реальность французского революционного террора и нынешнее время, подчеркивая вневременной характер вдохновляющего гуманистического послания Бетховена.
Большой театр
3, 4, 5, 6 марта Большой театр отправит зрителей в «Путешествие в Реймс» Джоакино Россини в замечательной постановке Дамиано Микьелетто.
Проект «Путешествия» был задуман как совместная постановка Нидерландской национальной оперы (Амстердам), Королевской Датской (Копенгаген) и Оперы Австралии (Сидней). После того, как ее посмотрели в этих трех городах, она перекочевала на сцену Римской оперы, а затем на сцену Большого театра.
«Путешествие в Реймс» – одна из самых известных опер Джоакино Россини, написанная им в честь восхождения на престол французского короля Карла X.
«Эта опера для своего времени была событием примерно той же значимости, что мега-шоу, которые сейчас ставятся к открытию Олимпийских игр или чемпионатов по футболу, – говорит Микьелетто. – Но чтобы увлечь сегодняшнюю публику этим оперным проектом, одной коронации недостаточно. Тут требуется особое режиссерское решение, которое связало бы оперную историю с современностью». И режиссер нашел остроумнейший выход, перенеся действие оперы из времен Французской Реставрации в современную художественную галерею. Потерявшиеся в музее среди картин Веласкеса и Пикассо герои долго ищут свои вещи и свое место, пока не обнаруживают, что являются персонажами одной картины – грандиозного полотна Франсуа Жерара «Коронация Карла Х».
Изобретательный визуально насыщенный спектакль смотрится особенно эффектно в шикарном антураже Исторической сцены Большого театра, а музыкальный блеск гарантировано обеспечит Туган Сохиев за дирижерским пультом.
В спектакле заняты российские и итальянские солисты. Подробный состав можно уточнить на сайте театра.
Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»
При использовании материала ссылка на источник обязательна.